Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка".
    календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

    Программа разработана в соответствии с новым Государственным стандартом начального общего образования (2004 г.) с целью конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    внеурочной деятельности

    « Интеллектуалы. Секреты русского языка.»

    Возраст  детей -9-11 лет 9 (3- 4 класс.)

    Срок реализации программы: 2 года.

    Автор программы: Панова И.В.

     учитель начальных классов

    г.о. Чапаевск,2014

    Пояснительная записка

    Программа разработана в соответствии с новым Государственным стандартом начального общего образования (2004 г.) с целью конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

    Данная программа разработана на основе «Программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений для начальной общеобразовательной школы (І−ІVклассы)», что соответствует федеральному компоненту нового государственного образовательного стандарта.

    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

    Закон РФ «Об образовании»;

    ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;

    Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОИН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);

    Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №889 от 30.08.10 r.;

    СанПин 2.4.2.2821-10 (постановление от 29.12.2010г. № 189);

    Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4  классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., доработанное. – АСТ-Астрель  Москва 2011. – 576 с. – (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

    Авторская программа  курса «Русский язык» 1-4 классы Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина, Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина  Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная  школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва:  2012.)

    Учебный план ГБОУ СОШ № 9 на 2014-2015 уч.год ( приказ № 83 от 30.08.2014 г.)

    Анализ педагогической практики показывает, что при отсутствии дифференцирования в комплектовании первых классов в образовательном пространстве одновременно оказываются учащиеся с разноуровневой подготовкой к школе, что в рамках начального образования приводит к снижению учебной мотивации у школьников с высоким уровнем готовности к обучению. Первоклассники, овладевшие ещё в предшкольный период элементарными учебными навыками и навыками учения, имеющие высокий уровень развития  познавательных процессов, как правило отличаются  любознательностью, а отсюда и высокой степенью учебной мотивации.

    Но, к сожалению, эта мотивация быстро утрачивается при усреднённом подходе к детям в условиях работы с классом. Ребёнок с первого дня ошибочно утверждается в мысли о том, что учиться в школе очень легко, что ему все доступно (этому способствует сравнение себя с неподготовленными детьми). У ребёнка, с одной стороны, возникает завышенная самооценка, с другой — ощущение невостребованности его знаний и умений, что приводит к торможению развития, снижению познавательного интереса, формальному отношению к учёбе и, наконец, убеждению, что учиться скучно.

    Актуальность программы.

    Данная программа создана для активизации работы с одарёнными детьми. 

    Она призвана способствовать их опережающему развитию, самореализации и созданию поля успешности в течение всего периода обучения.

    Выбор создания программы по курсу русского языка обусловлен желанием повысить уровень сформированности ключевых компетенций младших школьников, важнейшими из которых являются коммуникативно-речевые и познавательные, связанные с универсальным умением читать.

    Программа модифицированная. Она создана на базе основного курса русского языка для начальной школы, в частности коммуникативно-ориентированного варианта программы автора Я.Я. Желтовской, по которой обучаются школьники в системе УМК «Планета знаний».

    При разработке мини-курса использовались идеи и рекомендации Е.С. Антоновой («Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. Учебное пособие, 2007»). При определении методологии программы использовались ведущие дидактические положения системы В.А. Ситарова («Дидактика»).

    Цель и задачи программы.

    Цель программы - активизировать развитие детей через изучение русского языка на повышенном уровне для их самореализации и подготовки к дальнейшему обучению, повысить уровень овладения русским языком.

    Задачи программы:

    Обучающие - обучить решению языковых и речевых задач повышенного уровня;

    раскрыть творческие способности детей;

    стимулировать интеллектуальное развитие детей;

    формировать эффективную речевую деятельность;

    формировать ключевые компетентности учащихся;

    корректировать речевые недочёты;

    формировать умение самостоятельной работы с текстами;

    формировать основы общей культуры через изучение родного языка и литературы на повышенном уровне.

    Воспитательные -

    воспитывать патриотизм, любовь к народу через формирование любви к родному языку.

    Развивающие -

    активизировать работу с талантливыми детьми на начальной ступени обучения;

    способствовать успешности, самореализации и саморазвитию ребёнка.

    Теоретико – методологическое  обоснование программы.

    Новизна курса особенно проявляется в методике его реализации.

    В качестве основных подходов в реализации данной программы приняты: культурологический, системный, личностно-деятельностный, компетентностный.

    Культурологический подход призван акцентировать внимание учащихся на мотивационно-ценностной стороне знаний и информации, направленной на изучение родного языка, его мелодики и богатства как субъекта жизни и культуры.

    Системный подход предполагает анализ и проектирование образовательной среды в рамках реализации программы в аспекте взаимодействия элементов (в том числе субъектов), в их педагогических, психологических, соци- ально-психологических и других характеристиках.

    Личностно-деятельностный подход ориентирует учащихся на активное усвоение и выработку предметного деятельностного подхода в формировании культуры речи, овладение компетентностью эффективной речевой деятельности как основы самореализации, самосовершенствования и создание условий для личностного развития ребёнка.

    Основой деятельностного подхода являются диалогизация образовательного процесса, креативность и рефлексивность деятельности, предоставление учащимся педагогически обоснованной свободы выбора (способа выполнения заданий, вида отчётности и т.д.), а в конечном итоге — модели грамотной речевой деятельности.

    Компетентностный подход преимущественно ориентирован на развитие личности учащегося и отражает те компетентности, которые должны быть сформированы у современного человека, и одновременно отражает те требования к личности, которые будут оценены как качество его подготовки к социальной и личной жизни во всех её проявлениях.

    Особенности возрастной группы детей.

    Программа для 3-4 классов реализует образно-чувственные подходы, учитывающие специфику восприятия школьников начальной ступени. Именно в начальной школе должны быть заложены основы эффективной речевой деятельности, эффективной культуры речи и её богатство, позволяющее сделать эффективным обучение по всем предметам.

    Ребёнок 3-4 класса обладает конкретно-операционными структурами, позволяющими проектировать лишь конкретные, воспринимаемые им объекты. Введение творческих работ  стимулирует интеллект ребёнка не только в плане мотивационно- эмоциональной сферы, но и в плане теоретического и начально-логического мышления, что крайне необходимо развивать в рамках компетентностного «образования».

    Учащиеся отбираются по желанию и по итогам программы изучения обучаемости (методика Эльконина — Венгера), проведённой в первом классе. В начале и по окончании реализации программы предполагается изучить уровень обученности по русскому языку с помощью тестов, анкетирования, проверочных работ и изучения участия и результатов учеников в олимпиадах и конкурсах по русскому языку и другим предметам.

    Число обучающихся в группе – от 12-15 .

    Режим занятий.

    Программа и курс ориентированы на 60 учебных часов в 3 и 4 классах (по 30 ч.)

    На каждый раздел языка выделяется по два занятия.

    Занятия проводятся 1 раз в неделю.

    Продолжительность занятия 40 минут.

    Ожидаемые результаты работы по программе.

    Личностные УУД:

    - интерес к познанию русского языка;

    - овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

    Метапредметными  результатами изучения программы являются формирование следующих универсальных учебных действий.

    Регулятивные УУД:

    Определять цель деятельности на занятии  с помощью учителя и самостоятельно.

    Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, совместно с учителем учиться планировать учебную деятельность на занятии.

    Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

    Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

    Познавательные УУД:

    Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

    Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

    Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

    Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

    Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

    Коммуникативные УУД:

    Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    Слушать и понимать речь других.

    Вступать в беседу на уроке и в жизни.

    Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    Предметными результатами изучения программы являются:

    Первый уровень результатов:

    созданию активной среды по работе с талантливыми детьми.

    формированию эффективной речевой деятельности;

     получению первичных навыков исследовательской (теоретической и проектной) деятельности;

    осознанию взаимосвязи языка и речи, воспитанию мотива к изучению разнообразия языковых средств.

    Второй уровень результатов:

    формированию ключевых компетентностей через изучение русского языка на повышенном (творческом) уровне (аналитико-деятельностной, прогностической, информационной и др.);

    подготовке обучающихся к теоретическому мышлению, необходимому в основной школе;

    Третий уровень результатов:

    подготовке обучающихся к теоретическому мышлению, необходимому в основной школе. 

    Система отслеживания и оценивания результатов.

    Курс занятий « Интеллектуалы.Секреты русского языка» для младших школьников представляет собой комплекс разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на создание психолого-педагогических условий для успешного развития учащихся с высоким уровнем готовности к школе.

    Это обеспечивается посредством: деловой  игры, творческих игр и заданий, устного журнала, кроссвордов, игр, ребусов, защита рефератов, стихотворной мастерской, проба пера (эссе), стихотворных презентаций, шарад, метаграмм. 

    Формы подведения итогов

     Конкурсы, учебно-исследовательские конференции.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (60 ч.)

    3 класс

    Тематика

    Количество часов

    общее

    теоре- тич.

    прак- тич.

    1. Фонетика.

    5

    2

    3

    2.Морфемика (словообразование)

    5

    2

    3

    3. Морфология

    5

    2

    3

    4. Пунктуация

    5

    1,5

    3,5

    5. Лексика

    5

    1,5

    3,5

    6. Орфоэпия

    3

    0,5

    2,5

    От слова к речи

    Олимпиада по русскому языку

    1

    1

    0,5

    0,5

    1

    Итого:

    30 часов

    10

    20

    4 класс

    Тематика

    Количество часов

    общее

    теоретич.

    практич.

    1. Фонетика.

    4

    1

    3

    2. Язык и речь.

    1

    0,5

    0,5

    3. Морфемика(словообразование)

    5

    2,5

    2,5

    4. Морфология

    6

    2

    4

    5.Пунктуация

    6

    1,5

    4,5

    6. Лексика

    4

    1,5

    2,5

    7. Орфоэпия

    8.Олимпиада по русскому языку

    3

    1

    1,5

    1.5

    1

    Итого:

    30 часов

    10,5

    19,5

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Введение в язык (3 кл. — 1 ч., 4 кл. — 1 ч.)

    О взаимосвязи языка и речи. Разнообразие ресурсов языка и речи для выражения мыслей и эмоций. Основные средства языка: слово, предложение. Система языка глазами лингвистов — от простейших знаков языка (звуков, букв) до сложных конструкций. Разделы науки о языке: фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис. Взаимосвязь изучения признаков, свойств языковых средств и развития речевых умений.

    Практические упражнения.

    Составление (придумывание) схем (в рисунках, в графических элементах), отражающих представление о рождении речи через работу средств языка.

    Фонетика. Графика (3 кл. — 5 ч., 4 кл. — 4 ч.)

    Фонетическая система русского языка. Звуки речи. Звуковое строение слов. Слоги. Позиционное чередование гласных и согласных в слове. Оглушение, озвончение парных звонких и глухих согласных.

    Порядок букв в алфавите. Из истории создания алфавита. Практическое использование знания алфавита. Работа со словарями разных типов.

    Смыслоразличительная роль звуков и букв. Обозначение йотированных звуков. Общее представление о фонеме. Сильные и слабые позиции фонем. Особенности обозначения гласных и согласных на письме.

    Практические упражнения.

    Упражнения в отчётливом произнесении звуков в словах (скороговорки, шуточные стихи типа «невпопад», игры в «испорченный телефон», узнай, чей голосок и др.).

    Упражнения на сопоставление и подбор слов, отличающихся одним звуком (буквой). Игры со словами. Наблюдение над игрой слов в поэтических произведениях. Рифмовка слов (строк).

    Упражнения на развитие фонематического слуха. Звуковая запись слов с использованием транскрипции. Звуко- буквенные анализы слов. Письмо под диктовку текстов, более сложных в лексическом и орфографическом отношении.

    Упражнения на запоминание алфавита (сочинение за- поминалок, проверим друг друга) и правильное использование этого знания в практических ситуациях (работа со словарём, классным журналом, расписанием транспорта, каталоги книг в библиотеках и пр.)

    Орфоэпия (3 кл. — 3 ч., 4 кл. — 3 ч.)

    Более расширенное ознакомление с произносительными нормами: акцентологическими, произношением твёрдых и мягких согласных перед е, произношением звукосочетаний чн[шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр.

    Практические упражнения.

    Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произнесении слов, текстов. Игра в дикторы радио и телевидения.

    Упражнения на использование рифмовок для запоминания нормы произнесения слова.

    Упражнения на запись слов с произносительными пометами, в «переводе» норм произношения в нормы правописания.

    Лексика (3 кл. — 5 ч., 4 кл. — 5 ч.)

    Слово и разнообразие его лексических значений. Многозначность слова. Прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Омофоны.

    Устойчивые выражения (словосочетания), их образность, точность.

    Этимология. Почему мы так говорим? «Путешествия» слов во времени. Пути пополнения словарного запаса русского языка.

    Эмоциональная окрашенность речи. Образные средства языка: эмоциональная, оценочная лексика, уменьшитель- но-ласкательные морфемы слов, голосовые средства (интонация).

    Практические упражнения.

    Лексические анализы учебных и художественных текстов. Лингвистический эксперимент в точном выборе (угадывании) авторских слов-синонимов в предложении, тексте.

    Упражнения в развитии языкового чутья, понимание контекста.

    Упражнения на выбор различных конструкций, лексики в соответствии с заданной речевой ситуацией.

    Упражнения на редактирование, корректирование текстов.

    Морфемика (3 кл. — 5ч.,4 кл. — 5 ч.)

    Морфема как составная значимая часть слова: корень, суффикс, приставка, окончание.

    Роль морфем в образовании однокоренных слов. Однокоренные слова и форма слова. Отличие однокоренных слов от слов с омонимичными корнями (водный, водитель), от слов-синонимов.

    Исторический корень слова. Этимологические экскурсы слов (по выбору учащихся).

    Способы проверки орфограмм в корнях однокоренных слов.

    Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слово приставками или суффиксами.

    Практические упражнения.

    Упражнения на морфемный состав слов (слова с неявными морфемами).

    Исследования речи младших членов семьи и обмен «детскими речевыми перлами» типа намакаронился, от- землился.

    Упражнения на выбор рациональных способов, приёмов проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.

    Морфология (3 кл. — 6 ч., 4 кл. — 6 ч.)

    Наличие в языке частей речи (групп слов с общим значением) как отражение основных реалий окружающего мира: предметы — существительные, их признаки — прилагательные, их действия и состояния — глаголы, их количество — числительные и т.д. Роль и правописание местоимений. Общее представление о наличии в языке групплов — помощников глаголов (наречие, деепричастие), помощников существительного (причастий — признак по действию).

    Систематизация сведений о постоянных и изменяемых признаках частей речи. Полная и краткая форма имен прилагательных.

    Практические упражнения.

    Упражнения на нахождение и определение функций каждой части речи в составе предложений.

    Упражнения на морфологический анализ слов (признаки слова как части речи).

    Наполнение схем предложений, состоящих из частей речи, содержанием (составление предложений по схемам).

    Составление предложений, текстов с использованием тех частей речи, которые необходимы для выражения определённой мысли, чувства.

    Упражнения на подбор эмоционально-оценочной лексики (прилагательных, наречий и других частей речи) в разных речевых ситуациях.

    Синтаксис. Пунктуация (3 кл. — 5 ч., 4 кл. — 6 ч.)

    Словосочетание и предложение (общее, различие). Систематизация сведений о признаках предложения. Предложения с однородными членами. Интонационная окраска предложений. Знаки препинания, употребляемые в предложении.

    Простые и сложные предложения. Предложения с вводными словами.

    Стилевые и композиционные особенности разных типов текста: повествования, описания, рассуждения. Диалог.

    Практические упражнения.

    Упражнения на построение высказываний в объёме предложения, текста.

    Упражнения на «чтение» знаков препинания, достижения нужной интонационной окраски.

    Упражнения на расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами (варианты членов с зависимыми словами), составление схем как аргумента выбора пунктуационного решения).

    Чтение и пунктирование сплошных текстов.

             Выразительное чтение художественных текстов (ситуации чтецов на сцене, чтения маленьким детям и др.).

    Инсценирование, составление и разыгрывание диалогов (соблюдение интонационной окраски согласно речевой задаче).

    Упражнения на запись текста (под диктовку, самостоятельное составление и запись соблюдением орфографических и пунктуационных норм).

    Методическое обеспечение программы.

    Формы и  виды занятий с детьми:

    Творческие эссе

    «Профессия моих родителей»

    «История вещей»

    «Интервью с...».

    Проекты

    «Народные сказки»

    «Авторские сказки»

    «Любимые писатели, произведения и герои».

    Художественный журнал класса

    «Проводники наших мыслей и чувств».

    Социальные очерки

    «Мы путешествуем», «Полет на Луну».

    Творческие диктанты

    Мини-сочинения

    «Звуки весны»

    «Мой четвероногий друг»

    « Мой друг- книга».

    Конкурсы знатоков

    КВНы

    Участие в олимпиаде по русскому языку

     

    Методической особенностью организации внеклассной деятельности учащихся по курсу «Интеллектуалы. Секреты русского языка» является новая современная образовательная технология. Эта технология представляет собой совокупность игрового, культурного, художественно-творческого пространства, в котором ребёнок обретает жизненный опыт, ценности, открывает истину, выстраивает собственные знания, формирует образ «Я» в культуре мира.

    Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.

    Характерной особенностью данной программы является занимательность изложения материала по содержанию и по форме.

    Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий:

    - эвристическая беседа;

    - интеллектуальная игра;

    - викторина;

    - практикум по решению задач повышенной сложности;

    - творческая работа;

    - самостоятельная работа;

    - турниры, олимпиады.

    Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия рекомендуется применение дидактической игры, как современного и признанного метода обучения и воспитания.

    Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать на занятиях все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

    Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

    Средства, необходимые для реализации программы.

    Вид

    Наименование объектов и средств материально технического обеспечения

    Книгопечатная продукция

    - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации . – М.: Просвещение, 2011

    - Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство «Просвещение», 2008.

     - Программа «Занимательная лингвистика», автор-составитель И.Н.Горбунова. – Волгоград: Издательство «Учитель»,2009г.

    Печатные пособия

     

    Компьютерные и информационно – коммуникативные средства

    Интерактивные программы  и  издания  на  электронных  носителях (CD,  DVD, диск « Академия младшего школьника»)

    Технические средства

    1.Интерактивная доска.

    2.   Магнитная доска.

    3.   Персональный компьютер с принтером.

    4.   Мультимедийный проектор.

    5.Детские нетбуки.

    6. Документ-камера.

    Список литературы.

    Для педагога:

    1. Желтовская Л.Я. Программа по русскому языку (УМК «Планета знаний»). — М.: ACT, Астрель.
    2. Лосева Л.М. «Как строится текст». — М., 1980.
    3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1989.
    4. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. Учебное пособие, 2007.
    5. Оконь В. «Основы проблемного обучения. — М.: «Академия», 2004.
    6. Сидоренков В А. Углубленное изучение русского языка. Книга для учителя. — М.: Просвещение. 1996.: 
    7. Г.Александрова «Занимательный русский язык» ( серия « Нескучный учебник» ), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
    8. Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999.

    Для детей и родителей:

    1. М.Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
    2. Э.Вартанян « Крылатые слова» , М, Астрель, 2001
    3. В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
    4. Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
    5. «Речевые секреты» под. редакцией Т.Ладыженской, М, 1993
    6. Панов Г.А. «Занимательные задания по русскому языку». – М.: Издательство     «Просвещение», 2008.

    Календарно-тематический план.

    Тематика

    Количество часов

    Формы, виды занятий

    Дата проведения

    общее

    теория.

    практика

    3 класс

    1. Фонетика.

    5

    2

    3

    1. Вводное занятие. «В гости к Алфавиту»

    1

    0,5

    0,5

    Деловая игра «Друзья русского языка»

    2. Наши помощники звуки, буквы и слова

    1

    0,5

    0,5

    Входное тестирование.

    3. К тайнам звуков и букв

    1

    0,5

    0,5

    Творческие игры и задания.

    4. Встреча с «йоти- ком» (расширение представлений)

    1

    0,5

    0,5

    Устный журнал.

    5.Конкурс знатоков.

    1

    1

    Игра — активатор

    2. Морфемика (словообразование)

    5

    2

    3

    1.В глубь веков на Машине времени

    1

    0,5

    0,5

    Работа с текстами, родословными.

    2. К дедам, прадедам и пра-, пра-, пра-

    2

    1

    1

    Составление опорной таблицы. Работа с текстами и интерактивной доской.

    3. К словам-род- ственникам.

    1

    0,5

    0,5

    Работа с текстами. Упражнения, дидактические игры.

    4.Умники и умницы

    1

    1

    Ролевая игра.

    3. Морфология

    5

    2

    3

    1. К несметным сокровищам Страны Слов

    1

    0,5

    0,5

    Игра с «Митрофанушкой».

    2. В городе Имён Существительных

    1

    0,5

    0,5

    Составление координационных схем и интерактивной доской.

    3. В гостях у дядюшки Глагола

    1

    0,5

    0,5

    Составление опорного конспекта. Игровые упражнения.

    4. Прилагательное к чему прилагается?

    1

    0,5

    0,5

    Кроссворды, игры, ребусы.

    5. Знаешь ли ты части речи?

    1

    1

    Защита рефератов.

    4. Пунктуация

    5

    1,5

    3,5

    1. Эмоциональная и интонационная выразительность.

    1

    0,5

    0,5

    Разработка плана мини — сочинения.

    2. «Казнить нельзя помиловать»

    1

    0,5

    0,5

    Игровой разбор фраз.

    3. Найди «меня» в тексте

    2

    0,5

    0,5

    Игра: поиск знаков препинания.

    4. Поговорим? Литературная гостиная

    2

    1

    Конкурс чтецов.

    5.Турнир любителей русского языка

    1

    Игра «Что? Где? Когда?»

    5. Лексика

    5

    1,5

    3,5

    1. К словам разнообразным, одинаковым и разным

    1

    0,5

    0,5

    Игра «Определи портрет слова, кроссворд, лесенка слов.

    2. В театре близнецов

    1

    0,5

    0,5

    Упражнения, кроссворд с синонимами и анонимами.

    3. Литературная гостиная

    1

    1

    Проба пера (эссе).

    4. Эмоциональные языковые средства

    1

    0,5

    0,5

    Анализ троп.

    5. Что? Где? Когда? языка

    1

    1

    Ролевая игра.

    6. Орфоэпия

    3

    0,5

    2,5

    1. Ударение-молоток

    Нормы произношения

    1

    -

    1

    Стихотворная мастерская.

    2. Что такое рифма?

    1

    0,5

    0,5

    Проба пера.

    3.Литературная гостиная

    1

    1

    Стихотворные презентации.

    7.От слова к речи

    8.Олимпиада по русскому языку

    1

    0,5

    0,5

    Образное изображение рождения речи.

    Итого:

    30 часов

    10

    20

    4 класс

    1. Фонетика.

    4

    1

    3

    1. Вводное занятие. «В мире звуков»

    1

    0,5

    0,5

    Деловая игра «От А до Я».

    2. Чей это голос?

    1

    1

    Игровые упражнения. Метаграммы.

    3. Хитрый звук

    1

    0,5

    0,5

    Игра «Найди звук» и « Слова-перевёр- тыши».

    4. Играем с JI. Керроллом

    1

    1

    Игра-соревнование.

    2. Язык и речь

    1

    0,5

    0,5

    Образный рисунок.

    3. Морфемика (словообразование)

    5

    2,5

    2,5

    1.Экскурсия к истокам слова

    1

    0,5

    0,5

    Работа с текстами и интерактивной доской.

    2. Собирал человек слова

    2

    1

    1

    Игровые упражнения.

    3. Встреча с тильдой

    1

    0,5

    0,5

    Цепочки слов, упражнения, дидактические игры.

    4. Умники и умницы

    1

    0,5

    0,5

    Ролевая игра.

    4. Морфология

    6

    2

    4

    1. Откуда происходят наши корни?

    1

    0,5

    0,5

    Игровые упражнения, дидактические игры.

    2. Слова знаменательные и служебные.

    1

    0,5

    0,5

    Составление координационных схем и интерактивной доской.

    3. Где приставка, где предлог?

    1

    1

    Упражнения, схемы строения слов, викторина « Что могут предлоги?»

    4. Группы слов- помощников глаголов и существительных

    2

    1

    1

    Кроссворд, ребусы, шарады, игры, ме- таграммы.

    5. Знаешь ли ты части речи?

    1

    1

    Игра-викторина.

    5. Пунктуация

    6

    1,5

    4,5

    1. А есть ли здесь смысл?

    1

    0,5

    0,5

    Деформированный текст с водными словами и междометиями.

    2 .Литературная

    гостиная

    1

    1

    Проба пера (эссе).

    3 .Помощь ИКТ в

    изучении русского языка. Поиск дидактических игр в Интернете.

    1

    0,5

    0,5

    4. Выразительные средства языка

    2

    0,5

    1,5

    Мини-сочинения. Творческие задания.

    5. Турнир любите

    лей русского языка

    1

    1

    Школьный тур олимпиады по русскому языку.

    6. Лексика

    4

    1,5

    2,5

    1. Крылатые

    слова.

    1

    0,5

    0,5

    Игровой разбор фраз.

    2. Литературная

    гостиная

    1

    0,5

    0,5

    Творческое задание.

    3. Почему мы так

    говорим?

    1

    0,5

    0,5

    Работа с текстами

    и интерактивной доской.

    4. Брейн-ринг

    1

    1

    Игра-активатор.

    7. Орфоэпия

    1,5

    2,5

    1. Рифмуем вместе

    1

    0,5

    1,5

    Проба пера. Творческие задания.

    2. Литературная

    гостиная.

    1

    0,5

    0,5

    Устный журнал.

    3. Антология стиха

    1

    0,5

    0,5

    Конкурс чтецов.

    4. Антология

    прозы

    1

    1

    Защита рефератов.

    8. Олимпиада по

    русскому языку

    1

    1

    Итого

    30

    часов

    10,5

    19,5


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа Русский язык (1 кл ОС "Школа 2100")

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно - тематическое планирование, содержание тем курса, таблицу требований к умениям уч -ся...

    Рабочая программа "Русский язык" 4 класс УМК "Школа 2100"

    Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Школа 2100". Включает в себя: пояснительную записку, оценку знаний, календарно-поурочное и развернутое календарно тематическое планирование, УМК, ...

    Рабочая программа Русский язык 1 класс

    По системе ЗанковаРабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку (2010г.) и авторской прогр...

    Рабочая программа русский язык (ФГОС) 2 класс. Школа 21 века

    Рабочая программа по русскому языку согласно требованиям ФГОС. УМК"Школа XXI века". Содержит пояснительную записку, УУД, развёрнутое тематическое планирование"...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018

             Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...

    Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.

    Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму.  Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...

    Рабочая программа. Русский язык с компонентом " родной язык ". 4 класс . Планета знаний

    Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе " Планета знаний"...