Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной п
рабочая программа (1 класс)

Берзегова Светлана Казбековна

Рабочая программа по  внеурочной деятельности  по спортивно-оздоровительному   направлению   для 1 класса составлена в соответствии с :

  -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;

  -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока»

   а. Джиджихабль;

  -Учебным планом МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т. Джаримока» а. Джиджихабль

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.docx48.9 КБ
Файл narodnye_igry.docx48.9 КБ

Предварительный просмотр:

  Рабочая программа по  внеурочной деятельности  по спортивно-оздоровительному   направлению   для 1 класса составлена в соответствии с :

  -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;

  -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока»

   а. Джиджихабль;

  -Учебным планом МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т. Джаримока» а. Джиджихабль

                              Результат освоения курса внеурочной деятельности.

Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.

   Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.

Личностные и метапредметные результаты

     Дети научатся:

      играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;

    Будут знать:

  • о способах и особенностях движение и передвижений человека;
  • о системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
  • об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
  • о причинах травматизма  и правилах его предупреждения;

   Будут уметь:

  • составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
  • организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
  • уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.

   Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма на более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.

Подвижные игры – действенное средство оздоровления ребенка. Процесс игры всегда связан с новыми двигательными действиями, новыми ощущениями, эмоциями. Ребенок – это деятель и деятельность его, прежде всего, выражается в движениях. Развитость движения- один из показателей нервно-психического развития. Игра формирует личность ребенка, в игре ребенок учится проявлять находчивость, инициативу, выдержку, развивает силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Помимо физического развития игры способствуют становлению нравственных и эстетических представлений.

   Программа представлена двумя блоками:  народные игры, подвижные игры.

                                   

                       Содержание курса внеурочной деятельности

 

    Направленность программы «Подвижные игры» является программой спортивно- оздоровительной направленности, предполагает дополнительный уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – оздоровительной, развивающей и познавательной, по времени реализации - трёхгодичной. 
Программа разработана на основе программы регионального компонента « Основы развития двигательной активности младших школьников» Киров 2007г. и типовых программ по физической культуре.

   Цель программы:    содействие  всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, способствовать оздоровлению и развитию ребенка, становлению нравственных и эстетических свойств личности, воспитанию любви к труду .

   Задачи   направлены на:

  • укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям подвижными играми и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
  • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.

     -   формирование основ самостоятельной двигательной деятельности,       имеющие оздоровительные, развивающие и познавательные аспекты,    направленные на расширение адаптационных, функциональных возможностей младших школьников за счет целенаправленного воздействия физических упражнений

В соответствии с рекомендациями МО и Н  РА 10-15% времени используется на региональную, национальную и этническую особенность, целью которой является приобщение детей младшего возраста к богатейшему миру национальных подвижных игр, воспитание эстетического вкуса через культуру своего народа, культуру людей других национальностей, проживающих на территории РА, чувства патриотизма.

       Занятия проводятся 1 раз в неделю,  для 1 класса – 33 часа, желательно на   свежем воздухе.

                             Весь материал разделяется на отдельные разделы:

  1. раздел - «Народные  игры»-13 ч.

«Народные игры»

Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры

2.раздел - «Подвижные игры»-20ч.

«Подвижные игры»

Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

Формы организации учебных занятий:

-физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

-спортивные соревнования и праздники;

-самостоятельные занятия физическими упражнениями;

-различные подвижные игры.

                             Учебно-тематический план

Наименование раздела

Количество часов

Лабораторные практические работы

Экскурсии

Контрольные работы

Контрольные срезы

1

Народные игры

13

2

Подвижные игры

20

ИТОГО

33

  Календарно- тематическое планирование (33 ч.)

Тема

Количество часов

дата

план

факт

1

    Народные игры -13ч.

    Подвижные игры -20ч.

Разучивание народных считалок, использование их в игре.

1

2

Подвижная игра «Совушка».

1

3

Подвижная игра «Жмурки» Повторение считалок.

1

4

Народная игра «Хромая лиса».

1

5

Развитие скоростных качеств. Народная игра «Гуси- лебеди».

1

6

Подвижные игры с мячом. Подбрасывание и ловля.

1

7

Подвижные игры с мячом. Эстафета.

1

8

Упражнения для развития скоростных качеств. Игра «Пустое место».

1

9

Разучивание подвижной игры «Третий лишний». Развитие внимательности и дружелюбия в игре.

1

10

Народная игра «Овцы и волки».

1

11

Развитие силовых качеств. Народная игра «Цепи кованы».

1

12

Упражнения для развития ловкости. Народная игра «Из круга вышибало».

1

13

Упражнения для развития скоростных качеств. Народная игра «Горелки».

1

14

Повторение изученных игр.

1

15

Повторение изученных игр.

1

16

Игры на свежем воздухе. Хэт нахь лъэшэу чыныр къезыфэк1ыщтыр?

1

17

Подвижные игры. Эстафета с мячом.

1

18

Подвижные игры. Эстафета с обручами и кеглями.Ос 1ашк1.

1

19

Упражнения для развития скоростных качеств. Игра «Белые медведи».

1

20

Игры с мячом. Народная игра «Яблочко».

1

21

Подвижные игры со скакалкой. Игра «Третий лишний».

1

22

Игры на свежем воздухе. Повторение изученных игр.Къангъэбылъ.

1

23

Развитие ловкости. Народная игра «Змейка».

1

24

Упражнения в ловкости. Народная игра «Удочка».

1

25

Разучивание народной игры «Каравай».

1

26

Повторение изученных игр.

1

27

Соревнование «Весёлые старты».

1

28

Упражнения в ловкости. Народная игра  «Дракон».

1

29

Старинная народная игра «Кошки- мышки». Дэхьэ-дэк1.

1

30

Игры на спортивной площадке. Упражнение в беге и прыжках.

1

31

Соревнования «Лучший бегун». Эстафета.

1

32

Игры на свежем воздухе.

1

33

Обобщающий урок.

1

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления   для 1 класса составлена в соответствии с :

-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;

-Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джиджихабль;

-Учебным планом МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т. Джаримока» а. Джиджихабль.

Результат освоения курса внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности  «В стране Знаек» обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память,  - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная  сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Планируемые результаты освоения программы

  • Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  • Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

      Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;
  • определять целое и часть;
  • устанавливать общие признаки;
  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
  • определять последовательность действий;
  • находить истинные и ложные высказывания;
  • наделять предметы новыми свойствами;
  • переносить свойства с одних предметов на другие.
  • применять правила сравнения;
  • задавать вопросы;
  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;
  • строить причинно-следственные цепочки;
  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
  • находить ошибки в построении определений;
  • делать умозаключения.
  • выделять свойства предметов;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 

Обучающиеся научатся

 -  логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,  классификации, систематизации;

 -  сравнивать предметы, понятия;

 -  выделять существенные признаки и закономерности предметов;

 -  обобщать и  классифицировать понятия, предметы, явления;

 -  определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

 -  концентрировать, переключать своё внимание;

 -  копировать, различать цвета,  анализировать и удерживать зрительный      образ;

 - самостоятельно выполнять задания;

 - осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей      рассуждать;

 - находить несколько способов решения задач;

- работать в группе.

Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.    

     Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся  проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по  количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.  

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результатами занятий программы «В стране Знаек» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностные результаты:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;
  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
  • учиться отличать факты от домыслов;
  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

            Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.
  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  • развивать доброжелательность и отзывчивость;
  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию.

марафон.

Формы учета знаний и умений

      Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

  Основной  показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в предметных декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн - ринги;  турниры и т.д.)

           Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

                                            Содержание курса внеурочной деятельности.

       В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

        В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют.  При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить.  А  также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.  Но в то же время систематическое выполнение  данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.        

      Актуальность  программы  позволяет показать, как    увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов, чисел, знаков. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов, развития  интеллектуальных возможностей, обеспечение полноты и глубины знаний, развитие сообразительности, смекалки, побуждение к самообразованию, к эмпирической работе с информационно - справочной и научно – популярной литературой по предметам.

     Срок реализации 1год обучения. Общая продолжительность обучения  составляет 135 часов, в 1 классе –33 часа,  во 2-4 классах - 34 часа в год. Занятия  проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 35 мин в 1 классе, по 40 мин во 2-4 классах.    

 Цели программы:  создание условий для формирования интеллектуальной активности

 Задачи программы:  

  • способствовать расширению кругозора
  • развивать мотивацию к познанию и творчеству
  • формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
  • обучать  младших школьников работе с различными источниками информации
  • развивать коммуникативную  компетентность через парную и групповую работу

Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий.

     Основу программы составляют развивающие упражнения:      

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации,  умения копировать образец;
  • задания на развитие  мышления;
  • задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.    

 

Формы и методы работы:

  • эвристическая беседа;
  • исследование;
  • проблемно-поисковые задания;
  • наблюдение;
  • лингвистические игры;
  • индивидуальные задания.

Учебно –тематический план

Название темы

Кол-во часов

Входной тест. «Самый внимательный, прилежный и старательный»

1

Страна «Почитай - ка»

1

Математический КВН

1

Игра – викторина «Сказки А.С.Пушкина».

1

Игра, «Срисуй по клеточкам»

1

Занимательная грамматика: «Лена, Наташа, Светлана и Алла -  с буквы заглавной я написала».

1

Буквенные головоломки.

1

КВН «Времена года».

1

Интеллектуальная игра «Обо всём на свете»

1

Игра «Цветик – семицветик»

1

Тест «Сравнение»

1

Звуковые схемы слова.

1

Причинно-следственные цепочки

1

КВН «Мы друзья природы»

1

«Найди отличия», «Чем похожи», «Распредели по группам».

1

Анаграммы

1

«Рисуй, как я».

1

Игра «Что из чего получается»

1

КВН «Пословицы и поговорки»

1

Расшифруй сообщение.

1

Отгадай загадки.

1

Игра «что из чего получается?»

1

Тема и главная мысль текста.

2

Необычные задачки.

1

Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером»

1

Викторина «Что? Где? Когда?»

1

Игра «Незнайкин бенефис»

1

Игра «Художник»

1

Тест «Отношения».

1

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

1

Составление загадок, чайнвордов.

1

Итоговый тест.

1

Календарно -тематическое планирование (33 ч.)

№№п/п

Тема занятия

Ко-во

часов

Дата

план.

 Дата

 факт.

1.

Входной тест. «Самый внимательный, прилежный и старательный»

1

2.

Страна «Почитай - ка»

1

3.

Математический КВН

1

4.

Игра – викторина «Сказки А.С.Пушкина».

1

5.

Игра  «Срисуй по клеточкам»

1

6.

Занимательная грамматика: «Лена, Наташа, Светлана и Алла -  с буквы заглавной я написала».

1

7.

Буквенные головоломки.

1

8.

КВН «Времена года».

1

9.

Интеллектуальная игра «Обо всём на свете»

1

10.

Игра «Цветик – семицветик»

1

11.

Тест «Сравнение»

1

12.

Звуковые схемы слова.

1

.

13.

Причинно-следственные цепочки

1

14.

КВН «Мы друзья природы»

1

15.

«Найди отличия», «Чем похожи», «Распредели по группам».

1

16.

Анаграммы, шарады.

1

17.

«Рисуй, как я».

1

18.

Игра «Что из чего получается»

1

19.

КВН «Пословицы и поговорки»

1

20.

Расшифруй сообщение.

1

21.

Отгадай загадки.

1

22

Игра «Что из чего получается?»

1

23

24.

Тема и главная мысль текста.

2

25.

Необычные задачки.

1

26.

Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером»

1

27.

Викторина «Что? Где? Когда?»

1

     

28.

Игра «Незнайкин бенефис»

1

29.

        Игра «Художник»

1

.

30.

Тест «Отношения».

1

31.

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

32.

Составление загадок, чайнвордов.

1

33.

Итоговый тест..

1



Предварительный просмотр:

  Рабочая программа по  внеурочной деятельности  по спортивно-оздоровительному   направлению   для 1 класса составлена в соответствии с :

  -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;

  -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока»

   а. Джиджихабль;

  -Учебным планом МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т. Джаримока» а. Джиджихабль

                              Результат освоения курса внеурочной деятельности.

Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.

   Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.

Личностные и метапредметные результаты

     Дети научатся:

      играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;

    Будут знать:

  • о способах и особенностях движение и передвижений человека;
  • о системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
  • об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
  • о причинах травматизма  и правилах его предупреждения;

   Будут уметь:

  • составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
  • организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
  • уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.

   Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма на более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.

Подвижные игры – действенное средство оздоровления ребенка. Процесс игры всегда связан с новыми двигательными действиями, новыми ощущениями, эмоциями. Ребенок – это деятель и деятельность его, прежде всего, выражается в движениях. Развитость движения- один из показателей нервно-психического развития. Игра формирует личность ребенка, в игре ребенок учится проявлять находчивость, инициативу, выдержку, развивает силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Помимо физического развития игры способствуют становлению нравственных и эстетических представлений.

   Программа представлена двумя блоками:  народные игры, подвижные игры.

                                   

                       Содержание курса внеурочной деятельности

 

    Направленность программы «Подвижные игры» является программой спортивно- оздоровительной направленности, предполагает дополнительный уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – оздоровительной, развивающей и познавательной, по времени реализации - трёхгодичной. 
Программа разработана на основе программы регионального компонента « Основы развития двигательной активности младших школьников» Киров 2007г. и типовых программ по физической культуре.

   Цель программы:    содействие  всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, способствовать оздоровлению и развитию ребенка, становлению нравственных и эстетических свойств личности, воспитанию любви к труду .

   Задачи   направлены на:

  • укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям подвижными играми и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
  • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.

     -   формирование основ самостоятельной двигательной деятельности,       имеющие оздоровительные, развивающие и познавательные аспекты,    направленные на расширение адаптационных, функциональных возможностей младших школьников за счет целенаправленного воздействия физических упражнений

В соответствии с рекомендациями МО и Н  РА 10-15% времени используется на региональную, национальную и этническую особенность, целью которой является приобщение детей младшего возраста к богатейшему миру национальных подвижных игр, воспитание эстетического вкуса через культуру своего народа, культуру людей других национальностей, проживающих на территории РА, чувства патриотизма.

       Занятия проводятся 1 раз в неделю,  для 1 класса – 33 часа, желательно на   свежем воздухе.

                             Весь материал разделяется на отдельные разделы:

  1. раздел - «Народные  игры»-13 ч.

«Народные игры»

Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры

2.раздел - «Подвижные игры»-20ч.

«Подвижные игры»

Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

Формы организации учебных занятий:

-физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

-спортивные соревнования и праздники;

-самостоятельные занятия физическими упражнениями;

-различные подвижные игры.

                             Учебно-тематический план

Наименование раздела

Количество часов

Лабораторные практические работы

Экскурсии

Контрольные работы

Контрольные срезы

1

Народные игры

13

2

Подвижные игры

20

ИТОГО

33

  Календарно- тематическое планирование (33 ч.)

Тема

Количество часов

дата

план

факт

1

    Народные игры -13ч.

    Подвижные игры -20ч.

Разучивание народных считалок, использование их в игре.

1

2

Подвижная игра «Совушка».

1

3

Подвижная игра «Жмурки» Повторение считалок.

1

4

Народная игра «Хромая лиса».

1

5

Развитие скоростных качеств. Народная игра «Гуси- лебеди».

1

6

Подвижные игры с мячом. Подбрасывание и ловля.

1

7

Подвижные игры с мячом. Эстафета.

1

8

Упражнения для развития скоростных качеств. Игра «Пустое место».

1

9

Разучивание подвижной игры «Третий лишний». Развитие внимательности и дружелюбия в игре.

1

10

Народная игра «Овцы и волки».

1

11

Развитие силовых качеств. Народная игра «Цепи кованы».

1

12

Упражнения для развития ловкости. Народная игра «Из круга вышибало».

1

13

Упражнения для развития скоростных качеств. Народная игра «Горелки».

1

14

Повторение изученных игр.

1

15

Повторение изученных игр.

1

16

Игры на свежем воздухе. Хэт нахь лъэшэу чыныр къезыфэк1ыщтыр?

1

17

Подвижные игры. Эстафета с мячом.

1

18

Подвижные игры. Эстафета с обручами и кеглями.Ос 1ашк1.

1

19

Упражнения для развития скоростных качеств. Игра «Белые медведи».

1

20

Игры с мячом. Народная игра «Яблочко».

1

21

Подвижные игры со скакалкой. Игра «Третий лишний».

1

22

Игры на свежем воздухе. Повторение изученных игр.Къангъэбылъ.

1

23

Развитие ловкости. Народная игра «Змейка».

1

24

Упражнения в ловкости. Народная игра «Удочка».

1

25

Разучивание народной игры «Каравай».

1

26

Повторение изученных игр.

1

27

Соревнование «Весёлые старты».

1

28

Упражнения в ловкости. Народная игра  «Дракон».

1

29

Старинная народная игра «Кошки- мышки». Дэхьэ-дэк1.

1

30

Игры на спортивной площадке. Упражнение в беге и прыжках.

1

31

Соревнования «Лучший бегун». Эстафета.

1

32

Игры на свежем воздухе.

1

33

Обобщающий урок.

1

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления   для 1 класса составлена в соответствии с :

-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;

-Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джиджихабль;

-Учебным планом МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т. Джаримока» а. Джиджихабль.

Результат освоения курса внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности  «В стране Знаек» обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память,  - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная  сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Планируемые результаты освоения программы

  • Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  • Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

      Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;
  • определять целое и часть;
  • устанавливать общие признаки;
  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
  • определять последовательность действий;
  • находить истинные и ложные высказывания;
  • наделять предметы новыми свойствами;
  • переносить свойства с одних предметов на другие.
  • применять правила сравнения;
  • задавать вопросы;
  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;
  • строить причинно-следственные цепочки;
  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
  • находить ошибки в построении определений;
  • делать умозаключения.
  • выделять свойства предметов;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 

Обучающиеся научатся

 -  логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,  классификации, систематизации;

 -  сравнивать предметы, понятия;

 -  выделять существенные признаки и закономерности предметов;

 -  обобщать и  классифицировать понятия, предметы, явления;

 -  определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

 -  концентрировать, переключать своё внимание;

 -  копировать, различать цвета,  анализировать и удерживать зрительный      образ;

 - самостоятельно выполнять задания;

 - осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей      рассуждать;

 - находить несколько способов решения задач;

- работать в группе.

Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.    

     Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся  проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по  количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.  

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результатами занятий программы «В стране Знаек» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностные результаты:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;
  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
  • учиться отличать факты от домыслов;
  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

            Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.
  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  • развивать доброжелательность и отзывчивость;
  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию.

марафон.

Формы учета знаний и умений

      Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

  Основной  показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в предметных декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн - ринги;  турниры и т.д.)

           Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

                                            Содержание курса внеурочной деятельности.

       В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

        В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют.  При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить.  А  также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.  Но в то же время систематическое выполнение  данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.        

      Актуальность  программы  позволяет показать, как    увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов, чисел, знаков. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов, развития  интеллектуальных возможностей, обеспечение полноты и глубины знаний, развитие сообразительности, смекалки, побуждение к самообразованию, к эмпирической работе с информационно - справочной и научно – популярной литературой по предметам.

     Срок реализации 1год обучения. Общая продолжительность обучения  составляет 135 часов, в 1 классе –33 часа,  во 2-4 классах - 34 часа в год. Занятия  проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 35 мин в 1 классе, по 40 мин во 2-4 классах.    

 Цели программы:  создание условий для формирования интеллектуальной активности

 Задачи программы:  

  • способствовать расширению кругозора
  • развивать мотивацию к познанию и творчеству
  • формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
  • обучать  младших школьников работе с различными источниками информации
  • развивать коммуникативную  компетентность через парную и групповую работу

Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий.

     Основу программы составляют развивающие упражнения:      

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации,  умения копировать образец;
  • задания на развитие  мышления;
  • задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.    

 

Формы и методы работы:

  • эвристическая беседа;
  • исследование;
  • проблемно-поисковые задания;
  • наблюдение;
  • лингвистические игры;
  • индивидуальные задания.

Учебно –тематический план

Название темы

Кол-во часов

Входной тест. «Самый внимательный, прилежный и старательный»

1

Страна «Почитай - ка»

1

Математический КВН

1

Игра – викторина «Сказки А.С.Пушкина».

1

Игра, «Срисуй по клеточкам»

1

Занимательная грамматика: «Лена, Наташа, Светлана и Алла -  с буквы заглавной я написала».

1

Буквенные головоломки.

1

КВН «Времена года».

1

Интеллектуальная игра «Обо всём на свете»

1

Игра «Цветик – семицветик»

1

Тест «Сравнение»

1

Звуковые схемы слова.

1

Причинно-следственные цепочки

1

КВН «Мы друзья природы»

1

«Найди отличия», «Чем похожи», «Распредели по группам».

1

Анаграммы

1

«Рисуй, как я».

1

Игра «Что из чего получается»

1

КВН «Пословицы и поговорки»

1

Расшифруй сообщение.

1

Отгадай загадки.

1

Игра «что из чего получается?»

1

Тема и главная мысль текста.

2

Необычные задачки.

1

Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером»

1

Викторина «Что? Где? Когда?»

1

Игра «Незнайкин бенефис»

1

Игра «Художник»

1

Тест «Отношения».

1

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

1

Составление загадок, чайнвордов.

1

Итоговый тест.

1

Календарно -тематическое планирование (33 ч.)

№№п/п

Тема занятия

Ко-во

часов

Дата

план.

 Дата

 факт.

1.

Входной тест. «Самый внимательный, прилежный и старательный»

1

2.

Страна «Почитай - ка»

1

3.

Математический КВН

1

4.

Игра – викторина «Сказки А.С.Пушкина».

1

5.

Игра  «Срисуй по клеточкам»

1

6.

Занимательная грамматика: «Лена, Наташа, Светлана и Алла -  с буквы заглавной я написала».

1

7.

Буквенные головоломки.

1

8.

КВН «Времена года».

1

9.

Интеллектуальная игра «Обо всём на свете»

1

10.

Игра «Цветик – семицветик»

1

11.

Тест «Сравнение»

1

12.

Звуковые схемы слова.

1

.

13.

Причинно-следственные цепочки

1

14.

КВН «Мы друзья природы»

1

15.

«Найди отличия», «Чем похожи», «Распредели по группам».

1

16.

Анаграммы, шарады.

1

17.

«Рисуй, как я».

1

18.

Игра «Что из чего получается»

1

19.

КВН «Пословицы и поговорки»

1

20.

Расшифруй сообщение.

1

21.

Отгадай загадки.

1

22

Игра «Что из чего получается?»

1

23

24.

Тема и главная мысль текста.

2

25.

Необычные задачки.

1

26.

Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером»

1

27.

Викторина «Что? Где? Когда?»

1

     

28.

Игра «Незнайкин бенефис»

1

29.

        Игра «Художник»

1

.

30.

Тест «Отношения».

1

31.

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

32.

Составление загадок, чайнвордов.

1

33.

Итоговый тест..

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательн

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторско

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе ...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Дж

Рабочая программа по  окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с :  -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования; -О...

Рабочая программа по адыгейскому языку для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джиджиха

Рабочая программа по адыгейскому языку для 1 класса составлена в соответствии с :-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;-Основной образовательной п...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена в соответствии с: -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока»

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена в соответствии с:-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;-Основной образоват...

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джид

Рабочая программа по  литературному чтению для 1 класса составлена в соответствии с :-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;-Основной образова...

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джидж

Рабочая программа по  русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования; -Осно...