Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"
    методическая разработка (1 класс) по теме

    Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл etik_azbuka_dobra.docx36.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное

    общеобразовательное учреждение

    «Николаевская средняя общеобразовательная школа»

    Рассмотрена и рекомендована  

    Педагогическим советом

    МБОУ «Николаевская СОШ»

    протокол №

                   

    Утверждена приказом директора МБОУ «Николаевская СОШ»

    №   от  «___   » _______________  

    ________________ Л.И. Иванова

                                                    Автор: Королёва Татьяна Александровна
                                                                         учитель начальных классов,
                                                                     I квалификационная категория

    Пояснительная записка

       

           Рабочая программа составлена на основе Стандартов второго поколения «Внеурочная деятельность» методический конструктор П.В.Степанов, Д.В.Григорьев, Издательство Просвещение 2011 год; на основе авторской программы  «Этика: азбука добра» авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова,    
    (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2012 год).

    Общая характеристика.    
     
    Курс «Этика, азбука добра » реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 и 2 классах, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

       Актуальность данного курса основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме

    нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои

    действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников

    связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы

    общения наиболее интересны для детей данного возраста.

    Цель:

    1. формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

    Задачи:

    1. формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров.

    Ценностные ориентиры содержания курса.
         Содержание курса «Этика: азбука добра» раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
       Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике.
       
    1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
     
    2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения.
    Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей

    понимания, что их нравственное взросление идет от поступка к нравственным качествам на основе правил.

    Объём программы
        Рабочая программа по кружку «Этика: азбука добра» для 1-2 классов составлена на основе авторской программы И.С.Хомякова, В.И.Петрова, предусматривающей 33 часа.
       На реализацию программы с 1 по 2 класс отводится 1 час в неделю.
       Согласно Графику – календарю МБОУ «Николаевская СОШ» на 2012-2013 учебный год в 1 классе предусмотрено 33 учебных недель, во 2 классе 35 учебных недель, фактически должно быть проведено 35 часов.
    Рабочая программа составлена на 35 часов. (2 ч – «
    Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» проведение итогового мероприятия).

    Программа предназначена для занятий детей младшего школьного возраста.

    Численный и возрастной состав курса «Этика: азбука добра»
     Возраст детей от 6,5 лет до 8 лет, численность 7 человек.

    Ожидаемые результаты:

    1. обогащение личного опыта общения детей;
    2. ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
    3. овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты

    освоения программы курса «Этика: азбука добра».

    Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

    1. воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

    Метапредметные результаты:

    1. сравнение;
    2. анализ;
    3. синтез;
    4.  обобщение;
    5.  классификация.

    Материально – техническое обеспечение

    Используемая литература

    1. Программа  «Этика: азбука добра» авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова., М., 2011;

    1. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
    2. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
    3. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
    4. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
    5. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
    6. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

    Содержание работы курса «Этика: азбука добра»
    (35 ч – 1 час в неделю)

    Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в

    школе)  (7 ч)

        Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. При-

    ход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке,

    учебное сотрудничество.

        Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

        Поведение в столовой, правила поведения за столом.

    Универсальные учебные действия:

    1. воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
    2. оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

    Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) (11 ч)

        Правила вежливости, элементарные представления о добрых и

    недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

        Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые

    и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

    родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое

    знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,

    без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление

    ссор, драк, признание своей вины).

        Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),

    оценка ситуации.

    Универсальные учебные действия:

    1. использовать в речи слова вежливости;
    2. участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,
      анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
    3. высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в
      реальной жизни, героев произведений);
    4. создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
    5. описывать сюжетную картинку (серию);
    6. оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
    7. самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

    О трудолюбии (7 ч)

        Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и
    обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

        Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися

    собственного отношения к труду. Способы бережного отношения

    к вещам, созданным трудом других людей.

        Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление

    от неорганизованности, недисциплинированности).

        Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

    Универсальные учебные действия:

    1. проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
    2. оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

    Культура внешнего вида (4 ч)

        Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность

    в человеке.

        Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

       Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

    Универсальные учебные действия:

    1. воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
    2. оценивать внешний вид человека.

    Внешкольный этикет (6 ч)

        Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного

    человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

        Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

        Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке,

    театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко

    и громко высказывать обращение, просьбу.

    Универсальные учебные действия:

    1. использовать доброжелательный тон в общении;
    2. оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведение в общественных местах.

    Календарно – тематическое планирование курса
    «Этика: азбука добра»


    п/п

    Дата

    Тема занятия

    Кол-во часов

    35 ч

    Содержание деятельности

    Школьный этикет (7 ч)

    1/1

    Мы пришли на урок.

    1

    Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке.

    2/2

    Правила поведения на уроке

    1

    Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок

    3/3

    Зачем нужны перемены?

    1

    Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений

    4/4

    Правила поведения на перемене

    1

    Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок.

    5/5

    Мы в школьной столовой.

    1

    Экскурсия в столовую. Знакомство  с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой.

    6/6

    Правила поведения в столовой

    1

    Закрепление правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале.

    7/7

    Как быть прилежным и старательным

    1

    Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.

    Правила общения (11 ч)

    1/8

    Зачем нужны «вежливые» слова

    1

    Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра

    2/9

    Доброжелательность

    1

    Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок   

    3/10

    Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

    1

    Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами

    4/11

    Общение по телефону

    1

    Практическое занятие. Формулирование  правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ

    5/12

    Мой учитель

    1

    Конкурс рисунков.  Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок

    6/13

    Общение со взрослыми

    1

    Чтение и обсуждение отрывков  книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем

    7/14

    Добро и зло

    1

    Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев.

    8/15

    Думай о других: сочувствие – как его выразить?

    1

    Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса.

    9/16

    Эмоции

    1

    Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение.

    10/17

    Наши имена

    1

    Знакомство с  историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам.

    11/18

    Моя семья

    1

    Конкурс рисунков. Дидактическая игра.  

    О трудолюбии (7 ч)

    1/19

    Старательность - помощник в учебе

    1

    Чтение и обсуждение отрывков детских книг

    2/20

    Старательность - помощник в учебе

    1

    Чтение и обсуждение отрывков детских книг

    3/21

    Старательность - помощник в учебе

    1

    Чтение и обсуждение отрывков детских книг

    4/22

    Как мы трудимся: в школе и дома.

    1

    Конкурс рассказов

    5/23

    Как мы трудимся: в школе и дома.

    1

    Дидактическая игра

    6/24

    Бережливость: каждой вещи своё место

    1

    Наведение порядка в дневнике, портфеле.

    7/25

    Бережливость: каждой вещи своё место

    1

    Наведение порядка в кабинете.  

    Культура внешнего вида (4 ч)

    1/26

    Основные правила Мойдодыра.

    1

    Подготовка и проведение   праздника «В гостях у Мойдодыра»   

    2/27

    Основные правила Мойдодыра.

    1

    Подготовка и проведение   праздника «В гостях у Мойдодыра»   

    3/28

    Учимся не болеть

    1

    Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.

    4/29

    Каждой вещи свое место

    1

    Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры.

    Внешкольный этикет (6 ч)

    1/30

    Правила поведения на улице.

    1

    Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу.

    2/31

    Правила поведения в транспорте

    1

    Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу.

    3/32

    Правила поведения в гостях

    1

    Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации

    4/33

    «Спасибо» и «пожалуйста»

    1

    Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями.

    5/34

    « Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

    1

    Проведение и организация итогового мероприятия.

    6/35

    « Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

    1

    Проведение и организация итогового мероприятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

    Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

    Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука общения" (1 год обучения)

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления расчитана на 4 года. Представленная программа для первого года обучения.Актуальность  программы определена тем, ч...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Азбука нравственности"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Азбука нравственности"...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра»

    Цель программы: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить  системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческог...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Психологическая азбука»

    Рабочая программа разработана на основе программы развивающих занятий в 1 классе  «Психологическая азбука». Т.А. Аржакаева, И.В.Вачков, А.Х.Попова. М.- 2012....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Азбука здоровья»(коррекционно-развивающие занятия)

    Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" Программа расчитана на 3 года(2 часа в неделю).Программа написана для учащихся 1-3 классов....