Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

    Алтынник Антонина Николаевна

     

    Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения), Примерной программы по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_1_klass.nov_stan.doc95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Вейделевская средняя общеобразовательная школа

    Вейделевского района Белгородской области»

                 

    «Согласовано»

    Руководитель ШМО

     МОУ Вейделевская СОШ

    ______

    Протокол № ___ от

    «___»_________2011 г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора школы

    по УВР МОУ Вейделевская СОШ

    _______

    «____»____________2011 г.

    «Утверждено»                              

    Директор МОУ

    Вейделевская СОШ      

    _______

    Приказ № ___ от

    «____»____________2011 г.      

                               

    Рабочая программа

    учителя Алтынник Антонины Николаевны

    по внеурочной деятельности

    «Смотрю на мир глазами художника»

    1 класс

    2011-2012 учебный год

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения), Примерной программы по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).

    Класс – 1

    Количество занятий в неделю – 1

    Количество часов в год - 33

      Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлече ний, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное простран ство воспитания и образования.

    Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмо ционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных облас тях спорта, искусства, науки, техники.

    Цель предлагаемой программой состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства (изобразительное искус ство, музыка, хореография, театр и т. д.).

    Задачи:

    •  развивать природные задатки и способности, помогаю щие достижению успеха в том или ином виде искусства;

    •  научить приёмам исполнительского мастерства;

    •  научить правильно, использовать термины, формулиро вать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

    Программа «Смотрю на мир глазами художника» рас считана на учащихся начальной школы, увлекающихся изоб разительным искусством и художественно-творческой дея тельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

    Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искус ства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.

    Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспита тельные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллектив ной деятельности; творческие задачи: умение осознанно ис пользовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой само реализации средствами художественной деятельности.

       Метапредметные результаты освоения изобразительно го искусства в начальной школе проявляются в:

    - умении видеть и  воспринимать проявления  художест венной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архи тектура, дизайн, скульптура и др.);

    - желании общаться с искусством, участвовать в обсужде нии содержания  и  выразительных средств произведений ис кусства;

    - активном использовании языка изобразительного искус ства  и  различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружа ющего мира, родного языка и др.);

    - обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержа нием;

    - умении организовывать самостоятельную художествен но-творческую деятельность, выбирать средства для реализа ции художественного замысла;

    - способности оценивать результаты художественно-твор ческой деятельности, собственной и одноклассников.

       Предметные результаты освоения изобразительного ис кусства в начальной школе проявляются в следующем:

       в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях ис кусства; умение различать основные виды и жанры пластичес ких искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художествен ных музеях своего региона;

       в ценностно-эстетической сфере - умение различать и пе редавать в художественно-творческой "деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, чело веку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, вы раженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоцио нально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

    - в коммуникативной сфере - способность высказывать суж дения о художественных особенностях произведений, изобра жающих природу и человека в различных эмоциональных со стояниях; умение обсуждать коллективные результаты художе стве нно – творческой  деятельности;

    - в трудовой сфере - умение использовать различные ма териалы и средства художественной выразительности для пе редачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации извест ных.

    Учебно-тематический план

    № п/п

    Темы

    1 год обучения

    1

    Живопись

    10

    2

    Графика

    9

    3

    Скульптура

    3

    4

    Аппликация

    4

    5

    Бумажная пластика

    3

    6

    Работа с природными материалами

    3

    7

     

    Организация и обсуждение

    выставки детских работ

    1

     

    Итого

    33

    Содержание курса

    1. Живопись.

    Начальные представления об осно вах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изу чение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зави симости от характера его насыщения белой или чёрной крас кой.

    Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использова ния палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

    1. Графика

     Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пят на в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

    Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

    1. Скульптура

    Знакомство с выразительными воз можностями мягкого материала для лепки — глиной и плас тилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и кото рое можно обойти со всех сторон.

    Практическая работа: лепка отдельных фруктов, ово щей, птиц, сладостей.

    1. Аппликация

    Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используе мыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой боль шое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плав ную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляют ся сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

    Практическая работа: изучение выразительности гото вых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

    1. Бумажная пластика

    Трансформация плоского листа бу маги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

    Практическая работа: изображение уголка парка, от дельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

    1. Работа с природными материалами

    В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в ко торых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнитель ных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

    Практическая работа: изображение уголков природы.

    1. Организация и обсуждение выставки детских работ

    Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуж дении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют  наиболее  удачные  произведения  и  пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве 'процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

    Календарно - тематическое планирование

    п/п

    Наименование

    раздела и тем

    Часы учебного времени

    Плановые сроки похождения

    Дата проведения

    1-2

    3-4

    5-6

    7

    8

    9

    10

    11.12

    13.14

    15

    16.17

    18.19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    32

    33

    I четверть

    Живопись -10часов

    Создание выразительного образа в живописи «Осень в парке»

    Цвет – основа языка живописи

    Тема: «Воз душные шары», «Разноцветные бабочки».

    Теплые и хо лодные цвета

    Тема: «Дворец Снежной королевы», «Город солнца».

    Выполнение упражнений с помощью цветов теплой и холодной гаммы

     

    Создание композиции на тему: «Красота в природе». ( живопись)

    Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выра зительности образа

    Тема: «Гроза», «Снежная буря»

    II четверть

    Понятие пятно в живописи

    Тема: Сказочные птицы

    Графика -9часов

    Линия – основа языка рисунка

    Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью)

    Тема: «изображение трав и веточек»

    Линия, штрих, пятно (темное и светлое) и художественный образ.

    Тема: Изображение насекомых

    Приемы работы различными графическими материалами (карандаш, ручка, фломастер, уголь,)

    Красота и разнообразие природы выраженная средствами рисунка

    III четверть

    Варианты работы цветными карандашами.

    Тема: Объекты природы

    Скульптура -4часа

    Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки пластилином.

    Объем – основа языка скульптуры

    Лепка фруктов

    «Домики, которые построила природа»

    Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов

    Изображать можно в объеме.

    Лепка птиц.

    Аппликация -4часа

    Техника обрывной аппликации

    Техника «вырезанная аппликация»

     

    Создание композиций из засушенных листьев и трав

    IV четверть

    Создание орнаментов и узоров из фантиков

    Бумажная пластика -3часа

    Трансформация плотного листа бумаги, освоение его возможностей (скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, сминание бумаги).

    Изображение фонариков (скручивание, сгибание, склеивание частей)

    Изображение деревьев (скручивание, склеивание, сминание бумаги)

    Работа с природным материалом -3часа

    Поделка из природного материала. Композиция: «Бабочка» (желудь, листья деревьев, ветки, пластилин, клей, ножницы, бумага, салфетки).

    Поделка из природного материала. Аппликация «Рыбки»

    Изображение уголков природы

    2 часа

    2 часа

    2 часа

    1 час

    1 час

    1 час

    1 час

    2 часа

    2 часа

    1 час

    2 часа

    2 часа

    1 час

    1 час

    1 час

    1 час

    1 час

    1 час

    1 час

    1 час

    1 час

    1 час

    1 час

    1 час

    1 час

    1 час

    ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

    В результате изучения программы учащиеся:

    1. осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
    2. приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, аппликация;
    3. развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
    4. развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
    5. осваивают выразительные возможности художественных материалов: краски, гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
    6. приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества;
    7. учатся анализировать произведения искусства; обретают знания конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия;
    8. овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
    9. обретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
    10. обретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
    11. обретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, о роли художника в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
    12. приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
    13. приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.

    Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

    Активность участия.

    Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

    Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

    Самостоятельность.

    Оригинальность суждений.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.

    2.Виноградова Г.Г.  Изобразительное искусство в школе.

    3.И. П. Волков. Художественная студия в школе

    4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для                         учителя. - М.: Просвещение,  1991.-159с.

    5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе

    6.  Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:

     Просвещение,2006

     7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:

     Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995

    8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.

    9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:

    Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.

    10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.

    11.  Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.  

     3-е изд. М., 1998.

    12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.

    13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:

     учебник. 3-е изд. М., 1997.

    14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..

    15. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. – М.: Рольф, 1999. – 80 с., с илл. – (Ступени).

    ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

    1. Диапроектор
    2. Экран
    3. Компьютер


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

    Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

    Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

    Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

    рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

    Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

    Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

    Спортивно - оздоровительное направление...


     

    Комментарии

    Мне очень понравилась ваша рабочая программа. Разработанные занятия актуальны, содержат новые педагогические технологии. Ваши методические разработки помогут и заинтересуют учителей изобразительного искусства. Спасибо!