Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме

Елена Владимировна Ковалева

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_vneurochnoy_deyatelnosti.rar76.27 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

  Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа развития речи»  имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования,  учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Целью занятий, проводимых по данной программе, является  повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
В программе  реализуются следующие задачи:

обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;

воспитание познавательного интереса к родному языку;

решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;

способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;

содействие развитию речи детей.

Формы работы:

Деловые игры;

Беседы,  викторины;

Исследовательская деятельность;

Коллективные творческие дела;

Смотры-конкурсы, выставки;

Соревнования;

Экскурсии

В процессе обучения  используются следующие педагогические технологии:

личностно ориентированные,

здоровьесберегающие,

развивающие,

информационно-коммуникационные.

Методы обучения:

в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический;

в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в активном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Программа рассчитана  на один год обучения.

Программа является модульной и  состоит из 4 модулей, общим объёмом 33 часа, из них теоретических 9 часов и 21 практических, рассчитана на первый уровень результатов внеучебной деятельности. Занятия проводятся  по 1 часу в неделю продолжительностью 35 минут.

 Реализация программы  рассчитана на организацию работы учащихся во внеурочное время.

Возраст детей, участвующих в данной программе,  7- 8 лет

    В процессе изучения программы обучающиеся

      должны знать:

Понятие слово. Толковый словарь.

Однозначные и многозначные слова.

Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.

Понятие о тексте. Тема текста.

Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.

     должны уметь:

Уметь выделить слова- «родственники» среди других слов.

Определить лексическое значение слова по предметным картинкам, контексту.

Редактировать простое предложение.

Интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным , восклицательным знаками )

Пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения , благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

Роль программы «Школа развития речи» в формировании универсальных учебных действий, ключевые компетенции.

      Данная программа предназначена для учащихся 1 классов, которые только приступили к изучению русского языка. Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

      К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

Личностные результаты – общие представления о мире, осознание языка, как основного средства общения между людьми;

Метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников

Предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах русского языка (фонетических, лексических), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово, предложение.

       В коммуникативной сфере:

Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;

Языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; употребление в речи синонимов, антонимов, многозначных  слов, расширение запаса активного словаря младшего школьника.

Социокультурная осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.

      В познавательной сфере:

умение сравнивать языковые явления родного языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений;

умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств;

умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных для младших школьников пределах.

      В ценностно-ориентационной сфере:

представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;

приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;

развитие чувства прекрасного;

умение следовать плану в своём учебном труде

Содержание программы

Школа развития речи. 1 класс. – 33 часа (1 час в неделю)

Речь. Техника и выразительность речи – 2 часа

 Речь и её значение в жизни. Техника речи. Речь устная и письменная . Особенности устной речи: окраска голоса, громкости, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

Слово – 14 часов

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Многозначные слова, слова-«родственники», слова-«друзья» (синонимы). Слова-«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).  Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова-«родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников».

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

Умение отличить слова-«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым»сходством.

Культура общения – 4 часа

  Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания

Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

Текст – 10 часов

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

Резерв – 3 часа

Учебно-тематический план программы «Школа развития речи»

(1-я подгруппа)

№ п/п

№ п/т

Дата план

Дата факт.

Тема

Теория

Практ.

Речь. Техника и выразительность речи – 2 часа

1

1

07.09

Речь и ее значение в жизни человека. Техника речи. Речь устная и письменная. Особенности устной речи.

1

2

2

14.09

Тише, громче. Регулирование  громкость речи, темп речи.

1

Слово – 14 часов

3

1

28.09

Слово. Лексическое значение слова.

1

4

2

05.10

 Озорные буквы

1

5

3

12.10

Слова играют в прятки

1

6

4

19.10

Слово и его значение

1

7

5

26.10

Прямое и переносное значение слова

1

8

6

16.11

Экскурсия в школьный музей

1

9

7

23.11

Многозначные слова

1

10

8

30.11

Синонимы – слова-друзья. Омонимы. Антонимы.

1

11

9

07.12

Тематические группы слов.

1

12

10

14.12

Наш цветной мир

1

13

11

21.12

Что на что похоже.

1

14

12

28.12

Посещение Новогоднего праздника в ДК «Визит»

1

15

13

11.01

Голоса природы.

1

16

14

18.01

Загадки

1

Культура речи – 4 часа

17

1

25.01

Культура речи. Вежливые слова.

1

18

2

01.02

Пословицы.

1

19

3

08.02

Учимся рассуждать.

1

20

4

29.02

Посещение детской библиотеки

1

Текст – 10 часов

21

1

07.03

Текст.

1

22

2

14.03

Заглавие текста.

1

23

3

28.03

Тема текста.

1

24

4

04.04

Посещение спектакля

1

25

5

11.04

Повторение пройденного.

1

26

6

18.04

Опорные слова.

1

27

7

25.04

Мы строим текст.

1

28

8

02.05

План текста.

1

29

9

16.05

План текста. Проверочная работа.

1

30

10

23.05

Праздник  «Прощай, первый класс!»

1

Резерв – 3 часа

9

21

Учебно-тематический план программы «Школа развития речи»

(2-я подгруппа)

№ п/п

№ п/т

Дата план

Дата факт.

Тема

Теория

Практ.

Речь. Техника и выразительность речи – 2 часа

1

1

08.09

Речь и ее значение в жизни человека. Техника речи. Речь устная и письменная. Особенности устной речи.

1

2

2

15.09

Тише, громче. Регулирование  громкость речи, темп речи.

1

Слово – 14 часов

3

1

22.09

Слово. Лексическое значение слова.

1

4

2

29.09

 Озорные буквы

1

5

3

06.10

Слова играют в прятки

1

6

4

13.10

Слово и его значение

1

7

5

20.10

Прямое и переносное значение слова

1

8

6

27.10

Экскурсия в школьный музей

1

9

7

17..11

Многозначные слова

1

10

8

24.11

Синонимы – слова-друзья. Омонимы. Антонимы.

1

11

9

01.12

Тематические группы слов.

1

12

10

08.12

Наш цветной мир

1

13

11

15.12

Что на что похоже.

1

14

12

22.12

Посещение Новогоднего праздника в ДК «Визит»

1

15

13

12.01

Голоса природы.

1

16

14

19.01

Загадки

1

Культура речи – 4 часа

17

1

26.01

Культура речи. Вежливые слова.

1

18

2

02.02

Пословицы.

1

19

3

09.02

Учимся рассуждать.

1

20

4

01.03

Посещение детской библиотеки

1

Текст – 10 часов

21

1

15 .03

Текст.

1

22

2

29.03

Заглавие текста.

1

23

3

05.04

Тема текста.

1

24

4

12.04

Посещение спектакля

1

25

5

19.04

Повторение пройденного.

1

26

6

26.04

Опорные слова.

1

27

7

03.05

Мы строим текст.

1

28

8

10 .05

План текста.

1

29

9

17.05

План текста. Проверочная работа.

1

30

10

24.05

Праздник  «Прощай, первый класс!»

1

Резерв – 3 часа

9

21

Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы

Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» : Рабочие тетради для детей 7-8 лет: В 2-х частях/ - М.: РОСТ, 2011. – 2-е изд. - (Юным умникам и умницам).

Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь: Методическое пособие. 1 класс / - М.: РОСТ, 2011. - (Юным умникам и умницам).

Кондратов В. Н. Грамматические игры и загадки. - Кострома: 2001

АрсирийА. Т., Дмитриева Т. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М.: «Просвещение», 2003

Григорян Л. Т. Экспериментальные материалы для внеклассной работы по русскому языку. - М.: «Просвещение», 2000.

Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: просвещение, 1990.

Вишневская Е.Е., Красноперова Л.Л. Развитие речи. – М.: Просвещение, 1989.

8.Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.

Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Академия холдинг, 2002.

Ушакова Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990

Продукция компании Кирилла и Мефодия: http://nachalka.info/

Сетевые конкурсы и олимпиады для учеников начальных классов:

http://www.nachalka.com/konkurs

Познавательный портал: http://clow.ru/

Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net

Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ 

Планируемые результаты

1-й класс

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты 

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...