Некоторые приёмы использования межпредметных связей в разделах «Аудирование» и «Грамматика» в урочной и внеурочной деятельности по подготовке младших школьников к олимпиадам по английскому языку.
олимпиадные задания по иностранному языку (4 класс) на тему

Кондылева Марина Сергеевна

Уже не подлежит сомнению тот факт, что обучать учащихся начальной школы иностранному языку необходимо. Польза раннего обучения многократно доказана. Знакомясь с иностранным языком, ребенок расширяет свои знания об окружающем мире, приобретает опыт общения с другими людьми - происходит процесс его социализации. Особенностью изучения иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы «беспредметен», он изучается как средство общения, а тематика для речи привносится извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из других учебных предметов. Учитывая данные современные тенденции в образовании, в школах разрабатываются оптимальные стратегии обучения с учетом того, чтобы накопленный в младшей школе опыт овладения иностранным языком помогал детям в дальнейшем обучении и будущей профориентации.  Но есть и такие дети, которым хочется постоянно пополнять свой багаж знаний посредством изучения новых фактов, изучаемых в рамках различных предметов. Так как же помочь юным мыслителям черпать знания в различных дисциплинах, изучая одновременно английский язык, подводя их тем самым к участию в языковых олимпиадах. Иностранный язык –предмет изучения и в тоже время важное средство общения и познания. Эти особенности иностранного языка открывают широкие возможности для его связей с различными учебными предметами и дают блестящие возможности для подготовки будущих призёров и победителей предметных олимпиад.

Итак, как же помочь таким детям наиболее полно раскрыть свои способности, подготовить их к участию в олимпиадах по английскому языку? Здесь уместно вспомнить английскую пословицу «Never put off till tomorrow what you can do today”. Иными словами, подготовку олимпиадников нужно начинать уже в первом классе. Еще Л.С. Выготский говорил, что «эффективность овладения иностранным языком повышается по мере того, как мы сдвигаем изучение к раннему возрасту. Ребенок в раннем возрасте в отношении овладения языками имеет преимущество по сравнению с ребенком более зрелого возраста». Но очень важно строить свою работу с оглядкой на формат тех заданий и требований к выполнению этих заданий, которые встретятся учащимся на олимпиадах.

         Учитель, сохраняя формат олимпиадных заданий и бланки ответов к ним, может проводить проверку усвоенного учениками материала по определенной пройденной на уроках  теме, как во время урока, так и во внеурочной кружковой деятельности по подготовке учащихся к олимпиадам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые приёмы использования межпредметных связей в разделах «Аудирование» и «Грамматика» в урочной и внеурочной деятельности по подготовке младших школьников к олимпиадам по английскому языку.

Уже не подлежит сомнению тот факт, что обучать учащихся начальной школы иностранному языку необходимо. Польза раннего обучения многократно доказана. Знакомясь с иностранным языком, ребенок расширяет свои знания об окружающем мире, приобретает опыт общения с другими людьми - происходит процесс его социализации. Особенностью изучения иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы «беспредметен», он изучается как средство общения, а тематика для речи привносится извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из других учебных предметов. Учитывая данные современные тенденции в образовании, в школах разрабатываются оптимальные стратегии обучения с учетом того, чтобы накопленный в младшей школе опыт овладения иностранным языком помогал детям в дальнейшем обучении и будущей профориентации.  Но есть и такие дети, которым хочется постоянно пополнять свой багаж знаний посредством изучения новых фактов, изучаемых в рамках различных предметов. Так как же помочь юным мыслителям черпать знания в различных дисциплинах, изучая одновременно английский язык, подводя их тем самым к участию в языковых олимпиадах. Иностранный язык –предмет изучения и в тоже время важное средство общения и познания. Эти особенности иностранного языка открывают широкие возможности для его связей с различными учебными предметами и дают блестящие возможности для подготовки будущих призёров и победителей предметных олимпиад.

Итак, как же помочь таким детям наиболее полно раскрыть свои способности, подготовить их к участию в олимпиадах по английскому языку? Здесь уместно вспомнить английскую пословицу «Never put off till tomorrow what you can do today”. Иными словами, подготовку олимпиадников нужно начинать уже в первом классе. Еще Л.С. Выготский говорил, что «эффективность овладения иностранным языком повышается по мере того, как мы сдвигаем изучение к раннему возрасту. Ребенок в раннем возрасте в отношении овладения языками имеет преимущество по сравнению с ребенком более зрелого возраста». Но очень важно строить свою работу с оглядкой на формат тех заданий и требований к выполнению этих заданий, которые встретятся учащимся на олимпиадах.

         Учитель, сохраняя формат олимпиадных заданий и бланки ответов к ним, может проводить проверку усвоенного учениками материала по определенной пройденной на уроках  теме, как во время урока, так и во внеурочной кружковой деятельности по подготовке учащихся к олимпиадам.

Итак, начнем с аудирования. Вот пример заданий понимания устной речи для участников олимпиады в четвертых классах.

Конкурс понимания устной речи (Listening)

Listen to Helen talking about food that people brought to a party.

Which person brought each thing to the party?

For questions 1-5, write A-H next to each person. 

Example                                 Answer

0 Jack                                      E                                            

                                                           

People

1 Suzie          __________

2 Julie           __________

3 Mark          __________

4 Tim            __________

5 Sally           __________

Food

A fruit

B cake

C sandwiches

D biscuits

E drinks

F pizza

G sweets

H salad

TASK 1 (12 points). You will hear an interview with a swimmer. Mark the sentences T (true) or F (false).  You will hear the text twice.

1. Dan gets up early. ______

2. He has a small breakfast. _____

3. He’s a student. ______

4. Dan has lunch at home. ______

5. He goes swimming after classes. _______

6. Dan watches TV or surfs the internet before he falls asleep. _______

Итак, здесь мы имеем два типа заданий: на установление структурно-смысловых связей и полное понимание прослушанного текста. Попытаемся воссоздать формат данных заданий в упражнении, в котором  ученики должны определить флаг страны по описанию из аудиотекста. Полезность данного задания заключается в том, что помимо закрепления навыков прослушивания текста и установления структурно-смысловых связей услышанного ученики повторяют такие темы как «Colours», “Country names”.  В данном упражнении прослеживается чёткая межпредметная связь между такими предметами как география и английский, которые в совокупности вносят существенный вклад в формирование профессионально значимых навыков обучаемых. Основным психологическим условием возникновения и развития интереса к тому или иному учебному предмету является осознание жизненной полезности этого предмета, причем очень важно, чтобы учащиеся на личном опыте убедились в том, какую пользу на практике приносят полученные ими знания.

Возьмем тему “Flags of different countries”.

C:\Users\марина\Desktop\IMG_3193.jpg

Listen to people talking about their country flags.

Guess the country by the description of its flag’s colours

For questions 1-6, write A-H . 

                                                           

People

1       __________

2       __________

3      __________

4      __________

5      __________

6     __________

Food

A Italy

B Turkey

C Peru

D Portugal

E Germany

F Greece

Tapescript

  1. My country’s flag is red and white.
  2. My country’s flag is blue and white.
  3. My country’s flag is green, white and red.
  4. My country’s flag is black, red and yellow.
  5. My country’s flag is red and white.
  6. My country’s flag is green and red

С самого начала работы над аудированием необходимо приучать детей следовать следующим рекомендациям:

- В аудировании необходимо вырабатывать умение не обращать внимания на слова, от которых не зависит понимание основного содержания. При этом следует помнить, что в аудиотексте основная мысль, как правило, выражена словами, синонимичными тем, которые использованы в тестовом вопросе.

- Важно уметь рационально использовать для ответа и время звучания аудиозаписи, и паузы между прослушиваниями аудиотекстов.

- Необходимо уметь выделять запрашиваемую информацию и игнорировать второстепенную

-выборочно понимать необходимую информацию с опорой на языковую догадку, контекст.

Переходим к «Use of English». Вот примерные задания, под которые мы будем разрабатывать тренировочные упражнения по пройденным темам на уроке:

PART II. USE OF ENGLISH

TIME: 10 minutes.

TASK 1  (6 points). Read the dialogue and choose the best answer.

7. Mike: Sam, whose dog is that?

    Sam: A     There it is. 

             B     He’s mine.

             C     That’s new.

8.  Mike: Is he a new pet?

     Sam:  A     Yes, he is.

               B      Yes, he was.

               C      Yes, he can.

9. Mike: Who gave it to you?

    Sam:   A      My uncle was.

               B      My grandparents.

               C      I gave it to my mum.

10. Mike: Where does he sleep?

      Sam:  A     Every night.

               B     He sleeps a lot.

               C     In the garden.

11. Mike: What’s his name?

      Sam:  A    My name’s Sam.

                B     I like May.

                C     It’s Pat.

12.  Sam: Would you like to come to the park with us?

      Mike:  A     Yes, I’d like that.

                 B     Yes, I like her.

                 C     Yes, it’s like a park.

     TASK 2 (6 points). Put the words and the punctuation marks in the correct order. In your answer sheet write only the numbers in the correct order, for example: 253146.

13. she/has/dolls/many/How/got? ____________________________________________________

14. aren’t/hockey./They/playing/ _____________________________________________________

15. What/he/do/Sundays?/on/does ___________________________________________________

16. goes/o’clock./Bob/bed/to/nine/at __________________________________________________

17. the/guitar./play/Ben/can _________________________________________________________

18. in/There’s/TV/a/living/the/room. _________________________________________________

TASK 3 (6 points): Choose the right words and write them on the lines.

Most big cities in the world (19) __________ a zoo. People go there to see the animals, fish and birds (20) ________come from different parts of the world. A lot of people visit zoos to see lions and tigers or elephants and giraffes (21) __________ they are very beautiful. Monkeys usually play a lot and children like watching (22) _________. It is good for us to learn about (23) _______ world, and all the animals in it, and zoos can (24) _______ us to learn more.

19. A  have       B has         C having  

20. A  which     B where     C what

21. A  but         B   than      C because  

22. A  they       B   them     C   theirs

23. A  its          B   ours      C our

Исходя из увиденного, тренировочные задания мы будем строить по принципу Word order или Multiple choice. С самого начала работы над этим разделом необходимо приучить обучающихся  больше внимания уделять вопросам сочетаемости лексических единиц. Их необходимо учить анализировать различия в значении и употреблении синонимов, а, так же, обращать внимание на то, как грамматическая конструкция влияет на выбор лексической единицы и видеть связь между лексикой и грамматикой. И еще раз объяснить учащимся, что важным для успеха школьника на олимпиаде будет и определенная культура оформления своей работы.

Возьмем  тему «использование Present Simple  в описании природных явлений и универсалий».

TASK 1 (5 points): Choose the correct spelling of a verb in the Present Simple Tense. For 1-5 write A B C

Example:

0  In winter the snow……..(fall) down the sky.

  1. fals
  2. falles
  3. falls

0

C

  1. In spring it usually…..(rain) a lot.
  1. rains
  2. rain
  3. raines

1

  1. The ocean ….(wash) the coast.
  1. washis
  2. washes
  3. washs

2

  1. The leaves ….(fall) down the trees in autumn.
  1. fall
  2. falls
  3. falles

3

  1. Water quickly ….(freeze) when it is cold.
  1. freezeis
  2. freezes
  3. freezs

4

  1. When it rains every bird ….(fly) to its nest.
  1. flys
  2. flyes
  3. flies

5

TASK 2 (5 points): Choose the right words and write them on the lines.

Springtime ….1.(be)a wonderful season. The warm sun ….2.(shine). Nature begins to awake. All the trees…3. (turn) green. Flowers …4.(be) everywhere.  The weather is fine almost all the time. It’s not hot, that’s why we …5.(go) for a walk with great pleasure.

1.  A  am       B is         C are  

2. A  shine     B shines     C shins

3. A  turn        B   turns      C turnes  

4. A  be       B   is     C   are

5. A  go          B   gos     C goes

При выполнении данного упражнения учащимся следует еще раз напомнить о необходимости не забывать о том, что при заполнении пропуска нужно вписывать только недостающую лексическую единицу, не повторяя слова, уже приведенные в предложении.

В настоящее время комплексный подход рассматривается в качестве важного методологического принципа, нацеливающего учителя на осуществление тесной взаимосвязи между всеми основными областями воспитательной деятельности в целях формирования целостной личности человека. В данном разделе прослеживается тесная связь изучения окружающего мира посредством английского языка. Данная  межпредметная связь является действенным стимулом коммуникативно-познавательной активности учащихся.  Изучение реалий природного характера, сопряжённое с закреплением грамматических навыков и навыков правописания, увеличивает интерес к предмету, стимулируют учащихся к самостоятельной деятельности, использованию различных источников информации. Введение межпредменых связей в процесс обучения способствует совершенствованию знаний и умений учащихся во всех видах речевой и практической  деятельности.

Исходя  из выше сказанного, можно с уверенностью утверждать, что олимпиадные задания по иностранному языку способствуют расширению лингвистического и страноведческого кругозора обучающихся. От участников олимпиады требуется показать не только высокий уровень овладения программным материалом, но и творческий подход к выполнению предлагаемых заданий, начитанность, сообразительность, а в ряде случаев – языковую догадку. Именно здесь нам помогут задания , выстроенные по принципу межпредметности. Связь между дисциплинами учебного плана нужна и для того, чтобы один предмет помогал школьнику лучше усвоить другой, а также для того, чтобы некоторые общие логические операции, методы и приемы познавательной работы, приобретаемые при изучении одной дисциплины, переносились на изучение других предметов.

 Межпредметные связи, как и любой другой принцип обучения, реализуясь в каждом учебном предмете. Они расширяют существующее в предметной системе обучения противоречие между разрозненным по предметам усвоением знаний учащимися и необходимостью их синтеза, комплексного применения знаний в современных условиях научно-технического прогресса и информационного общества, где главной ценностью является информация. Актуализация опорных знаний из различных предметов и их интеграция , является важнейшим регулятором активности индивида в современном мире.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки младших школьников к олимпиадам

В докладе представлена игровая методика обучения на уроках по английскому языку. ...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".

Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном ...

Презентация на тему " Система подготовки младших школьников к олимпиадам"

В данной презентации представлена система работы по подготовке учащихся начальной школы к предметным олимпиадам....

Курсовая работа "Внеурочная деятельность как средство формирования познавательного интереса к изучению английского языка у младших школьников»

Актуальность проблемы исследования. Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В последние годы психологами и педагогами констатируе...

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДЕ

Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы,способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей являются олимпиады....

Некоторые приёмы использования межпредметных связей в разделах «Чтение» и «Письмо» в урочной и внеурочной деятельности по подготовке младших школьников к олимпиадам по английскому языку.

При подготовке к олимпиаде необходимо прививать ученикам умение понимать суть текста и справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами, отделять важную для понимания текста информацию ...

Применение инновационных технологий как способ повышения качества подготовки младших школьников к олимпиадам

В статье раскрывается необходимость использования инновауционных технологий в обучении младших школьников....