РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Секреты русского языка» 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка" для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_russkogo_yazyka_.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
г. ПОЛЯРНЫЕ ЗОРИ
Рассмотрено | Согласовано | Утверждено приказом | |
на заседании методического | Зам.директора по УР | по МБОУ СОШ №4 | |
объединения учителей | |||
Фруктова М. В. | № | ||
Руководитель МО | от «____» _____ 2013г. | ||
Протокол №_____ | «____» ______2013г. | ||
от «____»______ 2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
индивидуально-групповых занятий
«Секреты русского языка»
4 класс
Составитель:
учитель начальных классов
КОНОНОВА Е.Ф.
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Секреты русского языка» для учащихся начальных классов.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития младших школьников проводится курс занятий по программе «Секреты русского языка». Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа « Секреты русского языка» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.
Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.
Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.
Специфика изучения курса «Секреты русского языка» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.
В программе живут «секреты». Они только и мечтают, чтобы их открыли. На каждом занятии, шаг за шагом дети будут постигать «секреты речи», запоминать их, бережно пользоваться ими.
В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.
Цель: создание условий для формирования языковой компетенции младших
школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать свои собственные мысли и на этой основе создание речевых ситуаций для развития и реализации творческих способностей.
Задачи:
- вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли;
- развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;
- активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения;
- обогащать словарный запас учащихся;
- постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.
Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся;
принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся.
Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и деятельностный подходы.
Форма учебной работы: индивидуально-групповая.
Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Секреты русского языка» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.
Срок реализации – 1 год (34 часа)
Содержание:
Фонетика: ударение, произношение слов в соответствии с нормами современного русского языка.
Лексика: представление о многозначности слова, о прямом и переносном значении слова, использование в речи синонимов и антонимов, крылатых выражений.
Словари и их роль в жизни человека.
Синтаксис: словосочетание и предложение
Развитие речи: жанры устного народного творчества (поговорки, пословицы, сказки, загадки, считалки), типы текстов (повествование, описание, рассуждение), создание собственных текстов с учётом точности, правильности, богатства русской речи.
Стилистическое многообразие речи: разговорная, научная, официально – деловая, художественная.
Список литературы:
1.Н.И. Жинкин «Язык – речь – творчество» - Москва, Просвещение, 1998г.
2.Ладыженская Т.А. Программа курса «Детская риторика» Москва, Ювента, 2008г.
3.М.Р. Львов «Речь младших школьников и пути её развития» - Москва, Просвещение, 1985г.
4.Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - Москва, Просвещение, 1980г.
5.А.А. Шибаев «Язык родной, дружи со мной» Москва, Детгиз, 2008.
Приложение к рабочей программе
по внеурочной деятельности
индивидуально-групповых занятий
«Секреты русского языка». 4 классы
Календарно-тематическое планирование в 4Б классе. Учитель Кононова Е.Ф.
№ | Тема занятия | Дата |
Чистоговорки и скороговорки. Кто быстрее? | 02.09 | |
Ударение и его фокусы. | 9 | |
Многозначные слова. | 16 | |
Словари и их роль в жизни человека. | 23 | |
Как работать со словарем. | 30 | |
Переносное значение слов. | 04.10 | |
Крылатые выражения. | 11 | |
Синонимы и антонимы. | 18 | |
Загадки и отгадки. Сочини свою. | 25 | |
Что такое рифма. Игра «Доскажи словечко» | 08.11 | |
Раз, два, три, четыре, пять. Учись считалки сочинять. | 15 | |
Эпитеты и сравнения. | 22 | |
Допиши стихотворение. | 29 | |
Чудесные превращения слов. | 06.12 | |
Тематические группы слов. | 13 | |
Словосочетание и предложение. | 20 | |
Словесное (вербальное) и несловесное (невербальное) общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи | 27 | |
Народные приметы в пословицах и поговорках. | 10.01 | |
Пословицы и поговорки. | 17 | |
Игра «Да-нетка». | 24 | |
Салат из сказок. | 31 | |
Сказки наоборот. | 07.02 | |
Собери пословицу (о дружбе и труде). | 14 | |
Шарады по русскому языку. | 28 | |
Об одном и том же по-разному. Стилистическое многообразие речи: разговорная, научная, официально – деловая, художественная. | 07.03 | |
Об одном и том же по-разному. Стилистическое многообразие речи: разговорная, научная, официально – деловая, художественная. | 14 | |
Текст – описание. Знакомство с текстом – описанием на примере из произведений русских писателей. | 21 | |
Устное сочинение – описание «Домашний любимец» | 04.04 | |
Сочинение загадок. | 11 | |
Текст – повествование. Знакомство с текстом – повествованием на примере из произведений русских писателей. | 18 | |
Устное сочинение – повествование «Случай на каникулах» | 25 | |
Текст – рассуждение. Знакомство с текстом – рассуждением на примере из произведений русских писателей. | 16.05 | |
Устное сочинение – рассуждение «Зачем я учусь в школе » | 23 | |
Практикум «Говори правильно» | 30 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка" для 4 класса.
Цели программы — активизировать развитие детей через изучение русского языка на повышенном уровне для их самореализации и подготовки к дальнейшему обучению, повысить уровень овладения русским языком...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка".
Программа разработана в соответствии с новым Государственным стандартом начального общего образования (2004 г.) с целью конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной об...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка 1-4 классы"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка 1-4 классы"...
Рабочая по внеурочной деятельности "Секреты русского языка" 4 класс
Рабочая программа создана для помощи в усвоении основного материала программы школы. Относится к общеинтеллектульаному направлению....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Русский язык с увлечением» 2 -4 класс
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой целью, стоящей перед учителем. Решение этой цели...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка" Зкласс
Программа внеурочной деятельности «Секреты русского языка» составлена в соответствии с Федеральными государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной шк...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты родного языка»
Рабочая программа внеурочной деятельности учебного курса «Секреты родного языка» для 2 класса составлена на основе программы Федеральных государственных образовательных стандартов второго ...