Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".
учебно-методический материал на тему

Оксана Алексеевна Сахариленко

Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_o.a.sakharilenko.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта Сахариленко Оксаны Алексеевны,

учителя начальных классов МКОУ «Изумруднинская ООШ»

Использование информационно  коммуникационных  технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности.

Актуальность предъявляемого опыта. 

Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном процессе. Внедрение ИКТ в учебный процесс способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления, приобщает школьников к решению  конкретных жизненно важных проблем.  Главная цель ИКТ – расширение возможностей получения знаний. Эту же цель ставит перед нами ФГОС.  В настоящее время  можно с уверенностью говорить, что информатизация охватила все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование. Всё это стало причиной  выбора мною для обобщения и работы  темы: «Использование информационно – коммуникационных  технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности»

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. У учеников начальной школы преобладает наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше иллюстративного материала. Но важно вовлекать в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Компьютерные технологии создают более высокий уровень наглядности, чем повышается эффективность любого урока. Они дают возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.

        Цель обобщения опыта: Повышение  эффективности обучения в начальной школе посредством использования ИКТ.

Задачи обобщения опыта:

  1. Осуществить переход от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному.
  2. Продемонстрировать многообразие направлений работы с использованием ИКТ.
  3. Разнообразить, усовершенствовать и облегчить образовательный процесс.

Теоретическое обоснование опыта. 

При разработке урока с использованием компьютерных технологий обязательно следует уделять особое внимание заботе о здоровье обучающихся. ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию: помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где это необходимо.

При использовании ИКТ на уроках в начальной школе:

  1. Стимулируется познавательный интерес к учебным предметам;
  2. Создаются условия для мотивации младших школьников к учению;
  3. Развивается мышление и творческие способности ребёнка;
  4. Формируется активная жизненная позиция в современном обществе.

        Использование ИКТ позволяет:

  1. Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  2. Реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения;
  3. Повысить объём выполненной работы на уроке, усовершенствовав контроль знаний;
  4. Рационально организовать учебный процесс;
  5. Формировать навыки исследовательской деятельности;
  6. Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам;
  7. Сделать акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу;
  8. Развивать критическое мышление.

При правильном распределении внимания обучающихся на уроке с использованием ИКТ, задействуются три механизма восприятия:
1. Зрительно-образное, связанное с изображениями.
   2. Слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что говорит учитель.
      3. Дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала.

Значит все перечисленное  соответствуют целям образовательного процесса и способствуют формированию верных предметных представлений.

Всё это говорит о том, что учителю необходимо самому научиться владеть всеми необходимыми навыками работы на ПК, совершенствоваться, самообразовываться, чтобы идти в ногу со временем, а иногда быть и на шаг вперёди. Дети пластичны, ум их как глина податлив и принимает форму такую, какую ему удобнее использовать в жизни. Задача учителя создать красивый, практичный сосуд для размещения в нём новых знании и умений. Поэтому ИКТ в обучении и воспитании младших школьников самый подходящий для этого материал. И не важно, по какому учебно-методическому комплексу занимается ребёнок. В любом комплекте применимы те направления, о которых идет речь.

 Тема «Применение ИКТ в начальной школе» не нова. Она стала актуальной с появлением компьютерного класса в школе. Ученики нашей школы используют ИКТ при участии в телекоммуникационных проектах, конкурсах и олимпиадах федерального, регионального и муниципального уровней. Особое внимание заслуживает муниципальный ресурс Сетевая школа «САД», в которой выставлены и мои курсы, дистанционный урок, в которой с удовольствием занимаются мои ученики.

        Описание опыта. 

        Используя наработки педагогов района и занимаясь самообразованием по данной теме, я в своей урочной и внеурочной  деятельности с помощью осуществления перехода от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности, разнообразила работу детей использованием ИКТ. Так как смена деятельности детей является своего рода отдыхом для них. Это в результате облегчило образовательный процесс.

В своей  работе по этой теме применяю следующие направления:

  1. Программные мультимедийные средства: обучающие программы  и презентации,  видеоролики.
  2. Автоматический самоконтроль: использование готовых тестов, создание собственных тестов.

                                     

  1.  Виртуальные экскурсии по музеям мира.
  2. Использование ресурсов Интернет (Интернетурок)

                 

  1. Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, телекоммуникационные проекты.

В условиях преподавания многих учебных предметов в классах-комплектах возникает жизненная необходимость использования всех представленных мною направлений использования ИКТ. Умелое сочетание всех этих направлений несомненно повышает эффективность образовательного процесса.

Занимаясь методом проектов,  применяю новые информационные технологии, компьютерные, в первую очередь.  В начальной школе проектная деятельность занимает особое место. В её основе   лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие   критического и творческого мышления, умение увидеть и решить проблему.

Результативность.

В результате обучающиеся начальной школы овладевают навыками работы в  текстовом и табличном редакторах, программах для создания буклетов, презентационных программ (Power Point, Flash плеер) и многими другими.

В прошлом учебном году мои 4-классники смогли создать комплексный проект с применение ИКТ. Они показали педагогам школы все свои знания и умения в этой области. Поразили итоговым продуктом: презентацией по теме: «Чем занимаются обучающиеся школы после уроков».  

Не все дети в совершенстве овладевают данными навыками, но они учатся учиться сами и способны обучать других, что заметно в работах в парах и малых группах. Обучающиеся могут быть консультантами не только на уроке, но и после него – в этом помогает умение вести деловую переписку по электронной почте, участие в обсуждении в онлайн режиме при выполнении заданий Сетевой школы «САД» на платформе Moodle, общение в ЕОС «Дневник.ру», социальных сетях.

Деятельностью в этом направлении мною были заложены основы умений и знаний об ИКТ, что позволит детям самостоятельно или с помощью  учителей основной школы в дальнейшем усовершенствовать их.

Перспективы развития опыта.

Опыт, обобщенный в этой работе применим на любом учебном предмете, а также во внеурочной деятельности. В перспективе планирую создать и запустить муниципальный телекоммуникационный проект, в котором примут активное участие, в том числе и мои ученики.

        Список использованной литературы:

  1. Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном  образовании школьников. //Начальная школа 2009 год № 2, с.38 – 43
  2. Телекоммуникационный практико-ориентированный проект-конкурс для педагогов Омской области «Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся на ступенях начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС» http://vmo.obr55.ru/modules/contest/category.php?categoryid=56 

3) Царегородцева Е.М. Использование информационно - коммуникационных технологий в начальных классах. [Электронный ресурс] //

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,17023/Itemid,118/

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Сочинение как средство развития речи младших школьников"

В настоящее время отмечается уменьшение интереса к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся. Развитие речи - важная задача обучения...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов первой квалификационной категории

       Актуальность данной темы объяснятся следующими положениями. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее пок...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Развитие логического мышления по математике в начальных классах"

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли ...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта работы на тему "Проектная деятельность младших школьников"...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов Пронкиной Л.В. по теме: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с на

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...

Статья. Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ школа №375 Коротеевой О.Ф. "Игротерапия как здоровьесберегающая технология во внеурочной деятельности"

Игротерапия является уникальным способом взаимодействия с ребёнком, это путь к раскрытию его "Я" и познания мира. В процессе игры у ребёнка есть возможность переработать внутренние конфликты...