Развитие воспитательной компоненты в урочной и внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС.
статья на тему

Новикова Нина Николаевна

Статья по теме "Развитие воспитательной компоненты в урочной и внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС" (на примере формирования у учащихся нравственного аспекта в начальной школе).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие воспитательной компоненты в урочной и внеурочной деятельности

в рамках введения  ФГОС.


 В наше время перед любым педагогом встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.

    В современной школе (по ФГОСу) процесс воспитания направлен на формирование всесторонне развитой личности, у которой приоритетными являются нравственные качества. Воспитание –  это процесс управления развитием и формированием личности через создание благоприятных условий.

   В стандартах образования второго поколения категория «нравственная ценность» стала одной из центральных. Она включает в себя такие качества личности, как доброта, милосердие, мужество, скромность, справедливость, толерантность, любовь к Родине, патриотизм и гражданственность.

     Академик Б.Т. Лихачёв предлагает для определения нравственной воспитанности следующие критерии:

– знать гимн, гордиться своей Родиной;

– уметь закалять своё тело, быть полезным в школе и дома;

– любить людей трудолюбивых, активных, инициативных, творческих, честных, справедливых, организованных;

– дружить со всеми детьми и выбрать себе друга, которому можно всё доверить и которого никогда не подведёшь;

– делать людям добро;

– трудиться с пользой для себя и для людей;

– бороться с собственной ленью и другими недостатками, уметь критиковать недостатки своих товарищей;

– беречь общественное добро и родную природу;

– помогать старшим, участникам войны, инвалидам, пенсионерам, своим товарищам;

– творчески относиться к работе, рисовать, сочинять рассказы и сказки, участвовать в инсценировках.

     Портрет выпускника начальной школы, о котором говорила моя коллега.

Возможно ли  в наше прагматичное время сохранить в маленьком человеке, нашем ученике, чистоту восприятия мира, посеять в его душе зёрна сострадания, милосердия, добра? Возрастные особенности детей младшего школьного возраста таковы, что они могут впитывать в себя, как губка, всё новое, неизведанное. Именно в это время у них активно развиваются важнейшие психические функции и понятия общечеловеческих, нравственных ценностей, которые затем останутся с ними на всю жизнь, помогут обрести своё место в социуме.

           Одна из задач нравственного воспитания школы - правильно организовать деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации нравственного воспитания .

     Учитель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив. Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие учителей, с другой - организованная и целенаправленная деятельность воспитанников.

      Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы упражнения. Убеждение - это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных. На уроках, классных часах, внеурочной деятельности, учителя разъясняют школьникам нормы и правила поведения, применяя метод убеждения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают детей и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.

       «Упражнение» - это планомерно организованное выполнение различных действий, практических дел с целью формирования и развития личности. Функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному поведению. В процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды и убеждения, обогащаются чувства.

На своих уроках учителя начальных классов применяют следующие методы и формы, способствующие нравственному воспитанию детей.

           Вашему вниманию представлена структура уроков в ТДМ. Где же мы это можем применить?  Почти на каждом этапе мы воспитываем детей, что уже прописано в сценарии уроков.

   Так, например, на этапе:

1) Мотивация к учебной деятельности  

- начинаем урок с улыбок (новому дню, друг другу, учителю), обращаем внимание на то, что за окном прекрасная погода или идёт дождь, но как красиво падают капли на стекло или послушаем шум дождя и т.п. Это успокаивает детей, настраивает на работу, располагает их друг к другу.Дети становятся внимательнее, взаимоотношения  - «мягче», забываются старые обиды.

      2)  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения

-  один из используемых приёмов - сказкотерапия. Учителя часто используют сюжеты из сказок, чтобы заинтриговать и заинтересовать детей. Они с удовольствием помогают героям преодолевать трудности, при этом активно помогают друг другу, осуществляют взаимопомощь и взаимопроверку. Иногда на уроки приходят «гости», например, Смайлик. Буратино, Незнайка и т.д.. Необходимо вспомнить правила приёма гостей; если герой пришёл просить о помощи, то оказать ему её.

3.) Определение действий выхода из затруднения ( осмысление) и

4.) Реализация планируемых действий (размышление)  

- на этих этапах урока применяется  групповая, индивидуальная  или работа в парах. Очень часто детям предлагаются такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу. Иногда сами дети выступают в роли учителя.
Во время такой работы воспитывается уважение друг к другу, умение слушать товарища, считаться с мнением других.

    Как вы знаете, из основных этапов урока это - Рефлексия учебной деятельности на уроке

- на данном этапе урока ребёнок формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности,учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.Применяется и такой метод, как поощрение (в словесной форме, выставляются отметки, дарятся медальки). Это стимулирует детей к дальнейшей работе, воспитывает в них положительное отношение к предмету, к труду (дети видят результат своей деятельности).

    Моделируя различные ситуации на уроках и во внеурочной деятельности, в которых ребёнок может проявить себя, сделать правильный выбор, мы пытаемся формировать те качества личности, которые помогут ученику комфортно чувствовать себя и в средних классах, и в старших, и во взрослой жизни.
Идеи великого педагога В.А.Сухомлинского, который говорил о необходимости раскрыть перед детьми общечеловеческие нормы нравственности заключаются в следующем:

«Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твоё желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

Все блага и радость жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла…».

Людьми, постигшими эту азбуку нравственности, нам и хочется видеть своих учеников.

          Работая над проблемой нравственного воспитания младших школьников, учитываются их возрастные и психологические особенности:
1.
Склонность к игре. Во время игры дети осваивают нормативное поведение. В играх требуется от ребёнка умение соблюдать правила. Нарушение их дети подмечают особо остро и выражают своё осуждение нарушителю. Если ребёнок не подчинится мнению большинства, то ему придётся выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры.
     Так ребёнок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игровая деятельность является средством воспитания чувства товарищества, взаимопомощи, умения подчиняться общественному мнению, справедливо оценивать свои поступки.

2. Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью.

Психологи утверждают, что дети младшего школьного возраста не могут удерживать своё внимание на одном предмете более 7-10 минут.
Поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.
3.Недостаточная чёткость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня:
- до 5 лет ребёнок усваивает примитивный уровень поведения, основанный на запрете или отрицании: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д..
- к 10-11 годам, а это возраст ребёнка начальных классов, необходимо, чтобы он учитывал состояние окружающих людей, чтобы его присутствие не только не мешало им, а было бы приятным. К сожалению, бывает так, что к моменту поступления в школу, некоторые дети не обучены элементарному поведению.
- третий уровень – это 14-15 лет. Может существовать противоречие между знанием, как нужно себя вести, и практическим применением. Это касается этикета, правил хорошего тона, общения. Например: беседуя с детьми о правилах поведения в общественных местах, выясняю, что почти все знают, как надо вести себя во время экскурсии, прогулки и т. п. Однако, когда идём на экскурсию, то вижу, что некоторые дети забывают об этих правилах.
Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребёнка. Чаще всего это происходит тогда, когда не совпадают этические нормы и личные желания детей. Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками в быту и дома, в школе и на улице.
   Для преодоления этих особенностей стараемся  использовать различные приёмы по формированию прочных нравственных качеств. Важным источником накопления нравственных знаний является знакомство детей с окружающей средой: экскурсии в природу по временам года, экскурсии по теме «Профессии». Эти экскурсии проводятся  во время всего обучения школьников в начальных классах. Они имеют различные цели.

             А для того, чтобы экскурсия была нравственно важной, учителя создают в коллективе положительный эмоциональный настрой, распределяют между учениками задания, которые необходимо выполнять при подготовке экскурсии и во время её проведения. Школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Эти экскурсии дают возможность воспитывать чувство бережного отношения к природе.

             Для того, чтобы нравственные нормы, полученные на уроках, и собственные жизненные наблюдения не были разрознёнными, проводится  специальная работа, связанная  с обобщением полученных знаний, в форме рассказов, этических бесед, на новом предмете ОРКСЭ, изучаемом в 4 классах.  Этические беседы строятся на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы. Для нас, учителей, важно, чтобы дети сами подходили к определённым выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей, уметь самому признать ошибки, согласиться с правильным мнением.  

           На занятиях  надпредметного курса «Мир деятельности» учим  общению детей, учим слушать друг друга, не мешать другим, участвовать в общей работе, а во внеурочной деятельности и на уроках – всё это применять. На уроках ребята придумывают примеры, задачи, составляют предложения, тексты, задают друг другу различные вопросы. Сидящие за одной партой, учащиеся  взаимно проверяют ответы, полученные в решении примеров, правильность записанных словарных слов, выученные наизусть стихи.

         Занятие, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, которое заставляет самостоятельно мыслить и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.

     Проектная деятельность

Нельзя, не сказать о проектной деятельности учащихся не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Участие и победы детей в таких конкурсах, как  «Премьера» и «Открытие».

Видеоролик.  Уважаемые коллеги! Вашему вниманию хотелось бы представить небольшой фрагмент одного из проектов: видеоролик «Видеовикторина по сказкам Братьев Гримм»…

       Важное значение для реализации задач воспитания школьников имеет фактор жизненной и профессиональной активности самого учителя, так как воспитанник фиксирует, прежде всего, то, что ярче всего проявляется в личности наставника.

Не важно, какой предмет  ведёт учитель, главное, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности.
Спасибо за внимание!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»

Опыт работы на тему «Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»...

Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...

«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих с...

«Реализация воспитательной компоненты в урочной и внеурочной деятельности в условиях ФГОС»

В последнее время можно часто услышать о необходимости роста социального статуса воспитания в демократическом обществе, приоритетности задач духовно-нравственного развития личности, усилении вос...

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, которое направлено не только на повышение качества образования, но и на воспитание ...

Использование регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности как средство развития младших школьников

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. С...