Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Курочка Анна Федоровна

"Если мы булем учить сегодня так,как учили вчера,мы украдём у детей завтра." Джон Дьюи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 0002aaa5-8d1553c6.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся

                                                                                          Если мы будем учить сегодня так,

                                                                                 как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.

                                                                                                                                             Джон Дьюи

        Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.  

        В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  

         Универсальные учебные действия   обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося. В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока:            

Личностный

Познавательный

Регулятивный

Коммуникативный

         Так, концептуальная идея формирования у обучающихся УУД, принятая в образовательной системе, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:    

  1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
  2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
  3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
  4. Контроль умения выполнять действие.

         Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий.

           Главная цель  педагогической деятельности учителя – это формирование личности,  желающей и умеющей учиться.  Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Для этого надо создать условия.

                     Первое  условие для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя. Как научиться самому и самое главное, как убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к  осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта? Несомненно, этому можно научиться только при взаимодействии с коллегами:  быть готовым к восприятию инновационного опыта, понимать необходимость самообразования и самосовершенствования,  быть способным сотрудничать с коллегами, делясь своим опытом и перенимая опыт других учителей.                                                                                   

           Второе условие для успешного формирования УУД – включение обучающихся в активную учебную деятельность, правильная организация которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения обучающихся учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).

           Третье условие – это диагностика обучающихся.

           Что же должен  делать учитель начальной школы?

 - не преподносить ученикам новое знание в готовом виде, а   организовывать процесс обучения так, чтобы дети добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;

- учитывать возрастные психологические особенности развития детей;

-  создавать  доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;

-  формировать  у обучающихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;

-  создавать  условия для приобретения обучающимися опыта творческой деятельности;

-  предлагать ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечивать при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.

Способы реализации  данного  условия, следующие:  

          Технология проблемного диалога (по Е. Л. Мельниковой), которая базируется  на системно-деятельностном подходе и обеспечивает создание основы для самостоятельного успешного  усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности. При этом постановку учебной проблемы и поиск решения осуществляют ученики  в ходе специально организованного учителем диалога.

          При использовании на уроках  активных форм работы с применением технологии деятельностного обучения,  творческие способности учащихся будут развиваться на более высоком уровне, так как повысится интерес к предмету, сформируются ключевые компетенции, улучшится качество знаний по предметам.

          Использование элементов технологии адаптивного обучения  позволяет  варьировать обучение, осваивать  новые структуры урока, что формирует у учеников умение работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

          Также эффективный метод формирования УУД – групповое и парное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе  взаимодействий. Почему именно этот метод  считается эффективным? Работу в группах мы начинаем  с выработки основных правил. При этом должно достигаться:

-  полное внимание к однокласснику;

-  серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

 - терпимость, дружелюбие:

 -  никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся должны принимать активное участие в обсуждении этих правил. Совместное выполнение заданий: разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи и т. п. — привлекает детей тем, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать.

           Применение  ИКТ  позволяет сделать процесс обучения  для детей более увлекательным и интересным. Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира.

           Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

- участие в проектах;

- подведение итогов урока;

- творческие задания;

- самооценка события, происшествия;

          Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: 

- "Найди отличия" (можно задать их количество);

- "На что похоже?";

- «Поиск лишнего»;

- "Лабиринты";

- «Упорядочивание;

- "Цепочки";

- хитроумные решения;

- составление схем-опор;

- работа с разного вида таблицами;

- составление и распознавание диаграмм;

- работа со словарями;

         Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

- "Преднамеренные ошибки";

-  поиск информации в предложенных источниках;

-  взаимоконтроль;

- "Ищу ошибки";

- контрольный опрос на определенную проблему;

         Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

-  составь задание партнеру;

-  отзыв на работу товарища;

-  групповая работа по составлению кроссворда;

- "Отгадай, о ком говорим";

-  диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

- "Подготовь рассказ...", "Опиши устно...", "Объясни..." и т. д.

Как же формируются УУД на основных предметах начальной школы?

Русский язык (УУД)

           Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка, усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает:

 - развитие знаково-символических действий;

 - замещения (например, звука буквой);

 - моделирования (например, состава слова путем составления схемы);

 - преобразования модели (видоизменения слова).

Литературное чтение (УУД)

          Обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

- смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов;

- самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

- эмоционально-личностной  на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

- умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

- умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

- умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;

- умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Математика (УУД)

          В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, выработка вычислительных навыков.

Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.

В задачах с неполными условиями дети на основе своего житейского опыта должны ввести недостающую информацию.

Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуются знания об арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях.

Какую же роль играют УУД во внеурочной деятельности?

  1. УУД становится источником внутреннего развития школьника, и формирования его  личностных качеств;
  2. Развитие интеллектуальных, творческих, организаторских способностей школьников;                                                              
  3. Приобретение детьми социального опыта, создание условий максимально раскрывающих эти способности.           

    Этапы  организации внеурочной деятельности школьников.

  1. Исследование  по выявлению интересов и склонностей обучающихся
  2. Общешкольная  программа внеурочной деятельности
  3. Программы  внеурочной деятельности классных руководителей;
  4. Расписание внеурочной деятельности.

         На основе сформированности УУД получаем портрет выпускника начальной школы, соответствующий требованиям ФГОС. Он таков!  

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный  к организации    собственной деятельности;

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»

Опыт работы на тему «Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»...

Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся

"Если мы булем учить сегодня так,как учили вчера,мы украдём у детей завтра." Джон Дьюи...

Выступление на ШМО. Тема: "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"

  В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и акт...

Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся.

В данной статье речь пойдёт о роли урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся....

Доклад на тему: «Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся»

laquo;Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся»...