Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа вежливости" (духовно-нравственное направление) 1-4 класс.
рабочая программа

Плаксина Нина Александровна

Программа ориентирована на достижение учащимися результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_vezhlivosti.doc185.87 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 76»

Принята

Утверждена

на заседании МО учителей

начальных классов

приказом по средней школе №76  от             г. №

протокол от  

руководитель МО:

/    

Согласована

заместитель директора по УВР

                  /  

дата, подпись, расшифровка

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

 «Школа вежливости»

 (духовно-нравственное направление)

 1-4 класс

Учитель: Плаксина Н.А.

20...  -  20...  учебный год

г. Ярославль

Планируемые  результаты

 

Программа ориентирована на достижение учащимися результатов первого уровня — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности

У ученика будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Ученик получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Учащиеся получат возможность научиться:

-  адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её при дальнейшей работе;

- самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность

Познавательные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Учащиеся получат возможность научиться:

- сравнению, анализу, синтезу, обобщению, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий и причинно-следственных связей;

- умению использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Учащиеся получат возможность научиться:

- выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами  художественного языка;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

- задавать вопросы уточняющего характера, в том числе по цели выполняемых действий,

- договариваться и приходить к общему решению.

- сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их   чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.

Содержание программы

Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

1 класс «Школа вежливых ребят» (33 часа)

Раздел 1: Правила поведения в школе (4 ч)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.

Раздел 2: Я среди людей (7 ч)

Кто я и как выгляжу? Что в нашем имени? Плохо одному. Товарищи и друзья. Как завоевывать друзей. Бескорыстие в дружбе. Верность слову.

Раздел 3: О добром отношении к людям (5 ч)

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.

Раздел 4: Как стать трудолюбивым (4 ч)

«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Тема 5: Правила опрятности и аккуратности (2 ч)

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.

Раздел 6: Правила поведения на улице, дома и в общественных местах (7 ч)

Как вести себя на улице и дома. Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей. Правила поведения в столовой, за столом. Правила поведения в общественном транспорте.  Правила поведения в театре и кино. Поведение в библиотеке и музее. Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями.

Раздел 7: В мире сказок (3ч)

Добро и зло в сказках. Сказки – волшебство, чудо и правда. Сказка – ложь, да в ней намек.

Раздел 8: Итоговое занятие (1 ч)

Что мы узнали и чему научились

 

Формы организации и виды деятельности

Познавательная беседа

Экскурсия

Подвижные игры

Закрепление правил поведения на переменах.

Веселые инсценировки.

Ролевая игра

Решение жизненных задач

Тренинговое занятие

Просмотр и обсуждение кинофильма

Обсуждение жизненных ситуаций

Творческая работа в группах

Практическое занятие

Викторина

Сюжетно-ролевая игра

Видеовикторина

Анализ сказок

Работа в группах

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название тем

Дата

1

Правила поведения в школе  (на уроке и на перемене)

2

Правила поведения в школе  (в гардеробе, столовой, библиотеке, спортивном зале)

3

Правила поведения на школьном дворе


4

Как вести себя в школе, на переменах

5

Кто я и как выгляжу?

6

Что в нашем имени?

7

Плохо одному

8

Товарищи и друзья

9

Как завоевывать друзей

10

Бескорыстие в дружбе

11

Верность слову

12

Что такое «добро и зло».

13

 «Ежели вы вежливы».

14

Добрые и не добрые дела.

15

Ты и твои друзья.

16

Помни о других – ты не один на свете.

17

«Ученье - свет, а неученье тьма».

18

Как быть прилежным и старательным.

19

Наш труд в классе.

20

Мой труд каждый день дома.

21

Правила опрятности и аккуратности

22

Правила опрятности и аккуратности

23

Как вести себя на улице и дома.

24

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей.

25

Правила поведения в столовой, за столом.

26

Правила поведения в общественном транспорте.  

27

Правила поведения в театре и кино.

28

Поведение в библиотеке и музее.

29

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями.

30

Добро и зло в сказках

31

Сказки – волшебство, чудо и правда

32

Сказка – ложь, да в ней намек

33

Что мы узнали и чему научились

2 класс «Школа вежливых ребят» (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)

Заповеди. Дал слово держи.

Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Раздел 4: Понять другого (10ч)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.

№ п/п

Название тем

Форма организации деятельности

Дата

1

Путешествие по лабиринту этикетных правил  (повторение).

Решение задач по культуре поведения.

2

Вот школа, дом, где мы живем.

Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.

3

Устное и письменное приглашение на день рождения.

Практическое занятие

4

Встреча и развлечение гостей.

Решение задач по культуре поведения. Веселые инсценировки.

5

Встреча и развлечение гостей.

Практическое занятие за столом. Игра «Концерт для именинников».

6

Поведение в гостях.

Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.

7

Поведение в гостях.

Разыгрывание сценок

8

Кому и как мы можем дарить радость

Познавательная беседа

9

Как дарить подарки.

Решение задач по культуре поведения.

10

Заповеди. «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе»

Решение жизненных задач

11

Заповеди. Добро творить – себя веселить.

Решение жизненных задач

Выставка рисунков о добре.

12

Дал слово - держи.

Решение жизненных задач

13

«Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».

Решение жизненных задач

14

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

Обсуждение жизненных ситуаций.

15

«Кого я могу назвать своим лучшим другом»

Творческая работа в группах.

16

«Чего в другом не любишь, того и сам не делай»

Решение задач по культуре поведения.

17

О доброте и бессердечии.

Познавательная беседа

18

Не стесняйтесь доброты своей.

Решение жизненных задач

19

Об уважительном отношении к старшим.

Практическое занятие.

20

О зависти и скромности.

Работа в группах. Решение жизненных задач

21

О доброте и жестокосердии.

Познавательная беседа

22

Разговор о доброте и смелости.

Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину.

23

Этика отношений с окружающими

Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.

24

В мире мудрых мыслей.

Познавательная игра. Творческая работа в группах.

25

Подумай о других.

Чтение отрывка из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города», обсуждение.

26

Золотые правила.

Решение жизненных задач

27

От чего зависит настроение

Решение жизненных задач

28

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

Тренинговое занятие.

 Работа в группах

29

По  правилам этикета.

Разыгрывание сценок, где действующие лица сказочные герои.

30

О тактичном и бестактном поведении.

Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.

31

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

Анализ сказок

32

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

Работа в группах

33

В мире мудрых мыслей.

Работа в группах

34

Обзор курса этики за год.

Занятие в виде праздника.

3 класс («Уроки нравственности») (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.

№ п/п

Название тем

Форма организации деятельности

Дата

1

Этикет разговора.

Познавательная беседа.

2

Обращение к разным людям.

Тренинговое занятие.

3

Дружим с добрыми словами.

Практическое занятие по «превращению» слов

4

Вежливый отказ, несогласие.

Тренинговое занятие.

 Веселые инсценировки.

5

Этикетные ситуации.

Ролевая игра.

6

Любим добрые поступки.

Разыгрывание сценок, где действующие лица сказочные герои.

7

Подари дело и слово доброе.

Тренинговое занятие.

8

Разговор по телефону.

Практическое занятие

9

Играем роль воспитанного человека.

Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен».

10

Что значит быть вежливым?

Формулирование правил этикета.

11

Мои достоинства и недостатки.

Тренинговое занятие.

12

Каждый интересен

Тренинговое занятие.

13

Большое значение маленьких радостей.

Решение жизненных задач

 

14

О хороших и дурных привычках.

Обсуждение жизненных ситуаций.

15

Школьные правила этикета

Творческая работа в группах.

16

Когда рядом много людей

Формулировка правил поведения в общественных местах (групповая работа)

17

Заповеди: как мы их исполняем.

Познавательная беседа

18

О сострадании и жестокосердии.

Решение задач по культуре поведения.

19

Как решать семейные проблемы

Практическое занятие.

20

Лгать нельзя, но если...?

Работа в группах. Решение жизненных задач

21

Чистый ручеек вашей речи

Познавательная беседа

22

Всегда ли богатство счастье?

Практическое занятие.

 

23

Душа – это наше творение

Творческая работа в группах.

24

Спешите делать добро.

Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»

25

Отворите волшебные двери добра и доверия

Решение жизненных задач

 

26

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Разыгрывание сценок

27

«Как сердцу высказать себя?»

Решение жизненных задач

28

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

Работа в группах

29

Вглядись в себя, сравни с другими

Познавательная беседа

30

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

Видеовикторина

31

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

Анализ сказок

32

Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

Работа в группах

33

Помоги понять себя

Работа в группах

34

Чему мы научились на уроках этики.

Занятие в виде праздника.

4 класс («Уроки нравственности») (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.


Календарно-тематическое планирование

4 класс

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.

2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.

3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.

Дата

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Форма организации деятельности

Раздел №1

Культура общения

9

1.

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

1

Познавательная беседа

2.

Культура общения в  современной семье.

1

Познавательная беседа

3.

Культура общения в  современной семье.

1

Сюжетно ролевая игра

4.

О терпимости к ближним.

1

Познавательная беседа

5.

О терпимости к ближним.

1

Познавательная беседа, диспут

6.

Культура спора.

1

Практическое занятие

Работа в группах

7.

Этикетные ситуации.

    1

Сюжетно ролевая игра

8.

В мире мудрых мыслей.

1

Познавательная беседа

9.

В мире мудрых мыслей.

1

Конкурс-викторина

Раздел №2

Самовоспитание

7

10.

«Познай самого себя».

1

Диагностика

11.

Самовоспитание.

1

Тренинг

12.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

1

Практическое занятие

Работа в группах

13.

Как я работаю над собой.

1

Самопрезентация

14.

О терпении.

1

Тренинг

15.

Конец каждого дела обдумай перед началом.

1

Познавательная беседа

16.

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

1

Познавательная беседа

Раздел №3

Общечеловеческие нормы нравственности

10

17.

Об источниках наших нравственных знаний.

1

Познавательная беседа

18.

Совесть - основа нравственности.

1

Познавательная беседа, работа в группах

19.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

1

Познавательная беседа

20.

«Досадно мне, что слово честь забыто».

1

Познавательная беседа

21.

Заветы предков.

1

Практическое занятие

Работа в группах

22.

Россияне о любви к Родине.

1

Конкурс-викторина

23.

Твоя малая родина.

1

Игра – «Поле чудес»

24.

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

1

Литературно-музыкальная композиция

25.

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1

Конкурс-викторина

26.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

1

Сюжетно ролевая игра

Раздел №4.

Искусство и нравственность

8

27.

Нравственное содержание  древних мифов.

1

Познавательная беседа

28.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

1

Просмотр и обсуждение видеоматериалов

Работа в группах

29.

Положительные герои в былинах и сказках.

1

Работа в библиотеке

30.

Отрицательные герои в литературных произведениях.

1

Работа в библиотеке

31.

«Зло, как и добро, имеет своих героев».

1

Игра – «Поле чудес»

32.

Искусство и нравственность.

1

Экскурсия

33.

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

1

Сюжетно ролевая игра

34.

Обзор курса этикета.

1

Игра – путешествие по станциям

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» направление: общеинтеллектуальное 2 класс

Личностными результатами изучения курса во втором классе является формирование следующих умений.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Зелёные страницы» (социальное направление) для 4 класса.

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Зелёные страницы» (социальное  направление) для 4 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной п

Рабочая программа по  внеурочной деятельности  по спортивно-оздоровительному   направлению   для 1 класса составлена в соответствии с :  -Федеральным государственным...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК» (общеинтеллектуальное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК» (общеинтеллектуальное направление) ДЛЯ  1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТВОРИ ДОБРО» (социальное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «ТВОРИ ДОБРО»(социальное направление)ДЛЯ  1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА» (общеинтеллектуальное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»(общеинтеллектуальное направление) ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Необычное в обычном» Направление «общеинтеллектуальное» 4 класс

Актуальность. Актуальность программы обусловлена общественной необходимостью в поддержке в ребёнке любопытства и тяги к созиданию, творческого отношения к окружающей действительности, интереса к экспе...