Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"
методическая разработка (1 класс) по теме

Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etik_azbuka_dobra.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Николаевская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и рекомендована  

Педагогическим советом

МБОУ «Николаевская СОШ»

протокол №

               

Утверждена приказом директора МБОУ «Николаевская СОШ»

№   от  «___   » _______________  

________________ Л.И. Иванова

                                                Автор: Королёва Татьяна Александровна
                                                                     учитель начальных классов,
                                                                 I квалификационная категория

Пояснительная записка

   

       Рабочая программа составлена на основе Стандартов второго поколения «Внеурочная деятельность» методический конструктор П.В.Степанов, Д.В.Григорьев, Издательство Просвещение 2011 год; на основе авторской программы  «Этика: азбука добра» авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова,    
(Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2012 год).

Общая характеристика.    
 
Курс «Этика, азбука добра » реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 и 2 классах, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

   Актуальность данного курса основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме

нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои

действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников

связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы

общения наиболее интересны для детей данного возраста.

Цель:

  1. формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

  1. формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров.

Ценностные ориентиры содержания курса.
     Содержание курса «Этика: азбука добра» раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
   Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике.
   
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
 
2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения.
Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей

понимания, что их нравственное взросление идет от поступка к нравственным качествам на основе правил.

Объём программы
    Рабочая программа по кружку «Этика: азбука добра» для 1-2 классов составлена на основе авторской программы И.С.Хомякова, В.И.Петрова, предусматривающей 33 часа.
   На реализацию программы с 1 по 2 класс отводится 1 час в неделю.
   Согласно Графику – календарю МБОУ «Николаевская СОШ» на 2012-2013 учебный год в 1 классе предусмотрено 33 учебных недель, во 2 классе 35 учебных недель, фактически должно быть проведено 35 часов.
Рабочая программа составлена на 35 часов. (2 ч – «
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» проведение итогового мероприятия).

Программа предназначена для занятий детей младшего школьного возраста.

Численный и возрастной состав курса «Этика: азбука добра»
 Возраст детей от 6,5 лет до 8 лет, численность 7 человек.

Ожидаемые результаты:

  1. обогащение личного опыта общения детей;
  2. ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
  3. овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы курса «Этика: азбука добра».

Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

  1. воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Метапредметные результаты:

  1. сравнение;
  2. анализ;
  3. синтез;
  4.  обобщение;
  5.  классификация.

Материально – техническое обеспечение

Используемая литература

  1. Программа  «Этика: азбука добра» авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова., М., 2011;

  1. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
  2. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
  3. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
  4. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
  5. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
  6. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

Содержание работы курса «Этика: азбука добра»
(35 ч – 1 час в неделю)

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в

школе)  (7 ч)

    Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. При-

ход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке,

учебное сотрудничество.

    Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

    Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

  1. воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
  2. оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) (11 ч)

    Правила вежливости, элементарные представления о добрых и

недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

    Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые

и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое

знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,

без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление

ссор, драк, признание своей вины).

    Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),

оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

  1. использовать в речи слова вежливости;
  2. участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,
    анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
  3. высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в
    реальной жизни, героев произведений);
  4. создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
  5. описывать сюжетную картинку (серию);
  6. оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
  7. самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии (7 ч)

    Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и
обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

    Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися

собственного отношения к труду. Способы бережного отношения

к вещам, созданным трудом других людей.

    Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление

от неорганизованности, недисциплинированности).

    Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

  1. проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
  2. оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

Культура внешнего вида (4 ч)

    Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность

в человеке.

    Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

   Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

  1. воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
  2. оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет (6 ч)

    Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного

человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

    Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

    Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке,

театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко

и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

  1. использовать доброжелательный тон в общении;
  2. оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведение в общественных местах.

Календарно – тематическое планирование курса
«Этика: азбука добра»


п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

35 ч

Содержание деятельности

Школьный этикет (7 ч)

1/1

Мы пришли на урок.

1

Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке.

2/2

Правила поведения на уроке

1

Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок

3/3

Зачем нужны перемены?

1

Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений

4/4

Правила поведения на перемене

1

Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок.

5/5

Мы в школьной столовой.

1

Экскурсия в столовую. Знакомство  с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой.

6/6

Правила поведения в столовой

1

Закрепление правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале.

7/7

Как быть прилежным и старательным

1

Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.

Правила общения (11 ч)

1/8

Зачем нужны «вежливые» слова

1

Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра

2/9

Доброжелательность

1

Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок   

3/10

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

1

Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами

4/11

Общение по телефону

1

Практическое занятие. Формулирование  правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ

5/12

Мой учитель

1

Конкурс рисунков.  Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок

6/13

Общение со взрослыми

1

Чтение и обсуждение отрывков  книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем

7/14

Добро и зло

1

Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев.

8/15

Думай о других: сочувствие – как его выразить?

1

Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса.

9/16

Эмоции

1

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение.

10/17

Наши имена

1

Знакомство с  историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам.

11/18

Моя семья

1

Конкурс рисунков. Дидактическая игра.  

О трудолюбии (7 ч)

1/19

Старательность - помощник в учебе

1

Чтение и обсуждение отрывков детских книг

2/20

Старательность - помощник в учебе

1

Чтение и обсуждение отрывков детских книг

3/21

Старательность - помощник в учебе

1

Чтение и обсуждение отрывков детских книг

4/22

Как мы трудимся: в школе и дома.

1

Конкурс рассказов

5/23

Как мы трудимся: в школе и дома.

1

Дидактическая игра

6/24

Бережливость: каждой вещи своё место

1

Наведение порядка в дневнике, портфеле.

7/25

Бережливость: каждой вещи своё место

1

Наведение порядка в кабинете.  

Культура внешнего вида (4 ч)

1/26

Основные правила Мойдодыра.

1

Подготовка и проведение   праздника «В гостях у Мойдодыра»   

2/27

Основные правила Мойдодыра.

1

Подготовка и проведение   праздника «В гостях у Мойдодыра»   

3/28

Учимся не болеть

1

Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.

4/29

Каждой вещи свое место

1

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры.

Внешкольный этикет (6 ч)

1/30

Правила поведения на улице.

1

Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу.

2/31

Правила поведения в транспорте

1

Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу.

3/32

Правила поведения в гостях

1

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации

4/33

«Спасибо» и «пожалуйста»

1

Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями.

5/34

« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

1

Проведение и организация итогового мероприятия.

6/35

« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

1

Проведение и организация итогового мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука общения" (1 год обучения)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления расчитана на 4 года. Представленная программа для первого года обучения.Актуальность  программы определена тем, ч...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Азбука нравственности"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Азбука нравственности"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра»

Цель программы: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить  системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческог...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Психологическая азбука»

Рабочая программа разработана на основе программы развивающих занятий в 1 классе  «Психологическая азбука». Т.А. Аржакаева, И.В.Вачков, А.Х.Попова. М.- 2012....

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Азбука здоровья»(коррекционно-развивающие занятия)

Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" Программа расчитана на 3 года(2 часа в неделю).Программа написана для учащихся 1-3 классов....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению "Азбука жизни" с 1- 4 класс

  Обязательным компонентом  ФГОС является внеурочная деятельность.  Внеурочная деятельность, рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся  в рамках...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой школьный мир – территория добра» для 3 класса

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Мой школьный мир – территория добра» для 3   класса на 2023-2024 учебный год...