ДОКЛАД НА ШМО ТЕМА: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: РОЛЬ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ»
статья

Волкова Елена Вячеславовна.

Выступление на ШМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Саввино-Каринская общеобразовательная школа»

ДОКЛАД НА ШМО

ТЕМА:

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: РОЛЬ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Учитель высшей квалификационной категории

Волкова Е.В.

17 сентября 2020 года

                                                                               

Если мы будем учить сегодня   так,

                                                           как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.

                                                                                                                         Джон Дьюи

   Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.  

    В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении  этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  

     Универсальные учебные действия   обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося. В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока:            

  • личностный,
  • познавательный,
  • регулятивный,
  • коммуникативный.

    Так, концептуальная идея формирования у обучающихся УУД, принятая в образовательной системе, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:    

  1. представление о действии, первичный опыт и мотивация;
  2. приобретение знаний о способе выполнения действия;
  3. тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция;
  4. контроль умения выполнять действие.

     Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий.

      Главная цель  педагогической деятельности учителя – это формирование личности,  желающей и умеющей учиться.  Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Для этого надо создать условия.

   Первое  условие для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя. Как научиться самому и самое главное, как убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к  осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта? Несомненно, этому можно научиться только при взаимодействии с коллегами:  быть готовым к восприятию инновационного опыта, понимать необходимость самообразования и самосовершенствования,  быть способным сотрудничать с коллегами, делясь своим опытом и перенимая опыт других учителей.                                                                                   

    Второе условие для успешного формирования УУД – включение обучающихся в активную учебную деятельность, правильная организация которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения обучающимися учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).

    Третье условие – это диагностика обучающихся.

    Что же должен  делать учитель начальной школы?

  • не преподносить ученикам новое знание в готовом виде, а   организовывать процесс обучения так, чтобы дети добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;
  • учитывать возрастные психологические особенности развития детей;
  • создавать  доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;
  • формировать  у обучающихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;
  • создавать  условия для приобретения обучающимися опыта творческой деятельности;
  • предлагать ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечивать при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.

Способы реализации  данного  условия, следующие:  

    Технология проблемного диалога (по Е. Л. Мельниковой), которая базируется  на системно-деятельностном подходе и обеспечивает создание основы для самостоятельного успешного  усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности. При этом постановку учебной проблемы и поиск решения осуществляют ученики  в ходе специально организованного учителем диалога.

     При использовании на уроках  активных форм работы с применением технологии деятельностного обучения,  творческие способности учащихся будут развиваться на более высоком уровне, так как повысится интерес к предмету, сформируются ключевые компетенции, улучшится качество знаний по предметам.

    Использование элементов технологии адаптивного обучения  позволяет  варьировать обучение, осваивать  новые структуры урока, что формирует у учеников умение работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

   Также эффективный метод формирования УУД – групповое и парное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе  взаимодействий. Почему именно этот метод  считается эффективным? Работу в группах мы начинаем  с выработки основных правил. При этом должно достигаться:

-  полное внимание к однокласснику;

-  серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

 - терпимость, дружелюбие:

 -  никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся должны принимать активное участие в обсуждении этих правил. Совместное выполнение заданий: разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи и т. п. — привлекает детей тем, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать.

   Применение  ИКТ  позволяет сделать процесс обучения  для детей более увлекательным и интересным. Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира.

    Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

- участие в проектах;

- подведение итогов урока;

- творческие задания;

- самооценка события, происшествия;

     Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: 

- "Найди отличия" (можно задать их количество);

- "На что похоже?";

- «Поиск лишнего»;

- "Лабиринты";

- «Упорядочивание;

- "Цепочки";

- хитроумные решения;

- составление схем-опор;

- работа с разного вида таблицами;

- составление и распознавание диаграмм;

- работа со словарями;

   Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

- "Преднамеренные ошибки";

-  поиск информации в предложенных источниках;

-  взаимоконтроль;

- "Ищу ошибки";

- контрольный опрос на определенную проблему;

   Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

-  составь задание партнеру;

-  отзыв на работу товарища;

-  групповая работа по составлению кроссворда;

- "Отгадай, о ком говорим";

-  диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

- "Подготовь рассказ...", "Опиши устно...", "Объясни..." и т. д.

Как же формируются УУД на основных предметах начальной школы?

Русский язык (УУД)

    Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка, усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает:

 - развитие знаково-символических действий;

 - замещения (например, звука буквой);

 - моделирования (например, состава слова путем составления схемы);

 - преобразования модели (видоизменения слова).

Литературное чтение (УУД)

    Обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

- смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов;

- самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

- эмоционально-личностной  на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

- умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

- умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

- умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;

- умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Математика (УУД)

    В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, выработка вычислительных навыков.

Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.

В задачах с неполными условиями дети на основе своего житейского опыта должны ввести недостающую информацию.

Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуются знания об арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях.

Какую же роль играют УУД во внеурочной деятельности?

  1. УУД становится источником внутреннего развития школьника, и формирования его  личностных качеств.
  2. Развитие интеллектуальных, творческих, организаторских способностей школьников.                                                              
  3. Приобретение детьми социального опыта, создание условий максимально раскрывающих эти способности.           

    Этапы  организации внеурочной деятельности школьников.

  1. Исследование  по выявлению интересов и склонностей обучающихся.
  2. Общешкольная  программа внеурочной деятельности.
  3. Программы  внеурочной деятельности классных руководителей.
  4. Расписание внеурочной деятельности.

         На основе сформированности УУД получаем портрет выпускника начальной школы, соответствующий требованиям ФГОС. Он таков:  

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный  к организации    собственной деятельности;

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»

Опыт работы на тему «Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»...

Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся

"Если мы булем учить сегодня так,как учили вчера,мы украдём у детей завтра." Джон Дьюи...

Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся

"Если мы булем учить сегодня так,как учили вчера,мы украдём у детей завтра." Джон Дьюи...

Выступление на ШМО. Тема: "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"

  В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и акт...

Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся.

В данной статье речь пойдёт о роли урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся....

Доклад на тему: «Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся»

laquo;Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся»...