Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
    рабочая программа (1 класс) по теме

    Ульянова Елена Алексеевна

    Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_kruzhka_ritorika.docx38.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тимашевский район, станица Медведовская

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №10

    УТВЕРЖДЕНО

    решение педсовета протокол №__

    от ______20__   года

    Председатель педсовета

        _____________                 ______

    Подпись, печать  ОУ                  Ф.И.О

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности

    кружок

    «Детская риторика»

    Срок реализации программы  4 года

    Возраст обучающихся         7-10 лет

                                                                                 

    Программу составила             Ульянова Е.А.

    2011 г.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, ориентироваться в конкретной речевой ситуации, строить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д. Значит, этим умениям надо целенаправленно учить. Чем раньше мы начнём развивать у детей  уникальный человеческий дар – дар слова, тем раньше сделаем всё, чтобы, по выражению языковеда В.И.Чернышёва, «открыть уста детей», тем скорее добьёмся желаемых результатов.                

    Предлагаемая программа имеет культурологическую  направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей эффективного общения – общения, при котором реализуются коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана.

    Данная программа разработана на основе программы   курса «Детская риторика» для  1-4 классов общеобразовательного учреждения (автор программы – Т.А. Ладыженская).                 Программа включает в себя не только обучение эффективному общению, но и лингвистические (словесные) игры, необходимые для развития устной речи (монологической и диалогической), а также для создания эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.         Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

        Цель программы - формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией.

    Задачи программы:        

    •  обучение эффективному (результативному) общению;
    •  обучение умелой, искусной, эффективной речи;
    •  формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;
    •  формирование у учащихся взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность.

    Принципы, лежащие в основе программы:

    • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

    • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

    • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
    • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

    Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения.

    В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

    Программа курса  кружка строится так, чтобы обогатить социальный опыт ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Цикл  лингвистических игр «Познай себя» поможет каждому ребёнку найти достойное место в жизни и осознать  своё назначение в этом мире, почувствовать свою неповторимость, значимость.                         

                    Стремление учить серьёзному увлекательно объясняет отбор занимательного текстового материала, постановку задач проблемного характера, использование игровых приёмов, забавных сюжетов,  рисунков, с помощью которых ученики становятся активными участниками определённой речевой ситуации.                                                                        

    Программа кружка рассчитана на один год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять до 15 человек. Годовой курс программы рассчитан на 33занятия (1 занятие по 1 ч. в неделю) в 1 классе, 34 занятия во 2-4 классах (1 занятие в неделю).  Группа формируется из детей в возрасте от 7-10 лет.

    Формы организации занятий:

    - ознакомление с новым материалом;                 

    - закрепление изученного;

    - применение знаний и умений;

    - обобщение и систематизации знаний;

    -занятие – игра;

    Игровая форма некоторых заданий позволит каждому ребёнку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности.

    Ожидаемые результаты:                                                                                Учащиеся должны уметь:

    - согласовать свои действия с другими детьми;

    - общаться с людьми в разных ситуациях;

    - пользоваться разнообразными жестами;                                                                

    - пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

    - выполнять артикуляционные упражнения;

    - произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.

    - выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;

    - составлять предложения с заданными словами;

    Учебно-тематический план.

    1 год обучения

    Разделы

    Темы занятий

    Характеристика деятельности учащихся

    Кол-во часов

    Общение

    Объяснять значение речи, общения в жизни людей .

    Познакомиться с учебником .

     Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях .

    Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения

    Объяснять, зачем нужны вывески

    Различать вывески – слова и вывески-рисунки

    Обозначать вывески некоторых магазинов, кафе и т.д.

    9

    Плохо одному.

    2

    Здравствуйте! Привет!

    Доброе утро! Добрый вечер!

    Знайкина школа.

    2

    Вывески.

    1

    Слово веселит, огорчает, утешает.

    2

    Давайте договоримся.

    1

    1

    Поиграем вместе.

    Речь: устная и письменная

    9

    Говорим и пишем. Громко – тихо.

    Быстро – медленно.

    От чистоговорки к скороговорке.

    Узнай по голосу.

    Называть виды речевой деятельности Различать устную и письменную речь . Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д. Оценивать использование этикетных формул при телефонном разговоре

    Моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения (Называть средства несловесного общения . объяснять их значение при устном общении .

    Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач

     Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях

    Моделировать своё речевое поведение в ситуации прощания в зависимости от условий общения

    Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре

    Называть правила вежливости при разговоре

    Объяснять, почему их следует соблюдать

    Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм благодарности в разных ситуациях  

    Моделировать вежливое речевое поведение как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий общения

    Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам.

    Исполнять эти речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д

    1

    1

    Разговор по телефону.

    1

    Мимика и жесты.

    2

    До свидания! Счастливого пути!

    1

    Как себя вести во время разговора.

    1

    Спасибо! Подарок. Умей благодарить!

    1

    Новогодняя сказка.

    1

    Текст

    15

    Текст – что это такое. О чем можно узнать из заголовка.

    Различать текст и набор предложений.

    Определять тему текста .

    Объяснять роль заголовка .

    Озаглавливать текст.

    Оценивать уместность использования словесных инесловесных форм извинения в разных случаях.

    Моделировать своё речевое поведение в зависимости от ситуации извинения . Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте

    Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях.

    Выделять незнакомые слова в тексте.

    Выяснять значение непонятных слов.

    Определять основную мысль текста.

    Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте.

    Выделять начало, основную часть, конец текста.

    Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях .

    Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач .

    Называть изученные признаки текста .

    Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года.

    Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей

    2

    Извинение. От учтивых слов…

    2

    Очень важные слова.

    1

    Знакомые незнакомцы.

    1

    Оформление текста на письме. Знаки в тексте

    2

    Как построен текст.

    2

    Обращение.

    2

    Повторение и обобщение.

    2

    Отчётное занятие

    1

    Всего

    33 часа

    Общая характеристика учебного предмета

    Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

    В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

    Первый блок – «Общение» даёт представление о

    – сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

    – компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

    Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

    Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

    – тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

    – типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

    – речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

    Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

    Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. 

    Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты

    1-й класс

    Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

    осознавать роль речи в жизни людей;

    оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

    объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

    Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

    соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

    реализовывать простое высказывание на заданную тему;

    ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

    самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

    – учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

    делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

    Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

    различать устное и письменное общение;

    различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

    уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

    анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

    продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

    распознавать и вести этикетный диалог;

    отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

    находить по абзацным отступам смысловые части текста;

    выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

    осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

    выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

    сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

    сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

    оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

    Формы и виды контроля

    Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д. Важность этого предмета для младших школьников подчеркивается тем, что «Риторика» рекомендована для внеурочной деятельности  новым стандартом.

    Материально-техническое обеспечение

    образовательного процесса.

    Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента. В книге раскрывается процесс обучения по учебным пособиям «Детская риторика», «Школьная риторика», «Риторика» для 1–11-го классов в соответствии с образовательной программой «Школа 2100».

    Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента. В пособии рассматривается реализованная в учебниках риторики технология обучения речевым жанрам как разновидностям текста, которые реально существуют в жизни и которыми нужно овладеть, чтобы общение было успешным.

    К техническим средствам обучения, относятся:

    • DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;

    • цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);

    • компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.

    Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого курса, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.

    Кроме того, эти средства позволяют разнообразить

    – виды деятельности учеников на уроке;

    – приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);

    – процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.

    Рассмотрено на МО                                                            Согласовано

    Учителей начальных классов                                          Завуч по ВР      

    Протокол № ____________                                                 _____________________

    От «____»____________2011 г.               «___»___________2011г.

    Руководитель  МО ________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности по военно - патриотическому направлению в начальной школе. Кружок "Я живу в России"

    Программа "Я живу в России" составлена на основе Концепции духовно - нравственного восприятия российских школьников, с учётом "Требований к результатам освоения основной образовательной программы нача...

    Рабочая программа "Проектная деятельность" в рамках ФГОС. Реализация компонента внеурочной деятельности.

    Программа  " Работа над проектами" предназначена для реализации компонента внеурочной деятельности Федеральных государственных стандартов в школе 1 ступени.  Программа проектной деятельности...

    Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.

    Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...

    рабочая программа внеурочной деятельности "Детская риторика"

    рабочая программа и КТП для 1 - го и 2 - го класса по внеурочной деятельности...

    АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

    АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

    Рабочая программа внеурочной деятельности с КТП. Учусь создавать проект (Проектная деятельность) ФГОС

    Рабочая программа. Программа внеурочной деятельности. Учусь создавать проект (Проектная деятельность). Программа «Учусь создавать проект» включает 135 часов по 1 занятию в неделю с 1 по...