Рабочая программа курса внеурочной деятельности Бурейские родники (духовно-нравственное направление), срок реализации 4 года
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Уварова Елена Викторовна

Программа научно-познавательного развития младших школьников «Бурейские родники» создана на основе требований:

  • Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации"
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  • Концепции духовно-нравственного воспитания и развития российских школьников.

     Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических и иных особенностей Амурской области и Бурейского района, запросов семей учащихся школы. Она конкретизирует задачи, содержание и социализацию учащихся, взаимодействия с семьёй, с общественными организациями.

     В начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению посёлка (района) как окружающего ребёнка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения (что составляет базу для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка). Учащийся на доступном  для него уровне осознаёт важность и ценность лично для него окружающего его микромира; в привычном окружении открывает новые стороны; учится грамотно взаимодействовать с микромиром.

     Объект изучения – край: его социальная, культурная, а также природная среда. При этом понятие «край» не статичное, замершее. Для детей начальной школы понятие «край» достаточно узкое, соответствующее восприятию детей: семья,  школа,  посёлок,  район.

     Цель: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире, содействовать развитию ребёнка, достижению им определённого уровня образованности.

     Организация достижения цели:

  1. определена прежде всего возрастными познавательными  возможностями детей. Начальная ступень – пропедевтический курс, который способствует осознанию ребёнком важности его микромира;
  2. внедрение краеведческого материала в другие учебные предметы: использование, по возможности, местного материала как базы для освоения теоретического материала;
  3. связь с социосредой (родителями, учреждениями района, посёлка, способными помочь детям в освоении социальной, культурной и природной среды района (области).

 Задачи:

  • способствовать формированию представлений о специфике посёлка и своего микрорайона как среды обитания и необходимости грамотного взаимодействия Человека с посёлком; о важной роли жителей в создании, развитии и сохранении посёлка Новобурейский;
  • содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к посёлку (району, области);
  • начать формирование краеведческих умений: ориентироваться по упрощённым картам-схемам, пользоваться краеведческими справочниками; описывать памятники, достопримечательности посёлка, заповедные места Бурейского района
  • развитие творческой активности;
  • формирование навыков поведения в соответствии с общепринятыми нормами как в обществе, так и дома

     Поставленные цели и задачи не могут быть решены при изучении истории края. Жизнь края в древности вызывает интерес у детей. Однако в силу возрастных познавательных возможностей дети не могут оценить значимость исторических процессов, происходивших на территории края, в контексте истории и культуры России. Отстранённые от ребёнка во времени процессы не становятся для него личностно значимыми.

    В соответствии с намеченными задачами целесообразно первоначальное знакомство с краем начать с окружающего учащихся микромира (социосреда, культурная и природная среда), с современного состояния посёлка. В данном случае понятие «край» сужается до понятия «посёлок, в котором я живу». Поэтому программа интегрированная и состоит  из нескольких разделов:

  1. «История моей школы. Мои одноклассники»
  2. «Мой дом, моя семья»
  3. «Я – житель посёлка Новобурейский»
  4. «Бурейский район  –  частица России»

     Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра средств, таких как:

  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги);
  • обучение через опыт и сотрудничество.

Важнейшее условие результативности курса – сочетание аудиторных и экскурсионных занятий; обязательное введение разноуровневых творческих заданий, которые способствуют формированию оценочных суждений. Каждый блок заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проект, сообщение, литературное творчество).

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_bureyskie_rodniki.docx59.84 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Бурейские родники»

Личностные универсальные учебные действия:

  • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
  • осознание себя членом общества и государства; чувства любви к своей стране, выражающееся в интерес к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  •  способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому предмету.

 Регулятивные универсальные учебные действия:

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в посёлке;
  • способность работать с моделями изучаемых объектов, с картами, с планом местности.

Предметные универсальные учебные действия: 

  • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником);
  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
  • умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • умение договариваться;
  • умение работать в паре, группе, коллективе;
  • умение адекватно использовать речевые средства;
  • умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.

  1. Содержание  курса

1 класс, 26 часов.

«История моей школы, мои одноклассники» (6 часов)

     Школа: учитель и ученики. Сотрудники школы: библиотекарь, фельдшер, работники столовой, технический персонал. Школьные принадлежности. Одноклассники. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга. Значение общения в жизни человека. Правила поведения  школе. Правила поведения на улице.

Экскурсия:

  • по школе;
  • «Безопасная дорога в школу». Практическое изучения правил дорожного движения.

«Мой дом, моя семья» (6 часов)

    Родина и родные. Род. Родословная. Твоя семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого её члена, профессии членов семьи. Твоя помощь в семье. Твои любимые животные и растения. Твои игрушки. Какими качествами должна обладать семья. Общение наших близких, знакомых. Чудеса общения (слушание, разговор, музыка, рисунки, танцы и т.д.).

«Я – житель посёлка Новобурейский» (6 часов)

     Город и его особенности. Посёлок и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Обитатели парка.  Названия и история улиц. Твой двор. Домашний адрес. Городской транспорт. Взаимопомощь людей разных профессий – основа жизни посёлка. Путешествие по посёлку: жилые районы, завод и предприятия, центр посёлка, зона отдыха. Общение в природе. Правила поведения в природе. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки.

Экскурсия:

  • по улицам посёлка;
  • в парк;
  •  в районную библиотеку.

Практическая работа: составление плана (схемы) улиц «Безопасный путь в школу»

«Бурейский район – частица России» (7 часов)

     Страна, где мы живём (область, район, посёлок). Взаимоотношения людей разного возраста. Правила поведения в обществе. Экология. Природная среда. Бережное отношение к вещам и окружающей среде. Правила поведения в природе.

Экскурсия в краеведческий музей.

Практическая работа с картами: физическая карта России, Амурской области, Бурейского района; работа с гербарием.

Отдых на турбазе.

2 класс, 33 часа.

«История моей школы, мои одноклассники» (6 часов)

     Правила поведения в школе. Уважение к чужому мнению.  Времена года в местности, где я живу. Краски осени. Уборка школьного двора. Правила работы с инструментами: лопатами, граблями, мётлами. Правила работы в группах. Общение между сверстниками, учителями. Кодекс вежливости.

Акция «Чистый двор»

Практическая работа: 

  • создание «Кодекса вежливости»;
  • выпуск стенгазеты «Наша школа».

«Мой дом, моя семья» (7 часов)

     Бабушки и дедушки. Родители. История имён и фамилий. Профессии родителей. Роль профессий в нашей жизни. Совместный труд и отдых.

Экскурсия:

  • на Хлебозавод;
  • в пожарную часть посёлка.

Творческие работы: 

  • конкурс рисунков;
  • мини-сочинение.

«Я – житель посёлка Новобурейский» (10 часов)

     Историческое прошлое посёлка. Современный посёлок. План. План местности. Труд и творчество людей разного возраста. Правила в обществе, в театре, в транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению.

Экскурсия в краеведческий музей.

Практическая работа: 

  • составление паспорта посёлка;
  • составление памятки «Обязанности жителей нашего посёлка».

Творческая  работа: конкурс фотографий.

«Бурейский район – частица России» (10 часов)

     Мой край.  «Путешествие» по родному краю природа родного края. Как я изучаю природу.  Заповедники, заказники, национальные парки. Роль заповедников. Значение растений и животных в природе и для человека. Редкие и охраняемые растения и животные. Красная книга.

Экскурсия:

  • в Хинганский заповедник;
  • на станцию Юннатов.

Практическая работа: 

  • работа с гербарием;
  • защита мини-проектов.

3 класс, 33 часа.

«История моей школы, мои одноклассники» (6 часов)

     Школьная библиотека. Библиотечный фонд. Художественная, научная, энциклопедическая, справочная, учебная литература, детские периодические издания. Каталог, картотека, карточка читателя. Уход за книгами. Ремонт книг. Правила поведения в библиотеке. Аккуратность как добродетель. Школьная столовая. Меню. Правильное  питание.

Экскурсия в школьную библиотеку.

Встреча с сотрудниками столовой.

Практическая работа: составление меню с учётом содержания необходимых для организма веществ.

Творческая работа:

  • выставка поделок из природного материала «Вот и осень пришла»;
  • конкурс рисунков «Портретная галерея моего класса».

«Мой дом, моя семья» (7 часов)

     Семейные реликвии. Семейные традиции. Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен. Бюджет. Доход и расход. Значение труда в жизни человека. Обязанности по дому. Разделение труда в семье. Обязанность, ответственность как добродетели.

Практическая работа:  «Родословное древо»

«Я – житель посёлка Новобурейский» (10 часов)

     Культурное богатство посёлка – материальные и духовные. Памятники истории и культуры Бурейского района. Советская власть, партизаны, комсомольцы, гражданская война, репрессии. Великая Отечественная война. Набережная моего посёлка. Использование природных форм в прикладном творчестве. Образы природы и фантазия.

Экскурсия:

  • на берег реки Бурея. Набережная;
  • к памятникам посёлка:
  1. Памятник красным партизанам, павшим в боях за Советскую власть на Дальнем Востоке;
  2. Обелиск первым комсомольцам п. Новобурейский;
  3. Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Гражданской и Великой Отечественной войны;
  4. Памятник выпускникам, ушедшим на фронт в годы великой Отечественной войны;  
  5. Памятник репрессированным Бурейского района.

Творческие работы: 

  • мини-сочинение «Моя малая родина»;
  • фотовыставка «Любимые места посёлка».

«Бурейский район – частица России» (10 часов)

     Родина. Малая Родина. Общество. Государство. Отечество. Лента времени. Государственные символы: флаг, герб, гимн. Элементы герба и флага родного края. Природные условия, территориальная принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры. Разнообразие жителей посёлка по возрасту, по характеру труда, по расам, национальностям.

Экскурсионная поездка в город Благовещенск.

4 класс, 33 часа.

«История моей школы, мои одноклассники» (8 часов)

     История школы: прошлое и настоящее. Когда появилась школа. Кто возглавлял школу в предыдущие годы.  Учителя. Династии. Школьная жизнь. Школьные традиции. Школьные правила. Законы коллектива. Законы дружбы. Выпускники. Биография почётных выпускников, уважаемых жителей посёлка.

Творческая работа:

  • защита проекта;
  •  выпуск буклета «Летопись моей школы»

«Мой дом, моя семья» (7 часов)

     Мир профессий. Роль профессий в нашей жизни. Трудовая слава членов семьи. Награды за трудовую деятельность.

Экскурсии:

  • на ООО «Водоканал Бурейского района»;
  • знакомство с производственной деятельностью родителей на Бурейской ГЭС.

Творческая работа:

  • защита проекта;
  • создание фотоальбома «Трудовая слава родителей нашего класса»

«Я – житель посёлка Новобурейский» (6 часов)

Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.) судьба родного края в этот период. Члены моей семьи в годы войны. Участники боевых действий. Дети военного лихолетья. Узники концлагерей. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны. Ордена и медали. Развитие нашего посёлка после Второй мировой войны.

Экскурсии:

  • в краеведческий музей;
  • на пограничную заставу в с. Асташиха  Бурейского района.

Встреча с участниками боевых действий в Великой Отечественной войне.

Исследовательская  работа:

  • участие в школьной (районной) конференции;
  • защита исследовательских работ;
  • защита презентаций.

Творческая работа:

  • конкурс сочинений «След войны в моей семье»;
  • создание школьного альманаха «Память».

«Бурейский район – частица России» (7 часов)

Зависимость человека от природы. Вода – одно из условий жизни на земле. Природное равновесие. Влияние деятельности человека на окружающую природу. Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Экологические катастрофы, вызванные деятельностью человека. Роль науки экологии в защите окружающей среды. Сохранение гармонии в природе. Бережное отношение к окружающему миру.

Экскурсия:

  • на Верхнебурейскую ГЭС;
  • в краеведческий музей.

Практическая работа: проведения опыта «Загрязнение воды».

Встреча с участниками школьного туристического клуба «Спасатель».

Творческая работа: участие в районных и областных конкурсах исследовательских  и проектных работ.

  1. Тематическое планирование  и основные виды деятельности учащихся

1 класс (25 часов)

Тема

Число часов

Основные виды деятельности учащихся

1 раздел   «История моей школы. Мои одноклассники»

  1. «Здравствуй школа!», экскурсия по школе. Знакомство с сотрудниками школы.
  2. Беседа «Ты школьник». Игра «Собери портфель».
  3. Игра-инсценировка «Правила поведения в школе»
  4. Занятие «Про тетрадь и карту, карандаш и парту».
  5. Практическое занятие «Я по улице шагаю»
  6. Конкурс рисунков «Мой класс».

6

Выполнять правила поведения в школе.

Знакомиться с новым коллективом.

Отличать школьные принадлежности от других предметов.

Группировать предметы по их принадлежности.

Уважительно относиться к ученикам своего класса, учителям и сотрудникам школы.

Знать и использовать безопасный путь от дома до школы и обратно.

2  раздел   «Мой дом. Моя семья»

  1. «Что такое семья?» диагностика. Словесное рисование «Мой дом».
  2. Занятие «Семья вместе – и душа на месте».
  3. Занятие «Родословная моей семьи».
  4. Дело-практикум «Как я приглашаю гостей».
  5. Тематическое рисование «Портрет моей семьи».
  6. Путешествие во времени «Маленький папа, маленькая мама».

6

Устно составлять  рассказ  о своём доме, о своей семье.

Уважительно относиться к членам своей семьи.

Выполнять обязанности по дому. Рассказывать о родословной семьи.

Собирать материал о семье, анализировать, составлять и рассказывать небольшие сообщения.

3  раздел   «Я – житель посёлка Новобурейский»

  1. Сбор-разговор. «Что такое посёлок? Чем он отличается от города?».
  2. Моё окружение: дома, улицы. Экскурсия.
  3. «История моей улицы»
  4. Занятие «Твой домашний адрес».
  5. Парк и его обитатели.
  6. Экскурсия в районную библиотеку. «Посёлок, в котором я живу»

6

Отличать посёлок от города по определённым признакам.

Видеть в привычном окружении непривычное, загадочное, чудесное. Составлять схему улиц.

Знать названия и историю улиц посёлка.

Точно называть свой домашний адрес. Приводить примеры.

4  раздел   «Бурейский район – частица России»

  1. Занятие «Люби и знай свой край»
  2. Экскурсия в районный краеведческий музей.
  3. Экологическая разведка.
  4. Игра «Кто это? Что это?»
  5. Игра-путешествие «Растительный мир родного края»
  6. День Здоровья. Выезд на турбазу.
  7. Итоговое занятие. Защита мини-проектов «Я живу в Бурейском районе».

7

Знать  название своего района, области, какую роль играет в жизни всей страны.

Устанавливать причинно-следственные связи в природе. Прогнозировать изменения в природной среде края, вызванные вмешательством человека.

Соблюдать правила поведения в природе.

Создавать проект итоговой работы.

2  класс (33 часа)

Тема

Число часов

Основные виды деятельности учащихся

1 раздел   «История моей школы. Мои одноклассники»

  1. Обсуждаем правила поведения в школе «Окажем школе уважение своим примерным поведением!»
  2. «Чистый двор». Общественно-полезный труд. Работа в мини группах.
  3. Творческая работа. Создание кодекса вежливости.
  4. Сбор-разговор «Давайте жить дружно!»
  5. Игра-путешествие «Море любимых занятий».
  6. Выпуск газеты «Наша школа»

6

Выполнять различные работы во дворе (убирать, подметать, сгребать мусор и т.д.)

Сочетать свои интересы с интересами других людей.

Вносить в привычные традиционные поручения элементы творчества, приносить радость своим трудом одноклассникам.

Определять значимую цель. Предвидеть конечный результат.

Намечать план работы, подбирать необходимые материалы.

Обсуждать, анализировать, делать выводы.

2  раздел   «Мой дом. Моя семья»

  1. Беседа «Родители моих родителей».
  2. Беседа «Почему меня назвали именно этим именем?»
  3. «Что такое фамилия? Как появились фамилии? Что означает моя фамилия?»
  4. Экскурсия на хлебозавод. «Профессии родителей»
  5. Экскурсия в пожарную часть п. Новобурейский. «Профессии родителей»
  6. Практическая работа. Конкурс рисунков «Все работы хороши – выбирай на вкус»
  7. Творческая  работа. Мини-сочинение «История моей семьи»

7

Рассказывать о своих родителях, бабушках и дедушках.

 Собирать материал о именах, фамилиях; анализировать, составлять и рассказывать небольшие сообщения.

Выполнять правила поведения в общественном месте. Доброжелательно относиться к своим одноклассникам во время экскурсий.

Применять свои знания в творческих работах.

Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни.

3  раздел   «Я – житель посёлка Новобурейский»

  1. «Названия в моём посёлке»
  2. Краеведческий музей. Как возник наш посёлок?
  3. Практическое занятие. Составление паспорта посёлка.
  4. Занятие-путешествие «Наш современный посёлок»
  5. Экскурсия по улицам посёлка. Работа с планом. Учимся определять улицы, объекты.
  6. Красота посёлка – результат труда и творчества многих поколений людей.
  7. «Наши обязанности». Практическое занятие: составление памятки «Обязанности жителей нашего посёлка».
  8. Игра-инсценировка «Чем могут помочь дети родному посёлку?»
  9. Занятие-практикум. Правила безопасности на улице, во дворе, если остался дома один.
  10. Конкурс фотографий «Живой мир моего посёлка»

10

Работать с информацией в библиотеке, краеведческом музее. На основе информации составлять паспорт посёлка. Работать с планом, ориентироваться на местности. Самостоятельно вычерчивать план отдельного участка местности.

Называть обязанности жителей посёлка.

Рассказать о безопасном поведении на улице.

Предупреждать опасность для себя и для других.

Соблюдать правила игры, организовывать игру.

Уважительно относиться к труду людей.

Принимать участие в играх, конкурсах

4  раздел   «Бурейский район – частица России»

  1. Познавательно-развлекательное занятие «Вот она какая, сторона родная»
  2. Выезд в Хинганский заповедник.
  3. Растения Бурейского района.
  4. Практическое занятие. Растения Бурейского района.
  5. Животные Бурейского района.
  6. Практическое занятие. Животные Бурейского района.
  7. Станция Юннатов. Экскурсия.
  8. Красная книга. Животные и растения Бурейского района, занесённые в Красную книгу.
  9. Школьный туристический слёт «Люблю тебя, мой край родной!»
  10. Итоговое занятие. Защита мини-проектов «Я живу в Бурейском районе».

10

Знать заповедные места края.

Называть растения и животных, занесённых в Красную книгу. Наблюдать за животными и растениями.

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Участвовать в диспуте, посвященном  выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы.

Характеризовать работу людей по сохранению природы.

3 класс (33 часа)

Тема

Число часов

Основные виды деятельности учащихся

1 раздел   «История моей школы. Мои одноклассники»

  1. Подготовка к выставке «Вот и осень пришла!» Изготовление поделок из природного материала (коллективная работа)
  2. Библиотечный день. Наша школьная библиотека.
  3. Практикум «Школьная столовая».
  4. Конкурс рисунков «Портретная галерея моего класса»
  5. Сбор-разговор «Загляни в своё сердце».
  6. Праздник «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

6

Обсудить правила поведения в библиотеке, столовой, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.

Моделировать  и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.

Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах.

Практическая работа: составить правила поведения в библиотеке, правила бережного отношения с книгами.

Моделировать  и оценивать различные ситуации. 

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.

2  раздел   «Мой дом. Моя семья»

  1. «Зачем нужны семейные реликвии?»
  2. «Традиции моей семьи»
  3. «Моя родословная. Что это?»
  4. Практическая работа «Родословное древо».
  5. Практикум «Секреты домашнего хозяйства»
  6. Встреча с родителями. «Академия домашних волшебников».
  7. Игровое занятие «Буду маме помогать, буду всюду убирать»

7

Уважительно относиться к членам семьи.

Практическая работа

Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе  представителей разных поколений.

Рассказывать о родословной семьи.

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем соей семьи.

3  раздел   «Я – житель посёлка Новобурейский»

  1. Характер нашего посёлка. Культурные богатства – материальные.
  2. Характер нашего посёлка. Культурные богатства – духовные.

3-4.  Удивительная память посёлка.

      Известные жители, в названиях

      улиц, мемориальных досках.

     5-6. Удивительная память посёлка.

  • памятник красным партизанам, павшим в боях за Советскую власть на Дальнем Востоке;
  • обелиск первым комсомольцам п. Новобурейский;
  • обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Гражданской и Великой Отечественной войны;
  • памятник выпускникам, ушедшим на фронт в годы великой Отечественной войны;  
  • памятник репрессированным Бурейского района.

      7.  Экскурсия. Бурея. Набережная на-

           шего посёлка.

      8.  Чем известен наш посёлок в насто-

           ящее время?

      9.  Мини-сочинение «Моя малая ро-

           дина»

      10. Фотовыставка «Любимые места

           нашего посёлка»

10

Подготовить сообщение (рассказ) о культурных богатствах (материальных и духовных) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного посёлка на основе дополнительной информации.

Подобрать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры.

Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.

Проиграть  учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения.

4  раздел   «Бурейский район – частица России»

  1. Удивительное имя нашего района.
  2. Удивительный возраст нашего района.
  3. Бурейский район имеет удивительные знаки: герб и флаг.
  4. Удивительное расположение Бурейского района.
  5. Экскурсионная поездка в г. Благовещенск.
  6. Бурейский район на карте Амурской области.

7-9.Удивительные уголки родного

      края. Экскурсия «Семь чудес

      Бурейского района»

      10. Игра-путешествие «Расскажу о

            своём крае»

10

Объяснять личное значение («для меня») понятий  «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество».

Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру); соотносить годы с конкретными веками.

Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран.

Описывать по изображению элементы герба и флага  родного региона; а также предлагать объяснения их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации.

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем родного края из текста, иллюстраций, карт, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) .

 Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.

Выполнять в группе задания  по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем родного края.

4 класс (33 часа)

Тема

Число часов

Основные виды деятельности учащихся

1 раздел   «История моей школы. Мои одноклассники»

Коллективная проектная деятельность

«Расскажу о своей школе».

Сбор информации о том, когда появилась школа, какие учителя работали в ней за время её существования.  Встреча на занятиях с родителями – выпускниками школы. Подготовка Вечера встречи выпускников.

Защита проекта. Выпуск буклета «Летопись моей школы»

7

Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом и настоящем родной школы.

Проводить опрос сотрудников школы, жителей посёлка.

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Формулировать вопросительные предложения.

Практическая работа. Создать буклет по итогам проектной деятельности.

2  раздел   «Мой дом. Моя семья»

Коллективная проектная деятельность

 (дети и родители)

«Трудовая слава моей семьи».

 Сбор информации о трудовой деятельности членов семьи (бабушки, дедушки, мамы, папы, брата и т.д.). Какие имеют трудовые награды.

Экскурсия на ООО «Водоканал Бурейского района»

Экскурсия на Бурейскую ГЭС.

Защита проекта. Создание фотоальбома «Трудовая слава родителей нашего класса»

8

Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни.

Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей .

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации о трудовой деятельности жителей посёлка.

Работать с информацией в библиотеке, краеведческом музее. На основе информации, фотографий, создать фотоальбом.

3  раздел   «Я – житель посёлка Новобурейский»

Коллективная проектная деятельность

«История посёлка – это история

 моей семьи»

 Работа в микрогруппах – выбор тем по исследовательской работе.

Экскурсия в краеведческий музей.

Встреча с участниками Великой Отечественной войны.

Сбор и обработка информации (фотографий) об участниках Великой Отечественной войны из семейных архивов.

Экскурсия на пограничную заставу с. Асташиха Бурейского района.

Участие в школьной и районной конференции, защита исследовательских работ, презентаций.

Конкурс сочинений «След войны в моей семье»

Выпуск школьного альманаха  «Память».

9

Создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?».

Находить и извлекать необходимую информацию об участниках военных лет из материалов краеведческого музея, иллюстраций, карт, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) .

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Формулировать вопросительные предложения.

Конструировать монологические высказывания; составлять рассказ о герое Великой Отечественной войны.

4  раздел   «Бурейский район – частица России»

Коллективная проектная деятельность

«Природа и мы»

Работа в микрогруппах – выбор тем по исследовательской работе.

Провести социологический опрос между жителями посёлка, учителями, учащихся школы в соответствии с выбранной темой. Провести и пронаблюдать, сделать соответствующие выводы по опыту «Загрязнение воды».

Экскурсия на Верхнебурейскую ГЭС.

Экскурсия в краеведческий музей.

Библиотечный день (работа в районной библиотеке): работа с энциклопедической литературой, детскими журналами экологической тематики, отбор информации.

Подбор картинок для создания серии открыток «Ихтиофауна Бурейского района».

Встреча с участниками школьного туристического клуба «Спасатель».

Участие в районных и областных конкурсах исследовательских  и проектных работ.

9

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экологических катастрофах Бурейского района, подготавливать доклады и обсуждения полученных сведений. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите.

Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме.

Исследовать (на основе опытов) влияние древесины на качество воды. Приводить примеры  зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера. Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Оценивать влияние современного человека на природу. Оценивать свою личную роль в охране природы.

Участвовать в диспуте, посвященном  выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы. Характеризовать работу людей по сохранению природы. Подготавливать в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в  краеведческий музей (ознакомление с природой родного края).