Главные вкладки

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Зелёные страницы» (социальное направление) для 4 класса.
    рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

     Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Зелёные страницы» (социальное  направление) для 4 класса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                        1.Пояснительная записка. 

                   Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Зелёные страницы» (социальное  направление) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  в соответствии с Положением о  рабочей программе учителя, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт.

    Цели и задачи реализации программы.

     Цель: подготовить человека к восприятию прекрасного в жизни, к деятельности, направленной на его охрану и созидание. формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

     Задачи:

    - формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.

    - формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

    - формирование экологически  ценностных   ориентации в деятельности детей.

    - воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

    - развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

    - развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

    - развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

    - развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

    Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия – 10 – 11 лет

    Объём часов, отпущенных на занятия – 34 часа

    2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

    личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса. 

    Личностные:

    -  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, поведения;

    - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

    - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

    - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

    - эстетические потребности, ценности и чувства;

    развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;

    - развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности воспитание чувства справедливости, ответственности;

    - развитие самостоятельности при выполнении разнообразных заданий.

    Метапредметные результаты.

    Регулятивные:

    - умение принимать и сохранять учебную задачу;

    - умение планировать свои действия;

    - прогнозирование уровня усвоения;

    - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

    -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;

    - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

    Познавательные:

    - устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;

    - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    - осуществлять сравнение, классификацию ставить и формулировать проблемы;

    -  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

    - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

    -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ;

    - установление причинно-следственных связей;

    Коммуникативные:

    -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

    - предлагать помощь и сотрудничество;

    - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

    - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

    - формулировать собственное мнение и позицию, разрешение конфликтов;

    - умение выражать свои мысли полно и точно;

    Предметные: 

    - осознание исключительной роли жизни на Земле и значение экологии в жизни человека и общества;

    – определять роль в природе различных групп организмов;

    - формирование представления о природе как развивающейся системе;

    – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

    – использовать экологические  знания в быту;

    – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;

    - объяснять мир с точки зрения экологии;

    – перечислять отличительные свойства живого;

    – различать основные группы живых организмов;

    – объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов;

    – понимать смысл экологических терминов;

    3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

    Содержание курса

    Основные виды учебной деятельности обучающихся

    Формы организации и виды деятельности.

    Почему мы часто слышим слово «экология?»1ч.

    1

    Почему мы часто слышим слово «экология?»

    Природа вокруг нас. Что такое экология. Мой дом за окном. Красота окружающего мира.

    Беседа

    Загадочный мир животных 6ч.

    2

    Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных.

    Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных. Николай Сладков  «Медвежья горка»,  «Званый гость», «Отчего у лисы длинный хвост».

    Самостоятельная работа, викторина о животных.

    3

    Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных»

    Лес-дом лесных животных.  Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных».

    Викторина

    4

    Экологический журнал «Жалобная книга природы» (животные).

    Проведение экологического  журнала «Жалобная книга природы» (животные).

    Практическая работа

    5

    Лесные заморочки

    Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов. Особенности поведения.

    Практическая работа

    6

    Проект «Знакомые незнакомцы»

    Проект «Знакомые незнакомцы».

    Творческая работа

    7

    «Красная книга» животных

    Московской  области.

    Составление «Красной книги» животных Московской  области.

    Практическая работа

    Удивительный мир растений 6ч.

    8

    Знакомство с растениями лекарями.

    Знакомство с растениями – лекарями. Использование этих растений в жизни.

    Беседа, викторина.

    9

    Знакомство с растениями хищниками.

    Знакомство с растениями хищниками. Что надо знать о них.

    Беседа ,конкурс.

    10

    Создание кроссвордов «Растения моего края».

    Знакомство с растениями нашего края. Создание кроссвордов «Растения моего края».

    Практическая работа, кроссворды.

    11

    Экологический журнал «Жалобная книга природы» (растения).

    Проведение экологического  журнала «Жалобная книга природы» (растения).

    Практическая работа

    12

    Игра «Угадай по описанию».

    Проведение  игры «Угадай по описанию»

    Игра

    13

    Экологическая игра «Лесная аптека».

    Проведение  игры «Лесная аптека».

    Экологическая игра.

    Охрана растений нашей местности 4ч.

    14

    Распознавание встречающихся в нашей местности растений.

    Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Какую пользу они приносят.

    Игра

    15

    Растения, нуждающиеся в защите.

    Охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. 11 января - Всемирный день заповедников.

    Практическая работа.

    16

    Устный журнал «Зеленая книга».

    Правила поведения в природе. Проведение журнала  «Зеленая книга».

    Творческая работа

    17

    «Красная книга растений Московской

    области».

    Составление  «Красной книги растений Московской

    области».

    Творческая работа

    Птицам - наша забота 7ч.

    18

    Изучение разнообразия птиц родного края.

    Птицы. Знакомство с разнообразием птиц.

    Беседа

    19

    Птицы родного края.

    Знакомство с разнообразием птиц родного края.

    Творческая работа

    20

    Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.

    Выявление причин сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.

    Беседа

    21

    О птицах, которые остаются с нами зимой.

    Помощь птицам осенью и зимой.  О птицах, которые остаются с нами зимой. Клесты. Чечётка. Пищуха. Королёк.. Дятел.

    Беседа. Изготовление кормушек.

    22

    О птицах весной.

    О птицах весной. Зяблик. Жаворонок. Ласточка. Грач.

    Игра

    23.

    Составление «Красной книги» исчезающих птиц  Московской области.

    « Красная книга» Московской области. Составление «Красной книги» исчезающих птиц  Московской области.

    Практическая работа.

    24

    Проект «Наши пернатые друзья»

    Работа над проектом «Наши пернатые друзья».

    Творческая работа

    Заповедники и заказники родного края 4ч.

    25

    Знакомство с заповедниками.

    Охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных

    Беседа, игра.

    26

    Игра – путешествие «Заповедники и заказники Московской области».

    Виртуальное путешествие по заповедникам нашей страны.

    Игра

    27

    Проект «Заповедные зоны родного края».

    Работа над проектом «Заповедные зоны родного края».

    Творческая работа

    28

    Выпуск «Жалобной книги природы».

    Составление  «Жалобной книги природы».

    Творческая работа

    Это интересно 3ч.

    29

    Лесная скорая помощь (летучие мыши).

    Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты. Летучие мыши. Что говорят легенды. Что говорит наука.  Лесная скорая помощь.

    Беседа

    30

    Король грызунов (бобры)

    Король грызунов (бобры). Бобровые зубы. Бобровая шуба. Бобровый хвост. Бобровые хатки и плотины

    Беседа

    31

    Их беда – наша вина ( о лягушках и жабах)

    Их беда – наша вина (о лягушках и жа бах). Какие бывают лягушки и жабы. Похожие, но разные.

    Творческая работа

    Передаем свои знания 3ч.

    32

    Изготовление условных знаков

    Осознание необходимости сохранения окружающей среды. Изготовление условных знаков для охраны природы.

    Практическая работа.

    33

    Изготовление экологических памяток.

    Осознание необходимости сохранения окружающей среды. Изготовление памяток по охране природы.

    Практическая работа.

    34

    Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория»

    Подготовка презентаций по теме «Экологическая лаборатория»

    Творческая работа

    4. Тематическое планирование.

    Тема занятия

    Часы

    1

    Почему мы часто слышим слово «экология»? 1ч.

    1ч.

    2

    Загадочный мир животных 6ч.

    3

    Удивительный мир растений.

    4

    Охрана растений нашей местности.

    5

    Птицам - наша забота.

    7ч.

    6

    Заповедники и заказники родного края.

    4ч.

    7

    Это интересно.

    8.

    Передаем свои знания.

    5. Календарно-тематическое планирование.

                 Дата

    Тема занятия

    Примечание

    По плану

    Факт

    Почему мы часто слышим слово «экология»? 1ч.

    1

    1неделя

    Почему мы часто слышим слово «экология?»

    Загадочный мир животных 6ч.

    2

    2 неделя

    Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных.

    3

    3 неделя

    Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных»

    4

    4 неделя

    Экологический журнал «Жалобная книга природы» (животные).

    5

    5 неделя

    Лесные заморочки

    6

    6 неделя

    Проект «Знакомые незнакомцы»

    7

    7 неделя

    «Красная книга» животных

    Московской  области.

    Удивительный мир растений 5ч.

    8

    8 неделя

    Знакомство с растениями лекарями

    9

    9 неделя

    Знакомство с растениями хищниками.

    10

    10 неделя

    Создание кроссвордов «Растения моего края».

    11

    11 неделя

    Экологический журнал «Жалобная книга природы» (растения).

    12

    12 неделя

    Игра «Угадай по описанию».

    13

    13 неделя

    Экологическая игра «Лесная аптека».

    Охрана растений нашей местности 4ч.

    14

    14 неделя

    Распознавание встречающихся в нашей местности растений.

    15

    15 неделя

    Растения, нуждающиеся в защите.

    16

    16 неделя

    Устный журнал «Зеленая книга».

    17

    17 неделя

    «Красная книга растений Московской

    области».

    Птицам - наша забота 7ч.

    18

    18 неделя

    Изучение разнообразия птиц родного края.

    19

    19 неделя

    Птицы родноного края.

    20

    20 неделя

    Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.

    21

    21 неделя

    О птицах, которые остаются с нами зимой.

    22

    22 неделя

    О птицах весной.

    23.

    23неделя

    Составление «Красной книги» исчезающих птиц  Московской области.

    24

    24 неделя

    Проект «Наши пернатые друзья»

    Заповедники и заказники родного края 4ч.

    25

    25 неделя

    Знакомство с заповедниками.

    26

    26 неделя

    Игра – путешествие «Заповедники и заказники Московской области».

    27

    27 неделя

    Проект «Заповедные зоны родного края».

    28

    28 неделя

    Выпуск «Жалобной книги природы».

    Это интересно 3ч.

    29

    29 неделя

    Лесная скорая помощь (летучие мыши).

    30

    30 неделя

    Король грызунов (бобры)

    31

    31 неделя

    Их беда – наша вина (о лягушках и жабах)

    Передаем свои знания 3ч

    32

    32 неделя

    Изготовление условных знаков

    33

    33 неделя

    Изготовление экологических памяток.

    34

    34 неделя

    Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория»

    Согласовано

    Заместитель директора по ВР _____________ /Фомина О. В./

    «____» ___________ 2016 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФГОС 1-4 классы РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЗЕЛЁНАЯ ПЛАНЕТА"

    Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов, реализуемая в рамках введения ФГОС....

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

    Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

    Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

    Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

    Рабочая программакурса внеурочной деятельности "Готовлюсь к школьной олимпиаде по математике" 2 класс УМК ПНШ

    1.           Пояснительная запискаИзучение математики играет системообразующую роль в образовании младшего школьника, формируя познавательные способно...