Мастер –класс по теме : « Игра как средство развития младших школьников в преемственности обучения»
учебно-методический материал на тему

Коротенко Галина Анатольевна

 

В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.. И малыши, впервые пришедшие в школу, находятся в положении людей, начавших жизнь с чистого листа.  Эти трудности  в адаптации  ребенка,    можно избежать     если  ввести в  урок   и внеурочную работу   игровые моменты, сходные по своему строению с дошкольными играми, знакомыми ребенку, но существенно отличающиеся от них по содержанию и целям  Что такое игра? Как,  используя принцип преемственности, посредством игры   сделать адаптацию   первоклассников менее  болезненной? Ответы на эти вопросы можно найти в данном материале

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-_klass.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер –класс по теме : « Игра как средство развития младших школьников в преемственности обучения»

 В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.. И малыши, впервые пришедшие в школу, находятся в положении людей, начавших жизнь с чистого листа.  Эти трудности  в адаптации  ребенка,    можно избежать     если  ввести в  урок   и внеурочную работу   игровые моменты, сходные по своему строению с дошкольными играми, знакомыми ребенку, но существенно отличающиеся от них по содержанию и целям .

 Что такое игра? Как,  используя принцип преемственности, посредством игры   сделать адаптацию   первоклассников менее  болезненной?

  1. Игра-это сложное социально-психологическое явление. ( являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает развитие в физической, психической и личностных сферах . В игре ребенок учится управлять собой)
  2. Игра- то средство познания ребенком действительности. ( при помощи игры ребенок учится познавать окружающий мир)

 Цель: Создание условий для перехода  к учебной деятельности посредством игры

Предлагаю посмотреть как я осуществляю   преемственность в игровой деятельности

К.Д. Ушинский писал «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным –вот задача первоначального обучения

 .

 

        

 

 

 Еще Л.С.Выготский обращал внимание на роль дидактической игры. при переходе ребенка в школу .

Дидактическая игра имеет определенную структуру

        

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия.

Игровая задача осуществляется детьми  .Дидактическая задача реализуется  через игровую. Она преднамеренно замаскирована и предстает  перед детьми в виде игрового замысла.

Игровые действия- основа игры и чем они разнообразнее, тем интереснее для детей игра.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.

Подведение итогов. Проводится сразу по окончанию игры.

При проведении игры важно сохранить все структурные элементы, т.к. с их помощью решаются дидактические задачи.

Дидактическая игра- это игра для ребенка, а для взрослого она способ обучения.

Функции игры :

  1. формирование устойчивого интереса к ученью и снятия напряжения связанного с процессом адаптации.
  2. формирование психических процессов.
  3. формирование общеучебных умений и навыков учебной и самостоятельной работы.
  4. формирование навыков самоконтроля и самооценки.
  5. формировние адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

 

ИГРА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На  любом уроке игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности.

 .Но игра   как  магнит может  быть положительной,  а может       и отрицательно влиять на развитие ребенка , чтобы этого не произошло надо  соблюдать всю структуру урока.

Положительное влияние игры на личностные качества ребенка

1Овладевают новыми навыками и умениями, получают определенные знания   способствуют расширению сферы познавательных интересов.

      2.  Приобретения чувства коллективизма  

 3.  В игре дети получают опыт коллективного мышления  

 4.  Моделируют труд и общественные отношения людей  

 5.Из противоречия между стремлением реализовать те или иные ролевые действия и знаниями опытом детей рождается потребность в приобретениях знаний, источник которых взрослые люди и различные средства информации  

 6.Хорошая игра - действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитываемых в неблагополучных семьях  

 7.  Игра, как способ познания деятельности, есть одно из главных условий развития детского воображения  

 8. Игра, как диагностическая характеристика психического развития ребенка (на каком этапе развития, находится сюжетно -  ролевая игра),  

 9.Именно в игре происходит становление мотивов новой деятельности- учебной  

 10.Игра есть новый аспект в развитии речи  

  11.Игра -деятельность, в которой происходит и познавательная,эмоциональная "децентрация" ребенка  

  12.Развитие ребенка в игре происходит по различным направлениям:

 а) нацеленные на физическое воспитание (подвижные);

 б) эстетическое воспитание (музыкальные)  

 в) умственное воспитание (дидактические, сюжетные);

    г) эмоционально-волевое (развивается воля);

 д) нравственное воспитание (сюжетно-ролевые игры, драматизация)  

 13.Развитие личностного сознания, есть результат игры  

 

Отрицательные влияние игры

на личностные качества ребенка

 1.Если однообразные сюжеты, то есть «скупые сцены» у детей формируются «клише»- ограниченное видения окружающего мира, угасает у детей потребность познания

 2.  При распределении ролей ребенок может получить «ярлык» (либо плохой «-»-либо хороший  «+»).

  3.  При неверном руководстве- неизбежно возникновений конфликта, может развиваться детская агрессивность.

 4.  Если взрослый не руководит игровой деятельностью ребенка  , то у ребенка в процессе игры не происходит в становлении самосознания.

Таблица рационального использования игр

Этапы урока

ПОНЕДЕЛЬНИК

Чтение

Математика

Письмо

Окружающий мир

Актуализация знаний

Игры на внимание

«Внимательный читатель»

«Веселый счет»

«Узнай букву»

Игры-настроения

Формирование новых знаний

«Теремок»

«В гостях у Знайки»

«Волшебницы –буквы»

Игра-путешествие

Закрепление материала

«Чудесный мешочек»

«Прятки с цифрами»

«Кто самый зоркий»

Игра -путешествие

Рефлексия

«Закончи фразу»

«Угадай-ка»

Самооценка

«Цепочка пожеланий»

 Я считаю, что

   Игры на уроках начальной школы просто необходимы. Ведь только игра умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым

Школа дает ученику очень многое, но все исходные жизненные установки ребенок получает в семье . Успешный старт ребенка в школьной жизни – это результат совместных усилий семьи и школы. Сумев стать партнерами в адаптационный период, родители и педагоги смогут вместе повести ребенка нелегким школьным маршрутом.

Рефлексия  в педагогическом процессе -это процесс и результат фиксирования субъектам» (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого.

1 способ    "Анкета-газета"

На большом листе    учащимся  предлагается выразить свое отношение, дать оценку    урока, внеклассного занятия, игры  в виде рисунков  стихотворных строк, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов  

После того как в оформлении и выпуске газеты все приняли участие, она вывешивается на всеобщее обозрение.

2 способ    "Заверши фразу"

Ученикам   для выявления результативности урока      предлагается закончить фразу:

 - "Игра- это...";

- "Среди этапов игры-путешествия мне особенно понравился...";

- "Во время игры я приобрел...";

- "Игра заставила меня задуматься о...";

ПРАКТИЧЕКАЯ         ЧАСТЬ

 .

Цели:

•    Формирование активной педагогической позиции родителей.

•    Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями.

•    Вовлечение родителей в воспитание своих детей.

 .

I. Всем участникам предлагается упражнение "Снежинка".

Учитель: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.

2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите лист пополам.

4. Снова оторвите правый верхний уголок.

5. Сложите лист пополам.

6. Оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? Участники отвечают, что не нашли.

Учитель: А почему? Как вы думаете?

Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

 

А сейчас у кого получились снежинки маленькие –эта группа будет дети, а остальные родители.

Вступление под музыку:

        О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит …
сказка

- Кто из вас догадался, о чём мы сегодня с вами будем говорить? (О сказках)

- Сегодня, ребята, нам предстоит с вами приоткрыть дверь в прекрасный мир сказки.

- Попробуйте в группе произнести это слово с разной интонацией. А остальные группы должны догадаться.

1. Изобразите восторг.

2. Произнесите это слово с грустью.

3. Изобразите удивление. (Проверка и отгадывание)

Молодцы! У вас очень хорошо получилось.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово сказка.

- Вот как сразу много у вас возникло ассоциаций, когда вы это слово услышали.

- А теперь попробуйте своими словами сказать, что такое сказка? (После ответов, детям даётся определение).

Сказка – это народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах, событиях с участием волшебных фантастических сил, часто выдумка, неправда, ложь. (Ученик читает вслух, учитель по ходу комментирует).

- Конечно, все вы слушали сказки, когда были маленькие. Вам их рассказывали мамы, бабушки.  

  -Отгадайте сказку

ЖИ…ДА    БЫ… СТА.. И СТА… ПО…..СТА… СТА… ИС….МНЕ…..КО…. А   ИЗ….ЧЕ..ИС….МУ…ТА…НЕ А ТЫ  ПО КО..ПО.. ДА ПО СУ…ПО…..А.. И НА НА КО….

  1. А сейчас мы проведем конкурс на лучшее исполнение песенки колобка.(лучший исполнитель играет роль колобка.)

 2. Отгадать по проигранной музыке  героя сказки .Затем предлагается  при помощи мимики и жестов изобразить героев сказки ( у кого лучше получается тот и будет играть роль)

СЕЙЧАС ГРУППА ДЕТЕЙ ПОКАЖЕТ НАМ   ЭТУ СКАЗКУ,

 

   А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку "Колобок" на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.        

ЗАДАНИЕ РОДИТЕЛЯМ : ПРЕДСТАВТЬЕ , ЧТО КОЛОБОК ЭТО ВАШ РЕБЕНОК , А ВМЕСТО ДЕДА И БАБКИ ВЫ РОДИТЕЛИ.

 ЗАДУМАЙТЕСЬ ЧЕМУ УЧИТ ЭТА СКАЗКА.

( ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ)

«Жили были старик со  старухой. Как то попросил старик  испечь колобок. старуха  и говорит «Да из чего испечь то.» А ты по сусекам помети по амбару поскреби, авось и наберется на колобок» испекла бабка колобок. (ОСОЗНАННО ПОДХОДИТЬ К ВОПРОСАМ ПОПОЛНЕНИЯ СЕМЕЙСТВА)

Положили колобок  на окно остужаться , а он спрыгнул и покатился по дорожке (НЕ ОСТАВЛЯТЬ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА)

        Катится колобок а навстречу ему заяц. «Колобок, колобок я тебя съем» Заяц уши поднял , а колобок запел, и покатился колобок дальше только заяц его и видел. Катится колобок по тропинке в лесу , а навстречу ему волк. «Колобок ,колобок я тебя съем» Покатился колобок дальше, навстречу ему медведь идет хворост ломает, кусты к земле гнет. «Колобок, колобок я тебя съем»

Колобок запел, а мишка и уши развесил.(Научить ребят общаться с окружающим миром)

Катится колобок, катится , а навстречу ему лиса.колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку. А лисаслуша5т да все подкрадывается. Славная песенка,- сказала лиса.попросила лиса еще раз спеть песенку.(УЧИТЬ ДЕТЕЙ РАСПОЗНАВАТЬ   ДОБРО И ЗЛО ИСТИННЫЕ НАМЕРЕНИЯ ЛЮДЕЙ)

Колобок обрадовался , что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду и запел А лиса его и съела( НАУЧИТЬ РЕБЕНКА С ЧЕСТЬБ И ДОСТОИНСТВОМ БЕЗ УЩЕРБА ДЛЯ ЖИЗНИ ВЫХОДИТЬ ИЗ СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ)

РЕФЛЕКСИЯ
ДОПОЛНИ ФРАЗУ:

 

Игра –это……

Среди этапов игры мне особенно понравилось…….

Игра заставила меня задуматься ………..

По отношению человека к игре можно судить………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».

Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...

Статья Игра как средство развития младшего школьника Автор: Воробьева В.И.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития...

презентация по теме « Игра как средство развития младших школьников в преемственности обучения»

Презентация к мастер-классу по теме "Игра как средство развития младших школьников в преемственности обучения»...

Игра как средство развития младших школьников

Игра для младших школьников является ведущим видом деятельности. Как же ее правильно использовать, чтобы она помогала ребенку развиваться?...

Мастер класс « Учебно - дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся»

Главными задачами  учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,  умения  видеть  перспективу применения полученных знаний на...

Мастер-класс по теме «Формирование финансовой грамотности у младших школьников средствами учебных предметов»

Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране....