Использование регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности как средство развития младших школьников
статья
В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент. Изучение регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.
Но как приобщить ребят к истокам культуры родного края, как воспитать в них чувство гражданственности, любви к «малой родине»?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_regionalnogo_komponenta.docx | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование регионального компонента
в урочной и внеурочной деятельности
как средство развития младших школьников
«Воспитание любви к родному краю,
к родной речи – задача первостепенной
важности, и нет необходимости это
доказывать»
Д.С.Лихачев
В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент. Изучение регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.
Но как приобщить ребят к истокам культуры родного края, как воспитать в них чувство гражданственности, любви к «малой родине»? Решение этой важной задачи возможно на уроках литературного чтения. Знакомство с творчеством писателей-земляков значительно обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность, самостоятельность учащихся. Школьники с удовольствием открывают для себя новых героев, и давно знакомые сказки и рассказы приобретают для них новое звучание и значение. Дети оформляют книжки – самоделки о казачьих песнях, частушках и других видах устного народного творчества донского края. В первом классе дети знакомятся с более широким понятием слова «сказка», с видами сказок, былинами. В дополнение к этому, в «Лицее №6» г. Шахты уже на протяжение нескольких лет действует фольклорный коллектив «Казачата».
Уже с первых шагов обучения грамоте первоклассников одной из форм работы на уроке является знакомство с пословицами и поговорками как одним из видов народного творчества. Сначала чтение и объяснение смысла пословиц с опорой на личные наблюдения и опыт учащихся. Затем можно использовать различные виды упражнений:
- продолжи пословицу, найдя ее вторую часть;
- доскажи словечко;
- распредели по темам;
- найди лишнюю пословицу;
- подбери к пословице знакомую сказку и другие.
Литературное творчество наших земляков разнообразно и многогранно, поэтому учитель может сделать свободный выбор произведения для урока независимо от того, по какому учебнику он работает. При этом работа с произведение будет осуществляться в рамках концепции, составляющей основу федерального комплекта. Особый интерес представляет чтение произведений М.А. Шолохова.
Уроки русского языка способствуют также привитию любви к родному краю через разные формы работы:
- составление и написание предложений на тему «Мой Донской край», «Мои родители», «Улицы моего города» и др.;
-написание сочинений и изложений с творческими заданиями;
- письмо по памяти;
- орфографические минутки на основе регионального компонента.
На уроках тоже можно разнообразить материал. Одна из самых сложных тем – «Безударная гласная в корне слова». Работу можно дополнив информацией – названия улиц и других объектов нашего города. Например «Вставь пропущенные буквы. Улицы: Ч...рн…козова, С…ветская, С…довая, М…ковского, Д…нской; детские сады «Р..днич..к», « К…л…сок».
Для развития связной речи можно использовать задание «Закончи предложение».(1- 2 класс). Например:
«Меня зовут … . Я живу в городе ... . Он расположен на берегу … … . В нашем городе много ..., ... и ... . Он очень ... . Мы все любим свой ... .»
На уроках математики детям очень нравится решать и самостоятельно составлять различные задачи, задания на основе регионального компонента. Удачно проходят математические диктанты с использованием данных на основе регионального компонента. Например, задача «Река Дон по длине составляет - 1870 км, река Грушевка – 82 км, Северский Донец - 110 км. Определите, длина какой реки больше и на сколько км? (найти разницу между реками).» может быть решена учащимися 3 класса.
В начальной школе особенно широко используется региональный компонент на уроках окружающего мира, так как в содержание программы ежегодно включаются соответствующие темы из раздела «Наш край». Такие уроки способствуют не только расширению и углублению знаний, но и развивают у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы. Очень эффективны экскурсии по улицам города Шахты и другим городам Ростовской области, экскурсии на предприятия, в музеи города и области.
С первых уроков окружающего мира я учу детей наблюдать за природой своего края, за окружающей действительностью, развиваю их кругозор, пополняю словарный запас. Дети учатся делать выводы, проводят логические операции, сравнивают и сопоставляют факты. Стало традицией проводить экскурсии в парк на одно и тоже место в разные времена года. Такие экскурсии в природу дают возможность увидеть и понять характерные особенности каждого времени года своего края. Дети соприкасаются с новыми знаниями, учатся наблюдательности, при этом основным средством является наглядность. В музеях у детей появляется возможность реально представить конкретные исторические события, познакомиться с культурно-бытовыми хозяйственными особенностями донского казачьего быта. У ребят формируется интерес к отдельным страницам истории, углубляются знания о родном крае, расширяется кругозор. Для подготовки к урокам окружающего мира для учителя начальных классов достаточно много ресурсов: книги, газетные материалы, интернет. При изучении темы «Растения и животные» даю детям домашние задания, направленные на самостоятельный поиск материала.
На таких экскурсиях в природу мы с детьми собираем природный материал, из которого затем на уроках технологии, изо изготавливаем различные поделки, рисуем уголки природы, оформляем альбомы по материалам экскурсии.
В г. Шахты с целью изучения истории нашего города на уроках в 4 классе введен курс «Шахтыведение». Дети знакомятся с историей создания, с людьми прославившими наш город, с описанием жилищ, орудий труда, одеждой, с памятниками архитектуры, предметами народного творчества, промысла, узнают о реках и озёрах нашего города, знакомятся с картой, экономикой и промышленностью. Особый интерес у детей вызывает изучение раздела «История спорта. Олимпийские чемпионы», потому что разговор идет о людях, живущих с нами рядом, но благодаря настойчивости, воли к победе и целеустремленности они смогли прославить наш город своими олимпийскими победами.
На уроках изобразительного искусства можно предлагать нарисовать дорогое сердцу место из окрестностей, выучить стихотворение поэтов-земляков о своей области к этому уроку. Образы родной природы показывать через лирическую поэзию земляков, разнообразие пейзажа родных просторов и творчества художников. По теме «Птицы родного края» предлагаю нарисовать птиц края, вспомнить и назвать их. Так же можно нарисовать пейзаж после прочтения отрывков произведений писателей-земляков.
Региональный компонент – часть Федерального государственного образовательного стандарта и введение его в курс предметов школьной программы не должно и не может быть искусственным или принудительным. Эта работа будет более результативной, и задачи духовно-нравственного (патриотического) развития и воспитания будут решаться эффективнее, если освоение содержания начинать с первых дней обучения детей в школе, давая с малых лет детям представление о месте и роли их края в мире. Без любви к Отечеству и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.
Таким образом, использование регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности способствует решению задач социальной адаптации обучающихся, формированию у них готовности жить и трудиться в своей области, городе, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных задач социокультурного образования младших школьников.
Список литературы:
1. Программа «Шахтыведение»
2. «Организация внеурочной деятельности с учетом национально-регионального компонента в рамках реализации ФГОС», Маляревская Инна Алексеевна, учитель начальных классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выразительное чтение, как средство развития младших школьников"
Презентация по теме самообразования для выступления на учительской конференции. "Выразительное чтение, как средство развития младших школьников"...
Проектно-исследовательская деятельность как средство развития младшего школьника.
Проект – это самостоятельная творческая завершенная работа учащихся, выполняемая под руководством учителя. Использование метода проектов позволяет реализовывать подход, который способствует применению...
Оригами - средство развития младших школьников
Оригами - прекрасное средство для развития детей. Оно прдоставляет большие возможности развития учащихся....
Статья Игра как средство развития младшего школьника Автор: Воробьева В.И.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития...
Мастер –класс по теме : « Игра как средство развития младших школьников в преемственности обучения»
В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.. И малыши, впервые пришедшие в школу, находятся в положении людей, начавших жизнь с чисто...
Некоторые приёмы использования межпредметных связей в разделах «Аудирование» и «Грамматика» в урочной и внеурочной деятельности по подготовке младших школьников к олимпиадам по английскому языку.
Уже не подлежит сомнению тот факт, что обучать учащихся начальной школы иностранному языку необходимо. Польза раннего обучения многократно доказана. Знакомясь с иностранным языком, ребенок расширяет с...
Некоторые приёмы использования межпредметных связей в разделах «Чтение» и «Письмо» в урочной и внеурочной деятельности по подготовке младших школьников к олимпиадам по английскому языку.
При подготовке к олимпиаде необходимо прививать ученикам умение понимать суть текста и справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами, отделять важную для понимания текста информацию ...