Об использовании современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
учебно-методический материал на тему

Иващенко Наталья Григорьевна

Соблюдение  условий здоровьесбережения является необходимым при проведении уроков  в коррекционной школе  VIII вида, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, но и на сохранность их психического состояния  и на развитие и коррекцию высших психических функций.

Проводя уроки, соблюдаю требования включения  оздоровительного компонента в содержании учебных предметов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_1.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат

ст-цы Староминской

Письменный отчет учителя

Иващенко Натальи  Григорьевны

«Об использовании современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

«Образование должно стать фактом укрепления здоровья, а не его разрушения…» /В. Базарный/ 

Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здоровьесбережения включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и учат отличать здоровый образ жизни от нездорового, что поможет в дальнейшем учащимся и учителю охранять и беречь как своё собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей.

В современных условиях сложилась педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения за счёт правильно организованной коррекционно-развивающей среды. Педагогические условия, в которых находятся дети с ограниченными возможностями, должны быть направлены на развитие.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Огромная работа учителя коррекционной школы, формирующего нормальные взаимоотношения в классном коллективе, способствует воспитанию у детей самостоятельности, самообладания и правильной самооценки.

        В процессе обучение на уроках в коррекционной школе ставится цель - сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, т.е. должна сформироваться положительная привычка к здоровому образу жизни.

    Задачи учителя: сбережение здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни;  выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.        

        Для решения этих задач  использую здоровьесберегающие технологии: стимулирующие (создание ситуации успеха);  профилактические,  компенсаторнонейтрализующие (физминутки).  

        Соблюдение  условий здоровьесбережения является необходимым при проведении уроков  в коррекционной школе  VIII вида, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, но и на сохранность их психического состояния  и на развитие и коррекцию высших психических функций.

Проводя уроки, соблюдаю требования включения  оздоровительного компонента в содержании учебных предметов.

1.Гигиенические условия в классе: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональное освещение класса и доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей. Отмечу, что утомляемость школьников и риск психологических  расстройств в немалой степени зависят от соблюдения  этих простых условий.

 2.Психологический настрой на урок.

3.Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы. Чередую  виды учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия и др. - 4 – 7 видов за урок т. к. однообразность урока способствует утомлению школьников.

 4.Физкультминутки являются обязательной составной частью урока. Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Учитывая это, я не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока. Для повышения работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного напряжения физкультминутки провожу примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы утомления у значительной части учащихся класса, иногда и в конце урока. Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за чередованием видов деятельности  в течение урока

Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, иногда с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю:

  • упражнения для формирования правильной  осанки;
  • упражнения для укрепления зрения;
  • упражнения для укрепления мышц кистей рук;
  • упражнения для укрепления «мышечного корсета»;
  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в урок. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.                  

Использую  такие виды физкультминуток:

Оздоровительно–гигиенические. Выполняются как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ногами».

Физкультурно–спортивные. Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счёт. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определённой группы мышц. Сюда включаются прыжки, приседания, ходьба на месте и по классу и т. д.

Подражательные. Показываются  схематические изображения «человечков», выполняющих гимнастику, ученики повторяют движения. Использую мимические упражнения. На карточках нарисованы лица  с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, смеющиеся, испуганные, удивлённые. Дети копируют. Здесь можно проявить свою фантазию и творчество.

Двигательно–речевые. Дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют различные движения.

 Провожу физпаузы в режиме работы урока.

 «Найти слова».  По классу размещаются слова, а ученикам даётся задание. Дети ходят по классу, выполняя задание.

Игра–соревнование. Какой ряд напишет больше слов на определённую букву алфавита. (Дети выходят по очереди и пишут на доске)

5.Профилактика и коррекция нарушений зрения.

На каждом уроке стараюсь проводить упражнения для глаз с целью профилактики нарушения зрения. Упражнения выполняются сидя на стуле, спина прямая, руки лежат на коленях. Каждый раз по мере выполнения  отдельных упражнений фиксируется взгляд на каком–либо предмете. Это способствует концентрации зрения.

Использую гимнастику для глаз:

«Вверх – вниз, влево – вправо».  Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

 «Круг».  Следить за рукой учителя, выводящей круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

«Рисование  носом»,  «Раскрашивание», «Часики» и другие.

 6.Пальчиковая гимнастика. На уроках большое внимание следует уделять развитию мелкой моторики рук. Упражнения, направленные на работу кистей и пальцев рук, развивают речь, мышление ребёнка, в то же время, способствуя развитию самой кисти и пальцев рук. Упражнения для кистей рук способствуют оздоровлению всего организма. Их можно проводить с использованием разных предметов, таких как деревянные палочки, карандаш, ручка. Эти упражнения снижают психическое напряжение, снимают утомляемость.            

Упражнения могут:

– выполняться правой, левой рукой или обеими руками одновременно;

– быть статическими: удерживать пальцы  в напряжении на счет до пяти – десяти, затем встряхнуть руками;

– быть динамическими: выполнять пальцами движения, имитирующие движения показываемого живого или неживого предмета.

7. Формы организации деятельности учащихся на уроках:

- работа в группах;

- работа в парах;

- фронтальный опрос с использованием игровых ситуаций.

Элементы игры можно использовать также в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников:

- хлопанье в ладоши;

- поднятие руки;

- сигнальные карточки различного цвета.          

  8.Объем домашнего задания и его сложность надо соизмерять с возможностями каждого ученика. Опыт показывает, что если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому предлагаю учащимся разноуровневые задания.                                                      

  9. С целью сохранения здоровья использую дидактический и раздаточный материал, имеющий здоровьесберегающую направленность, куда включаю упражнения на развитие:

- связной устной и письменной речи;

- орфографической зоркости;

- творческих способностей;

- а также материал информационного характера, направленный на формирование ЗОЖ.

   10. К приёмам работы на уроках с целью сохранения здоровья можно отнести и нетрадиционные формы урока, которые формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, свойственные многим учащимся, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на ребят.

В коррекционной школе можно использовать следующие виды нетрадиционных уроков: урок-соревнование, урок-игра, урок-путешествие, урок-фантазия, урок-сказка, урок-сюрприз, урок-зачет, урок здоровья.

Очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребёнок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств и качеств. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Жан Жаком Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта)

Данный материал кратко ознакамливает с опытом применения современных педагогических технологий....

«Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»

Опыт работы на тему «Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Статья для учителей, воспитателей и родителей, стремящихся сохранить здоровье учащихся в непростое современное время. Приведены и описаны занятия , укрепляющие здоровье детей. ...

«Использование современных цифровых технологий в образовательном процессе »

Информационные технологии вошли во все сферы жизни. Развитие цифровых технологий открывает огромный спектр возможностей. Прогресс во всех отраслях науки и промышленности идет с огромной скор...