Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной п
    рабочая программа (1 класс)

    Берзегова Светлана Казбековна

    Рабочая программа по  внеурочной деятельности  по спортивно-оздоровительному   направлению   для 1 класса составлена в соответствии с :

      -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;

      -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока»

       а. Джиджихабль;

      -Учебным планом МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т. Джаримока» а. Джиджихабль

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл narodnye_igry.docx48.9 КБ
    Файл narodnye_igry.docx48.9 КБ

    Предварительный просмотр:

      Рабочая программа по  внеурочной деятельности  по спортивно-оздоровительному   направлению   для 1 класса составлена в соответствии с :

      -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;

      -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока»

       а. Джиджихабль;

      -Учебным планом МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т. Джаримока» а. Джиджихабль

                                  Результат освоения курса внеурочной деятельности.

    Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.

       Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.

    Личностные и метапредметные результаты

         Дети научатся:

          играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;

        Будут знать:

    • о способах и особенностях движение и передвижений человека;
    • о системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
    • об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
    • о причинах травматизма  и правилах его предупреждения;

       Будут уметь:

    • составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
    • организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
    • уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.

       Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма на более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.

    Подвижные игры – действенное средство оздоровления ребенка. Процесс игры всегда связан с новыми двигательными действиями, новыми ощущениями, эмоциями. Ребенок – это деятель и деятельность его, прежде всего, выражается в движениях. Развитость движения- один из показателей нервно-психического развития. Игра формирует личность ребенка, в игре ребенок учится проявлять находчивость, инициативу, выдержку, развивает силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Помимо физического развития игры способствуют становлению нравственных и эстетических представлений.

       Программа представлена двумя блоками:  народные игры, подвижные игры.

                                       

                           Содержание курса внеурочной деятельности

     

        Направленность программы «Подвижные игры» является программой спортивно- оздоровительной направленности, предполагает дополнительный уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – оздоровительной, развивающей и познавательной, по времени реализации - трёхгодичной. 
    Программа разработана на основе программы регионального компонента « Основы развития двигательной активности младших школьников» Киров 2007г. и типовых программ по физической культуре.

       Цель программы:    содействие  всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, способствовать оздоровлению и развитию ребенка, становлению нравственных и эстетических свойств личности, воспитанию любви к труду .

       Задачи   направлены на:

    • укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям подвижными играми и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
    • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
    • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.

         -   формирование основ самостоятельной двигательной деятельности,       имеющие оздоровительные, развивающие и познавательные аспекты,    направленные на расширение адаптационных, функциональных возможностей младших школьников за счет целенаправленного воздействия физических упражнений

    В соответствии с рекомендациями МО и Н  РА 10-15% времени используется на региональную, национальную и этническую особенность, целью которой является приобщение детей младшего возраста к богатейшему миру национальных подвижных игр, воспитание эстетического вкуса через культуру своего народа, культуру людей других национальностей, проживающих на территории РА, чувства патриотизма.

           Занятия проводятся 1 раз в неделю,  для 1 класса – 33 часа, желательно на   свежем воздухе.

                                 Весь материал разделяется на отдельные разделы:

    1. раздел - «Народные  игры»-13 ч.

    «Народные игры»

    Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

    На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры

    2.раздел - «Подвижные игры»-20ч.

    «Подвижные игры»

    Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

    Формы организации учебных занятий:

    -физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

    -спортивные соревнования и праздники;

    -самостоятельные занятия физическими упражнениями;

    -различные подвижные игры.

                                 Учебно-тематический план

    Наименование раздела

    Количество часов

    Лабораторные практические работы

    Экскурсии

    Контрольные работы

    Контрольные срезы

    1

    Народные игры

    13

    2

    Подвижные игры

    20

    ИТОГО

    33

      Календарно- тематическое планирование (33 ч.)

    Тема

    Количество часов

    дата

    план

    факт

    1

        Народные игры -13ч.

        Подвижные игры -20ч.

    Разучивание народных считалок, использование их в игре.

    1

    2

    Подвижная игра «Совушка».

    1

    3

    Подвижная игра «Жмурки» Повторение считалок.

    1

    4

    Народная игра «Хромая лиса».

    1

    5

    Развитие скоростных качеств. Народная игра «Гуси- лебеди».

    1

    6

    Подвижные игры с мячом. Подбрасывание и ловля.

    1

    7

    Подвижные игры с мячом. Эстафета.

    1

    8

    Упражнения для развития скоростных качеств. Игра «Пустое место».

    1

    9

    Разучивание подвижной игры «Третий лишний». Развитие внимательности и дружелюбия в игре.

    1

    10

    Народная игра «Овцы и волки».

    1

    11

    Развитие силовых качеств. Народная игра «Цепи кованы».

    1

    12

    Упражнения для развития ловкости. Народная игра «Из круга вышибало».

    1

    13

    Упражнения для развития скоростных качеств. Народная игра «Горелки».

    1

    14

    Повторение изученных игр.

    1

    15

    Повторение изученных игр.

    1

    16

    Игры на свежем воздухе. Хэт нахь лъэшэу чыныр къезыфэк1ыщтыр?

    1

    17

    Подвижные игры. Эстафета с мячом.

    1

    18

    Подвижные игры. Эстафета с обручами и кеглями.Ос 1ашк1.

    1

    19

    Упражнения для развития скоростных качеств. Игра «Белые медведи».

    1

    20

    Игры с мячом. Народная игра «Яблочко».

    1

    21

    Подвижные игры со скакалкой. Игра «Третий лишний».

    1

    22

    Игры на свежем воздухе. Повторение изученных игр.Къангъэбылъ.

    1

    23

    Развитие ловкости. Народная игра «Змейка».

    1

    24

    Упражнения в ловкости. Народная игра «Удочка».

    1

    25

    Разучивание народной игры «Каравай».

    1

    26

    Повторение изученных игр.

    1

    27

    Соревнование «Весёлые старты».

    1

    28

    Упражнения в ловкости. Народная игра  «Дракон».

    1

    29

    Старинная народная игра «Кошки- мышки». Дэхьэ-дэк1.

    1

    30

    Игры на спортивной площадке. Упражнение в беге и прыжках.

    1

    31

    Соревнования «Лучший бегун». Эстафета.

    1

    32

    Игры на свежем воздухе.

    1

    33

    Обобщающий урок.

    1

    Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления   для 1 класса составлена в соответствии с :

    -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;

    -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джиджихабль;

    -Учебным планом МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т. Джаримока» а. Джиджихабль.

    Результат освоения курса внеурочной деятельности

    Программа внеурочной деятельности  «В стране Знаек» обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память,  - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная  сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

    Планируемые результаты освоения программы

    • Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
    • Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
    • Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

          Предметными результатами являются формирование следующих умений:

    • сравнивать предметы по заданному свойству;
    • определять целое и часть;
    • устанавливать общие признаки;
    • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
    • определять последовательность действий;
    • находить истинные и ложные высказывания;
    • наделять предметы новыми свойствами;
    • переносить свойства с одних предметов на другие.
    • применять правила сравнения;
    • задавать вопросы;
    • находить закономерность в числах, фигурах и словах;
    • строить причинно-следственные цепочки;
    • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
    • находить ошибки в построении определений;
    • делать умозаключения.
    • выделять свойства предметов;
    • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
    • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
    • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
    • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
    • приводить примеры отрицаний;
    • проводить аналогию между разными предметами;
    • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
    • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 

    Обучающиеся научатся

     -  логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,  классификации, систематизации;

     -  сравнивать предметы, понятия;

     -  выделять существенные признаки и закономерности предметов;

     -  обобщать и  классифицировать понятия, предметы, явления;

     -  определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

     -  концентрировать, переключать своё внимание;

     -  копировать, различать цвета,  анализировать и удерживать зрительный      образ;

     - самостоятельно выполнять задания;

     - осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

    - решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей      рассуждать;

     - находить несколько способов решения задач;

    - работать в группе.

    Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.    

         Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся  проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по  количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.  

    Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

    Результатами занятий программы «В стране Знаек» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

    Личностные результаты:

    • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
    • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
    • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
    • учиться выражать свои мысли, аргументировать;
    • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
    • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
    • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные УДД:

    • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
    • проговаривать последовательность действий;
    • учиться высказывать свое предположение (версию);
    • учиться работать по предложенному педагогом плану;
    • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
    • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
    • учиться отличать факты от домыслов;
    • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
    • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
    • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
    • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
    • осваивать начальные формы рефлексии.

                Познавательные УДД:

    • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
    • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
    • учиться овладевать измерительными инструментами.
    • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
    • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
    • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
    • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
    • соблюдать нормы этики и этикета;
    • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

    Коммуникативные УДД:

    • учиться выражать свои мысли;
    • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
    • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
    • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
    • развивать доброжелательность и отзывчивость;
    • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
    • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
    • учиться аргументировать, доказывать;
    • учиться вести дискуссию.

    марафон.

    Формы учета знаний и умений

          Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

      Основной  показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
    участие в предметных декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн - ринги;  турниры и т.д.)

               Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

                                                Содержание курса внеурочной деятельности.

           В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

            В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют.  При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить.  А  также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.  Но в то же время систематическое выполнение  данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.        

          Актуальность  программы  позволяет показать, как    увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов, чисел, знаков. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов, развития  интеллектуальных возможностей, обеспечение полноты и глубины знаний, развитие сообразительности, смекалки, побуждение к самообразованию, к эмпирической работе с информационно - справочной и научно – популярной литературой по предметам.

         Срок реализации 1год обучения. Общая продолжительность обучения  составляет 135 часов, в 1 классе –33 часа,  во 2-4 классах - 34 часа в год. Занятия  проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 35 мин в 1 классе, по 40 мин во 2-4 классах.    

     Цели программы:  создание условий для формирования интеллектуальной активности

     Задачи программы:  

    • способствовать расширению кругозора
    • развивать мотивацию к познанию и творчеству
    • формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
    • обучать  младших школьников работе с различными источниками информации
    • развивать коммуникативную  компетентность через парную и групповую работу

    Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий.

         Основу программы составляют развивающие упражнения:      

    • задания на развитие внимания;
    • задания на развитие памяти;
    • задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации,  умения копировать образец;
    • задания на развитие  мышления;
    • задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.    

     

    Формы и методы работы:

    • эвристическая беседа;
    • исследование;
    • проблемно-поисковые задания;
    • наблюдение;
    • лингвистические игры;
    • индивидуальные задания.

    Учебно –тематический план

    Название темы

    Кол-во часов

    Входной тест. «Самый внимательный, прилежный и старательный»

    1

    Страна «Почитай - ка»

    1

    Математический КВН

    1

    Игра – викторина «Сказки А.С.Пушкина».

    1

    Игра, «Срисуй по клеточкам»

    1

    Занимательная грамматика: «Лена, Наташа, Светлана и Алла -  с буквы заглавной я написала».

    1

    Буквенные головоломки.

    1

    КВН «Времена года».

    1

    Интеллектуальная игра «Обо всём на свете»

    1

    Игра «Цветик – семицветик»

    1

    Тест «Сравнение»

    1

    Звуковые схемы слова.

    1

    Причинно-следственные цепочки

    1

    КВН «Мы друзья природы»

    1

    «Найди отличия», «Чем похожи», «Распредели по группам».

    1

    Анаграммы

    1

    «Рисуй, как я».

    1

    Игра «Что из чего получается»

    1

    КВН «Пословицы и поговорки»

    1

    Расшифруй сообщение.

    1

    Отгадай загадки.

    1

    Игра «что из чего получается?»

    1

    Тема и главная мысль текста.

    2

    Необычные задачки.

    1

    Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером»

    1

    Викторина «Что? Где? Когда?»

    1

    Игра «Незнайкин бенефис»

    1

    Игра «Художник»

    1

    Тест «Отношения».

    1

    Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

    1

    Составление загадок, чайнвордов.

    1

    Итоговый тест.

    1

    Календарно -тематическое планирование (33 ч.)

    №№п/п

    Тема занятия

    Ко-во

    часов

    Дата

    план.

     Дата

     факт.

    1.

    Входной тест. «Самый внимательный, прилежный и старательный»

    1

    2.

    Страна «Почитай - ка»

    1

    3.

    Математический КВН

    1

    4.

    Игра – викторина «Сказки А.С.Пушкина».

    1

    5.

    Игра  «Срисуй по клеточкам»

    1

    6.

    Занимательная грамматика: «Лена, Наташа, Светлана и Алла -  с буквы заглавной я написала».

    1

    7.

    Буквенные головоломки.

    1

    8.

    КВН «Времена года».

    1

    9.

    Интеллектуальная игра «Обо всём на свете»

    1

    10.

    Игра «Цветик – семицветик»

    1

    11.

    Тест «Сравнение»

    1

    12.

    Звуковые схемы слова.

    1

    .

    13.

    Причинно-следственные цепочки

    1

    14.

    КВН «Мы друзья природы»

    1

    15.

    «Найди отличия», «Чем похожи», «Распредели по группам».

    1

    16.

    Анаграммы, шарады.

    1

    17.

    «Рисуй, как я».

    1

    18.

    Игра «Что из чего получается»

    1

    19.

    КВН «Пословицы и поговорки»

    1

    20.

    Расшифруй сообщение.

    1

    21.

    Отгадай загадки.

    1

    22

    Игра «Что из чего получается?»

    1

    23

    24.

    Тема и главная мысль текста.

    2

    25.

    Необычные задачки.

    1

    26.

    Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером»

    1

    27.

    Викторина «Что? Где? Когда?»

    1

         

    28.

    Игра «Незнайкин бенефис»

    1

    29.

            Игра «Художник»

    1

    .

    30.

    Тест «Отношения».

    1

    31.

    Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

    32.

    Составление загадок, чайнвордов.

    1

    33.

    Итоговый тест..

    1



    Предварительный просмотр:

      Рабочая программа по  внеурочной деятельности  по спортивно-оздоровительному   направлению   для 1 класса составлена в соответствии с :

      -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;

      -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока»

       а. Джиджихабль;

      -Учебным планом МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т. Джаримока» а. Джиджихабль

                                  Результат освоения курса внеурочной деятельности.

    Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.

       Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.

    Личностные и метапредметные результаты

         Дети научатся:

          играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;

        Будут знать:

    • о способах и особенностях движение и передвижений человека;
    • о системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
    • об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
    • о причинах травматизма  и правилах его предупреждения;

       Будут уметь:

    • составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
    • организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
    • уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.

       Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма на более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.

    Подвижные игры – действенное средство оздоровления ребенка. Процесс игры всегда связан с новыми двигательными действиями, новыми ощущениями, эмоциями. Ребенок – это деятель и деятельность его, прежде всего, выражается в движениях. Развитость движения- один из показателей нервно-психического развития. Игра формирует личность ребенка, в игре ребенок учится проявлять находчивость, инициативу, выдержку, развивает силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Помимо физического развития игры способствуют становлению нравственных и эстетических представлений.

       Программа представлена двумя блоками:  народные игры, подвижные игры.

                                       

                           Содержание курса внеурочной деятельности

     

        Направленность программы «Подвижные игры» является программой спортивно- оздоровительной направленности, предполагает дополнительный уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – оздоровительной, развивающей и познавательной, по времени реализации - трёхгодичной. 
    Программа разработана на основе программы регионального компонента « Основы развития двигательной активности младших школьников» Киров 2007г. и типовых программ по физической культуре.

       Цель программы:    содействие  всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, способствовать оздоровлению и развитию ребенка, становлению нравственных и эстетических свойств личности, воспитанию любви к труду .

       Задачи   направлены на:

    • укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям подвижными играми и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
    • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
    • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.

         -   формирование основ самостоятельной двигательной деятельности,       имеющие оздоровительные, развивающие и познавательные аспекты,    направленные на расширение адаптационных, функциональных возможностей младших школьников за счет целенаправленного воздействия физических упражнений

    В соответствии с рекомендациями МО и Н  РА 10-15% времени используется на региональную, национальную и этническую особенность, целью которой является приобщение детей младшего возраста к богатейшему миру национальных подвижных игр, воспитание эстетического вкуса через культуру своего народа, культуру людей других национальностей, проживающих на территории РА, чувства патриотизма.

           Занятия проводятся 1 раз в неделю,  для 1 класса – 33 часа, желательно на   свежем воздухе.

                                 Весь материал разделяется на отдельные разделы:

    1. раздел - «Народные  игры»-13 ч.

    «Народные игры»

    Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

    На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры

    2.раздел - «Подвижные игры»-20ч.

    «Подвижные игры»

    Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

    Формы организации учебных занятий:

    -физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

    -спортивные соревнования и праздники;

    -самостоятельные занятия физическими упражнениями;

    -различные подвижные игры.

                                 Учебно-тематический план

    Наименование раздела

    Количество часов

    Лабораторные практические работы

    Экскурсии

    Контрольные работы

    Контрольные срезы

    1

    Народные игры

    13

    2

    Подвижные игры

    20

    ИТОГО

    33

      Календарно- тематическое планирование (33 ч.)

    Тема

    Количество часов

    дата

    план

    факт

    1

        Народные игры -13ч.

        Подвижные игры -20ч.

    Разучивание народных считалок, использование их в игре.

    1

    2

    Подвижная игра «Совушка».

    1

    3

    Подвижная игра «Жмурки» Повторение считалок.

    1

    4

    Народная игра «Хромая лиса».

    1

    5

    Развитие скоростных качеств. Народная игра «Гуси- лебеди».

    1

    6

    Подвижные игры с мячом. Подбрасывание и ловля.

    1

    7

    Подвижные игры с мячом. Эстафета.

    1

    8

    Упражнения для развития скоростных качеств. Игра «Пустое место».

    1

    9

    Разучивание подвижной игры «Третий лишний». Развитие внимательности и дружелюбия в игре.

    1

    10

    Народная игра «Овцы и волки».

    1

    11

    Развитие силовых качеств. Народная игра «Цепи кованы».

    1

    12

    Упражнения для развития ловкости. Народная игра «Из круга вышибало».

    1

    13

    Упражнения для развития скоростных качеств. Народная игра «Горелки».

    1

    14

    Повторение изученных игр.

    1

    15

    Повторение изученных игр.

    1

    16

    Игры на свежем воздухе. Хэт нахь лъэшэу чыныр къезыфэк1ыщтыр?

    1

    17

    Подвижные игры. Эстафета с мячом.

    1

    18

    Подвижные игры. Эстафета с обручами и кеглями.Ос 1ашк1.

    1

    19

    Упражнения для развития скоростных качеств. Игра «Белые медведи».

    1

    20

    Игры с мячом. Народная игра «Яблочко».

    1

    21

    Подвижные игры со скакалкой. Игра «Третий лишний».

    1

    22

    Игры на свежем воздухе. Повторение изученных игр.Къангъэбылъ.

    1

    23

    Развитие ловкости. Народная игра «Змейка».

    1

    24

    Упражнения в ловкости. Народная игра «Удочка».

    1

    25

    Разучивание народной игры «Каравай».

    1

    26

    Повторение изученных игр.

    1

    27

    Соревнование «Весёлые старты».

    1

    28

    Упражнения в ловкости. Народная игра  «Дракон».

    1

    29

    Старинная народная игра «Кошки- мышки». Дэхьэ-дэк1.

    1

    30

    Игры на спортивной площадке. Упражнение в беге и прыжках.

    1

    31

    Соревнования «Лучший бегун». Эстафета.

    1

    32

    Игры на свежем воздухе.

    1

    33

    Обобщающий урок.

    1

    Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления   для 1 класса составлена в соответствии с :

    -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;

    -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джиджихабль;

    -Учебным планом МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т. Джаримока» а. Джиджихабль.

    Результат освоения курса внеурочной деятельности

    Программа внеурочной деятельности  «В стране Знаек» обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память,  - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная  сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

    Планируемые результаты освоения программы

    • Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
    • Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
    • Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

          Предметными результатами являются формирование следующих умений:

    • сравнивать предметы по заданному свойству;
    • определять целое и часть;
    • устанавливать общие признаки;
    • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
    • определять последовательность действий;
    • находить истинные и ложные высказывания;
    • наделять предметы новыми свойствами;
    • переносить свойства с одних предметов на другие.
    • применять правила сравнения;
    • задавать вопросы;
    • находить закономерность в числах, фигурах и словах;
    • строить причинно-следственные цепочки;
    • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
    • находить ошибки в построении определений;
    • делать умозаключения.
    • выделять свойства предметов;
    • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
    • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
    • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
    • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
    • приводить примеры отрицаний;
    • проводить аналогию между разными предметами;
    • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
    • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 

    Обучающиеся научатся

     -  логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,  классификации, систематизации;

     -  сравнивать предметы, понятия;

     -  выделять существенные признаки и закономерности предметов;

     -  обобщать и  классифицировать понятия, предметы, явления;

     -  определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

     -  концентрировать, переключать своё внимание;

     -  копировать, различать цвета,  анализировать и удерживать зрительный      образ;

     - самостоятельно выполнять задания;

     - осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

    - решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей      рассуждать;

     - находить несколько способов решения задач;

    - работать в группе.

    Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.    

         Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся  проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по  количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.  

    Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

    Результатами занятий программы «В стране Знаек» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

    Личностные результаты:

    • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
    • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
    • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
    • учиться выражать свои мысли, аргументировать;
    • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
    • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
    • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные УДД:

    • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
    • проговаривать последовательность действий;
    • учиться высказывать свое предположение (версию);
    • учиться работать по предложенному педагогом плану;
    • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
    • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
    • учиться отличать факты от домыслов;
    • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
    • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
    • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
    • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
    • осваивать начальные формы рефлексии.

                Познавательные УДД:

    • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
    • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
    • учиться овладевать измерительными инструментами.
    • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
    • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
    • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
    • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
    • соблюдать нормы этики и этикета;
    • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

    Коммуникативные УДД:

    • учиться выражать свои мысли;
    • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
    • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
    • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
    • развивать доброжелательность и отзывчивость;
    • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
    • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
    • учиться аргументировать, доказывать;
    • учиться вести дискуссию.

    марафон.

    Формы учета знаний и умений

          Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

      Основной  показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
    участие в предметных декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн - ринги;  турниры и т.д.)

               Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

                                                Содержание курса внеурочной деятельности.

           В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

            В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют.  При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить.  А  также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.  Но в то же время систематическое выполнение  данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.        

          Актуальность  программы  позволяет показать, как    увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов, чисел, знаков. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов, развития  интеллектуальных возможностей, обеспечение полноты и глубины знаний, развитие сообразительности, смекалки, побуждение к самообразованию, к эмпирической работе с информационно - справочной и научно – популярной литературой по предметам.

         Срок реализации 1год обучения. Общая продолжительность обучения  составляет 135 часов, в 1 классе –33 часа,  во 2-4 классах - 34 часа в год. Занятия  проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 35 мин в 1 классе, по 40 мин во 2-4 классах.    

     Цели программы:  создание условий для формирования интеллектуальной активности

     Задачи программы:  

    • способствовать расширению кругозора
    • развивать мотивацию к познанию и творчеству
    • формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
    • обучать  младших школьников работе с различными источниками информации
    • развивать коммуникативную  компетентность через парную и групповую работу

    Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий.

         Основу программы составляют развивающие упражнения:      

    • задания на развитие внимания;
    • задания на развитие памяти;
    • задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации,  умения копировать образец;
    • задания на развитие  мышления;
    • задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.    

     

    Формы и методы работы:

    • эвристическая беседа;
    • исследование;
    • проблемно-поисковые задания;
    • наблюдение;
    • лингвистические игры;
    • индивидуальные задания.

    Учебно –тематический план

    Название темы

    Кол-во часов

    Входной тест. «Самый внимательный, прилежный и старательный»

    1

    Страна «Почитай - ка»

    1

    Математический КВН

    1

    Игра – викторина «Сказки А.С.Пушкина».

    1

    Игра, «Срисуй по клеточкам»

    1

    Занимательная грамматика: «Лена, Наташа, Светлана и Алла -  с буквы заглавной я написала».

    1

    Буквенные головоломки.

    1

    КВН «Времена года».

    1

    Интеллектуальная игра «Обо всём на свете»

    1

    Игра «Цветик – семицветик»

    1

    Тест «Сравнение»

    1

    Звуковые схемы слова.

    1

    Причинно-следственные цепочки

    1

    КВН «Мы друзья природы»

    1

    «Найди отличия», «Чем похожи», «Распредели по группам».

    1

    Анаграммы

    1

    «Рисуй, как я».

    1

    Игра «Что из чего получается»

    1

    КВН «Пословицы и поговорки»

    1

    Расшифруй сообщение.

    1

    Отгадай загадки.

    1

    Игра «что из чего получается?»

    1

    Тема и главная мысль текста.

    2

    Необычные задачки.

    1

    Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером»

    1

    Викторина «Что? Где? Когда?»

    1

    Игра «Незнайкин бенефис»

    1

    Игра «Художник»

    1

    Тест «Отношения».

    1

    Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

    1

    Составление загадок, чайнвордов.

    1

    Итоговый тест.

    1

    Календарно -тематическое планирование (33 ч.)

    №№п/п

    Тема занятия

    Ко-во

    часов

    Дата

    план.

     Дата

     факт.

    1.

    Входной тест. «Самый внимательный, прилежный и старательный»

    1

    2.

    Страна «Почитай - ка»

    1

    3.

    Математический КВН

    1

    4.

    Игра – викторина «Сказки А.С.Пушкина».

    1

    5.

    Игра  «Срисуй по клеточкам»

    1

    6.

    Занимательная грамматика: «Лена, Наташа, Светлана и Алла -  с буквы заглавной я написала».

    1

    7.

    Буквенные головоломки.

    1

    8.

    КВН «Времена года».

    1

    9.

    Интеллектуальная игра «Обо всём на свете»

    1

    10.

    Игра «Цветик – семицветик»

    1

    11.

    Тест «Сравнение»

    1

    12.

    Звуковые схемы слова.

    1

    .

    13.

    Причинно-следственные цепочки

    1

    14.

    КВН «Мы друзья природы»

    1

    15.

    «Найди отличия», «Чем похожи», «Распредели по группам».

    1

    16.

    Анаграммы, шарады.

    1

    17.

    «Рисуй, как я».

    1

    18.

    Игра «Что из чего получается»

    1

    19.

    КВН «Пословицы и поговорки»

    1

    20.

    Расшифруй сообщение.

    1

    21.

    Отгадай загадки.

    1

    22

    Игра «Что из чего получается?»

    1

    23

    24.

    Тема и главная мысль текста.

    2

    25.

    Необычные задачки.

    1

    26.

    Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером»

    1

    27.

    Викторина «Что? Где? Когда?»

    1

         

    28.

    Игра «Незнайкин бенефис»

    1

    29.

            Игра «Художник»

    1

    .

    30.

    Тест «Отношения».

    1

    31.

    Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

    32.

    Составление загадок, чайнвордов.

    1

    33.

    Итоговый тест..

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа учебного курса «Технология» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторско

    Рабочая программа учебного курса «Технология» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе ...

    Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Дж

    Рабочая программа по  окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с :  -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования; -О...

    Рабочая программа по адыгейскому языку для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джиджиха

    Рабочая программа по адыгейскому языку для 1 класса составлена в соответствии с :-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;-Основной образовательной п...

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена в соответствии с: -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока»

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена в соответствии с:-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;-Основной образоват...

    Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джид

    Рабочая программа по  литературному чтению для 1 класса составлена в соответствии с :-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;-Основной образова...

    Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джидж

    Рабочая программа по  русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования; -Осно...

    Рабочая программа по музыке для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джиджихабль; -Уче

    Рабочая программа по  музыке для 1 класса составлена в соответствии с :-Федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего  образования;-Основной образовате...