Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
    календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) по теме

    Чеботарёва Наталья Александровна

    Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kursa.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Курс «Русский язык с увлечением!» составлен для обучающихся 2-4 классов.

     На проведение занятий в каждом классе отводится 34 часа -1 час в неделю.

    Цель: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творческих способностей.

    Задачи:

    -способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;

    -расширить лингвистический кругозор;

    - воспитывать языковое чутьё;

    -повышать общую языковую культуру;

    -развивать и совершенствовать психологические качества: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;

    -выявлять одарённых в лингвистическом отношении обучающихся.

    В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.

    Основными из них являются следующие принципы:

    1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.

    Он заключается в том, что основой должны являться знания полученные уч-ся на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.

    2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.

    Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его изучения на уроках.

    3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.

     Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка.

    4. Принцип занимательности.

    Занимательность- одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям курса. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы уч-ся, развивает любознательность. Для уч-ся начальной школы занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком.

    5. Принцип разнообразия форм и видов работы.

    Интерес уч-ся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

    Данный курс предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

    Методы и формы организации занятий.

    Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями уч-ся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающие эмоции удивления, радости «открытия».

    Формы занятий: конкурсы, викторины, олимпиады, турниры, проблемные и творческие занятия. Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей уч-ся.

    Способы проверки результатов: в конце каждого раздела проводится олимпиада, где проверяются знания, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников.

    Ожидаемые результаты обучающихся:

    - применение полученных знаний и умений на практике;

    -участие в школьных, городских и всероссийских олимпиадах, интеллектуальных марафонах по русскому языку;

    -умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;

    -умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.

    В программе выделено 6 разделов, подчиняющихся общему направлению курса.

            Первый раздел «Фонетика» даёт уч-ся общее представление о роли и значении современного русского алфавита, о том как появились и зачем нужны звуки речи, о звуковых образах и звукописи. Уч-ся на примере стихов и рассказов детских писателей знакомятся с характером гласных и согласных, ударных и безударных звуков. В разделе используются метаграммы, загадки, шарады, проблемные задания.

            Раздел «Словообразование» расширяет представление о составе слова, о смысле и значении морфем, их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Здесь знакомятся с морфемами, которые делают слово эмоционально-окрашенным, узнают смыслоразличительную функцию однокоренных слов. В разделе много ребусов, калейдоскопов, кроссвордов и викторин.

            В разделе  «Орфоэпия. Орфография» уч-ся развивают внимание, память, обогащают словарный запас. Данный раздел включает блок орфографических правил в виде занимательных формулировок и рифмовок.

    Знания, связанные с частями речи, входят в содержание раздела «Морфология». В данном разделе уч-ся шире знакомятся с морфологическими синтаксическими признаками самостоятельных частей речи, с характером самостоятельных и служебных слов, их ролью в нашей речи. Используются лингвистические сказки и истории, занимательные правила в стихах и играх, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

            Раздел «Пунктуация» вводит уч-ся в мир пунктуационных знаков. В стихотворной форме знакомятся со знаками препинания, а затем в форме игр для занимательной пунктуации и проблемных заданий на постановку знаков препинания применяют полученные знания.

            Раздел «Лексика» расширяет лингвистический кругозор, повышает общую языковую культуру, обогащает словарный запас. Уч-ся знакомятся с различными словарями: толковым, этимологическим, словарём синонимов и антонимов, с фразеологическим словарём. Глубже знакомятся с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением слов, с архаизмами и неологизмами, с иноязычными словами. Раздел насыщен пословицами и поговорками, фразеологизмами, крылатыми словами и выражениями.

            Каждый раздел программы предполагает определённый объём и содержание, предъявляет требование к тому, что должны знать и уметь учащиеся.

    Содержание программы(34 часа)

    Главная цель программы 2 класса: развитие интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитание бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладеть этими богатствами.

    Задачи:

    -воспитание чувства сопричастности к сохранению уникальности и чистоты русского языка, пробуждение познавательного интереса к родному слову;

    -углубление знаний о лексике, фонетики и грамматики русского языка;

    -развитие речи, мышления и воображения.

    Фонетика(6часов)

    Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы. Звуковые образы и звукопись. Звуки рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных слогов. Загадки-шарады.

    Морфемика(6 часов)

    Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах(строительный материал слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепочке. Опасности при разборе слов по составу. Чередование гласных и согласных звуков морфемах. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.

    Морфология(6 часов)

    Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и истории. Чайнворды.

    Орфография(6 часов)

    Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Весёлая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных слов.

    Лексика(10 часов)

    Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Палиндром, или слова-перевёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со словами.

    Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса.

    Обучающиеся должны:

    Иметь представление:

    -о происхождении слов русского языка;

    -о словарях русского языка(толковом, орфографическом, этимологическом, фразеологическом);

    -о прямом и переносном значении слов;

    -о многозначных и однозначных словах.

    Знать термины: фонетика, морфемика, морфология, лексикология, транскрипция, словообразование, омонимы, синонимы, антонимы, архаимзы, фразеологизмы, эпитет, анаграмма, метаграмма, чайнворд, шарада, калейдоскоп, палиндром, криптограмма.

    Уметь:

    -применять алфавит в работе со словарями и каталогом;

    -выполнять фонетический разбор слова;

    -различать части речи и части слова; слова близкие по смыслу и однокоренные;

    -определять орфограмму и объяснять правильное написание слова.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка" для 4 класса.

    Цели программы — активизировать развитие детей через изучение русского языка на повышенном уровне для их самореализации и подготовки к дальнейшему обучению, повысить уровень овладения русским языком...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык. 4 класс"

    Рабочая программа может быть использована в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности или внеклассной работе по русскому языку ("Перспектива" 4 класс)...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Секреты русского языка» 4 класс

    Авторская рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка" для 4 класса...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 1 класс

    Содержание рабочей программы: пояснительная записка, содержание учебного материала, каленарно-тематическое планирование...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык"

    Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык" .2 - 4 класс...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка 1-4 классы"

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка 1-4 классы"...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку в 4 классе "Волшебный мир слова""

    Рабочая программа внеурочной деятельности в 4 классе по русскому языку...