Рабочая программа внеурочной деятельности "Зелёный дом", 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Зиганшина Регина Фаритовна

Данная рабочая прорамма предназначена для работы в 4 классах по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zelyonyy_dom_4_klass.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

г. Альметьевска Республики Татарстан

«Рассмотрено»

На заседании МО

________Г.М. Быстренина

протокол № 1 от

«26» августа   2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

______________Е.К. Хазиева

«27» августа 2020 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ №4»

________________И.И. Яруллин

приказ № 110 от

«28» августа 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности социального  направления

«Зелёный дом»

(возраст 10 – 11 лет)

1 час в неделю, 34 часа в год

Составитель:  Зиганшина Р.Ф. (учитель начальных классов, первая квалификационная категория)

                                                                                                                    Рассмотрено на заседании                

                                                                                                                           педагогического совета

                                                                                                протокол № 1  

                                                                                                                от «28» августа 2020 г.

г. Альметьевск 2020 г.

        Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Зелёный дом» разработана в соответствии с «Положением об организации внеурочной деятельности учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Альметьевска Республики Татарстан».

Актуальность программы: внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Данный курс знакомит учащихся с неповторимым миром природы. Формирование образа Земли как уникального дома всего человечества, нуждающегося в трепетном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом обеспечивает этот курс. Сухомлинский писал: «В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими примерами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия - это духовный заряд детского творчества».

При этом полностью сохраняет свое значение воспитательная направленность, связанная с развитием у детей экологической ответственности. Воспитание экологической культуры напрямую зависит от непрерывной и целенаправленной работы педагога по предупреждению бессердечного отношения ко всему живому.

Экологическая культура невозможна без развитого чувства красоты природы и признание ее эстетической ценности.

    Основная цель: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Задачи:

 - Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;

- Систематизация знаний учащихся в области окружающего мира и ОБЖ;

- Введение природоведческих понятий соответствующих возрасту;

- Учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, географическими картами, атласами, самостоятельно добывать знания по определенной теме.

- Обогащение эмоционально - чувственной сферы ребенка, помощи стать верным другом природы;

 - Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;

- Формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

 - Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- Обучать выступать с докладами, рефератами, презентациями, проектами;

- Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) -  для формирования здорового образа жизни;

- Формирование экологического мышления, проявляющего в гуманно - эстетическом отношении к природе, выработке понятий о взаимосвязи и единстве в природе и природоохранной деятельности; норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Формы и режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю – среда, начало занятий (13.40 – 14.25), продолжительность занятия составляет – 45 минут.

Ожидаемые результаты освоения программы:

 Ученик научится:

- понимать, что Солнце-источник жизни на Земле;

-  определять живое и неживое в природе;

- разделять основные группы растений и животных и их приспособленность к среде обитания;  

- знать значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ;

- определять многообразие живых организмов;

- понимать об основных видах экосистем;

- видеть организмы, приносящие вред и ущерб человеку и его хозяйственной деятельности, меры борьбы и защиты;

- определять условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека;

- определять позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

- применять способы сохранения окружающей природы;

- знать правила поведения в природе.

Ученик получит возможность научиться:  

выполнять правила поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами;

- ухаживать за культурными растениями, за домашними животными и питомцами;

- заботиться о здоровом образе жизни;

- заботиться об оздоровлении окружающей среды, улучшать состояние окружающей среды;

- предвидеть последствия деятельности человека в природе;

- наблюдать за живыми организмами и явлениями природы;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, таблиц, рисунков, описаний и выводов;

- работать с гербарием, с коллекциями, с увеличительными приборами и микропрепаратами;

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

- проводить работу по пропаганде экологических знаний среди населения.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные.

Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);

Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);

Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью). Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.

   Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:

  Для проверки уровня усвоения знаний могут быть использованы коллективные обсуждения, вопросы  «открытого» типа, высказывания, предполагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения с использованием дополнительной информации в библиотеке, сети Интернет, участие  в конкурсах, чемпионатах, КВН, олимпиадах, дистанционных развивающих мероприятиях.

Содержание курса

Введение. Жизнь на Земле (1 ч). Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, практических занятий. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

Тема 1. Среда обитания (4 ч).

Занятие 1: Времена года на Земле (1 ч). Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.

Занятие 2 (1 ч): Практическое занятие: Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

Занятие 3 (1 ч): Условия жизни растений. Разнообразие животных, условия их жизни. Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников).

 Занятие 4 (1 ч): Практическое занятие: экскурсия «Осень на пришкольном участке».

Тема 2. Жизнь животных (4 ч).

Занятие 1 (1 ч): Динозавры – вымерший вид животных. Просмотр видеофильма о жизни динозавров. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, фильма о динозаврах.

Занятие 2 (1 ч): Первобытные «коллекционеры». Стремление украшать себя и своё жилище — одна из древнейших потребностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей — окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими из-за стремления человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями, чучелами животных.

Занятие 3 (1ч): Практическое занятие: Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Занятие 4 (1 ч): Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Знакомство с разделами Красной книги. Просмотр видеофильма «По страницам Красной книги». Экологическая тропа «Сохраним природу Югры».

Тема 3. Лесные ремёсла (4 ч).

Занятие 1 (1 ч): Традиционные народные промыслы. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение. Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).

Занятие 2 (1 ч): Практическое занятие: Лесная палитра: растения-красители. Растениякрасители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.

Занятие 3 (1 ч): Лес — кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса.

Занятие 4 (1 ч): Практическое занятие: Экскурсия на выставку пейзажной и анималистической живописи, фотовыставка, посвящённые природе. Знакомство с творчеством художников и народных умельцев.

Тема 4. О городах и горожанах: человек в городе (5 ч).

Занятие 1 (1 ч): Появление городов. Города-государства. Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён к оседлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города государства. Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий. «Расползание» городов — одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов.

Занятие 2 (1 ч): Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо. Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.

Занятие 3 (1 ч): Экологические проблемы города. Футурология — наука о будущем. Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека. Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов.

Занятие 4 (1 ч): Практическое занятие: Разные города — разные люди. Влияние города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей.

Занятие 5 (1 ч): Практическое занятие: Проект «Экологический город будущего». Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего.

Тема 5. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы (6 ч).

Занятие 1 (1 ч): Разнообразие систем. Биологические системы. Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система.

Занятие 2 (1 ч): Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Пищевые связи в экосистеме. Растения — производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животныепадалыцики. Цепи питания. Сети питания. Элементарные представления о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме.

Занятие 3 (1 ч): Практическое занятие: Моделирование экосистем. Аквариум — модель природной экосистемы.

Занятие 4-5 (2ч): Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес - один из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие. Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды (на примере наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося).

Занятие 6 (1 ч): Влияние человека на природные экосистемы. Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.

Тема 6. Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы (10 ч).

Занятие 1 (1 ч): Глобальные экологические проблемы. Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.

Занятие 2 (1 ч): Пути решения экологических проблем. Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).

Занятие 3 (1 ч): Практическое занятие: Переработка и повторное использование бытовых отходов. Знакомство с основными способами утилизации и переработки отходов. Основные понятия: бытовые отходы, промышленные отходы, повторное использование, вторичная переработка.

Занятие 4 (1 ч): Охраняемые природные территории и объекты. Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

Занятие 5 (1 ч): Практическое занятие: Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде «Будь достойным жителем Земли». В ходе занятия создаются условия для того, чтобы школьники могли сделать вывод о необходимости личного участия каждого жителя нашей планеты для сохранения нашего общего дома — планеты Земля. Составляются правила, которым необходимо следовать в повседневной жизни, чтобы не наносить ущерба природе. Основные понятия: экологически грамотный образ жизни, экологические движения.

Занятие 6 (1 ч): Практическое занятие: «Выявление наиболее замусоренных территорий в городе. Карта – схема экологически «грязных» зон в городе».

Занятие 7-10 (4 ч): Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить!»

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

1.

Введение

1

1

0

2.

Среда обитания

4

2

2

3.

Жизнь животных

4

3

1

4.

Лесные ремёсла

4

2

2

5.

О городах и горожанах: человек в городе

5

3

2

6.

О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы

6

5

1

7.

Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы

10

3

7

Всего

34

19

15

Календарно - тематическое планирование

п/п

Название

разделов

Тема занятий

Кол-во часов

Основные формы организации занятий

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

План

Факт

1.

Введение

Среда обитания (4 часа)

Жизнь на Земле

1

Беседа

Познавательная. 

2.

1

Беседа

Познавательная.

11.09

3.

Времена года на Земле.

1

Беседа

Познавательная.

«Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе»

1

Экскурсия

Практическая

4.

Условия жизни растений. Разнообразие животных, условия их жизни.

1

Беседа

Познавательная.

5.

«Осень на пришкольном участке»

1

Экскурсия

Практическая

6.

Жизнь животных (4 ч).

Динозавры – вымерший вид животных

1

Беседа

Познавательная

7.

Первобытные «коллекционеры»

1

Беседа

Познавательная

8.

«Почему нужно защищать природу?»

1

Проект

Проектная . 

9.

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

1

Беседа

Познавательная.

10.

Лесные ремёсла (4 ч).

Традиционные народные промыслы. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве.

1

Беседа

Познавательная.

11.

«Лесная палитра: растения-красители»

1

Практика

Практическая

12.

Лес — кормилец и врачеватель

1

Беседа

Познавательная. 

13.

«Экскурсия на выставку пейзажной и анималистической живописи, фотовыставка, посвящённые природе (салон «Культура»)».

1

Экскурсия

Практическая

14.

О городах и горожанах: человек в городе (5 часов)

Появление городов. Города-государства.

1

Беседа

Познавательная.

15.

Зависимость города от окружающей его среды.

1

Беседа

Познавательная. 

16.

Экологические проблемы города. Футурология — наука о будущем.

1

Беседа

Познавательная.

17.

Разные города — разные люди

1

Практика

Практическая

18.

«Экологический город будущего»

1

Проект

Проектная.

19.

О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы (6 ч).

Разнообразие систем. Биологические системы.

1

Беседа

Познавательная.

20.

Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.

1

Беседа

Познавательная.

21.

Моделирование экосистем.

1

Практика

Практическая

22.

Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы.

1

Беседа

Познавательная.

23.

Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы.

1

Беседа

Познавательная.

24.

Влияние человека на природные экосистемы.

1

Беседа

Познавательная.

25.

Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы (10 ч).

Глобальные экологические проблемы

1

Беседа

Познавательная.

26.

Пути решения экологических проблем

1

Беседа

Познавательная.

27.

Переработка и повторное использование бытовых отходов.

1

Практика

Практическая

28.

Охраняемые природные территории и объекты

1

Беседа

Познавательная.

29.

Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

1

Практика

Практическая

30.

Выявление наиболее замусоренных территорий в городе. Карта – схема экологически «грязных» зон в городе.

1

Практика

Практическая

31.

Экологический проект «Спасти и сохранить!»

1

Проект

Проектная

32.

Экологический проект «Спасти и сохранить!»

1

Проект

Проектная

33.

Экологический проект «Спасти и сохранить!»

1

Проект

Проектная

34.

Экологический проект «Спасти и сохранить!»

1

Проект

Проектная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс

календарно- тематическое планирование  внеурочной деятельности 2 классПНШ...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...