Главные вкладки

    рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
    рабочая программа (2 класс) на тему

    Дягина Надежда Николаевна

    Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochie_programmy_po_vneurochnoy_deyatelnosti.rar201.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОБУ «Баевская начальная общеобразовательная школа»

    Ичалковского муниципального района Республики Мордовия

    «РАССМОТРЕНО»                           «СОГЛАСОВАНО»                                    «УТВЕРЖДАЮ»

    ШМО учителей начальных              Координатор по введению                       Директор МОБУ «Баевская

    классов и Советом школы по           ФГОС НОО                                               начальная              

    введению ФГОС НОО                                                                                          общеобразовательная школа»

    ____________Н.Н. Дягина               ____________С.Н. Шаляева                     ____________С.Н. Кулакова

    Протокол №1 от 29.08.2012 г.                               30.08.2012 г                          Приказ №____от 01.09.2012 г.

    «Золотая иголочка»

    Рабочая программа

    по внеурочной деятельности

    ( 2 класс)

    (художественно-эстетическое  направление)

                                                                                     

    Автор – составитель:  

                                     Дягина Надежда Николаевна                       

                                                           

                                                                           

                                         

       

    Баево

    2012 г

    Пояснительная записка

       Народная художественная вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства.                                                                         В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности.  В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мир. Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся  к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.     Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для  школьного обучения. Происходит ориентация  на ценность труда. В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся  с историей рукоделия.  В рамках кружка «Золотая иголочка» реализуется художественно - эстетическое направление внеурочной деятельности с учащимися второго класса.

    Цель кружка: Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.

    Задачи:

    1. совершенствовать навыки и умения, получаемые детьми на уроках;
    2. совершенствовать эстетический вкус детей;
    3. развивать творчество, выдумку, фантазию и чувство прекрасного у детей;
    4. воспитывать чувство  коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

    Формы и режим занятий.

        Занятия кружка проводятся 1,5 раза в неделю. День занятия  руководитель выбирает  в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Продолжительность занятий  не более 40 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.  Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ руководителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании, учит оформлять вышивкой предметы декоративно - прикладного характера. В первый год чаще даются легкие задания, посильные каждому, работа идет по готовым шаблонам. Это вызывает у детей продолжительные положительные эмоции  удовлетворения, радости. Рождается стойкая мотивация к данной деятельности. Для детей, обучающихся по данной программе характерна яркая эмоциональность, непроизвольное внимание на новое, неожиданное, яркое, наглядное. Поэтому когда воспитанников знакомят с историей русского народа, с художественными промыслами России, с народными традициями – все это идет в игровой форме. Преподаватель выступает в роли консультанта.

       На протяжении всего года занятия не сводятся только к изготовлению поделок, к развитию специальных способностей, но и направлены на расширение общего духовного богатства, духовных запросов человека.

       Рекомендовано во время занятий организовывать прослушивание русской народной, классической и другой музыки.

    Место кружка в учебном плане.

       На изучение кружка «Золотая иголочка» во 2 классе отводится 1,5 часа в неделю, всего  51 час.

    Ценностные ориентиры содержания кружка 

    Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

    Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

    Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

    Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

    Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

    Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

    Ожидаемые результаты.

     Предполагается  осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

    Дети научатся:

    - соблюдать  правила безопасного пользования ножницами и иголкой,  правила  гигиены и санитарии;                                                      

     - планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

    - закреплять ткань в пяльцах;

    - вдевать нитку в иголку;

    -завязывать узелок;

    - принимать участие в оформлении вышивок на выставку (уметь располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);                                                                        

    - овладеют культурой труда на всех этапах трудового процесса:

    - научатся экономно расходовать  материал; поддержать порядок на рабочем месте;

    - эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет, (например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.);                                             - использовать ручные умения в повседневной жизни  (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;                                                                      

    Формы подведения итогов реализации программы:

    - подготовка и проведение выставок детских  работ;

    -  дни презентаций работ родителям, учащимся школы;

    - отбор лучших работ для портфолио;

    - творческий отчет  руководителя кружка на педсовете;

    Тематическое планирование.

    № п.п.

    Тема занятий

    Всего

    часов

    Теория

    Практика

    1.

    Вводное занятие. Выставка работ – готовых вышивок, выполненных учащимися, родителями, учителями и воспитателями.

    1

    1

    -

     2.

    Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места.

    1

    1

    -

    3. 

    Практическое занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.

    2

    -

    2

    4. 

    Шов “вперед иголку”. Использование модели шва.

    3

    2

    5.

    Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец – сравнение.

    1

    0,5

    0,5

     6.

    Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Пооперационная карта.

    2

    0,5 

    1,5

    7. 

    Шов “строчка”. Использование модели шва.

    3

    2

    8.

    Вышивание “Осенний листик”. Шов “строчка”.

    3

    3

     9.

    Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление “полупомпона”.

     2

    1

     10.

    Вышивание “гладью”. Использование модели шва “гладью”. Вышивание листочка контурной гладью.

     2

     

    2

     11.

    Вышивание цветка контурной гладью

    3

    3

     12.

    Перевод рисунка на ткань. Самостоятельный выбор рисунка.

    2

    0,5 

    1,5

    13. 

    Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта.

     2

     -

    2

    14. 

    Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта.

     2

    2

     15.

    Бахрома на салфетке как способ оформления изделия.

    0,5

    0,5

    16. 

    Украшение салфетки бахромой. Соблюдение правил безопасности труда.

    1

    17.

    Мережка. Продергивание ниток для выполнения декоративной мережки

    3

    2

    18. 

    Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”. Использование модели пришивания пуговицы.

    2

    0,5 

    1,5

     19.

    Пришивание пуговицы в четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы.

    2

    0,5 

    1,5

    20. 

    Распускание трикотажного полотна и использование нитей разных оттенков для создания выразительного рисунка.

    2

    0,5 

    1,5

    21. 

    Понятие об орнаменте, цвете, композиции.  Краткие сведения о нитках и тканях.

    0,5

    0,5

    22. 

    Зарисовка простейших узоров на клетчатой  бумаге цветными карандашами (дорожка, цветок, кораблик, грибок ит.д.).

    2

    0,5 

    1,5

    23.

    Освоение приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом (дорожка).

    2

    0,5 

    1,5

    24. 

    Вышивание изделия простым крестом.

    3

    3

    25. 

    Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.

    1

    26.

    День презентации детских работ.

    1

     

    Итого часов:

    51

    11

    40

    Содержание кружка

    1 занятие. 

    Выставка работ – готовых вышивок, выполненных родителями детей, сотрудниками детского сада. Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания. Любоваться красотой готовых изделий.

    2 занятие.

     Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ об иголке,  нитке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.

    3-4 занятие.

    Практическое занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой.

    5-7 занятие. 

    Шов “вперед иголку”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот; не втыкали иглу в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл.

    8 занятие.

     Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец – сравнение. Учить распускать трикотажное полотно ручного вязания. Обратить внимание на свойство растягивания по ширине. Сравнить с хлопчатобумажной тканью – не растягивается. Формировать умение из трикотажных ниток скатывать “комочки”, “шарики”, “колбаски” и составлять элемент “цветок”, сочетая нитки по цвету.

    9-10 занятие.

    Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Пооперационная карта. Знакомить с правилами работы с пяльцами.

    11-13 занятие.

     Шов “строчка”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении правильного действия. Обратить внимание на технику безопасности труда.

    14-16 занятие.

     Вышивание “Осенний листик”. Шов “строчка”. Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда.

    17-18 занятие.

    Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление “полупомпона”. Упражнять в наматывании ниток, завязывании намотки и разрезании петли, работая парами. Приклеивать готовый полупомпон к картонным куклам, подбирая по цвету.

    19-20 занятие.

    Вышивание “гладью”. Использование модели шва “гладью”. Демонстрация действия учителем. Гладь – вышивание прямыми и косыми стежками, плотно уложенными один к одному. Вышивание листочка контурной гладью. Упражнять детей в выполнении действия.

    21-23 занятие. 

    Вышивание цветка контурной гладью. Демонстрация действия учителем: по краю рисунка укладывают стежки разной величины, чередуя длинные с короткими.

    24-25 занятие.

     Перевод рисунка на ткань. Самостоятельный выбор рисунка. Ознакомление с техникой перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Аккуратность и точность в работе.

    26-27 занятие.

     Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. Продумывать последовательность действий. Упражнение в выполнении правильного действия. Использование пооперационных карт.

    28-29 занятие. 

    Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. Побуждать к творческой активности, комбинированию, поиску необычных вариантов (сочетание ниток, дополнение элементами – бисером, мелкими бусами и пр.).

    30 занятие.

     Бахрома на салфетке как способ оформления изделия. Демонстрация действия воспитателем. Учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем месте.

    31 занятие.

    Украшение салфетки бахромой. Соблюдение правил безопасности труда.

    32-34 занятие.

    Мережка. Продергивание ниток для выполнения декоративной мережки.

    35-36 занятие.

     Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”. Использование модели пришивания пуговицы. Игровая ситуация – помоги Незнайке. Беседа с детьми о содержании одежды в порядке и умении устранять мелкие неполадки – пришивать оторванные пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы с двумя отверстиями способом “в прокол”. Упражнение в действии.

    37-38 занятие.

    Пришивание пуговицы в четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы. Соблюдение правил безопасности труда.

    39-40 занятие.

    Распускание трикотажного полотна и использование нитей разных оттенков для создания выразительного рисунка. Учить укладывать и наклеивать нити, используя близкие по цвету оттенки, создавать выразительный образ. Развивать творчество.

    41 занятие.

    Понятие об орнаменте, цвете, композиции.  Краткие сведения о нитках и тканях. Значение тканей с полотняным переплетением для вышивания. Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по числу сложений, окраске, толщине.

    42-43 занятие.

     Зарисовка простейших узоров на клетчатой  бумаге цветными карандашами (дорожка, цветок, кораблик, грибок ит.д.).

    44-45 занятие.

    Освоение приемов выполнения простого креста.  Вышивание простым крестом (дорожка).

    46-48 занятие.

    Практическая работа. Вышивание изделия простым крестом. Индивидуальная поддержка детей руководителем кружка.

    49 занятие. 

    Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.

    50 занятие.

    День презентации детских работ родителям.

    Материально-техническое обозначение

    Наименование объектов и средств

    материально-технического обеспечения

    Примечания

    Печатные пособия

    Образцы рисунков для вышивания.

    Иллюстрации вышивок в различной технике

    Компьютерные и  информационно-коммуникативные средства

    Технические средства обучения

    Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.

     Аудиоцентр.

    Компьютер.

    Принтер лазерный.

    Принтер лазерный цветной.

    Сканер.

    Фотокамера цифровая.

    Мультимедиа проектор.

    Оборудование класса

    Ткань белая «вафелька».

    Набор цветных ниток мулине.

    Иглы №2, №3.

    Ножницы с тупыми  концами.

    Пяльца пластмассовые.

    Карандаши простые.

    Калька, копировальная бумага.

    Готовые вышивки (у руководителя)

    Календарно-тематическое планирование

    кружка «Золотая иголочка»

    п/п

    Тема

    занятия

    Кол-во

    часов

    Характеристика деятельности

    Дата проведения

    П

    Ф

    1

    Вводное занятие: Выставка работ – готовых вышивок, выполненных учащимися, родителями, учителями и воспитателями.

    1

    Знать историю художественной вышивки, инструменты  и материалы для ручного вышивания.

    04.09

    2.

    Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места.

    1

    Знать правилами обращения с иголкой. Уметь организация рабочего места.

    07.09

    3.

    Практическое занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.

    2

    Уметь вдевать нитку в иголку, завязывать узелок.

    11.09

    4

    18.09

    5

    Практическое занятие. Шов «вперед иголку». Использование модели шва.

    3

    Знать технологию вышивки швом «вперед иголку. Уметь шить швом «вперед иголку».

    21.09

    6

    25.09

    7

    02.10

    8

    Практическое занятие. Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец – сравнение.

    1

    Знать свойства ткани. Уметь различать трикотажное полотно и ситец.

    09.10

    9

    Запяливание ткани. Правила работы с пяльцами. Пооперационная карта.

    2

    Уметь пользоваться пяльцами. Знать правила работы с пяльцами.

    16.10

    10

    19.10

    11

    Шов «строчка». Использование модели шва.

    3

    Знать технологию вышивки швом «строчка». Уметь шить швом «строчка».

    23.10

    12

    30.10

    02.11

    13

    14

    Вышивание «Осенний листик». Шов «строчка».

    3

    Знать технологию вышивки швом «строчка». Уметь шить швом «строчка»; изготовить салфетку с вышитым узором.

    13.11

    15

    20.11

    16

    23.11

    17

    Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление «полупомпона».

    2

    Знать свойства шерстяных ниток. Уметь изготавливать «полупомпон»

    27.11

    18

    04.12

    19

    Вышивание гладью. Использование модели шва.

    Вышивание листочка контурной гладью.

    2

    Знать технологию вышивки гладью. Уметь вышивать гладью.

    07.12

    20

    11.12

    21

    Вышивание цветка контурной гладью.

    3

    Знать технологию вышивки гладью. Уметь вышивать гладью узоры.

    18.12

    22

    21.12

    23

    25.12

    24

    Перевод рисунка на ткань. Самостоятельный выбор рисунка.

    2

    Знать технологию перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Уметь самостоятельно выбирать рисунок, переводить его на ткань.

    15.01

    25

    18.01

    26

    Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта.

    2

    Знать технологию вышивки гладью. Уметь продумывать последовательность действий.

    22.01

    27

    29.01

    28

    Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта.

    2

    Знать технологию вышивки гладью. Уметь комбинировать,  искать необычные варианты (сочетать нитки, дополнять элементами – бисером, мелкими бусами и пр.)

    02.02

    29

    05.02

    30

    Бахрома на салфетке как способ оформления изделия.

    1

    Уметь оформлять изделия бахромой.

    12.02

    31

    Украшение салфетки бахромой. Соблюдение правил безопасности труда.

    1

    Уметь украшать салфетку бахромой.

    15.02

    32

    Мережка. Продергивание ниток для выполнения декоративной мережки.

    3

    Знать технологию выполнения мережки. Уметь продергивать нитки для выполнения декоративной мережки.

    18.02

    33

    26.02

    34

    01.03

    35

    Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом «в прокол». Использование модели пришивания пуговицы.

    2

    Уметь пришивать  пуговицу с двумя отверстиями способом «в прокол».

    05.03

    36

    12.03

    37

    Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы.  

    2

    Уметь пришивать  пуговицу с четырьмя отверстиями.

    15.03

    38

    19.03

    39

    Распускание трикотажного полотна и использование нитей разных оттенков для создания выразительного рисунка.

    2

    Знать технологию распускания трикотажного полотна. Уметь распускать трикотажное полотно,  укладывать и наклеивать нити разных оттенков, для создания выразительного рисунка;  уметь создавать выразительный образ.

    26.03

    40

    29.03

    41

    Понятие об орнаменте, цвете, композиции.  Краткие сведения о нитках и тканях.

    1

    Иметь представления об орнаменте, цвете,  композиции.

    16.04

    42

    Зарисовка простейших узоров на клетчатой  бумаге цветными карандашами (дорожка, цветок, кораблик, грибок ит.д.)

    2

    Уметь выполнять зарисовки простейших узоров на клетчатой  бумаге цветными карандашами.

    19.04

    43

    23.04

    44

    Освоение приемов выполнения простого креста.  Вышивание простым крестом (дорожка).

    2

    Знать приемы выполнения простого креста.

    30.04

    45

    03.05

    46

    Вышивание изделия с использованием шва простым крестом.

    3

    Уметь вышивать изделия простым крестом.

    07.05

    47

    14.05

    48

    17.05

    49

    Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.

    1

    Принимать участие в оформлении вышивок на выставку

    21.05

    50

    День презентации детских работ.

    1

    Уметь представлять свою презентацию

    28.05

    Итого:

    50


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

    Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

    Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса

    Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного  члена общества, патриота своей страны....

    Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг.

    Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг....

    Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг.

    Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг....