Статья. Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ школа №375 Коротеевой О.Ф. "Игротерапия как здоровьесберегающая технология во внеурочной деятельности"
статья по теме

Коротеева Ольга Федоровна

Игротерапия является уникальным способом взаимодействия с ребёнком, это путь к раскрытию его "Я" и познания мира. В процессе игры у ребёнка есть возможность переработать внутренние конфликты, страхи и параллельно обучаться чему-то новому. Игротерапия представляет собой погружение взрослого в мир ребёнка. Наблюдение за детьми во время игры позволяет выявить проблемы, возможные причины их возникновения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игротерапия как здоровьесберегающая технология во внеурочной деятельности

Слайд 2

« Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Игротерапия - это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств, в основу которого положен свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. М.В. Киселёва

Слайд 4

Игротерапия рекомендована, если есть следущие показания: - замкнутость; - нежелание, невозможность общаться; - фобии, инфантилизм; - вредные привычки; - асоциальность поведения; - сверхпослушание со сверхконформностью .

Слайд 5

Задачи игротерапии : способствовать самопознанию ребёнка; формировать адекватную самооценку; формировать способности к эмоциональной саморегуляции ; развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе.

Слайд 6

Роль взрослого в игре - директивная - недирективная

Слайд 7

Структура материалов для игры - структурированные игры провоцируют открытое выражение агрессии, выражение непосредственного желания, развивают коммуникативные навыки; - неструктурированные игры – подвижные занятия и спортивные упражнения, работа с пластилином, водой, глиной, песком, которые способствуют косвенному выражению ребёнком своих чувств и появлению ощущения победы.

Слайд 8

Форма организации - групповая - индивидуальная

Слайд 9

Функции игротерапии 1. Диагностика 2. Обучение 3. Терапевтическая функция

Слайд 10

Игра « Фанты » Можно самим подбирать предметные задания на занятия во внеурочной деятельности .

Слайд 11

Игра « Браво » Поставьте стул в центре группы и попросите всех плотно окружить его со всех сторон. «Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов?»

Слайд 12

Игра « Волшебная рука » На листе бумаги обводим свою руку. На пальчиках пишем свои хорошие качества, а на ладошке – то, что ты хотел бы изменить.

Слайд 13

Игра «Паровозики » «Паровоз» - идёт первым с вытянутыми вперёд руками, «вагон» - передаёт управление, «машинист» - управляет всем поездом. При этом у «вагона» и «паровоза» завязаны глаза.

Слайд 14

Итог проведённой терапии У ребёнка должна повыситься - самооценка; - развиться коммуникативные навыки; - понизиться уровень тревожности.

Слайд 15

Спасибо за внимание! Выполнила: учитель начальных классов ГБОУ школа №375 Коротеева О.Ф .



Предварительный просмотр:

Игротерапия как здоровьесберегающая технология

во внеурочной деятельности.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

                                                                                                 В.А. Сухомлинский

Игротерапия – это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств, в основу которого положен свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. (М.В. Киселёва)

Игротерапия является уникальным способом взаимодействия с ребёнком, это путь к раскрытию его «Я» и познания мира. В процессе игры у ребёнка есть возможность переработать внутренние конфликты, страхи и параллельно обучаться чему-то новому. Игротерапия представляет собой погружение взрослого в мир ребёнка. Наблюдение за детьми во время игры позволяет выявить проблемы, возможные причины их возникновения.

Рекомендована игротерапия, если есть следущие показания:

- замкнутость;

- нежелание, невозможность общаться;

- фобии, инфантилизм;

- вредные привычки;

- асоциальность поведения;

- сверхпослушание со сверхконформностью.

Задачи игротерапии: способствовать самопознания ребёнка; формировать адекватную самооценку; формировать адекватную самооценку; формировать способности к эмоциональной саморегуляции; развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности в группе.

В зависимости от роли в игре взрослого: директивная и недирективная.

  • директивная – направленный процесс, где взрослый является организатором для ребёнка, которому предлагаются готовые варианты решения той или иной проблемы, во время игры ребёнок сам приходитк пониманию себя и собственных конфликтов.
  • Недирективная – ненаправленная игровая терапия проводится во время игровой деятельности школьников, куда взрослый старается не вмешиваться, создавая вокруг учеников уютную, тёплую атмосферу надёжности и доверия.

                            Виды и формы игротерапии.

Структура материалов для игры:

структурированные игры провоцируют открытое выражение агрессии (игрушечное оружие), выражение непосредственного желания (с фигурами людей), развивают коммуникативные навыки (игры с машинами, поездами, в телефон);

неструктурированные игры – подвижные занятия и спортивные упражнения, работа с пластилином, водой, глиной, песком, которые способствуют косвенному выражению ребёнком своих чувств и появлению ощущения победы.

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Игротерапия как психотерапевтический метод хорошо помогает: для улучшения психического состояния детей, переживших развод родителей; при агрессивном поведении; для профилактики и лечения страхов; при трудностях в чтении; для повышения успеваемости детей, имеющих затруднения в обучении; при отставаниях в развитии речи; для ускорения развития детей с умственной отсталостью; при лечении заикания; для облегчения состояния ребёнка при некоторых психосоматических заболеваниях (нейродермит, бронхиальная астма, язвенный колит).

                                            Функции игротерапии

  1. Диагностика

Игровая терапия способствует уточнению особенностей личности ребёнка, его взаимоотношений с окружающим миром и людьми в частности.

  1. Обучение

Игротерапия позволяет в течение одного или нескольких занятий научиться перестраивать взаимоотношения, расширить свой кругозор.

  1. Терапевтическая функция

Ребёнку ещё не интересен результат игры, ему намного важнее сам процесс, во время которого он проигрывает свои переживания, страхи, неловкость в общении с другими, находит решение своих конфликтов и проблем. В итоге у него не только развиваются, но и значительно укрепляются необходимые психические процессы, постепенно формируется толерантность и адекватное реагирование на происходящее вокруг.

Итог проведённой терапии

 У ребёнка должна повыситься самооценка, развиться коммуникативные навыки, понизиться уровень тревожности.

Упражнения и игры во внеурочной деятельности

По характеру игровой методики игры бывают предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

          1 БЛОК  Стадии развития творческой группы

  1. Игры, сближающие обучающихся друг с другом.

«Колечко»,  «Когда это бывает?», «Летает, не летает», «Иголочка и ниточка», «Фанты», «Рандеву», «Браво».

Игра «Фанты»

Игра в «фанты» хорошо известна. Задания должны раскрепощать, вызывать смех, а на кружке по русскому языку еще и развивать мышление, орфографическую зоркость и устную речь. Я использую следующие задания:

  • Сделай соседу слева столько комплиментов, сколько слогов в слове вежливый.
  • Выбери из шляпы слово (в шляпе несколько свёрнутых трубочкой слов на изученные орфограммы), назови какая орфограмма есть в слове присутствует.
  • Отгадай, что это за звук «При письме похож на гласный, а сам мягкий согласный»?
  • Поставить в слове щавель ударение.
  • Подобрать три однокоренных слова к слову лес.
  • Назови грамматическую основу в предложении. По синему небу плывут белые облака.
  • Подпрыгни на правой ноге столько раз, сколько мягких согласных в слове планетарий.
  • Найди среди  слов, написанных в записке, лишнее (учитель передаёт игроку свёрнутую записку) и покажи его значение детям мимикой и жестами, чтобы все догадались, что это за слово.

(Бабочка, муравей, обезьяна, комар, жук)

  • Назови такое слово, чтобы в корне находилась безударная гласная, проверяемая ударением.
  • Из предложенных  слов- названий животных (Пчела, кошка, петух, мышка, жук) выбери молча только одно - оно словарное. И не называя слово, издай звуки этого животного. А дети отгадают, кто это.

                                                     Игра «Рандеву»

Для выстраивания взаимоотношений и роста доброжелательности.

     Перемещаясь по залу и встречаясь, друг с другом, дети должны останавливаться на мгновение и, глядя, друг другу в глаза, говорить приятные вещи, комплименты.

 Педагог может предварительно проговорить примеры таких комплиментов.

      Комплимент следует подтвердить или прикосновением руки, или кивком головы, что является усиливающим знаком.

   Привычка говорить друг другу приятное вырабатывается довольно быстро вне зависимости от настроения и внешних отношений участников группы: на занятии идёт ориентация на принцип: «Хорошие – все!»

  Это упражнение можно строить и на принципе постепенности: вначале все перемещаются по залу, стараясь не сталкиваться, но глядя в пол.

 На втором этапе перемещения происходит с молчаливым контактом глазами и улыбкой, затем с приветствием словами, потом – с рукопожатием, наконец, с объятиями.

    Последний этап достаточно сложен как для детей, так и для взрослых, но тем сильнее его воздействие, работающее на объединение всех участников в одно целое.

Игра «Браво»

  Инструкция «Кто из вас был в театре или в цирке и видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов».

     Поставьте стул в центре группы и попросите всех плотно окружить его со всех сторон. «Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов?»

 В первый раз иногда нужно стимулировать детей хлопать изо всех сил. Когда они увидят, что аплодисменты приятны стоящему на «пьедестале» участнику, они будут хлопать ещё сильнее.

        Упражнение можно проводить несколько раз, позволяя трём-четырём детям насладиться аплодисментами группы.

2 блок ЛИЧНОСТНЫЙ

Упражнение «Назови своё имя»

 Инструкция «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг, назовите своё имя и положительное качество (то, что вы в себе цените) на первую букву своего имени, по кругу».

 После проведения упражнения можно провести обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

  • Что ты ценишь в себе?
  • Трудно ли было находить в себе хорошее качество, что ты при этом чувствовал?

Детям иногда трудно назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество. Ведущему важно вовремя поддерживать ребёнка, оказать ему помощь и привлечь для этого других участников группы.

Упражнение «Какой он?»

Может использоваться для активизации участников, и как заключительное: позволяет стимулировать эмоции.

   Один из участников (водящий) выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «Какой он?», должен по качествам, называемым участниками, догадаться, кто был загадан.

Упражнение «Волшебная рука»

Инструкция. На листе бумаги обводим свою руку. На пальчиках пишем свои хорошие качества, а на ладошке – то, что ты хотел бы изменить.

   Обсуждение (рефлексия)

  • Когда тебе трудно говорить о себе: при поиске положительных качеств или отрицательных?

ОСНОВНОЙ ЭТАП. Изучение первичных и вторичных способностей личности

Упражнение «Паровозики»

   Упражнение выполняется в тройках. Каждая тройка представляет собой поезд.  «Паровоз» - идёт первым с вытянутыми вперёд руками, «вагон» - передаёт управление, «машинист» - управляет всем поездом. При этом у «вагона» и «паровоза» завязаны глаза.

      При обсуждении акцент ставится на том, насколько было спокойно в роли «паровоза», который идёт первым, но не знает в какую сторону (у него завязаны глаза, как и у «вагона»), насколько можешь доверять «машинисту» и «вагону». Как это было – быть в роли паровоза, вагона, машиниста?

Упражнение «Роза и чертополох»

Даётся два этих предмета одному из участников. И он может подойти к любому из сидящих и сказать: «Я дарю тебе эту розу за то, что ты …» (роза – за то качество, которое ты принимаешь в человеке, оно тебе нравится  в нём, а чертополох – за то качество, которое ты не принимаешь в нём, над которым, как тебе кажется, ему нужно поработать). Участник, получивший розу и чертополох «дарит» их другому члену группы.

Упражнение «Никто не знает»

      Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, у кого                                  окажется этот мяч, говорит такую фразу: «Никто из вас не знает, что я (или - у меня)…». Будьте внимательны, старайтесь делать так, чтобы каждый принял участие в упражнении. У каждого из нас мяч может побывать много раз».

3 БЛОК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

Упражнение «На что похоже моё настроение»

Оно позволяет участникам осознать свое эмоциональное состояние «здесь и сейчас»

и выразить его в образной, символической форме.

Инструкция: «Прислушайтесь к себе. На какой цвет похоже ваше настроение?»

Упражнение выполняется по кругу, с мячиком.

Варианты: «На какую погоду (музыку, цветок, животное и т.д.) похоже ваше

настроение?»

Вопросы: Как вам показалось, какие чувства мы испытывали чаще всего?

Упражнение «Линии»

Упражнение позволяет потренироваться в выражении своих эмоций в символической, образной форме.

Материалы: карандаш и лист бумаги каждому участнику.

Инструкция: «Сейчас мы попробуем передавать различные чувства, не рисуя ничего

конкретного – только лишь простые линии. Нарисуйте:

  • счастливые линии,

  • грустные линии,

  • злые линии,

  • усталые линии,

  • тревожные линии.

                        Упражнение «Нарисуй за минуту» (узнавание эмоций)

За одну минуту нарисуйте свое настроение, не рисуя ничего конкретного, –

используйте только линии, формы, различные цвета.

Теперь передайте свой рисунок соседу справа…

Посмотрите внимательно на рисунок, который оказался у вас в руках. Попробуйте

угадать, какое настроение изображено на нем.

КОММУНИКАТИВНЫЙ БЛОК

                                           Упражнение: «Говорю, что вижу»

Сидя в кругу, участники наблюдают за поведением других, по очереди, говорят, что

они видят относительно любого из участников (например, «Коля сидит, положив ногу ногу»).

Ведущий следит, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения.

После выполнения упражнение обсуждается, часто ли наблюдались тенденции

использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участники?

Упражнение «Вижу разницу»

Инструкция: «Пусть один из нас (доброволец) какое-то время побудет за дверью.

Мы тем временем разделимся на две группы по какому-то выбранному нами признаку».

Признак должен быть виден зрительно, и однозначно делить группу на две части

(например, наличие шнурков на обуви, цвет глаз и т.д.). Две подгруппы садятся в разных местах, чтобы быть обозначенными пространственно. Вернувшийся доброволец должен будет определить, по какому признаку разделились группы. Затем выбирается другой доброволец.

                                           Упражнение «Ассоциации»

Один из участников (доброволец) выходит из комнаты, он становится водящим.

Оставшиеся выбирают участника, которого они загадывают. Водящий возвращается, его задача – угадать загаданного человека. У него есть три попытки. Для того, чтобы отгадать, водящий задает участникам вопросы следующего типа: если бы это был цветок (животное, погода, машина, здание, цвет, фигура, насекомое и т.д.), то какой? Участник, к которому обращаются, говорит свою ассоциацию.

Например: «Это нарцисс». Если водящий отгадывает, угаданный участник

становится водящим.

    Водящему важно следить, чтобы все или многие участники группы попробовали

себя в роли водящего, или в роли загаданного человека.

Вопросы:

  • Трудно ли было подбирать ассоциацию?

  • Трудно ли было угадывать?

  • Кому удалось угадать, что помогло?

  • Чьи ассоциации показались самыми удачными?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

Статья. Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии № 675 "Талант" Крыловой Т.В. "Детский фольклор в духовно-нравственном воспитании учащихся"

Вопитание и социолизация в первую очередь формируют уклад школьной жизни. В данной статье рассматривается фольклорное творчество, театрализация, как средство духовно-нравственного развития и воспитани...

Методическая разработка сценария "Мы теперь не просто дети" для учащихся 1 класса. Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии №675 "Талант"

Праздник посвящения учеников в гимназисты. Сценарий может быть использован во внеклассной работе учителя начальных классов....

Методическая разработка сценария выпускного вечера в начальной школе "Расстаёмся, друзья!".Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии № 675 "Талант" Крыловой Т.В.

Данная разработка включает в себя сценарий выпускного праздника в начальной школе. Использовано много различного материала : стихи, сценки, песни, песни-переделки, инсценировки, миниатюры. Работа пред...

Научно-практический семинар по обмену опытом работы учителей начальных классов ГБОУ РТ Школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Кызыла и Тоджинского кожууна в условиях ФГОС

Что такое работать в современной сельской школе в отдаленном кожууне (районе)? Требования для всех едины, но информация запаздывает. Интернет работает плохо, если не сказать что его нет совсем, период...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Методическая разработка сценария праздника "День знаний " учителя начальных классов ГБОУ школа №375 Коротеевой О.Ф.

Данная методическая разработка может быть учителями, воспитателями и организаторами по воспитательной работе в начальной школе....