Главные вкладки

    «Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»
    статья (2 класс) по теме

    Денисова Надежда Сергеевна

    Опыт работы на тему «Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon denisova_n.s.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое образовательное учреждение

    Москаленского муниципального района

    Омской области

    «Гимназия имени Горького А.М.»

    «Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»

     Выполнила:  Денисова Надежда Сергеевна,

    учитель начальных классов

    МКОУ «Гимназия имени Горького А.М.»

    р.п.Москаленки

                                                                    2013

      21 век – век компьютерных технологий. Не понимать этой простой истины – значит превратиться в постоянного догоняющего.

     Актуальность

        Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определённый отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение информационных технологий в телевидении оказывают большое влияние на воспитание ребёнка и его восприятие окружающего мира.

         Использование современных информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности школы выглядит очень просто, с точки зрения ребёнка, и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.

         Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. Поэтому, совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении ИКТ.

    Преимущества использования ИКТ в образовании

          Компьютерные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информации, образуют глобальное информационное пространство. Современные   технологии   становятся   неотъемлемой частью  образовательного и воспитательного процесса, значительно повышающие  их эффективность.  

        К набору существенных преимуществ использования современных информационных технологий в урочное и внеурочное время относят:

    1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.

    2. Использование ИКТ позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению.

    3. ИКТ вовлекает учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию  их способностей, активизации умственной деятельности.

    4. Использование ИКТ увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения.

    5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

         Для наиболее качественного и эффективного использования ИКТ на уроках, применяю современные информационные технологии в следующих случаях:

    1. Диагностическое тестирование качества усвоения материала.

    2. В тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков.

    3. В обучающем режиме.

    4. При работе с отстающими учениками.

    5. В режиме самообучения.

    6. В режиме графической иллюстрацией и изучаемого материала.

           В урочной и внеурочной деятельности я использую мультимедийные презентации.

        Преимущества использования мультимедийных презентаций:

    1. Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

    2. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету.

    3. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания.

    4. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

       В моей методической копилке имеются презентации ко многим урокам. Проведение некоторых  уроков невозможно без мультимедийной презентации. Например, уроки окружающего мира. Во 2 классе на уроках окружающего мира знакомятся с материками, странами, городами, природными зонами и т.д. Презентация для изучения таких тем просто необходима.

        Мои второклассники уже сами составляют или скачивают готовые с интернета презентации к урокам при подготовке проектов и докладов.

        Анализируя опыт использования  ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:

    - сделать деятельность учителя и школьников наиболее интенсивной;

    - повысить качество  обучения.

        Внеурочная деятельность не проходит без использования информационных технологий. Я использую ИКТ при разработке часов общения, кружковых занятий, общешкольных мероприятий. В моей методической копилке имеются различные мультимедийные игры: «Поле чудес», «Умники и умницы», «Угадай мелодию", «Путешествия по сказкам» и другое.

        На каждый праздник, проведённый с родителями и детьми, я делаю клипы и презентации. Также составляю мультимедийное сопровождение различных песен и танцев, исполняемых на наших праздниках.

        Одно из направлений использования информационных технологий в моей практике – поддержка и развитие одарённых детей,  формирование  творческой личности, литературного мастерства, активной гражданской позиции, экологического образования.

        Мои учащиеся очень активно участвуют в различных международных, всероссийских, региональных интернет-конкурсах. За 2012-2013 учебный год мы участвовали в 30-ти конкурсах (общепредметных, предметных, творческих).

        Участие  в мультимедийных, интеллектуальных, творческих интернет-конкурсах и олимпиадах - это предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки Москаленского района, не выезжая за   его пределы. Такая творческая работа создаёт благоприятные условия для повышения самооценки обучающихся,  развития   их творческой и познавательной активности, информационной культуры.

        Участие в интернет-конкурсах является не только средством выявления способных и одарённых детей, но и условием общего развития личности детей, а также максимального проявления и развития их интересов и склонностей.

        Также, участвую сама в различных дистанционных конкурсах,  вхожу в состав руководителей телекоммуникационного проекта.

         Использование информационных технологий помогает реализовать:

    1.   личностно-ориентированный подход в обучении;
    2. обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности ;
    3.  развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность ;
    4. помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
    5. развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

         Применение компьютерной техники позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.

        Современные информационные технологии дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса, в самых разных его аспектах. Будь то урок или внеурочная деятельность, использование современных информационных технологий ускоряет передачу знаний, открывает возможности совершенно новых методов преподавания и обучения.

                               

    Список использованных источников

    Гомулина Н.Н. Компьютерные коммуникации и проектная учебная деятельность школьников по физике и астрономии. // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании». М.: МИФИ, 1999. – С.207 – 208.

    Ершов А.П. и др. Школьная информатика (концепции, состояния, перспективы) // ИНФО, №1, 1995. – C. 3–20.

    Марусева И.В. Методические основы подготовки будущего учителя информатики к использованию технологий компьютерного обучения. Автор. Дисс. … докт. пед. наук. – СПб., 1994. – 45 с.

    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат. М.: ACADEMA, 2000. – 271 с.

    Панюкова С.В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. – М.: Изд-во РАО, 1998. – 120с.

    Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. – М., 1998. – 178 с.

    Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: Школа – Пресс, 1994. – 205 с.                                                    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта)

    Данный материал кратко ознакамливает с опытом применения современных педагогических технологий....

    Развитие воспитательной компоненты в урочной и внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС.

    Статья по теме "Развитие воспитательной компоненты в урочной и внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС" (на примере формирования у учащихся нравственного аспекта в начальной школе)....

    Современные информационные технологии в образовательном процессе

    Вся учебная и воспитательная работы образовательного учреждения направлена на то, чтобы сформировать культуру ребенка, вырастить общительных, нравственно- зрелых и развитых лю...

    Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе

    Цели:повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения в учебный процесс новых технологий;знакомство с целями, основными понятиями, дидактическими особенностями, структурой занятий, ме...

    "Использование современных средств обучения в образовательном процессе в условиях введения ФГОС"

    Эффективность обучения зависит в большой степени от качества учебно- методического и кадрового обеспечения образовательного процесса, от их соответствия современным требованиям личности, общества и го...

    Об использовании современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

    Соблюдение  условий здоровьесбережения является необходимым при проведении уроков  в коррекционной школе  VIII вида, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья дет...