Рабочая программа внеурочной деятельности предметной области «Физическая культура и ОБЖ» в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Зверева Светлана Николаевна

Данная программа внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в данной образовательной организации и расширяет интегративные возможности базовых курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» Л.П. Анастасовой, П.В.Ижевского, Н.В.Ивановой и «Окружающий мир» А.А.Плешакова.

Особенности программы  в том, что она  отражает начало социально-значимого мировоззрения, основывается на общедидактических  и специфических принципах обучения младших школьников. 

Цель программы: заключается в изучении и освоении учащимися интегрированных знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности, формирование желания, интереса, потребностей к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих. Установка на жизнь как высшую ценность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зверева Светлана Николаевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №5» города Губкина Белгородской области

                     

РАССМОТРЕНО                                                УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического совета                        директор лицея         

протокол №1                                                приказ №274

от «31»августа  2018 г.                                        от «31» августа  2018г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

 предметной области «Физическая культура и ОБЖ»

в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО

«МОЙ БЕЗОПАСНЫЙ МИР»

(общеинтеллектуальное направление)

Срок реализации: 4 года

Возраст воспитанников: 6,5 – 10 лет

  Зверева Светлана Николаевна

учитель начальных классов

г.Губкин, ул.Лазарева, д.7Б, кв.35

т. 89507104350

sveta.zvereva2013@yandex.ru

                                                             

                                                                       

г. Губкин, 2018

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                          
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
  3. Тематический план                                                                    
  4. Содержание программы                                                                          
  5. Список литературных источников

                                                        

Пояснительная записка

Актуальность. В XXI век человечество вошло в период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены прогрессивными действиями людей во всех сферах деятельности. Недостаточная подготовка населения в вопросах безопасного поведения в разнообразных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение частью населения правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами культуры поведения, личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причинами заболеваний, несчастных случаев и гибели людей. В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан привычек защиты окружающей среды, здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры населения страны, региона в области безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать через всестороннее рассмотрение вопросов во внеурочной деятельности «Мой безопасный мир», содержание которой охватывает теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций.

Новизна данной программы в том,  что она  развивает эмоционально - положительное отношение к окружающему миру, даёт расширенные и углублённые знания в области охраны и безопасной жизнедеятельности ребёнка. Рабочая программа по внеурочной деятельности формирует экологическую культуру, здоровье и безопасный образ жизни. Содействует развитию психофизических способностей,  знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее  физическое, интеллектуальное,  духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.

Цель программы: заключается в изучении и освоении учащимися интегрированных знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности, формирование желания, интереса, потребностей к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих. Установка на жизнь как высшую ценность.

Задачи:

Обучающие: формировать у детей необходимые знания, умения и навыки в области охраны и укрепления здоровья.

Развивающие: обеспечить  духовно-нравственное, физическое, психическое саморазвитие.

Воспитательные: воспитание активной жизненной позиции, положительного отношения к окружающему миру и своему здоровью.

Данная программа внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в данной образовательной организации и расширяет интегративные возможности базовых курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» Л.П. Анастасовой, П.В.Ижевского, Н.В.Ивановой и «Окружающий мир» А.А.Плешакова.

Особенности программы  в том, что она  отражает начало социально-значимого мировоззрения, основывается на общедидактических  и специфических принципах обучения младших школьников.  

Реализация программы позволит:

  • сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
  • выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности.

При проведении внеурочных занятий применяется системно - деятельностный подход, который предполагает активное участие ребенка в образовательном процессе. Необходимо научить школьника мыслить, привить ему практические навыки. Основными формами проведения занятий являются: деловые игры, экскурсии, конкурсы, викторины, тесты, проекты, исследовательские работы, групповая работа и работа в парах. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими занятиями. Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком в развитии творческого потенциала при выполнении заданий поисковой активности и самостоятельного экспериментирования.

Местом проведения являются учебные кабинеты, актовый и спортивный залы, школьная площадка, улицы города, парки и скверы.

Основные виды деятельности обучающихся:

  • дискуссии
  • игры
  • экскурсии
  • чтение рассказов
  • просмотр видеоматериалов

Приём в коллектив осуществляется по собственному желанию ребенка и заявлению родителей. В каждой группе занимаются не более 25 детей. Возраст учащихся 6,5-10 лет. Занятия для каждой группы проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Количество часов в год – 34 часа  для 2- 4 классов, для 1 класса -33 часа.

В образовательном учреждении созданы условия для реализации данной программы.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

По окончанию обучения, учащиеся  должны

знать:

  • правило движения пешеходов по дорогам, различать право – и левостороннее движение;
  • виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского  транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги;
  • правило движения пешеходов по загородной дороге;
  • обязанности пассажиров. Правило посадки в транспортное средство и высадки из него;
  • правило поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте;
  • меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;
  • признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений;
  • правило обеспечения сохранности личных вещей;
  • особенности поведения с незнакомыми людьми;
  • Особенности поведения на водоёме, железной дороге, вблизи ЛЭП;
  • как оповещают населения о чрезвычайных ситуациях;
  • о чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного происхождения:
  • правила оказания первой медицинской помощи
  • ураган, буря, смерч (примеры, последствия)
  • лесной пожар.

уметь:

  • переходить дорогу, перекрёсток.
  • различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями

транспортных средств;

  • оценить скорость движения городского транспорта, состояние дороги, тормозной путь;
  • правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него;
  • двигаться по загородной дороге, в том числе группой;
  • правильно вести себя при возникновении пожаров в общественных местах или в общественном транспорте;
  • разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;
  • соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами,
  • печным отоплением;
  • оказать первую помощь при отравлении угарным газом; травмах, тепловом и солнечном ударе, при различных видах кровотечения, ожогах, обморожении, утоплении;
  • действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле.
  • уметь действовать по сигналу «Внимание всем!»

Требования к УУД, которые должны сформировать обучающиеся в процессе занятий по программе:

 личностные:

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

регулятивные: 

  • формировать умения принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные педагогом  ориентиры в учебном материале;

познавательные:

  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях,
  • выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности.

коммуникативные: 

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Основные качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате  занятий данным видом деятельности:

  • патриотизм
  • активность
  • инициативность
  • настойчивость в достижении цели
  • ответственность за себя и окружающих
  • любознательность

Формы учёта знаний, умений и навыков: на этих занятиях отметок нет. На поставленный вопрос ребёнок может дать любой ответ. В течение всего периода обучения проводятся два вида контроля в тестовой форме: вводный и промежуточный. Вводный контроль проводится педагогом в начале учебного года для мониторинга  знаний  обучающихся за прошедший учебный год. Промежуточный контроль проводится каждое полугодие. Для 2-4 классов рекомендуется оценивать результаты освоения программы с помощью проектов и исследовательских работ.

Система планируемых результатов.

Результаты внеурочной  деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Результаты первого уровня (усвоение школьником социально значимых знаний): это в первую очередь знание норм и традиций того общества, в котором он живёт, приобретение обучающимися знаний о правилах ведения ЗОЖ,   о ценности культурного разнообразия; знать особенности времен года, об экологических проблемах родного края и мира в целом; о необходимости ответственного отношения к себе, судьбе своей страны и планеты. Знать правила безопасного поведения дома и в общественных местах.

Результаты второго уровня (развитие социально-значимых отношений школьников): правильное взаимодействие с другими людьми, формирование положительного отношения к исследовательской работе, развитие ценностных отношений школьников к своему Отечеству,  развитие ценностных отношений к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к спорту и физической культуре; сотрудничеству, повышение самооценки учащихся.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта социально значимого действия): приобретение опыта самообслуживания, опыт самостоятельного группового действия, опыт организации совместной деятельности с другими детьми; формирование интереса к постоянным исследовательским работам и дальнейшему самосовершенствованию (приобретение опыта публичного выступления по проблемным вопросам, опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения, опыт общения с представителями других социальных групп, опыт волонтерской деятельности.

Учебный план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Из них по классам

1

2

3

4

1

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

20

16

25

16

1.1

Безопасное поведение на улицах и дорогах

6

10

8

1.2

Пожарная безопасность и поведение при пожарах

1

3

1.3

Безопасное поведение на воде

1

5

2

1.4

Безопасное поведение дома

2

6

1.5

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

2

6

1.6

Безопасное поведение на природе

6

11

6

1.7

Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения

2

2

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

3

10

1

6

2.1

Хронические неинфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни

4

2.2

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь

2

2

2.3

Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых

1

2.4

Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами

1

2.5

Первая медицинская помощь при отравлении газами

1

2.6

Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи

5

4

3

Основы здорового образа жизни

4

2

2

6

3.1

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

1

1

3.2

Основы личной гигиены

2

3.3

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика

1

3.4

Пути укрепления здоровья

1

2

2

4

4

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

6

6

6

6

4.1

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты)

1

1

1

1

4.2

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

1

1

1

1

4.3

Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени

1

1

1

1

4.4

Подготовка обучаемых к проведению практического занятия «День защиты детей» (по плану образовательного учреждения)

3

3

3

3

Всего

33

34

34

34

Учебно-тематический план

первый год обучения

п\п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретических

практических

1.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

20

14

6

2.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

3

2

1

3.

Основы здорового образа жизни

4

3

1

4.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

6

2

4

Итого

33

21

12

Учебно-тематический план

второй год обучения

п\п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретических

практических

1.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

16

10

6

2.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

10

4

6

3.

Основы здорового образа жизни

2

-

2

4.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

6

1

5

Итого

34

15

19

Учебно-тематический план

третий год обучения

п\п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретических

практических

1.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

25

15

10

2.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

1

-

1

3.

Основы здорового образа жизни

2

-

2

4.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

6

1

5

Итого

34

16

18

Учебно-тематический план

четвёртый год обучения

п\п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретических

практических

1.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

16

8

8

2.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

6

2

4

3.

Основы здорового образа жизни

6

2

4

4.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

6

1

5

Итого

34

13

21

Содержание программы

1 КЛАСС

       I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
      
1.1. Чрезвычайные ситуации. Общие понятия
      
Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие.
      
II. Основы здорового образа жизни
      
2.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
      Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья, умственная и физическая работоспособность, нарушение режима дня, профилактика переутомления.
      
2.2. Основы личной гигиены
      
Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом.
      
III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
      
3.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста
      
Ожоги. Как уберечься от ожогов.
      
3.2. Оказание медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых
      
Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах, укусах насекомых.
      
IV. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
      
4.1. Безопасное поведение дома
      
Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. Как вести себя, когда ты дома один. Не торопись быть взрослым.
      Электричество и газ как источники возможной опасности.
      Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.
      «Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.
      
4.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре
      
Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.
      
4.3. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
      
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где можно и где нельзя играть.
      
4.4. Безопасное поведение на улицах и дорогах
      
Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пешеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика.
      Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
      
4.5. Безопасное поведение на природе
      
Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила поведения.

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

      общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Что такое авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие;
      основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом;
      основные виды травм у детей. Что такое первая медицинская помощь (на примере ожога). Как уберечься от порезов и ожогов;
      общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;
      источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
      опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;
      наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
      правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;
      правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;
      влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег). Что значит одеться по сезону, правила поведения;
      чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;
      правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности;
      опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.

Практическая работа: к концу 1 класса учащиеся должны уметь:

      составить распорядок дня. Ухаживать за полостью рта, руками, ногами;
      оказать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых, первую медицинскую помощь при небольших кровотечениях, ожогах;
      безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;
      выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой. Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика;
      правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства. Принять безопасную позу при аварийной ситуации в транспорте;
      самостоятельно одеться по сезону;
      самостоятельно ориентироваться и правильно вести себя в парках, скверах, в лесу;
      правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми (пчелами, осами). Оказать первую медицинскую помощь при укусах насекомых.

2 КЛАСС

       I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
      
1.1.  Чрезвычайные ситуации
      
Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.
      
1.2.  Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
      
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
      Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
      
II.  Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
      
2.1. Болезни, их причины и связь с образом жизни
      
От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека.
      Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.
      Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.
      Заноза, кровотечение, укус, ушиб.
      
2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами
      
Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.
      
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
      
3.1. Безопасное поведение на воде
      
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.
      Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.
      Уроки плавания:
      — подготовительные упражнения для освоения в воде;
      — техника спортивного плавания «кроль на груди».
      
3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения
      
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.
      Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.
      Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.
      Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.
      Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
      
3.3. Безопасное поведение на дорогах
      
Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.
      Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.
      Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
      Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

      чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;
      правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
      правила безопасного поведения в лесу, в поле;
      возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;
      ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
      от чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес;
      травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;
      какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений;
      как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

Практическая работа: к концу 2 класса учащиеся должны уметь:

      правильно перейти водоем по льду;
      правильно вести себя на пляже. Плавать техникой плавания «кроль на груди»;
      ориентироваться в лесу. Уметь вести себя на реке зимой;
      правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, защищаться от них;
      распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;
      оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении;
      действовать по сигналу «Внимание всем!».

3 КЛАСС

      I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
      
1.1. Безопасное поведение на дорогах
      
Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.
      Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды.
      Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика.
      Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.
      
1.2. Мы — пассажиры
      
Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.
      
1.3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре
      
Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения.
      Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.
      
1.4. Безопасное поведение дома
      
Лифт — наш домашний транспорт.
      Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений.
      Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.
      Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.
      
1.5. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
      
Правила обеспечения сохранности личных вещей.
      Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону.
      Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.
      
2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
      
2.1. Первая медицинская помощь при отравлении газами
      
Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.
      
3. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
      
3.1. Чрезвычайные ситуации
      
Чрезвычайные ситуации природного происхождения — стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.
      Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.
      
3.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
      
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

      правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;
      виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги;
      правила движения пешеходов по загородной дороге;
      обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него;
      правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте;
      меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;
      признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений;
      правила обеспечения сохранности личных вещей; особенности поведения с незнакомыми людьми;
      как оповещают население о чрезвычайных ситуациях;
      о чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного происхождения:
      — ураган, буря, смерч (примеры, последствия);
      — лесной пожар. Действия по его предупреждению.

Практическая работа: к концу 3 класса учащиеся должны уметь:

      переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;
      оценить скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь;
      правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него;
      двигаться по загородной дороге, в том числе группой;
      правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в общественном транспорте;
      разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;
      соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;
      оказать первую помощь при отравлении угарным газом;
      действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле.

4 КЛАСС

       I. Основы здорового образа жизни
      
1.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
      
Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.
      
1.2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
      
Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.
      
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
      
2.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь
      
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок.
      Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.
      Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь.
      Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.
      Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи.
      2.2.
Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи
      Первая медицинская помощь при наружном кровотечении.
      Правила обработки ран. Перевязка ран.
      Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.
      Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
      Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кистей рук, бедра, колена).
      
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
      
3.1. Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного в 1—3 классах)
      
Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.
      
3.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1—3 классах)
      
Безопасность пешеходов при движении по дорогам.
      Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
      Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма.
      Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
      Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.
      
3.3. Безопасное поведение на природе
      
Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам.
      Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костер.
      Меры пожарной безопасности при разведении костра.
      
3.4. Безопасное поведение на воде
      
Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасения утопающих. Основные спасательные средства.

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

      правила перехода дороги;
      правила движения на велосипедах;
      правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;
      основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;
      как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду;
      меры пожарной безопасности при разведении костра;
      когда следует вызывать «скорую помощь» и, каков порядок ее вызова;
      основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).

К концу 4 класса учащиеся должны уметь:

      правильно переходить дорогу, перекресток;
      ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным предметам. Определять расстояние по карте и местности. Организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву. Завязать 1—2 вида узлов, развести и погасить костер;
      вызвать «скорую помощь», оказать первую медицинскую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусах насекомых, собак, кошек, при кровотечении из носа;
      оказать первую медицинскую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кистей рук, бедра, колена).

Список литературных источников.

Список литературы для учителя:

основная литература:

  1. Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.2 – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 231с. – (Стандарты второго поколения)
  2. Программа. Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова. («Школа России».  Концепция и программы для начальной школы.  Москва: «Просвещение», 2011).
  3. Основы безопасности жизнедеятельности. 1,2, 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. – 5-изд., перераб. - М.:  Просвещение, 2011. – 191с.
  4. Основы безопасности жизнедеятельности. 1,2,3-4 классы: рабочая тетрадь для общеобразоват. учреждений/ Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. – 5-изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. –56с.

Дополнительная литература:

  1. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.
  2. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2000.
  3. Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 1998—2002
  4. Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт.2008.
  5. Берегите детей (О предупреждении детского травматизма)/ С.Я Долецкий.- М., Медицина, 2010.
  6. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват.учреждениях:кн.для учителя/- И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2000.
  7. Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» / Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 1998—2002.
  8. Учебные видеофильмы «Пожары», «Незнайка в городе Светофоров».
  9. Обучение правилам дорожного движения./ -П.В. Ижевский - М.: Просвещение, 2007
  10. Осторожней будь с огнём утром, вечером и днём (игровые программы)./ Коган М.С. – М.:Просвещение, 2009
  11. Азы безопасности/- Цвилюк Г.Е. - М.:Просвещение, 2005
  12. Интернет – ресурсы:-www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия);-2012edukids.ru (Электронная энциклопедия для школьников) и др.

Список литературы для обучающихся.

Основная литература:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. 1,2, 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. – 5-изд., перераб. - М.:  Просвещение, 2011. – 191с.
  2. Основы безопасности жизнедеятельности. 1,2,3-4 классы: рабочая тетрадь для общеобразоват. учреждений/ Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. – 5-изд., перераб. - М.:  Просвещение, 2011. –56с.

Дополнительная литература:

  1. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.
  2. Е.А.Козловская .Детям о безопасности на дорогах.-2010 (тетрадь – раскраска)

ПРИЛОЖЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре "Если хочешь быть здоров"

Цель программы:  сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья  средством подвижной игры.Задачи: - сформировать у младших школьников начальное представление ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Подвижные игры»  составлена на основе "Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное обра...

Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре "Корригирующая гимнастика" для 2-4 классов

Внеурочная деятельность по физической культуре  "Корригирующая гимнастика "  для  учащихся   2-4 классов....

"Программа внеурочной деятельности по физической культуре ФГОС"

Программа кружка "Подвижные игры" для обучающихся 1-4 классов...

Рабочая программа и КТП по физической культуре. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС.

Рабочая программа и КТП по физической культуре. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре."Футбол". 1-4 класс.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа расчитана на 70 часов.В ней заложена  отработка основных приемов начинающих футболистов . Надеюсь, она будет востреб...