Рабочая программа по внеурочной деятельности "За страницами учебника" (3 класс)
рабочая программа (3 класс)

Тетеревлёва Ксения Владимировна

с КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл za_stranitsami_uchebnika_gotovo.docx45.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «За страницами учебника» разработана в соответствии с ФГОС и примерной образовательной программы.

Программа «За страницами учебника» направлена на развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников.

Актуальность программы основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, эмоциональное благополучие детей и взрослых.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Основные принципы реализации программы - добровольность, научность, доступность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель: формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Задачи:

- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

-   формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи;

-  формирование основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-  формирование осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Классические источники информации энциклопедии, видеокассеты, материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии в театр и др.

Программа по внеурочной деятельности «За страницами учебника» рассчитана на 4 года обучения для учащихся 1-4 классов. Занимаясь во внеурочное время, учащиеся смогут существенно расширить и углубить полученные на уроке знания.

Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам: «Русский язык», «Математика», «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.

Основные методы

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа и др.

Методы контроля: консультация, доклад, защита практических заданий, выступление, выставка, презентация, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ и др.

Особенности программы: Программа отличается тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младшего школьника. На этих занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание осуществляется. К тому же ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые

задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Программа рассчитана на 105 учебных часов.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

–   осознавать роль учебных предметов в жизни общества;

– понимать необходимость владения учебными предметами; проявлять интерес к их изучению.

Метапредметные результаты:

– определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

– учиться работать по предложенному учителем плану;

– находить и выделять необходимую информацию;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую;

– использовать рефлексию для подведения итога деятельности;

–осуществлять анализ, синтез, сравнение, достраивать недостающие элементы в ряду;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить логические цепи рассуждений и приводить доказательства;

– уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и

письменной форме;

– выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от

конкретных условий;

– планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (определять цель, функции участников, способы взаимодействия);

– уметь полно и точно выражать свои мысли;

– владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– уметь задавать четко сформулированные вопросы.

По научно-познавательному развитию обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:

-положительное отношение к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватное восприятие предложений товарищей;

-формулирование собственного мнения и позиции;

- проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;

-осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-ценностное и творческое отношение к учебному труду;

-мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической деятельности.

Портрет ученика

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы фиксируется в портрете ее ученика:

- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

- обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказать свою мнение);

- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

- владеющий основами учиться, способный к организации собственной деятельности;

- любящий свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Создание проектных задач, посещение экскурсий, практические занятия…

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Тема

Основные виды внеурочной деятельности обучающихся

1

За страницами учебника

Игровая, познавательная,

проектная, коммуникативная

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы:

 Беседы

 Сообщения

 Творческие конкурсы

 Выставки

 Соревнования

 Праздники

 Викторины

 Заочные путешествия

 Встречи с интересными людьми

 Просмотр и обсуждение видеоматериала

 Экскурсии (внеурочная, внешкольная)

 Поездки, походы по историческим и памятным местам

 Коллективные творческие дела

 Интеллектуально-познавательные игры

 Наблюдение учащихся за событиями в школе, в городе, стране

 Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

 Творческие проектные задачи, презентации

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

– находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;

– называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывать свой выбор;

– находить принцип группировки предметов, давать обобщенное название данным группам;

– находить сходство и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и так далее);

– уметь определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять алогичность, обосновывать своё мнение;

– самостоятельно решать различного рода головоломки (кроссворды, ребусы,

криптограммы, анаграммы, шифровки и так далее), а также составлять простейшие головоломки;

– выявлять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;

– конструировать фразы различными способами (путём соединения начала и конца; путём подбора первого и последнего слова по заданной конструкции и так далее);

– высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями;

– решать нестандартные задачи.

ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И УЧЁТА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Подведение итогов проводится в конце каждого года в виде игры «Сильное звено» в классе и на параллель.

Календарно-тематическое планирование 3 класс (105 часов)

Сроки

Кор-рект.

Тема

Кол-во

сентябрь

7.09

Проектная задача «Богатства, отданные людям» Знакомство с темой. Постановка цели. Разбиение на группы.

7.09

Работа со сбором информации.

11.09

Оформление работы.

14.09

Защита проектной задачи «Богатства, отданные людям»

14.09

Подведение итогов проектной задачи «Богатства, отданные людям»  

25.09

Обзорная экскурсия в музей искусств

28.09

Практическая работа «Тела, вещества, частицы»

октябрь

октябрь

2.10

Проектная задача «Математические сказки» Знакомство с темой. Постановка цели. Разбиение на группы.

2.10

Работа со сбором информации.

4.10

Оформление работы.

5.10

Защита проектной задачи «Математические сказки»

6.10

Подведение итогов проектной задачи «Математические сказки»

3.10

Практическая работа «Обнаружение крахмала

в продуктах»

5.10

Практическая работа «Состав и свойства воздуха»

10.10

Практическая работа «Свойства воды»

19.10

Практическая работа «Состав почвы»

26.10

Проектная задача «Рассказ о слове». Знакомство с темой. Постановка цели. Разбиение на группы.

26.10

Работа с информацией.

Защита проектной задачи «Рассказ о слове»

ноябрь

13.11

Виртуальная экскурсия «Искусство на улицах города»

16.11

Проектная задача «Разнообразие природы родного края». Знакомство с темой. Постановка цели. Разбиение на группы.

16.11

Работа со сбором информации.

20.11

Защита проектной задачи «Разнообразие природы родного края»

23.11

Проектная задача «Семья слов». Знакомство с темой. Постановка цели. Разбиение на группы.

23.11

Работа с информацией.

Защита проектной задачи «Семья слов»

декабрь

4.12

Практическая работа «Измерение роста и массы тела»

14.12

Практическая работа «Знакомство с внешним строением кожи»

21.12

Практическая работа «Определение питательных веществ в продуктах питания»

14.12

Проектная задача «Школа кулинаров» Знакомство с темой. Постановка цели. Разбиение на группы.

18.12

Работа со сбором информации.

21.12

Защита проектной задачи «Школа кулинаров»

25.12

Практическая работа «Подсчёт ударов пульса»

7.12

Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Изготовление цепочки

7.12

Изготовление снежинок

11.12

Изготовление открыток

3 четверть

январь

январь

22.01

Виртуальная экскурсия в театральный мир

11.01

Проектная задача «Составляем орфографический словарь». Знакомство с темой. Постановка цели. Разбиение на группы.

11.01

Работа с информацией.    Защита проектной задачи «Составляем орфографический словарь».

25.01

Проектная задача «Тайна имени». Знакомство с темой. Постановка цели. Разбиение на группы.

25.01

Работа с информацией.    

Защита проектной задачи «Тайна имени»

29.01

Проектная задача «Кто нас защищает». Знакомство с темой. Постановка цели. Разбиение на группы.

февраль

01.02

Работа по сбору информации.

01.02

Защита проектной задачи «Кто нас защищает».

08.02

Проектная задача «Парад военной техники». Знакомство с темой. Постановка цели. Разбиение на группы.

08.02

Работа с информацией.     Защита проектной задачи «Парад военной техники».

15.02

Проектная задача «Задачи расчёты». Знакомство с темой. Постановка цели. Разбиение на группы.

15.02

Работа со сбором информации.

22.02

Оформление работы.

22.02

Защита проектной задачи «Задачи расчёты»

26.02

Подведение итогов проектной задачи «Задачи расчёты»

март

01.03

Практическая работа «Полезные ископаемые»

01.03

Практическая работа «Знакомство с культурными растениями»

12.03

Проектная задача «Зимняя страничка» Знакомство с темой. Постановка цели. Разбиение на группы.

15.03

Работа с информацией.

Защита проектной задачи «Зимняя страничка».

19.03

Проектная задача «Экономика родного края». Знакомство с темой. Постановка цели. Разбиение на группы.

22.03

Работа со сбором информации.

22.03

Защита проектной задачи «Экономика родного края».

15.03

Практическая работа «Знакомство с различными монетами»

4 четверть

апрель

апрель

2.04

Виртуальное посещение музея искусств

9.04

Проектная задача «Имена прилагательные в загадках». Знакомство с темой. Постановка цели. Разбиение на группы.

9.04

Работа с информацией.     Защита проектной задачи «Имена прилагательные в загадках».

20.04

Проектная задача «Музей путешествий». Знакомство с темой. Постановка цели. Разбиение на группы.

20.04

Работа по сбору информации.

23.04

Оформление работы.

23.04

Защита проектной задачи «Музей путешествий».

апрель –май

апрель -май

3.04.

3.04.

4.04.

-

5.04

5.04

6.04.

10.04.

11.04. - 12.04

12.04.

13.04.

13.04.

16.04.

17.04.-18.04

19.04.

19.04.

24.04.

25.04.

26.04.

26.04.

26.04.

27.04.

27.04.

03.05.

04.05 -07.05

07.05.

08.05.

Сетевой проект «О том, о сём, о пятом,  десятом…»

35

Подготовительный этап

Беседа по стартовой презентации. Знакомство с сетевым проектом.

Викторина «Правила безопасного Интернета».

Оформление визитки команды: название команды, девиз, эмблема.

Создание метки на google – карте.

Распределение ролей в проекте: корректор, лингвист, генератор идей, художник, Т-специалист

Изучение правил  работы в группе.

Выявление первоначальных  знаний учащихся - таблица З-И-У-К (1-2 столбики).

Заполнение документации

6

   1

   3

   1

   1

Основной этап:

1 этап "В гости к орфограмме". Узнаем, как писать без ошибок.

Прохождение игры «Орфограмма».

Знакомство с приложениями google.

Мозговой штурм по выбору одного из изученных правил орфографии. Запись в Таблицу орфограммы.

Создание слайда в общей презентации "В гости к орфограмме", запись  правил по выбранной орфограмме.

Оценивание  работы  по критериям  в презентации   "В гости к орфограмме".

Создание интерактивного упражнения в сервисе LearningApps.org .

Составить вопросы по правилам русского языка.

Ответить на вопрос «Как писать без ошибок?»

Заполнение документации.

6

   1

   2

   2

   1

2 этап " В гостях у слова!" Выясним, какие бывают слова.

Знакомство с понятиями: новые, устаревшие, заимствованные и диалектные слова.

Прохождение игры «Виды слов»

Составление  толкового словаря  "В гостях у слова"

Создание кроссворда в сервисе  on-line  Puzzlecup.com.

Разгадывание  кроссворда и  составление облака слов в сервисе Tagul.

Оценивание работы  по критериям  в презентации   "В гостях у слова".

Заполнение документации

8

   1

   2

   2

   2

   1

3 этап "Здравствуй,  предложение!"

Прохождение игры «Фразеологизмы».

Подбор интересных фразеологизмов, объяснение их смысла.

Создание ребуса в сервисе Генератор ребусов.

Рисование  рисунка к двум ребусам. Один - иллюстрация  фразеологизма, второй - рисунок с противоположным значением.

Написание небольшого рассказа с ошибками о достопримечательностях своего края.

Публикация газет на виртуальной доске Padlet.

Проверяем работу другой команды.

Участие  в викторине "Секреты русского языка?"

Комментируем  выполнение задания  на странице "Знатоки языка".

Заполнение документации.

7

   1

   1

   1

   1

   1

  1

   1

Заключительный этап "Пора домой"      

Проведение акции "Секреты русского языка"

Проведение викторины "Секреты русского языка"

Отчёт об акции "Секреты русского языка" на виртуальной доске Padlet

Комментируем выполнение задания  на странице "Знатоки языка"

Заполнение  3-4 столбиков в таблице  З-И-У-К (3-4 столбики)

Заполнение документации

8

   3

   3

   1

   1

май

17.05

Игра «Сильное звено». Отборочный тур в классе.

21.05

Игра между параллелями.

Список литературы:

  1. Учебник математики
  2. Учебник окружающего мира
  3. Учебник русского языка

Технические средства:

 Интерактивная доска

 Компьютер

 Проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"

Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Шахматы"

Общеинтеллектуальное направление курса "Шахматы" по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Я познаю мир"

Социальная деятельность направления куса "Я познаю мир" внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «В мире книг. Живые страницы»

Рабочая программа внеурочной деятельности  по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг. Живые страницы» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного о...