ФГОС 1-4 классы РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЗЕЛЁНАЯ ПЛАНЕТА"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Лозовская Елена Васильевна

Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов, реализуемая в рамках введения ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа220.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край Кавказский район посёлок Степной

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                                      средняя общеобразовательная школа 10 посёлка Степной                              муниципального образования Кавказский район

                                                       УТВЕРЖДЕНО

                                                                                решение педсовета протокол 2

                                                               от 19 сентября 2011г.

                                                                     Председатель педсовета

                                                                      ____________В.И.Дудка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

 

тематическая

(тип программы)

«ЗЕЛЁНАЯ  ПЛАНЕТА»

(наименование)

4 года

(срок реализации программы)

6 — 9   лет

(возраст обучающихся)

                                                          Лозовская   Елена  Васильевна

                                     учитель биологии

                                                          МБОУ СОШ №10 п. Степной

Пояснительная записка

Потребность к красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней жизни, он тянет ручки к красивой и яркой игрушки, замирает, услышав звуки музыки. Рассматривая иллюстрации в книге, ребенок приговаривает «красиво». Очень важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилась на всю жизнь.

Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя, в природе, в жизни, деятельности человека, в поступках и взглядах. Влияние искусства на формирование личности очень велико. Наша задача научить видеть и понимать прекрасное, развить у детей творческие возможности.

В становлении личности ребенка, в нравственном воспитании огромное значение имеет эмоциональное развитие.

В.А. Сухомлинский писал: «В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими примерами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия - это духовный заряд детского творчества.

Развитие художественного вкуса и становление ребенка как индивидуальной и творческой личности невозможно без положительного влияния окружающей  пприроды.

Очень важно научить детей восхищенно - уважительно смотреть на все что растет, цветет и движется.

Природа -первооснова всякой красоты и величия.

Эстетическое познание мира многосложно и оно предполагает возможность учиться и учить красоте.

Академик Б.Г. Лихачев пишет: «... излишний рационализм формирует, иссушает и обедняет личность. Воспитание экологической культуры по средствам изобразительной деятельности я считаю актуальным. Поэтому так важна экологическая цель: развивая ребенка, добиться единства мышления эстетического сознания и всей эмоциональной сферы. К.Д. Ушинский писал: «Природа - ничем не заменимый источник прекрасного». Открытие родной природы, надо начинать со знакомства с различными жанрами народного творчества.

Эстетическая активность формирование творческих способностей, художественного воображения в процессе занятий по изобразительной деятельности - один из важнейших компонентов обучения детей. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы, используя разнообразную технику, традиционные и нетрадиционные материалы и методы.

Большой интерес развиваем у детей работы в технике монотипия, диатипия, использование в набросках акварельных красок, мелков, угля.

При выполнении работ особое внимание уделяют выразительным возможностям цвета, целостности рисунка, композиционному решению, выбору соответствующей художественной техники, эстетическому отношению к изображаемому.

Вся работа кружка направлена на формирование эстетической активности творческих способностей, познавательному интересу к народному творчеству к изобразительному искусству, на повышение результативности обучения. Главное в работе выразительность и законченность.

Воспитание экологической культуры напрямую зависит от непрерывной и целенаправленной работы педагога по предупреждению бессердечного отношения ко всему живому.

Экологическая культура невозможна без развитого чувства красоты природы и признание ее эстетической ценности.

Признание необходимости и важности экологической культуры у совершенного человека в настоящее время является актуальной. Развивая у детей творческие способности по изобразительной деятельности, у них появляется интерес к родной природе, к своему городу.

Создавая прекрасные рисунки ребенок избавляется от страха собственной не успешности в творчестве.

Уважительное отношение к личности ребенка позволяют педагогу влиять на процессы формирующие желание работать как индивидуально так и в коллективе сверстников, умение доводить начатое дело до конца.

Дети такие фантазеры! Они умеют творчески подойти к любимому интересному заданию педагога.

Огромное желание детей узнавать и научиться многому, приходится постоянно развивать мотивацию к творчеству, находить все новые и новые приемы, которые дают углубленные знания, развивают навыки и умения. Идея развития творческой личности через изодеятельность, тесно связана с идеей устранения проблемных моментов, мешающих развитию детей младшего и старшего школьного возраста.

Устранение психологической зависимости (боязнь белого листа). Это главная проблема, решив которую мы успешно достигаем поставленной цели - развить творческую индивидуальность и воспитать художественный вкус.

Разбудить в ребенке творца - эта главная цель данной программы. Программа направлена на развитие личности ребенка: формирование экологического мышления, проявляющего в гуманно - эстетическом отношении к природе, выработке понятий о взаимосвязи и единстве в природе и природоохранной деятельности, развитие художественно -творческой способности.

Новизна программы:

заключается в том, что содержание объединено в блоки, один из которых - работа с глиной, включен план практической деятельности (рисование с натуры). Программа рекомендована для работы с детьми от 6 до 9 лет и рассчитана на 4 года.

Программа построена на принципах:

- доступности (учет возрастных особенностей)

- сезонности (связь с сезонными явлениями в природе)

- цикличности (возвращение к изученной теме)

- природоохранности

- краеведения

Для наиболее полного решения задач и достижения целей, ставящихся в данной программе, предлагается следующая организация учебного процесса: в группе 10-12 детей одного возраста, в неделю проводится 2 занятия с оптимальной нагрузкой для детей.

Длительность одного занятия 45 минут.

Главная задача - подготовить человека к восприятию прекрасного в жизни. Но при этом не просто к пассивному его созерцанию, а к деятельности, направленной на его охрану и созидание. В этом отношении ничего не может принести детям такой пользы, как наблюдение за природой и рисование ее с натуры. Рисунок исполненный с натуры, отличается живостью, особой красотой и правдивостью. Здесь есть и радость восприятия красоты жизни, и радость своей сопричастности к ее существованию. Значение таких минут в воспитании ребенка трудно переоценить.

Методика преподавания

Данная программа реализуется на основе принципа интеллектуального и эмоционально-волевого начала в экологическом образовании. Основные формы обучения - занятия, занятия -экскурсии. На занятиях сочетается передача новой информации с ее закреплением в практической изобразительной деятельности учащихся. Все темы программы раскрываются с позиций понятий о среде обитания и условиях существования живых организмов на основе цветовых ощущений ребенка.

Важным условием работы является непосредственное обучение детей с природой. Сезонные экскурсии проводятся на одном месте в лесу или парке типичные для времени года дни. Сезонные праздники являются итоговыми занятиями и проводятся с выставками детских работ и специальной подготовкой места проведения занятия.

Методическими особенностями предполагаемого курса является совмещение теоретического обучения, практических работ в кружке, на природе и дома совместно с родителями.

Ребята занимаются разнообразной изобразительной деятельностью с использованием рисования, лепки и прикладного творчества.

Практическая значимость программы «Зелёная планета» заключается в следующем:

- расширить представление о многоцветие мира природы;

- понять хрупкость сложных взаимосвязей в природе;

- развить способность различать цвета и их оттенки в природе;

- расширить прецептивный опыт;

- развить эстетический вкус, потребность общения с природой;

- приобрести в процессе эстетического освоения природы умение передавать свои чувства от общения с ней в рисунках и поделках;

- расширить индивидуальное экологическое пространство и определить зону персональной ответственности за природу;

- пробудить и развить эстетические чувства на основе эмоционального восприятия мира природы.

     Целью данной программы является экологическое образование на основе ознакомления с цветовым многообразием природы с использованием различных средств выразительности.

Задачи: Развивающие

-   развивать интерес к природе в творчестве детей;

-   формировать способности воспринимать природу;

-   стимулирование  эмпатии,  расширение  перцептивного     опыта  и  развитие воображения;

-   расширение экологических представлений детей  в процессе знакомства с цветовыми особенностями различных времен года.

Воспитательные

-   формирование    способности    воспринимать    природу    как    полноправного субъекта взаимодействия с человеком;

-   формирование эмоционального и чувственного отношения видеть многоцветие в окружающем мире

Обучающие

-   привить навыки природоохранной деятельности.

-  дать сведения об экологических законах

  1. выработка изобразительных умений и навыков в передаче чувств и настроений от обучения с миром природы, с растительным представлений о цвете как о средстве выразительности.


Распределение часов по темам

№ п/п

Раздел, темы

Количество часов

Авторская

Рабочая

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

Введение

2

2

2

2

2

2

2

2

1

В мире природы

10

10

10

10

10

10

10

10

2

Растительный мир Кубани. Многообразие. Охрана

8

8

8

8

8

8

8

8

3

Животный мир Кубани. Многообразие. Охрана

8

8

8

8

8

8

8

8

4

Природа и творчество.

10

10

10

10

10

10

10

10

5

Рисунок.

10

10

10

10

10

10

10

10

6

Соломка.

10

10

10

10

10

10

10

10

7

Морские пришельцы.

10

10

10

10

10

10

10

10

8

Солёное тесто.

10

10

10

10

10

10

10

10

ВСЕГО ЧАСОВ

68

68

68

68

68

68

68

68

272

272

Содержание обучения

Введение

Виды декоративно – природного искусства. Оборудование и материалы. Ознакомление с цветочно – декоративным матералом.

Бумага и ее разнообразие. Гуашь, акварель, карандаш, уголь. Кисти. Глина.

В мире пприроды

  Знакомство детей с многообразием растительного и животного мира.

Загатовка и обработка природного материала – листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений.  Сушка и сортировка природного материала. Подбор листьев, цветов, лепестков растений для оформления композиций. Техник безопасности при работе с природным материалом.

Растительный мир Кубани. Многообразие. Охрана.

Значение охраны природы на современном этапе.

Растительный мир Кубани. Знакомство с растениями нашего края. Лиственные растения. Хвойные растения. Цветочно-декоративные рстения. Редкие и исчезающие растения Кубани и их охрана. Лекарственные  растения. Ядовитые растения. Распения луга. Рстения поля. Водные растения.

Животный мир Кубани. Многообразие. Охрана.

Животный мир Кубани. Рыбы рек и морей. Земноводные Кубани. Пресмыкающиеся Кубани. Птицы Кубани.  Птицы леса.   Птицы города. Причины сокращения численности птиц. Млекоппитающие Кубани. Особенности специализации  животных, жизнь которых на протяжении длительного времени была связана с лесом. Редкие и исчезающие виды. Красная книга. Кавказский заповедник. Зубр – обитатель заповедника. Охрана животных.

Живой уголок: Знакомство с видами животных живого уголка. Животные живого уголка: хомяк, лабораиторная мышь, ёж, кролик, черепаха, морская свинка, аквариумные рыбки. Правила ведения дневников наблюдения за животными. Изучение жизни животных в условиях живого уголка. Наблюдение за животными (питание , образ жизни, взаимоотношения между собой).

Природа и творчество

Материалы, используемые во флористике. Технология работы с засушенными листьями. Техника рисования засушенными листьями.

Ярусность леса. Многообразие и разнообразие осенних листьев. Подготовка растений к зиме. Лес и луг – основные сходства и различия. Цветовые различия, разнотравье. Луговые цветы. Порхающие цветы-бабочки. Их окраска. осеннее настроение. Как готовятся к зиме лесные звери. Смена окраски организмов.

   Птицы. Разноцветный мир пиц, живущих рядом с нами.

Зимующие птицы. Забота человека о зимующих птицах. Корма для птиц.

   «Войдем в чудесный мир зимней сказки».

Изменения в окружающей природной среде. Чудо белого цвета. Красота и разнообразие зимних деревьев. Снежинки.

   Приметы весны. Русская традиция встречи весны. Нежность красок весны -сиреневый цвет верхушек берез, желтовато-серая верба. Красота и хрупкость первоцветов Зеленый цвет и его оттенки. Краски и музыка весны. О чем звенят деревья и озорные ручейки.

   Облака в голубом небе. Что такое небо и что такое облака. Цветущие сады. Жизнь насекомых. Пчелы и шмели. Их роль в природе. Растительные краски.

Красящие возможности растений. Натуральные растительные краски.

 Разноцветные плоды. Многообразие плодов. Веточки с плодами. Капризы осенней природы.

Смена разноцветного мира на другую гамму цветов.

Рисунок

Признаки ранней осени. многоцветность окружающего мира. Что такое форма. Форма и образ. Линии бывают разными. Моё настроение. Мимика. Палитра. Компоновка по центру. Симметрия и ассиметрия. Заполнение пространства. Плановость в пейзаже. Архитектура (сказочный город в лесу). Движение в композиции (полет птицы).

   Палитра художника. Теплохолодность цвета. Размывка цвета. Вливание цвета в цвет. Передача оттенка. Пробуем портрет. Черный цвет как фон. Мазок или примакивание.

Поиск оттенка.

Сухая кисть. Цвет живой природы-зеленый, цвет осени - золотисто – желтый.

Соломка

Декоративно-прикладное искусство. Соломка. виды рботы с соломкой.Обработка соломки. Техника безопасности при работе с соломкой . Техника изготовления панно из соломки.

 

Морски пришельцы

Сбор ракушек. Виды ркушек, хранение и их обработка.  Техника безопасности при работе с природным материалом. Использование ракушек для композиций, аппликаций. Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделки.

 

Солёное тесто

Вводное занятие «Хлебные сказочные персонажи»

Инструктаж по ТБ.  Свойства муки. Из чего и как получают муку?

Шарик – лепешка, колбаска – полоска: лепим героев любимых сказок. Лепим, рассказываем, придумываем сказки. Учимся организации рабочего места.

Лепим и играем. Раскрашиваем изделия из теста.

 Правила и приемы раскрашивания изделий из теста гуашевыми, акриловыми и аэрозольными красками.

Создаем фактуру поверхности теста.

Приемы нанесения рисунка  на поверхность теста с помощью различных предметов.

Нам помогает чесноковыжималка.

Как выполнить травку, прически, роскошную львиную гриву, козочку и кудрявого барашка на лужайке, с помощью чесноковыжималки. Секреты при работе с нею.

Рецепт теста с какао и кофе. Что такое кофе и какао, откуда их берут, где используют? Научить сочетать в изделии белое и коричневое тесто. Выполняем персонажей: ежика в «шоколадной шубе», Щенок, сказочные деревья.

«Разноцветная семейка». Работа с цветным тестом.

Познакомить с двумя способами окрашивания теста: путем добавления в готовое тесто красителя, или краску соединить предварительно с водой. Знакомимся с основами цветоведения: теплые – хододные цвета, таблица сочетания цветов, хроматические и ахроматические цвета. Коллективная работа «Разноцветная семейка».

Определения понятий «эскиз», «панно», «фон». Усвоить последовательность выполнения панно. Выполнение панно: сказки на картинке.

 


Таблица тематического распределения часов   2011-2014 г.г.

№ п/п

Раздел, темы

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

ауди-торные

внеауди-торные

1 год обучения

Введение

2

2

1

В мире природы

10

4

6

Игры,   экскурсии, походы, просмотр видеофильмов.

2

Растительный мир Кубани. Многообразие. Охрана

8

3

5

Игры,   экскурсии, походы, просмотр видеофильмов.

3

Животный мир Кубани. Многообразие. Охрана

8

3

5

Игры,   экскурсии, походы, просмотр видеофильмов.

4

Природа и творчество.

8

3

5

Практические занятия

5

Рисунок.

8

3

5

Практические занятия

6

Соломка.

8

3

5

Практические занятия

7

Морские пришельцы.

8

3

5

Практические занятия

8

Солёное тесто.

8

3

5

Практические занятия

ВСЕГО ЧАСОВ

68

27

41

2 год обучения

Введение

2

2

1

В мире природы

10

4

6

Игры,   экскурсии, походы, просмотр видеофильмов.

2

Растительный мир Кубани. Многообразие. Охрана

8

3

5

Игры,   экскурсии, походы, просмотр видеофильмов.

3

Животный мир Кубани. Многообразие. Охрана

8

3

5

Игры,   экскурсии, походы, просмотр видеофильмов.

4

Природа и творчество.

8

3

5

Практические занятия

5

Рисунок.

8

3

5

Практические занятия

6

Соломка.

8

3

5

Практические занятия

7

Морские пришельцы.

8

3

5

Практические занятия

8

Солёное тесто.

8

3

5

Практические занятия

ВСЕГО ЧАСОВ

68

27

41

3 год обучения

Введение

2

2

1

В мире природы

10

4

6

Игры,   экскурсии, походы, просмотр видеофильмов.

2

Растительный мир Кубани. Многообразие. Охрана

8

4

4

Игры,   экскурсии, походы, просмотр видеофильмов.

3

Животный мир Кубани. Многообразие. Охрана

8

4

4

Игры,   экскурсии, походы, просмотр видеофильмов.

4

Природа и творчество.

8

4

4

Практические занятия

5

Рисунок.

8

2

6

Практические занятия

6

Соломка.

8

2

6

Практические занятия

7

Морские пришельцы.

8

2

6

Практические занятия

8

Солёное тесто.

8

2

6

Практические занятия

ВСЕГО ЧАСОВ

68

26

42

4 год обучения

Введение

2

2

1

В мире природы

10

4

6

Игры,   экскурсии, походы, просмотр видеофильмов.

2

Растительный мир Кубани. Многообразие. Охрана

8

4

4

Игры,   экскурсии, походы, просмотр видеофильмов.

3

Животный мир Кубани. Многообразие. Охрана

8

4

4

Игры,   экскурсии, походы, просмотр видеофильмов.

4

Природа и творчество.

8

4

4

Практические занятия

5

Рисунок.

8

2

6

Практические занятия

6

Соломка.

8

2

6

Практические занятия

7

Морские пришельцы.

8

2

6

Практические занятия

8

Солёное тесто.

8

2

6

Практические занятия

ВСЕГО ЧАСОВ

68

26

42


После прохождения программы «Зелёная планета» обучающиеся должны:

 - проявлять интерес к познанию природы и чувств эмпатии к предметам природы

- знать основные экологические связи в природе, цветовые особенности разных сезонов года и правила поведения в природе в конкретных ситуациях, - уметь различать оттенки цвета и определять основные признаки времен года

- уметь  выражать  свое  отношение  к  природе     творческими   средствами   и   выбирать необходимые выразительные приемы для передачи своих чувств.

 - знать, что такое природа

- знать значение окружающей природной среды для человека

-знать правила поведения  в природе

Уметь:

- различать теплые и холодные цвета, использовать фон для своих композиций, различать тона;

-осваивать живописью листы большого формата гуашью;

  1. работать с различным природным материалом;

- выполнять панно из соломки, морских ракушек, солёного теста;

-передавать настроение в своих композициях;

-пользоваться различными приемами;

-добиваться большего сходства с натурой;

-со вкусом подбирать цвета, раскрашивая игрушки;

-различать оттенки цвета в природе и определять основные признаки времен года;

-выражать свое отношение к природе творческими средствами и выбирать необходимые выразительные приемы для передачи своих чувств;

-передавать настроение в своих композициях простейшую форму предметов, основной

цвет.

К концу курса дети должны знать:

- основные экологические связи в природе;

-цветовые особенности разных сезонов года и правила поведения в природе в конкретных  ситуациях;

-основные приемы работы;

-основные цвета;

- основные формы предметов.


Формы и виды контроля

Для оценки результативности учебных занятий  применяются различные виды контроля:

- стартовое тестирование (диагностика имеющихся знаний и умений) (сентябрь);

текущий контроль (текущие тестовые задания, творческие задания, участие в конкурсах и  выставках) (январь);

- итоговый контроль (итоговые тестовые задания, опрос, выставки) (май).  

         Применимы следующие формы контроля:

- анкетирование,

- наблюдение

  1. опрос,
  2. практические работы;

- выставки работ;

- оценка педагога в виде поощрений (грамоты, подарки);

- отбор лучших работ на выставки районного и краевого уровня.


Методическое обеспечение программы.

Образовательная четырёхгодичная программа «Зелёная планета» составлена учетом требований времени и корректировалась в процессе работы в соответствии интересами обучающихся младшего школьного возраста.

Методика работы по программе строится в направлении личности ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельно экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческом отношению при выполнении заданий.

Для успешной реализации данной программы используются современные методы формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес данному виду деятельности.

1.   Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, работа с книгой, метод примера.

2.   Наглядные методы: ИКТ, просмотр фотографий, картин, схем, плакатов, рисунков.

3.   Практические   методы:      ролевые   игры,   выполнение   рисунков и композиций из природного материала,   экскурсии   в природу, на выставки, в музеи.

4.   Метод   стимулирования   и   мотивации:    формирование   опыта   эмоционально ценностных  отношений  у  обучающихся;   интереса  к     деятельности;  долга ответственности    (учить   проявлять   упорство    и    настойчивость,    предъявлять конкретные требования, разъяснять положительное в получении знаний).

5.   Методы контроля: теоретические и практические зачеты, практические задания, тестирование, самоконтроль, контрольные срезы.

6. Методы создания положительной мотивации обучающихся: 

* эмоциональные:  ситуации успеха,  поощрение  и порицание,   познавательная  игра,   свободный  выбор  задания,   удовлетворение желания   быть значимой  личностью;

*  волевые:      предъявление     образовательных     требований, формирование ответственного отношения к получению знаний;

* социальные: развитие желания быть полезными обществу, создание ситуации взаимопомощи,    взаимопроверки    и    заинтересованности    в    результатах  коллективной работы;

*   познавательные: опора на субъективный опыт ребенка, решение творчески

задач, создание проблемных ситуаций.

Большая и очень важная часть работы - это пропаганда экологических знаний этики.

Развивает творческую активность личности обучаемых работа с дополнительно литературой во внеучебное время.

В программе особое место уделяется экскурсиям в природу, в ходе которых  воспитанники исследуют окружающий мир.


Формы организации педагогического процесса разнообразны:

-  занятия (интегрированные, комплексные);

-  экскурсии;

-  наблюдения;

-  выставки;

-  развлечения;

-  праздники;

-  игры;

-  работа с родителями.

Практические занятия преследуют следующие цели:

1.   Формирование практических умений и навыков, которые учат:

- ориентироваться на листе, построить композицию рисунка или панно; .- пользоваться красками,гуашью, соломкой, морскими ракушками и другим природным материалом;

- пользоваться кистью, различными приемами;

- доводить начатое дело до конца.

2. Развитие:

- наблюдательности;

- общения;

- способности к исследованию объемов природы.

Практические занятия дают возможность обучающимся выразить свою жизненную позицию через рисунки и поделки из природного материала, способствуют пониманию необходимости охраны природы, участвовать в различных выставках посвященных «Охране природы».

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

- побуждение творческого воображения детей к творческой деятельности;

- побуждение сопереживать всему живому, видеть и чувствовать красоту природы.


Описание материально — технического образовательного процесса

Наименование объектов  и средств материально — технического обеспечения

Количество

1.  Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

1

Изобразительное творчество детей, Москва, 1965г.

1

2

Рисование с натуры, Ленинград 1988г.

1

3

Преподавание основ охраны природы в начальной школе. Томск, 1994

1

4

Калейдоскоп чудесных ремёсел/Громова Н.А., Ярославль, 1998.

1

5

Что можно сделать из природного материала. М. - Просвещение, 1991

1

6

Уткин П.И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы. Москва. 1992г

1

2. ТСО

7

Компьютерная игра «Талантливый дизайнер»

1

8

Компьютерная игра «Фантазёры»

1

9

Компьютерная игра  «Юный следопыт»

1

3. Экранно — звуковые пособия

10

Электронная Красная книга Краснодарского края

1

11

Видео- фильм «Приключения Диего»

1

13

Видео- фильм  «Подводная одиссея команды Кусто»

1

4. Оборудование класса

14

Чучела птиц

3

15

Скелеты животных

5

16

Компьютер

1

17

Интерактивная доска

1


Список литературы для педагогов:

1.   Изобразительное творчество детей, Москва, 1965 г.

2.   Рисование с натуры. Ленинград, 1964 г.

3.   Дети и изобразительное искусство. Москва, 1968 г.

4.   Преподавание основ охраны природы в начальной школе. Томск, 1994 г.

5.   Уроки рисования с натуры. Москва, 1980 г.

6.   Калейдоскоп чудесных ремесел Громова. Ярославль, 1998 г.

7.   Соленое тесто Галина Чаянова. Молсква, 2005 г.

8.   Народные художественные промыслы. Уткин П.И., Королева Н.С. Москва. 1992 г.

9.   Селиверстов Г. Сухие цветы. -М: АСТ- ПРЕСС, 1997 г. Величка Н. Роспись. Техники, приемы, изделия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999г.

10. Красная книга Краснодарского края.

     Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных -  

     Краснодар,          книжное издательство,1994 г./285 ст./  

Список литературы для детей:

1.   Гомозоваю Б. Праздник своими руками. _ Ярославль: Академия развития, 2001

2.   Журнал «Сделай сам», №3, 1992 г., №3,4, 1990,1993, 1994 гг.

3.   Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. _ Ярославль: Академия развития, 1997 г.

4.   Что можно сделать из природного материала. - М.: Просвещение, 1991 г.

5.   Увстратова Л.М. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, раковин, перь М.: Культура и традиции, 1997 г.

6.   Энциклопедии птиц, животных, рыб, растений и т.д.

  1. Сборники рассказов, стихов о природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике во 2 классе в рамках ФГОС НОО

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной обр...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Окружающий мир" (1-4 класс) ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности "Окружающий мир" (1-4 класс) ФГОС (135 часов)  разработана на основе примерной программы по окружающему миру  федерального государственного образова...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 -4 классах "Занимательная математика". ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4  классы. ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века"....

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению (ФГОС): кружок «Способный ребёнок» (3 класс)

Рабочая программа  по общеинтеллектуальному направлению  в 3 классе составлена на  основе Программы общеобразовательных учреждений с использованием учебника математика М.И. Моро. ...

Рабочая программа внеурочной деятельности с КТП. Учусь создавать проект (Проектная деятельность) ФГОС

Рабочая программа. Программа внеурочной деятельности. Учусь создавать проект (Проектная деятельность). Программа «Учусь создавать проект» включает 135 часов по 1 занятию в неделю с 1 по...

Рабочая программа внеурочной деятельности предметной области «Физическая культура и ОБЖ» в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО

Данная программа внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в данной образовательной организации и расширяет инт...

Использование ЛЕГО - конструирования в развитии познавательных потребностей обучающихся 2 класса (рабочая программа внеурочной деятельности)

Программа курса «Легоконструирование»  адаптированна к программе специального коррекционного образования и составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: развитие ре...


 

Комментарии

Лозовская Елена Васильевна

Программа направлена на развитие творческих способностей учащихся и формирование чувства прекрасного.

Лозовская Елена Васильевна

Программа направлена на развитие творческих способностей учащихся и формирование экологического мировоззрения.