РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Секреты русского языка» 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Кононова Елена Фёдоровна

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка" для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sekrety_russkogo_yazyka_.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

г. ПОЛЯРНЫЕ ЗОРИ

Рассмотрено

Согласовано

      Утверждено приказом

на заседании методического

Зам.директора по УР  

      по МБОУ СОШ №4

объединения  учителей                          

Фруктова М. В.

      №

Руководитель МО

      от «____» _____ 2013г.

Протокол №_____

«____» ______2013г.                      

от «____»______ 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

индивидуально-групповых занятий

  «Секреты русского языка»

4 класс

                             

                                                 

 Составитель:

учитель начальных классов

КОНОНОВА Е.Ф.

                                                                               

                                                                                         

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов  и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается,  выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Секреты русского языка» для учащихся начальных классов.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития младших школьников проводится курс занятий по программе «Секреты русского языка». Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа « Секреты русского языка» составлена с учетом  имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.

Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть  те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.

Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.

Специфика изучения курса «Секреты русского языка» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.

В программе живут «секреты». Они только и  мечтают, чтобы их открыли. На каждом занятии, шаг за шагом дети будут постигать «секреты речи», запоминать их, бережно пользоваться ими.

В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.

Цель: создание условий для формирования языковой компетенции младших

школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания,  письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать свои собственные мысли и на этой основе создание   речевых ситуаций для развития и реализации творческих способностей.

Задачи:

  • вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли;
  • развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;
  • активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.

Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.

Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся;

принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся.

Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и  деятельностный подходы.

Форма учебной работы:  индивидуально-групповая.

Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Секреты русского языка» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.

Срок реализации – 1 год (34 часа)

Содержание:

Фонетика: ударение, произношение слов в соответствии с нормами современного русского языка.

Лексика: представление о многозначности слова, о прямом и переносном значении слова, использование в речи синонимов и антонимов, крылатых выражений.

Словари и их роль в жизни человека.

Синтаксис: словосочетание и предложение

Развитие речи: жанры устного народного творчества (поговорки, пословицы, сказки, загадки, считалки), типы текстов (повествование, описание, рассуждение), создание собственных текстов с учётом точности, правильности, богатства русской речи.

Стилистическое многообразие речи: разговорная, научная, официально – деловая, художественная.

Список литературы:

1.Н.И. Жинкин «Язык – речь – творчество» - Москва, Просвещение, 1998г.

2.Ладыженская Т.А. Программа курса «Детская риторика» Москва,  Ювента, 2008г.

3.М.Р. Львов «Речь младших школьников и пути её развития» - Москва, Просвещение, 1985г.

4.Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - Москва, Просвещение, 1980г.
5.А.А. Шибаев «Язык родной, дружи со мной» Москва, Детгиз, 2008.

Приложение к рабочей программе

по внеурочной деятельности

индивидуально-групповых занятий

  «Секреты русского языка». 4 классы

Календарно-тематическое планирование в 4Б классе. Учитель Кононова Е.Ф.  

Тема занятия

Дата

Чистоговорки и скороговорки. Кто быстрее?

02.09

Ударение и его фокусы.

9

Многозначные слова.

16

Словари и их роль в жизни человека.

23

Как работать со словарем.

30

Переносное значение слов.

04.10

Крылатые выражения.

11

Синонимы и антонимы.

18

Загадки и отгадки. Сочини свою.

25

Что такое рифма. Игра «Доскажи словечко»

08.11

Раз, два, три, четыре, пять. Учись считалки сочинять.

15

Эпитеты и сравнения.

22

Допиши стихотворение.

29

Чудесные превращения слов.

06.12

Тематические группы слов.

13

Словосочетание и предложение.

20

Словесное (вербальное) и несловесное (невербальное) общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи

27

Народные приметы в пословицах и поговорках.

10.01

Пословицы и поговорки.

17

 Игра «Да-нетка».

24

Салат из сказок.

31

Сказки наоборот.

07.02

Собери пословицу (о дружбе и труде).

14

Шарады по русскому языку.

28

Об одном и том же по-разному. Стилистическое многообразие речи: разговорная, научная, официально – деловая, художественная.

07.03

Об одном и том же по-разному. Стилистическое многообразие речи: разговорная, научная, официально – деловая, художественная.

14

Текст – описание. Знакомство с текстом – описанием на примере из произведений русских писателей.

21

Устное сочинение – описание «Домашний любимец»

04.04

Сочинение загадок.

11

Текст – повествование. Знакомство с текстом – повествованием на примере из произведений русских писателей.

18

Устное сочинение – повествование «Случай на каникулах»

25

Текст – рассуждение.

Знакомство с текстом – рассуждением на примере из произведений русских писателей.

16.05

Устное сочинение – рассуждение «Зачем я учусь в школе »

23

Практикум «Говори правильно»

30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка" для 4 класса.

Цели программы — активизировать развитие детей через изучение русского языка на повышенном уровне для их самореализации и подготовки к дальнейшему обучению, повысить уровень овладения русским языком...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка".

Программа разработана в соответствии с новым Государственным стандартом начального общего образования (2004 г.) с целью конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной об...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка 1-4 классы"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка 1-4 классы"...

Рабочая по внеурочной деятельности "Секреты русского языка" 4 класс

Рабочая программа создана для помощи в усвоении основного материала программы школы. Относится к общеинтеллектульаному направлению....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Русский язык с увлечением» 2 -4 класс

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой целью, стоящей перед учителем. Решение этой цели...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка" Зкласс

Программа внеурочной  деятельности «Секреты русского языка» составлена в соответствии с Федеральными  государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной шк...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты родного языка»

Рабочая программа внеурочной деятельности учебного курса «Секреты родного языка» для 2 класса составлена на основе программы Федеральных государственных образовательных стандартов второго ...