Статья. Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии № 675 "Талант" Крыловой Т.В. "Детский фольклор в духовно-нравственном воспитании учащихся"
статья по теме

Крылова Татьяна Викторовна

Вопитание и социолизация в первую очередь формируют уклад школьной жизни. В данной статье рассматривается фольклорное творчество, театрализация, как средство духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Детский фольклор в духовно-нравственном воспитании учащихся»

         / театрализованное представление «Широкая Масленица»/    

               В рамках внедрения ФГОС II поколения разработана Концепция духовно-нравственного развития и  воспитания личности гражданина России. В концепции говорится: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». [2, с.11]      Воспитание и социализация, согласно Стандарту, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную. Они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни.  

Отметим что важно, чтобы школьники получали представление обо всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее социокультурном многообразии и национальном единстве.

Исходя из вышесказанного, освоение ценностей традиционной национальной культуры приобретает особое социальное значение. Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил: «Пока живо искусство в русском народе, всегда будут силы для нравственного самоочищения» Уникальными средствами передачи духовно-ценностного опыта предшествующих поколений обладает русский фольклор.

Фольклорное творчество всегда было неотделимо от жизни нашего народа, оно являлось одновременно отражением его мировоззрения и психологии. Поэтому содержание русского фольклора вобрало в себя накопленное веками «житейское уменье» жить в мире и согласии с собой и с окружающим миром. Благодаря этому фольклор приобрёл способность к нравственному очищению, а значит и нравственному оздоровлению, которое, в свою очередь, является залогом и необходимым условием духовного и физического здоровья человека.

В недрах фольклора сформировалась народная педагогика – механизм развития и    воспитания      подрастающего      поколения, который, как отмечал К.Д. Ушинский, «приобрёл важное значение для дальнейшего развития образования в России». Обобщение накопленных на сегодняшний день научно-педагогических исследований в этой области позволяет рассматривать народную педагогику как совокупность педагогических представлений и воспитательного опыта, традиций взаимоотношений и взаимодействий между всеми членами семьи и общества.

                Зародившись в дописьменный период, народная педагогика наибольшее своё воплощение получила в устном народном творчестве, обычаях и обрядах, разнообразных музыкально-фольклорных жанрах. Среди богатого арсенала сложившихся педагогических традиций, отражённых в фольклоре,  внимание привлекают уникальные способы и приёмы формирования духовно-нравственного здоровья детей, воспитания у них оптимизма и жизнерадостности. Положительный духовный опыт поколений, сконцентрированный в народном искусстве, как ничто другое способствует полноценному развитию положительных черт и свойств личности. Не секрет, что проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека приобретает особую остроту в наше время с его бурными коллизиями, экологическим дисбалансом, падением морального общественного тонуса.

          Через фольклорные формы искусства передаются культурно-исторические традиции народа. Следовательно, русский фольклор, который является уникальной, самобытной культурой наших предков, должен быть осознан современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Кроме того, фольклор представляет нам полную палитру общечеловеческих и общественных ценностей. В нём акцентируются организация жизнедеятельности, межличностные отношения, уважение к старшим. Культурные духовные ценности, заложенные в нём, составляют нравственную сторону фольклора и эстетические представления. Фольклорное творчество опирается на творческое начало в каждом человеке.

          Фольклор полифункционален. Наряду с развлекательной функцией, снимающей физическое напряжение после тяжелого труда, он выполняет и другую, психотерапевтическую функцию. Подобно любой информационно-эмоциональной языковой системе, фольклор имеет собственные пути освоения. В данном отношении фольклор является идеальной платформой для развития всех органов чувств, памяти, внимания, воли, а также базой для формирования культурно-эстетического восприятия, как своего народа, так и других национальностей.

             В фольклоре мы видим доставшуюся нам от предков естественную систему, обеспечивающую здоровое взаимодействие человека с окружающим миром, людьми и с самим собой.

            Очень важно как можно более широко предоставлять детям возможность соприкосновения с традиционным русским музыкальным фольклором, и, в первую очередь, «насыщать» фольклорным содержанием уроки искусства в общеобразовательных учреждениях.

            «Свет, исходящий от сокровищ русских песен, обрядов, танцевальных движений всегда находится рядом с нами», – утверждает Л.Д. Назарова. Обращение к фольклорным истокам даёт возможность формировать в каждом ученике лучшие человеческие качества, такие, как человеколюбие, честность, уважительное, бережное отношение к созданию рук человеческих, трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца. «Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, органичная традиционная пластика – всё это способствует воспитанию чувства красоты, помогает заложить основы осознания каждым обучаемым себя как неотъемлемой частицы природы и общества. Элементы движения, включаемые в исполнение, позволяют точнее передать, а, следовательно, и освоить национальную народную характерность самовыражения. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления».

         Исполнение народных попевок, пестушек, потешек располагает ребёнка к свободному полёту фантазии, к мечтанию: переживание музыки подсказывает ему «свои» образы, связанные с содержанием того или иного произведения, и это делает фольклорную музыку особенно близкой, дорогой, запоминающейся. Развитие образно-музыкального мышления средствами фольклора неотделимо от развития другого свойства мышления, связанного с эмоционально выраженным отношением к явлениям действительности. Фольклорная музыка развивает способность эмоционального, ярко окрашенного чувства мышления, которому присущи: захваченность объектом, неутомимость, расположение к творческому подъёму. Понимание детьми общей выразительности и красочности музыкального языка русского фольклора служит той базой, которая позволяет в дальнейшем подвести их к пониманию выразительного значения лада, ритма, метра, мелодии, гармонии в музыке и во всём мире.

Происходящее в процессе освоения русского фольклора формирование у детей ассоциативного мышления, навыков сравнительного анализа посредством рассуждения, поиск детьми ответов на вопросы, ведущие к чёткому пониманию духовно-нравственных аспектов и стимулирующие активную личностную позицию, способствуют выработке у ребят умений смотреть и видеть, слушать и слышать мир. Импровизация народных напевов и драматизация фольклорных образов развивают способность к перевоплощению. При этом эстетические переживания детей, связанные с освоением русского фольклора, реализуются через осознание собственных выразительных движений и эмоций.

            Важнейшим фактором развития детей становятся игровые ситуации, предлагаемые фольклорными произведениями. Народные музыкальные игры активизируют способность детей самостоятельно мыслить и действовать, помогают им пройти путь от многопланового постижения окружающего мира к чуткому восприятию человеческих отношений. Игра способна дарить отдых в часы досуга и в часы занятий, стать источником радости, удовольствия, развития инициативы и находчивости. Игра – универсальный способ общения, она формирует у детей навыки взаимоотношения с коллективом и умение координировать своё поведение с его жизнью.

Фольклор культивирует главные  ценности – ценность жизни, здоровья, общения. Всё это позволяет нам утверждать, что фольклор является действенным фактором сохранения психического, физического и духовно-нравственного здоровья человека.

 Сочетание музыки и народной культуры позволяет через организацию продуктивной музыкальной деятельности/ пение, исполнение на музыкальных инструментах, участие в играх, музыкально-театрализованных представлениях, обрядовых действах и праздниках/ реализовать идею по формированию и развитию творчески активной личности, знающей и понимающей культуру своего народа, уважительно к ней относящегося.

В современной культурологической ситуации формируется новое отношение педагогов, родителей и детей к фольклорной театрализации, основанной на взаимодействии различных видов детской творческой деятельности. И, прежде всего, к такому виду искусства как фольклорный театр. Интерес вызывает проблема взаимодействия, соотношения между различными  видами  искусств как  фактора, способствующего целостному восприятию мира.    Музыкальная фольклорная театрализованная деятельность на основе русского народного творчества способствует патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей,  приобщению детей к возрождению традиций обрядовой бытовой культуры русского народа. Сущность духовно-нравственного воспитания в театрализованной деятельности заключается, прежде всего, в освоении тех аспектов базовой культуры личности ребёнка, которые обеспечивают самопознание и понимание других людей. Кроме этого в театрализованной деятельности проявляется реальная возможность оптимизации творческих способностей ребёнка, развития его воображения, артистизма, музыкальности, интеллекта, преодоления однобокости и фрагментарности мышления, приобретение личного опыта сравнительного анализа, развитие творческих музыкальных способностей //развитие певческого народного голоса и музыкального слуха//

Развитие знаний о богатстве содержания различных видов музыкального народного творчества: об истории музыкального фольклора, о традициях бытования музыки, о жанрах народных песен, о песенности, как основной черте русской народной музыки.

Задачи, которые решает данный вид деятельности:

-проявление любви и интереса к русской народной музыке, желание слушать и исполнять её в быту, в семье…

-приобщение к возрождению традиций обрядовой бытовой музыкальной культуры русского народа,

         -обогащение нравственно-эстетических качеств личности, патриотических чувств,

         -формирование образного восприятия окружающего мира.

Инновационность  музыкальной театрализованной деятельности  выражается в создании педагогических условий для максимального развития музыкального и артистического творчества каждого ребёнка: т.е.  стимулирование познавательного процесса путем интеграции с другими видами деятельности учащихся, а также организация индивидуальных и коллективных творческих музыкальных номеров, повышение уровня активности и самостоятельности детей в создании творческих народных праздников.

   В рамках программы «Годовой круг праздников» в нашей школе ведется работа по приобщению детей к народным праздникам. Так как праздник -  веками отработанный способ единения людей в коллективном сопереживании события. Здесь нет зрителей и исполнителей.  Уже в процессе подготовки к празднику, дети могут приобщиться к радости коллективного сотворчества. В творческий процесс  включаются и родители учащихся… это изготовление костюмов и необходимых  атрибутов для представления.

В процессе подготовки дети изучают историю праздника, его обычаи, ведется исследовательская деятельность, обязательно посещение музея Этнографии…изучаются костюмы и  порядок проведения праздника. Разучивается музыкальный материал, отрабатывается вхождение в образ. В деятельность включаются все учащиеся. Никто из детей не остаётся в стороне.

Масленица - один из любимейших праздников, праздник проводов зимы и встречи весны. Этот праздник не имеет возрастных, социальных или других ограничений. Масленицу отмечали целую неделю. Народная традиция превратила праздник в один из обрядов устранения отжившего зла и ожидание изобилия и плодородия. В методической литературе можно найти много интересных фактов  празднования в старину Масленицы, найти  разнообразный музыкальный материал /обрядовые песни, выкрики, припевки, частушки…/

Один из вариантов празднования Масленицы - театрализованное представление/ предлагаем вашему вниманию сценарий «Широкая масленица»/. Здесь всё происходит как в театре. Гости читают афишу, им выдаются театральные приглашения на представление. Зал оформлен  и ждёт своих зрителей. Дети в народных костюмах находятся за ширмой. Их выступления ждут зрители. В конце представления все участники выходят на поклон под звуки аплодисментов. Результат этого праздника – это счастливые радостные глаза  и лица актеров. Живые эмоции, впечатления, праздничная атмосфера и угощение блинами. Надо добавить также, что полноту ощущений прощания с зимой  дает катание на лошадях и сжигание чучела Масленицы.

Праздничная и обрядовая жизнь русских крестьян отличается от того мира, в котором мы живем. Однако, мы всегда должны помнить о прошлом. Так как путь к процветанию лежит через крепкую, неразрывную, вечную связь предков и потомков!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Всё о домашнем задании". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии №675 "Талант" Крыловой Т.В.

Данное пособие включает материал по выполнению домашних заданий учениками начальных классов. Содержит памятки, рекомендации по организации и выполнению домашних заданий. Рекомендовано для родителей ...

Методическая разработка сценария "Мы теперь не просто дети" для учащихся 1 класса. Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии №675 "Талант"

Праздник посвящения учеников в гимназисты. Сценарий может быть использован во внеклассной работе учителя начальных классов....

Методическая разработка сценария выпускного вечера в начальной школе "Расстаёмся, друзья!".Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии № 675 "Талант" Крыловой Т.В.

Данная разработка включает в себя сценарий выпускного праздника в начальной школе. Использовано много различного материала : стихи, сценки, песни, песни-переделки, инсценировки, миниатюры. Работа пред...

Методическая разработка сценария праздника "Секреты здоровья" .Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии "Талант" №675 Крыловой Т.В.

В данной разработке представлен матеериал по внеклассной работе  с учащимися. Цель Праздника -формирование навыков здорового образа жизни учащихся 1 классов. Знакомство с правилами гигиены.В сцен...

Методическая разработка праздника "Осенята" . Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии № 675 "Талант"

Данная разработка может использоваться во внеклассной работе с учащимися. Празднование осенних именников....

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия Пословица-"всем углам помощница". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии № 675 "Талант" Крыловой Т.В.

Цель данного мероприятия- привитие любви и интереса к устному народному творчеству, обогащение словарного запаса учащихся.Материал может быть полезен учителям начальных классов и воспитателям ГПД....