Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
    рабочая программа (2 класс) по теме

    Зинаида Васильевна Блохина

    Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям  ФГОС. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ya_grazhdanin.doc168 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Узуновская средняя общеобразовательная школа»

               «Утверждаю»

                 Директор

               _______________ Н.С. Иванова

               

              « ____»____________2012    г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ

    «Я – гражданин России»

    2 а класс

    Учитель  Блохина  Зинаида  Васильевна

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Пояснительная записка………………………………………………………..3

    2. Планируемые результаты……………………………………………………13

    3. Содержание программы……………………………………………………...20

    4. Учебно-тематический план…………………………………………………..27

    5. Список литературы…………………………………………………………...38

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

    На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.  

    Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

    Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

    Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.  

               Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

               Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

               Программа “Я – гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

               Программа   включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности  “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка “Операция Поиск”;  а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

    Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

    Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

    - создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

    - формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

    - утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

    - развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

    - воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

    - повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

            Формы организации внеурочной деятельности

    Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

    Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

    Беседы

    Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)

    Классный час  

    Сообщения

    Встречи с интересными людьми

    Литературно – музыкальные композиции

    Просмотр и обсуждение видеоматериала  

    Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)

    Поездки, походы по историческим и памятным местам

       

     Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

    Творческие конкурсы

    Выставки декоративно-прикладного искусства

    Коллективные творческие дела

    Соревнования

    Показательные выступления

    Праздники

    Викторины

    Интеллектуально-познавательные игры

    Трудовые дела

    Тренинги

    Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

    Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

    Заочные путешествия

    Акции благотворительности, милосердия

    Творческие проекты, презентации

    Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров

    Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания  (урочная, внеурочная, внешкольная)

     

    Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.   

    Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.

     

    Программа “Я – гражданин России” используется с 1-4 классы. Она включает  шесть  направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

    1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.

    Задачи:

    -формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

    - формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

    - воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

    - формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

    Предполагаемый результат деятельности:

    высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

    Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.

    2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

    Задачи:

    -формировать уважение к членам семьи;

    -воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

    -формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

    Предполагаемый результат деятельности:

    -сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

    - сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

    -сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

    Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.

    3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.

    Задачи:

    -воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина

    Предполагаемый результат деятельности:

    умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

    Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звёзды Надежды» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.

    4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

    Задачи:

    - формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

    - воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

    - воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

    - вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

    - воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

    Предполагаемый результат деятельности:

    осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и

    возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

    Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».  

    5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.

    Задачи:

    - развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

    - воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

    Предполагаемый результат деятельности:

    убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

    Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.    

    6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.

    Задачи:

    - воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

    - формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

    Предполагаемый результат деятельности:

    обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

    Мероприятия:  круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Система контроля и оценки достижения

    планируемых результатов

     С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится  2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май).

     Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.

     Формы и средства контроля

    Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;  

    Анкета «Необитаемый остров»;  «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);

    Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);

    Изучение самооценки личности младшего школьника;  

    Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);

    Проектная методика «Автопортрет»;

    Конкурс рисунков «Я и мой класс»;

    Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;

    Социометрия;

    Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;

    Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);

    Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);

    Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).

    Ценностные установки и планируемые результаты

    Ценностные установки:  

    любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,  

    долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

    родная земля, заповедная природа, планета Земля;

    красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

             Планируемые результаты:

      Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

      Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

      Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,  

    неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

      Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

      У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

    Критерии

    Индикатор

    Измеритель

    Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека

    Имеет четкое представление о принадлежности к РФ

    Анкета


    Испытывает чувство гордости за родную страну

    Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ

    Имеет представление о понятии «гражданин»

    Анкета

    Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека

    Анкета, анализ творческих работ, собеседование

    Сформированность моральных норм и правил поведения

    Соблюдает моральные нормы и правила поведения

    Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей

    Ценностное отношение к учебному труду; сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности

    Имеет ценностную установку «Учение», «Труд»



    Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ

    Участвует в общественно-полезной деятельности  

    Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях

    Ценностное отношение к природе, окружающей среде

    Имеет ценностную установку «Природа»

    Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ

    Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах

    Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке.

    Методика изучения ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ

    Ценностное отношение к  семье, старшему поколению

    Имеет ценностную установку «Семья»,   начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями

     Анкета, анализ творческих  и проектных работ, собеседование, отзывы родителей

    Развитое социальное партнерство

    Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования

    Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся

     В результате реализации программы ожидается:

    развитие творческих способностей;

    осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

    способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

    осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

     

    Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

     Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

    доброжелательный;

    порядочный;

    самодисциплинированный;

    уверенный;

    терпимый (толерантный);

    самостоятельный;

    ответственный;

    целеустремленный (особенно к знаниям);

    внимательный к сверстникам;

    аккуратный;

    уважительный;

    любящий;

    интеллектуальный;

    здоровый;

    общительный;

    любознательный;

    сопереживающий;

    воспитанный;

    трудолюбивый;

    открытый;

    активный;

    коммуникабельный;

    социально зрелый и др.

    В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.

     

    Организация работы по программе “Я – гражданин России” в 1-4 классах рассчитан на 1 час в неделю (1-2), 2 часа в неделю (3-4) и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

    1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»;

    2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»;

    3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;

    4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России».

    2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч

    Тема по программе

    Дата

    Всего

    Теория

    Практика

    1

     Урок Мира.

    1

    1

     

    2

    2

     Знакомства с символами родного края (герб,

    гимн, флаг).

    1

    1

     

    3

     Обязанности ученика в школе. Беседа.

    1

    1

     

    4

     Осень в родном селе. Фотоконкурс.  

    1

    1

    5

     Подумай о других.  Беседа с элементами игры.

    1

    1

     

    6

    Я – ученик. Беседа с творческим заданием.

    1

    1

     

    7

     Родной край в древности. Экскурсия в музей.  

    1

    1

     

    9

    8

     Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с  элементами игры.

    1

    1

     

    9

     Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.

    1

    1

    10

     Мой портфель. Игра экспромт.

    1

    1

    11

     Моя любимая мамочка. Презентация.

    1

    1

    12

     Школьная символика (гимн, герб, флаг)

    1

    1

     

    13

     Мой любимый город.  Беседа.

    1

    1

     

    14

     Наше село. Конкурс визиток.

    1

    1


    15

     О чем шепчут названия улиц родного села. Конкурс рисунков.

    1

    1

    16

     Самый уютный класс. Конкурс.  

    1

    1

    17

     Экология нашего города. Беседа.  

    1

    1

     

    18

    18

     День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.

    1

    1


    19

     Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.

    1

    1

     

    20

     Мы и наши права. Урок – игра.

    1

    1

    21

     Игры на развитие произвольных процессов.

    1

    1

    23

    22

     Об отце говорю с уважением. Конкурс  сочинений.

    1

    1

    25

    23

     Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс соревнование.

    1

    1

    24

     По каким правилам мы живем в школе? Игра.

    1

    1

    25

     Широкая Масленица. Игра.

    1

    1


    26

     Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов.

    1

    1

    27

     Здесь живет моя семья. Заочное путешествие.

    1

    1


    28

     Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное   путешествие.

    1

    1

    29

     День птиц. Выставка рисунков.

    1

    1


    30

     След Великой Отечественной войны в жизни  родного края. Экскурсия в музей.

    1

    1

     

    31

    31

     Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества.

    1

    1

     

    32

     Открытка ветерану. Акция.

    1

    1

    33

     Десант чистоты и порядка.

    1

    1

    34

     Знай и люби свой край. Викторина.

    1

    1

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.

    2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

    3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

    4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.

    5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

    6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

    7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. -  9 - 13с.  

    8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

    9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

    10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

    [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

    11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

    12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –  Волгоград: изд. «Учитель», 2001.  

    13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.

    14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.

    15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

    16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.

    17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.

    18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.

    19. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.

    20.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

     

     СОГЛАСОВАНО.                                                     СОГЛАСОВАНО.

    Протокол   заседания                                                ЗД по УВР ______Г.К. Лихачева         методического совета  школы                                    «_____» ____________ 2012 г.      

           от __________  № _________

     

     

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности Бурейские родники (духовно-нравственное направление), срок реализации 4 года

    Программа научно-познавательного развития младших школьников «Бурейские родники» создана на основе требований:Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Фед...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное  направление)...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

    Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлению: духовно-нравственное «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

    Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса...

    Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов,  духовно - нравственное направление -  кружок "Школа вежливых наук"...