«Реализация воспитательной компоненты в урочной и внеурочной деятельности в условиях ФГОС»
статья на тему

 В последнее время можно часто услышать о необходимости роста социального статуса воспитания в демократическом обществе, приоритетности задач духовно-нравственного развития личности, усилении воспитательного потенциала образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальной адаптации. В статье приводится пример реализации воспитательной компоненты во внеурочной деятельности на примере конкретного занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Белошицкая Светлана Николаевна

        учитель начальных классов  МАОУ СОШ №2 УИИЯ

            г. Ноябрьск  svetlana280761@mail.ru

«Реализация воспитательной компоненты в урочной и            внеурочной деятельности в условиях ФГОС»

Аннотация. В последнее время можно часто услышать о необходимости роста социального статуса воспитания в демократическом обществе, приоритетности задач духовно-нравственного развития личности, усилении воспитательного потенциала образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальной адаптации. В статье приводится пример реализации воспитательной компоненты во внеурочной деятельности на примере конкретного занятия.

Ключевые слова: воспитательная компонента, «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся», «Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «портрет выпускника».

                                                                 2015 г.

         Известный писатель Марк Твен писал: « Кто не видит конечной цели, очень удивляется, придя не туда». Это высказывание предостерегает всех нас от ошибок в организации учебно – воспитательного процесса и заставляет конкретизировать и операционализировать цели современного образования.

        Социальные потрясения в обществе не прошли стороной. Они вторглись в устойчивую систему школьного воспитания. После 90-х годов в течение довольно продолжительного времени вопреки логике, считалось, что в общеобразовательных учреждениях не должны заниматься воспитательной работой. Но, как известно, «природа не терпит пустоты». Теперь школы самостоятельно поднимаются на уровень культуры, очерчивают свою педагогическую стратегию и вырабатывают новую педагогическую тактику.

        Для организации воспитательной работы в условиях внедрения ФГОС рекомендуется использовать «Примерную программу воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование», «Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования».

        Школа сегодня повернулась к личности ребёнка и, помня о его способности стать субъектом собственной жизни, отыскивает социально – психологические ресурсы по развитию этой самой способности.

         Следует отметить, что сейчас наступило осознание того, что обучение и воспитание - единый процесс, называемый образованием, и что в нём государство должно играть определённую роль. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2) определено, что образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…», а «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». 

        Тем же законом (ч.1статья З) установлены основные принципы государственной политики в сфере воспитательной работы: «...воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».

        Сегодня уже признаётся, что воспитательная компонента деятельности школы должна являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации. О важности подготовки программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Президент Российской Федерации В.В.Путин говорил в своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012г.

      Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), где воспитательная деятельность рассматривается уже как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

         В настоящий момент Россия - это страна, которая ставит целью переход к инновационному социально-ориентированному типу развития общества, признаёт главным фактором стратегических преобразований — развитие человеческого капитала. Современное образование же представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, в соответствии с установленными нормами.

      « Почти во всех делах самое трудное – начало», - так писал Руссо. Перед современной российской школой поставлена масштабная социокультурная задача – стать структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, интегрирующим не только интеллектуальную, но и гражданскую, духовную, культурную жизнедеятельность школьника. Необходимость решения данной задачи приводит к тому, что в системе общего образования актуализируется значимость таких процессов, как воспитание, развитие и социализация личности, в связи с чем впервые в истории российского образования в Федеральный государственный стандарт общего образования введен воспитательный компонент, который ярко представлен в «Программе развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях». В ней сказано: «Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации всё больше понимается создание условий для развития личности ребёнка, его духовно – нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач».

Методологической и ценностно-нормативной основой реализации воспитательного компонента ФГОС ОО также является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Ключевая идея складывающейся концепции – это развивающаяся личность, способная стать стратегом собственной жизни, идущая к возмужанию и взрослению. В ней сформулирован современный национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, определена важнейшая педагогическая цель современного образования, охарактеризованы основные принципы построения открытого и нравственного уклада школьной жизни. В ФГОС ОО для разных ступеней общего образования современный воспитательный идеал конкретизируется в виде «портрета выпускника» соответствующей ступени образования, представляющего перечень определённых личностных характеристик, согласованных с возрастными задачами развития обучающегося определённой ступени общего образования с соблюдением принципа преемственности и развития (Приложение)

Организационным механизмом реализации воспитательного компонента ФГОС ОО является «уклад школьной жизни», который создаётся для достижения современного воспитательного национального идеала, сформулированного как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ».

В «Примерной основной образовательной программе начального общего образования» сказано, что уклад школьной жизни – это целостная образовательная среда и целостное образовательное пространство образовательного учреждения, интегрирующее различные направления и виды деятельности обучающегося, его родителей (законных представителей): урочную и внеурочную, учебную и внеучебную, классную и внеклассную, школьную и внешкольную, семейную, общественно-полезную (социально-значимую), этическую, эстетическую, экологическую и другие виды деятельности.

      В наше время перед каждым педагогом встаёт ряд проблем, которые касаются процесса воспитания, так как постоянно меняются ценности общества. Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогике, но и в социуме.

      В современных условиях процесс воспитания, как говорилось выше, направлен на формирование всесторонне развитой личности, у которой приоритетными являются нравственные качества. Воспитание становится процессом управления развитием и формированием личности через создание благоприятных условий. На мой взгляд, такие условия созданы на занятиях внеурочной деятельностью. Возьмём, к примеру, модуль «Школа добрых дел». Одной из центральных категорий этого модуля является «нравственная ценность». Она включает в себя такие качества личности, как милосердие, доброта, мужество, скромность, справедливость, толерантность, любовь к Родине, патриотизм и гражданственность.

         Младший школьный возраст – это тот самый период, когда дети активно обучаются поведению в социуме, искусству межличностного общения, когда зарождаются первые гражданские позиции и формируются нравственно – этические нормы. В наше прагматичное время именно в маленьком человеке, нашем ученике мы можем сохранить чистоту восприятия мира, посеять в его душе зёрна сострадания, милосердия, добра. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста таковы, что они могут впитывать в себя, как губка, всё новое, неизведанное. Именно в это время у них активно развиваются важнейшие психические функции и понятия общечеловеческих, нравственных ценностей, которые затем останутся с ними на всю жизнь, помогут обрести своё место в обществе.

          Приведу пример одного из занятий.

Тема: Что такое «добро» и «зло».

Цели: раскрыть и обсудить поступки, соответствующие этим понятиям.

                                                        Ход занятия

  1. Введение в тему.

Вводная беседа. Сообщение темы.

Сценка «Встреча с инопланетянином».

Инопланетянин. Я к вам, ребята, с вопросом: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учитель. Мы постараемся, конечно, помочь тебе разобраться в этом. Я даже припоминаю отличное стихотворение В.В.Маяковского, которое так и называется…(дети подсказывают) «Что такое «хорошо» и что такое «плохо?» Кто из вас знает это стихотворение помогайте мне.

  1. Основная часть.

1.Работа с литературным источником.

Учитель читает стихотворение, прерываясь для обсуждения, почему тот или иной поступок плох или хорош, для кого плохо или хорошо, к чему могут привести те или иные поступки и т.п.

После прочтения всего стихотворения - беседа:

- О каких хороших чертах и поступках шла речь?

- Почему их считают хорошими? (На пользу, на благо человека)

- А что такое «плохо»,исходя из стихотворения? (То, что вредит человеку, нарушает его права)

                  2. Работа с карточками в парах.

Учитель раздаёт конверты с карточками.

- Ребята, а вы сможете разобраться, что такое «хорошо», а что такое «плохо»?

- Разместите карточки с названиями поступков в две колонки (слева - хорошие, справа –плохие), а если возникнет спор, то может появиться и третья колонка – посередине. Думайте и постарайтесь работать тихо.

(Так как опыта  совместной работы у детей  пока мало, следует уделить особое внимание самой процедуре работы в парах.)

               Хорошо

      Спорные моменты

               Плохо

учить уроки

подсказывать

обижать младших

слушать учителя

жаловаться на кого-либо

обзываться

помогать друзьям

разговаривать на уроке

вертеться на уроке

говорить правду

мешать кому-либо

быть вежливым

быть обидчивым

Обсуждение результатов работы (избирательно).

( Важно, чтобы дети могли доказать, почему они так решили. Особое внимание следует уделить «спорным» моментам, так как один и тот же поступок может расцениваться по-разному в зависимости от ситуации).

3.Размышления, мнения.

В зависимости от наличия времени и заинтересованности детей учитель выбирает вопросы по своему усмотрению.

- Подумайте, как нужно относиться к людям, чтобы им было приятно?

- Почему люди совершают скверные поступки?

- Хочется ли дружить с человеком, который так поступает?

- «Уважен хочешь быть – умей других уважать» - так ещё издавна говорили люди. Нельзя забывать эту мудрость! Но всегда ли это получается? Чего нам не хватает для взаимопонимания?  (Высказывания детей)

                                            Проверка «попугаем»

Ира пришла в гости к подруге Тане. В клетке сидела замечательная яркая  птица – любимый Танин попугай.

- Ничего себе птичка. Симпатичная, - сказала Ира, - у меня почти такая же была. Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень.

Таня погрустнела и надулась. Ира уже не могла её развеселить.

Учитель: - Подумайте, какую оплошность допустила Ира?

                 - Как бы вы поступили на её месте?

III. Заключительная часть.

- Всем известно, что у каждого здорового человека пять чувств – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. С их помощью человек входит в контакт с миром. Но есть ещё и шестое чувство, которое помогает находить контакт с людьми. Оно, к сожалению, от рождения дано не всем, и его приходится в себе воспитывать. Что это за таинственное шестое чувство? Можете вы сами его определить? Есть ли у вас шестое чувство? Подумайте об этом, поинтересуйтесь у родных для вас людей.

« Человек разумный, Человек моральный, Человек творческий – вот три кардинальные характеристики, принципиально отличающие человека от животного во всей полноте реализованных данных человеку функций» ( Д. И. Писарев).

Воспитательные мероприятия, планируемые учителем в урочной и внеурочной деятельности, организуются и проводятся как тонкое психолого - педагогическое влияние, в котором учитель должен знать скрытую педагогическую позицию.. А это оказывается реальным только тогда, когда он сам увлечён вопросами духовной культуры человека. И, разумеется, элементы духовной жизни содержатся во всех видах деятельности школьника.

             Центральным в профессиональной готовности педагога к работе является умение общаться с детьми, инициировать их духовную энергию, стимулировать максимальное выражение личности в творческой деятельности.

             Важное значение для реализации задач воспитания школьников имеет фактор жизненной и профессиональной активности самого учителя, так как воспитанник фиксирует прежде всего то, что ярче всего проявляется в личности наставника. Не важно какой предмет ведёт учитель, главное, какие условия создаёт он  на своих уроках, занятиях  для гармоничного развития личности.

Портреты выпускника разных ступеней общего образования (Приложение)

Портрет выпускника начальной школы

Портрет выпускника основной школы

Портрет выпускника школы

– любящий свой народ, свой край и свою Родину;

– уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

– любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

– владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

– готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

– доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

– выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни

– любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

– осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

– активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

– умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

– социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

– уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

– осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

– ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

– любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

– осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

– креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

– владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

– мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

– готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

– осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

– уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

– осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

– подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

– мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие воспитательной компоненты в урочной и внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС.

Статья по теме "Развитие воспитательной компоненты в урочной и внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС" (на примере формирования у учащихся нравственного аспекта в начальной школе)....

Тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС».

Формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Итоговая работа по курсу: Использование ИКТ в организации урочной и внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

Использование возможностей сервиса LearningАpps.org как электронного образовательного ресурса  на этапе закрепления знаний по теме:  Правописание бездарных падежных окончаний имен существите...

Использование ИКТ в организации урочной и внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

Статья о использовании ИКТ в организации   урочной и внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО...