Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Секреты русского языка» 4 класс
    рабочая программа (4 класс) на тему

    Кононова Елена Фёдоровна

    Авторская рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка" для 4 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sekrety_russkogo_yazyka_.doc77.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

    г. ПОЛЯРНЫЕ ЗОРИ

    Рассмотрено

    Согласовано

          Утверждено приказом

    на заседании методического

    Зам.директора по УР  

          по МБОУ СОШ №4

    объединения  учителей                          

    Фруктова М. В.

          №

    Руководитель МО

          от «____» _____ 2013г.

    Протокол №_____

    «____» ______2013г.                      

    от «____»______ 2013г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    индивидуально-групповых занятий

      «Секреты русского языка»

    4 класс

                                 

                                                     

     Составитель:

    учитель начальных классов

    КОНОНОВА Е.Ф.

                                                                                   

                                                                                             

    2013 год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов  и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

    Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается,  выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Секреты русского языка» для учащихся начальных классов.

    Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

    Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития младших школьников проводится курс занятий по программе «Секреты русского языка». Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа « Секреты русского языка» составлена с учетом  имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.

    Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть  те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.

    Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.

    Специфика изучения курса «Секреты русского языка» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.

    В программе живут «секреты». Они только и  мечтают, чтобы их открыли. На каждом занятии, шаг за шагом дети будут постигать «секреты речи», запоминать их, бережно пользоваться ими.

    В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.

    Цель: создание условий для формирования языковой компетенции младших

    школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания,  письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать свои собственные мысли и на этой основе создание   речевых ситуаций для развития и реализации творческих способностей.

    Задачи:

    • вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли;
    • развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;
    • активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения;
    • обогащать словарный запас учащихся;
    • постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.

    Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.

    Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:

    занимательность;

    научность;

    сознательность и активность;

    наглядность;

    доступность;

    связь теории с практикой;

    индивидуальный подход к учащимся;

    принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся.

    Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и  деятельностный подходы.

    Форма учебной работы:  индивидуально-групповая.

    Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Секреты русского языка» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.

    Срок реализации – 1 год (34 часа)

    Содержание:

    Фонетика: ударение, произношение слов в соответствии с нормами современного русского языка.

    Лексика: представление о многозначности слова, о прямом и переносном значении слова, использование в речи синонимов и антонимов, крылатых выражений.

    Словари и их роль в жизни человека.

    Синтаксис: словосочетание и предложение

    Развитие речи: жанры устного народного творчества (поговорки, пословицы, сказки, загадки, считалки), типы текстов (повествование, описание, рассуждение), создание собственных текстов с учётом точности, правильности, богатства русской речи.

    Стилистическое многообразие речи: разговорная, научная, официально – деловая, художественная.

    Список литературы:

    1.Н.И. Жинкин «Язык – речь – творчество» - Москва, Просвещение, 1998г.

    2.Ладыженская Т.А. Программа курса «Детская риторика» Москва,  Ювента, 2008г.

    3.М.Р. Львов «Речь младших школьников и пути её развития» - Москва, Просвещение, 1985г.

    4.Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - Москва, Просвещение, 1980г.
    5.А.А. Шибаев «Язык родной, дружи со мной» Москва, Детгиз, 2008.

    Приложение к рабочей программе

    по внеурочной деятельности

    индивидуально-групповых занятий

      «Секреты русского языка». 4 классы

    Календарно-тематическое планирование в 4Б классе. Учитель Кононова Е.Ф.  

    Тема занятия

    Дата

    Чистоговорки и скороговорки. Кто быстрее?

    02.09

    Ударение и его фокусы.

    9

    Многозначные слова.

    16

    Словари и их роль в жизни человека.

    23

    Как работать со словарем.

    30

    Переносное значение слов.

    04.10

    Крылатые выражения.

    11

    Синонимы и антонимы.

    18

    Загадки и отгадки. Сочини свою.

    25

    Что такое рифма. Игра «Доскажи словечко»

    08.11

    Раз, два, три, четыре, пять. Учись считалки сочинять.

    15

    Эпитеты и сравнения.

    22

    Допиши стихотворение.

    29

    Чудесные превращения слов.

    06.12

    Тематические группы слов.

    13

    Словосочетание и предложение.

    20

    Словесное (вербальное) и несловесное (невербальное) общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи

    27

    Народные приметы в пословицах и поговорках.

    10.01

    Пословицы и поговорки.

    17

     Игра «Да-нетка».

    24

    Салат из сказок.

    31

    Сказки наоборот.

    07.02

    Собери пословицу (о дружбе и труде).

    14

    Шарады по русскому языку.

    28

    Об одном и том же по-разному. Стилистическое многообразие речи: разговорная, научная, официально – деловая, художественная.

    07.03

    Об одном и том же по-разному. Стилистическое многообразие речи: разговорная, научная, официально – деловая, художественная.

    14

    Текст – описание. Знакомство с текстом – описанием на примере из произведений русских писателей.

    21

    Устное сочинение – описание «Домашний любимец»

    04.04

    Сочинение загадок.

    11

    Текст – повествование. Знакомство с текстом – повествованием на примере из произведений русских писателей.

    18

    Устное сочинение – повествование «Случай на каникулах»

    25

    Текст – рассуждение.

    Знакомство с текстом – рассуждением на примере из произведений русских писателей.

    16.05

    Устное сочинение – рассуждение «Зачем я учусь в школе »

    23

    Практикум «Говори правильно»

    30


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка" для 4 класса.

    Цели программы — активизировать развитие детей через изучение русского языка на повышенном уровне для их самореализации и подготовки к дальнейшему обучению, повысить уровень овладения русским языком...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка".

    Программа разработана в соответствии с новым Государственным стандартом начального общего образования (2004 г.) с целью конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной об...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык. 4 класс"

    Рабочая программа может быть использована в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности или внеклассной работе по русскому языку ("Перспектива" 4 класс)...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык"

    Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык" .2 - 4 класс...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка 1-4 классы"

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка 1-4 классы"...

    Рабочая по внеурочной деятельности "Секреты русского языка" 4 класс

    Рабочая программа создана для помощи в усвоении основного материала программы школы. Относится к общеинтеллектульаному направлению....

    Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Русский язык с увлечением» 2 -4 класс

    Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой целью, стоящей перед учителем. Решение этой цели...