Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса
статья (2 класс) на тему

Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного  члена общества, патриота своей страны. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса  

1 слайд Музей – это остров духовности в современном  образовательном  процессе. Атмосфера музейного пространства способствует формированию образного и эстетического восприятия, художественного вкуса ребенка, стимулирует богатое детское воображение, закрепляет эмоциональную отзывчивость, нравственность. Ребенок, как посетитель экспозиции, обладает большой степенью свободы при выборе темпа, формы усвоения материала и темы программы, что повышает степень воздействия образовательной среды, результативность воспитательных задач. Это достигается за счет учета возрастных особенностей детей. Усвоение социального опыта - в данном случае  музейной этики, нацеленной на длительное зрительное восприятие, - не может быть передано в устной или письменной форме.

2 слайд Это происходит непосредственно во время пребывания детей в музее. Отсутствие же такого опыта в зрелом возрасте является серьезным препятствием на пути полноценного художественного восприятия: человек в этом случае, как правило, реализует «детскую схему поведения», то есть стремится в наиболее короткий срок увидеть как можно больше, удовлетворяя тем  самым свое любопытство или любознательность, но, даже не приступая к углубленному восприятию. Разрешить эти закономерные сомнения возможно при условии такой организации детской деятельности в музее, которая учитывала бы особенности детского развития на разных  возрастных этапах, с одной стороны, и правило их ограничения, имеющиеся в среде музея, - с другой.  

3 слайд Требования, которые должны выполняться при проведении музейных мероприятий:              

  • каждое посещение музея должно иметь конкретную учебную цель;
  • учитель и дети должны осознать, что посещение музея не развлечение, а серьезная работа и необходимо готовиться к ней;
  • проводить занятия в музее нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, то есть когда дети еще не устали и готовы к восприятию;
  • следует отказаться от обзорных экскурсий как «безумно тяжелых для сознания не только ребенка, но и взрослого»;
  • отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребенка;
  • итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок,  рассказ, сочинение на основе увиденного и т.д.). Творческая работа у детей не сопровождается чувством утомления, а доставляет радость и удовольствие, ведь эстетическая сторона предметов и выполняемой работы вызывает у школьников большой интерес.

Сегодня для современного общества  проблема нравственного и духовного воспитания молодежи становится наиболее злободневной. Перед школой стоит трудная задача - воспитать школьника с активной гражданской жизненной позицией, положительными ценностными ориентациями, патриота своей страны. К сожалению, современная молодежь мало читает, мало интересуется отечественной культурой и историей. Восполнить эти пробелы в воспитании подрастающего поколения  поможет работа в музее, как внеурочная, так и урочная.

Начиная с 1 класса в музее проводятся уроки мужества, посвященные истории Великой Отечественной войны.

4 слайд  Традиционно  учащиеся  моего класса участвуют в экскурсиях   по темам: «История школы в годы войны», «Учителя и ученики нашей школы-защитники Отечества», « Школа в послевоенный период», «Современная школа».

5 слайд Без внимания не остается и школьный обелиск с именами и фамилиями учеников и учителей школы, погибших в годы войны.  Учащиеся моего класса участвовали в митингах, посвященных Дню Победы. Нравственное и духовное развитие личности через краеведение - это многогранный и сложный процесс, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, приобщать их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, в дальнейшем помогает в выборе профессий.

Школьники с большой заинтересованностью занимаются   исследовательской деятельностью.

Вот некоторые темы  исследовательских работ учащихся:  "Тайна старой фотографии",       "Моя родословная".

У каждой состоявшейся личности, у каждого человека есть Родина. Все начинается с дома, семьи. Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует бережному отношению к семейным традициям, помогает улучшению отношений между поколениями.

6 слайд Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная». На уроках окружающего мира при изучении темы «Семья», ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, музейный архив.  Есть родители, которые серьезно увлекаются краеведением, особенно составлением своих родословных.

7 слайд  Учащиеся 2 «А» класса регулярно принимают участие в викторине «Моя школа». При изучении темы «Школа» на уроке окружающего мира ребята пользуются материалами из музея.   Под руководством учителя они   ищут материал к урокам.

8 слайд На базе музея  в январе была проведена викторина «Мой город». Учащиеся 2 «А» класса использовали материал из Интернета, из книг, а также музейный архив. На уроках окружающего мира при изучении темы «Города России» учащиеся также пользуются материалами из музея. Они узнают о том, на какой улице находится наша школа, в честь кого она названа. Учащиеся узнают, что в годы войны школа была госпиталем. На базе музея проводятся игры, КВН. Учащиеся 2 «А» класса участвовали в музейной игре «Морской десант» и заняли призовые места.

9 слайд Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного  члена общества, патриота своей страны.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль музея в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе Мамчур Елена Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 12» г.Новокузнецк 2015 г.

Слайд 2

Музей – это остров духовности в современном образовательном процессе. Атмосфера музейного пространства способствует формированию образного и эстетического восприятия, художественного вкуса ребенка, стимулирует богатое детское воображение, закрепляет эмоциональную отзывчивость, нравственность.

Слайд 3

Требования при проведении музейных мероприятий -каждое посещение музея должно иметь конкретную учебную цель; -учитель и дети должны осознать, что посещение музея не развлечение, а серьезная работа и необходимо готовиться к ней; -проводить занятия в музее нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, то есть когда дети еще не устали и готовы к восприятию; -следует отказаться от обзорных экскурсий как «безумно тяжелых для сознания не только ребенка, но и взрослого»; -отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребенка; -итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение и т.д.).

Слайд 4

Экскурсии в музее

Слайд 5

Митинги у обелиска По всей России обелиски Как души рвутся из земли … Они прикрыли жизнь собою, Жить начинавшие едва, Чтоб было небо голубое, Была зеленая трава.

Слайд 6

Моя родословная Зенкова Настя Зенкова А.Н . Зенков П.К. Котова К.П . Котов Н.М. Зенков К.Л . Серова А.Р.

Слайд 7

Викторина «Моя школа»

Слайд 8

Викторина «Мой город» Новокузнецк — сибирский город Стал моей судьбой. Он красивый, обновленный, Здесь сады цветут. Здесь заводы, шахты, домны И фонтаны бьют. В песнях ты не раз воспетый, Город дорогой. Пусть страна тобой гордится, Край ты наш родной!

Слайд 9

Музейная игра «Морской десант»

Слайд 10

«Музей есть собрание всего отжившего, мёртвого, негодного для употребления, но именно потому - то он и есть надежда века, ибо существование музея показывает, что нет дел конченных... Для музея нет ничего безнадежного, «отпетого», то есть такого, что воскресить и оживить невозможно... Музей есть высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь...» Н.Ф.Фёдоров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся

"Если мы булем учить сегодня так,как учили вчера,мы украдём у детей завтра." Джон Дьюи...

Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся

"Если мы булем учить сегодня так,как учили вчера,мы украдём у детей завтра." Джон Дьюи...

Выступление на ШМО. Тема: "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"

  В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и акт...

Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся.

В данной статье речь пойдёт о роли урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся....

Роль урочной и внеурочной деятельности в начальной школе при работе по выявлению и развитию одаренных

Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить высокое качество образования, а также необходимый уровень мотивации развития учащихся. Особое место среди всех детей занимают одаренные дети. Зад...

Доклад на тему: «Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся»

laquo;Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся»...