Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_vneurochnoy_deyatelnosti.rar | 76.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа развития речи» имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Целью занятий, проводимых по данной программе, является повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
В программе реализуются следующие задачи:
обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
воспитание познавательного интереса к родному языку;
решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;
содействие развитию речи детей.
Формы работы:
Деловые игры;
Беседы, викторины;
Исследовательская деятельность;
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки;
Соревнования;
Экскурсии
В процессе обучения используются следующие педагогические технологии:
личностно ориентированные,
здоровьесберегающие,
развивающие,
информационно-коммуникационные.
Методы обучения:
в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический;
в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в активном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Программа рассчитана на один год обучения.
Программа является модульной и состоит из 4 модулей, общим объёмом 33 часа, из них теоретических 9 часов и 21 практических, рассчитана на первый уровень результатов внеучебной деятельности. Занятия проводятся по 1 часу в неделю продолжительностью 35 минут.
Реализация программы рассчитана на организацию работы учащихся во внеурочное время.
Возраст детей, участвующих в данной программе, 7- 8 лет
В процессе изучения программы обучающиеся
должны знать:
Понятие слово. Толковый словарь.
Однозначные и многозначные слова.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.
Понятие о тексте. Тема текста.
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.
должны уметь:
Уметь выделить слова- «родственники» среди других слов.
Определить лексическое значение слова по предметным картинкам, контексту.
Редактировать простое предложение.
Интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным , восклицательным знаками )
Пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения , благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.
Роль программы «Школа развития речи» в формировании универсальных учебных действий, ключевые компетенции.
Данная программа предназначена для учащихся 1 классов, которые только приступили к изучению русского языка. Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
Личностные результаты – общие представления о мире, осознание языка, как основного средства общения между людьми;
Метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников
Предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах русского языка (фонетических, лексических), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово, предложение.
В коммуникативной сфере:
Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;
Языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; употребление в речи синонимов, антонимов, многозначных слов, расширение запаса активного словаря младшего школьника.
Социокультурная осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.
В познавательной сфере:
умение сравнивать языковые явления родного языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений;
умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств;
умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных для младших школьников пределах.
В ценностно-ориентационной сфере:
представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;
развитие чувства прекрасного;
умение следовать плану в своём учебном труде
Содержание программы
Школа развития речи. 1 класс. – 33 часа (1 час в неделю)
Речь. Техника и выразительность речи – 2 часа
Речь и её значение в жизни. Техника речи. Речь устная и письменная . Особенности устной речи: окраска голоса, громкости, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Слово – 14 часов
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Многозначные слова, слова-«родственники», слова-«друзья» (синонимы). Слова-«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова-«родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.
Умение отличить слова-«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым»сходством.
Культура общения – 4 часа
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания
Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.
Текст – 10 часов
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
Резерв – 3 часа
Учебно-тематический план программы «Школа развития речи»
(1-я подгруппа)
№ п/п | № п/т | Дата план | Дата факт. | Тема | Теория | Практ. |
Речь. Техника и выразительность речи – 2 часа |
1 | 1 | 07.09 | Речь и ее значение в жизни человека. Техника речи. Речь устная и письменная. Особенности устной речи. | 1 |
2 | 2 | 14.09 | Тише, громче. Регулирование громкость речи, темп речи. | 1 |
Слово – 14 часов |
3 | 1 | 28.09 | Слово. Лексическое значение слова. | 1 |
4 | 2 | 05.10 | Озорные буквы | 1 |
5 | 3 | 12.10 | Слова играют в прятки | 1 |
6 | 4 | 19.10 | Слово и его значение | 1 |
7 | 5 | 26.10 | Прямое и переносное значение слова | 1 |
8 | 6 | 16.11 | Экскурсия в школьный музей | 1 |
9 | 7 | 23.11 | Многозначные слова | 1 |
10 | 8 | 30.11 | Синонимы – слова-друзья. Омонимы. Антонимы. | 1 |
11 | 9 | 07.12 | Тематические группы слов. | 1 |
12 | 10 | 14.12 | Наш цветной мир | 1 |
13 | 11 | 21.12 | Что на что похоже. | 1 |
14 | 12 | 28.12 | Посещение Новогоднего праздника в ДК «Визит» | 1 |
15 | 13 | 11.01 | Голоса природы. | 1 |
16 | 14 | 18.01 | Загадки | 1 |
Культура речи – 4 часа |
17 | 1 | 25.01 | Культура речи. Вежливые слова. | 1 |
18 | 2 | 01.02 | Пословицы. | 1 |
19 | 3 | 08.02 | Учимся рассуждать. | 1 |
20 | 4 | 29.02 | Посещение детской библиотеки | 1 |
Текст – 10 часов |
21 | 1 | 07.03 | Текст. | 1 |
22 | 2 | 14.03 | Заглавие текста. | 1 |
23 | 3 | 28.03 | Тема текста. | 1 |
24 | 4 | 04.04 | Посещение спектакля | 1 |
25 | 5 | 11.04 | Повторение пройденного. | 1 |
26 | 6 | 18.04 | Опорные слова. | 1 |
27 | 7 | 25.04 | Мы строим текст. | 1 |
28 | 8 | 02.05 | План текста. | 1 |
29 | 9 | 16.05 | План текста. Проверочная работа. | 1 |
30 | 10 | 23.05 | Праздник «Прощай, первый класс!» | 1 |
Резерв – 3 часа |
9 | 21 |
Учебно-тематический план программы «Школа развития речи»
(2-я подгруппа)
№ п/п | № п/т | Дата план | Дата факт. | Тема | Теория | Практ. |
Речь. Техника и выразительность речи – 2 часа |
1 | 1 | 08.09 | Речь и ее значение в жизни человека. Техника речи. Речь устная и письменная. Особенности устной речи. | 1 |
2 | 2 | 15.09 | Тише, громче. Регулирование громкость речи, темп речи. | 1 |
Слово – 14 часов |
3 | 1 | 22.09 | Слово. Лексическое значение слова. | 1 |
4 | 2 | 29.09 | Озорные буквы | 1 |
5 | 3 | 06.10 | Слова играют в прятки | 1 |
6 | 4 | 13.10 | Слово и его значение | 1 |
7 | 5 | 20.10 | Прямое и переносное значение слова | 1 |
8 | 6 | 27.10 | Экскурсия в школьный музей | 1 |
9 | 7 | 17..11 | Многозначные слова | 1 |
10 | 8 | 24.11 | Синонимы – слова-друзья. Омонимы. Антонимы. | 1 |
11 | 9 | 01.12 | Тематические группы слов. | 1 |
12 | 10 | 08.12 | Наш цветной мир | 1 |
13 | 11 | 15.12 | Что на что похоже. | 1 |
14 | 12 | 22.12 | Посещение Новогоднего праздника в ДК «Визит» | 1 |
15 | 13 | 12.01 | Голоса природы. | 1 |
16 | 14 | 19.01 | Загадки | 1 |
Культура речи – 4 часа |
17 | 1 | 26.01 | Культура речи. Вежливые слова. | 1 |
18 | 2 | 02.02 | Пословицы. | 1 |
19 | 3 | 09.02 | Учимся рассуждать. | 1 |
20 | 4 | 01.03 | Посещение детской библиотеки | 1 |
Текст – 10 часов |
21 | 1 | 15 .03 | Текст. | 1 |
22 | 2 | 29.03 | Заглавие текста. | 1 |
23 | 3 | 05.04 | Тема текста. | 1 |
24 | 4 | 12.04 | Посещение спектакля | 1 |
25 | 5 | 19.04 | Повторение пройденного. | 1 |
26 | 6 | 26.04 | Опорные слова. | 1 |
27 | 7 | 03.05 | Мы строим текст. | 1 |
28 | 8 | 10 .05 | План текста. | 1 |
29 | 9 | 17.05 | План текста. Проверочная работа. | 1 |
30 | 10 | 24.05 | Праздник «Прощай, первый класс!» | 1 |
Резерв – 3 часа |
9 | 21 |
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» : Рабочие тетради для детей 7-8 лет: В 2-х частях/ - М.: РОСТ, 2011. – 2-е изд. - (Юным умникам и умницам).
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь: Методическое пособие. 1 класс / - М.: РОСТ, 2011. - (Юным умникам и умницам).
Кондратов В. Н. Грамматические игры и загадки. - Кострома: 2001
АрсирийА. Т., Дмитриева Т. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М.: «Просвещение», 2003
Григорян Л. Т. Экспериментальные материалы для внеклассной работы по русскому языку. - М.: «Просвещение», 2000.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: просвещение, 1990.
Вишневская Е.Е., Красноперова Л.Л. Развитие речи. – М.: Просвещение, 1989.
8.Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.
Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Академия холдинг, 2002.
Ушакова Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990
Продукция компании Кирилла и Мефодия: http://nachalka.info/
Сетевые конкурсы и олимпиады для учеников начальных классов:
http://www.nachalka.com/konkurs
Познавательный портал: http://clow.ru/
Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net
Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
Планируемые результаты
1-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...