Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Необычное в обычном» Направление «общеинтеллектуальное» 4 класс
    проект (4 класс)

    Волкова Наталья Павловна

    Актуальность. Актуальность программы обусловлена общественной необходимостью в поддержке в ребёнке любопытства и тяги к созиданию, творческого отношения к окружающей действительности, интереса к экспериментаторству и изобретательству, которые в будущем станут реальной профессией инноватора и приведут к формированию поколения инновационно-ориентированной молодёжи как базового ресурса развития страны.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    «Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»

    Рассмотрено

    на заседании МО учителей  начальных классов

    Протокол

    от «»    2019 г.

    руководитель МО

    _______Г.А. Зайцева

    Согласовано

    Зам. директора по ВР

    ______О.В. Ядрышникова

    « »   2019 г.

    Утверждено

    Приказом директора

    Салемальской школы-интерната

    от « »   2019 г.

    _______И.А. Огородникова

    Рабочая программа по внеурочной деятельности

    «Необычное в обычном»

    Направление «общеинтеллектуальное»

    4 класс

    Продолжительность занятия

    Периодичность в неделю

    Количество часов

    Количество часов в год

    40 минут

    2 раза

    2 час

    68 часов

                                                                                              Педагог:

    Волкова Наталья Павловна,

    учитель начальных классов

    Салемал,

    2019 г.

    Пояснительная записка

              Программа внеурочной деятельности составлена на основе программы  Уразбаева С. У., Конова Н. Г., Вьюгова Т. С. «Мир моих интересов. Комплексная образовательная программа» / под ред. Н. Г. Коновой. - Томск: АНО ДПО  «Открытый молодёжный университет»,  2016. - 50 с.

      Программа «Другой взгля-другой мир» (далее - Программа) предназначена для организации внеурочной деятельности по направлению общеинтеллектуального развития учащихся 2  класса.  

    Программа обеспечена учебно-методическим комплексом (УМК), который состоит из технологических карт занятий, интерактивного электронного учебника, рабочей тетради, методических рекомендаций, и системой сопровождения всех участников образовательного процесса. Возрастающие требования к инновационной составляющей современного техникотехнологического развития России делают актуальными формирование мотивации детей и молодёжи к интеллектуальному развитию и научно-техническому творчеству, поддержку их исследовательской деятельности, реализацию собственных идей и задумок учащихся, формирование проектного и технического мышления.

    Программа является начальным этапом комплексной образовательной программы интеллектуального развития учащихся   и базисом для последовательного развития проектного и технического мышления, начиная от стимулирования исследовательского интереса, развития понятийного мышления и когнитивных способностей, развития абстрактно-логического и образного мышления.

    Актуальность. Актуальность программы обусловлена общественной необходимостью в поддержке в ребёнке любопытства и тяги к созиданию, творческого отношения к окружающей действительности, интереса к экспериментаторству и изобретательству, которые в будущем станут реальной профессией инноватора и приведут к формированию поколения инновационно-ориентированной молодёжи как базового ресурса развития страны.

    Новизна. Многолетний опыт работы по созданию мотивирующей интерактивной информационно-образовательной среды для начальной школы позволил создать пространство, в которое вовлечены все участники образовательных отношений: родитель, обучающийся и учитель. В связи с этим разработан полный комплект учебных, методических и сопроводительных материалов (интерактивный электронный учебник, рабочие тетради, планы конспектов занятий, кейсы для проведения конкурсов, экспериментов, образовательных экспедиций) и образовательно-игровые порталы. Программа состоит из содержательных блоков, обеспечивающих полное погружение обучающихся в игровую атмосферу и позволяющих на различном материале, доступном детям младшего школьного возраста, раскрывать их интересы, развивать мышление, формировать навыки исследовательской деятельности и навыки решения открытых творческих задач, создавать мотивацию к научно-техническому творчеству.

     Целью Программы является побуждение и закрепление творческого отношения к окружа-ющей действительности, выражающееся в активной исследовательской, а затем и научно-технической (изобретательской) деятельности.

    Задачи:

    1. Развитие познавательного и исследовательского интереса, формирование мотивации к исследовательской деятельности и научно-техническому творчеству.

    2. Развитие понятийного мышления и когнитивных способностей , абстрактно-логического и образного мышления , системного мышления, исследовательских и коммуникативных навыков , творческого проектного мышления.

    3. Удовлетворение важных потребностей учащихся — в уважении, признании, общественном одобрении, возможности реализовать свои способности, сохранении и повышении самооценки, в активной деятельности.

    4. Достижение мета- предметных результатов, освоение универсальных учебных действий через опору на предметные аспекты информационно-образовательной среды и практическое взаимодействие с её технологиями.

    5. Развитие у разных субъектов информационно-образовательной среды — детей, педагогов, родителей — навыков организации и осуществления сотрудничества в совместной деятельности.

    Связь содержания программы

    с другими предметами

      Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей.

    В содержании Программы рассматриваются аспекты из разных учебных предметов, таких как: «Окружающий мир», «Труд», «Изобразительное искусство», «Математика».

    Особенности реализации программы

    Занятия проводятся в разнообразных формах, в которых новые знания детей возникают в результате совместной творческой деятельности обучающихся и педагога;

    В основе программы - единый игровой сюжет, погружению в атмосферу которого способствует «общение» с озвученными персонажами, а также оригинальная графика интерактивного электронного учебника и портала.

     Погружение задаёт иной стиль общения и правильно организованное занятие может стать событием в жизни учащихся, шансом для многих проявить свои таланты и способности, не находящие выход в рамках обычного урока.

            Описание места программы в учебном плане

    Занятия по программе проходят вне учебных занятий во второй половине дня. На изучение программы отводится 2 ч в неделю (68 ч. - в 4 классе - 34 учебных недели).

    Программа внеурочной деятельности основывается на принципах доступности, системности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалогичности.

    Принцип доступности осуществляется путём такого распределения материала в течение учебного года и всего курса в целом, что младшие школьники на основе программы «Необычное в обычном» закрепляют и углубляют знания по изученным предметам, знакомятся с научными знаниями с учётом психофизических и возрастных особенностей. Связь занятий по данной программе с изучаемыми предметами поможет усилить межпредметные связи, расширить сферу получаемой информации, подкрепить мотивацию обучения.

    Принцип системности. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

    Принцип диалогичности.  В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

    Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение идентификации младших школьников себя с Россией, народами России, российской культурой, природой родного края.

    Принцип коллективности предполагает воспитание и образование младшего школьника в детско-взрослых коллективах, даёт опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими.

    Принцип проектности предусматривает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку младшего школьника к проектной деятельности, развёртываемой в логике замысел - реализация - рефлексия. В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. При работе над проектом появляется возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

    Методическая основа занятий - деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей, начиная с первого класса.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты

    К концу учебного года у выпускника предполагается формирование и развитие следующих универсальных учебных действий (УУД).

    Личностные: готовность и способность к саморазвитию, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности по направлению научно-технического творчества, изобретательства; формирование ценностного отношения к окружающему миру.

    Регулятивные: формирование умения формулировать цель деятельности, планировать пути её достижения, соотносить свои действия с планируемыми результатами; формирование умений удерживать правила, инструкции во времени, следовать простейшим алгоритмам, прогнозировать возможные варианты ответа.

    Познавательные: формирование умения осмыслять и интерпретировать информацию, выделять главное, фиксировать выводы в словесной, изобразительной, схематичной, модельной формах; умения решать проблемные познавательные задачи, видеть их в системе взаимосвязей с разными факторами; умения оценивать свою деятельность.

    Коммуникативные: формирование умения организовывать деятельность внутри группы с распределением между собой ролей, умения слушать и понимать собеседника, осознавать и аргументировать своё мнение.

    В технологических картах всех форм занятий Программы указаны УУД, формируемые на этапах занятий.

    Личностными результаты:

    -развитие любознательности, сообразительности при выполненииразнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

    -развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, уменияпреодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельностилюбого человека;

    -воспитание чувства справедливости, ответственности;

    -развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартностимышления.

    Метапредметные результаты:

    - учиться работать по предложенному учителем плану.

    - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

    - слушать и понимать речь других.

    - читать и пересказывать текст.

    - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Предметные результаты:
    -обобщать, делать несложные выводы;

    -классифицировать свойства, предметы;

    -определять последовательность событий;

    -судить о противоположных явлениях;

    -давать определения тем или иным понятиям;

    Предметными результатами изучения курса «Необычное в обычном» является формирование следующих знаний и умений:

    Знать:

     -  как работать с учебной программой в копьютере;

     -  функциональные отношения между понятиями;

     -  закономерности и проводить аналогии.  

     -  как отличать верно выполненное задание от неверного.

    Уметь:

    -делать выводы в результате  совместной  работы всего класса. - Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, интернет ресурсы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

    - перерабатывать полученную информацию

    - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  химические и физические свойства.

    -донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    Формы занятий: 

    В программе предусмотрены разные формы организации деятельности:

    . в классе:

    . занятия-исследования, занятия-путешествия, тематические (настольные) игры, викторины;

    . в школе, за пределами школы: внеклассные мероприятия, в том числе в формате посвящений, праздников; образовательные экспедиции и др.

    . дома: самостоятельная деятельность на портале.

    Занятия в классе

    Занятие в классе предполагает чередование различных видов деятельности: выполнение заданий на бумажном носителе (рабочая тетрадь), выполнение заданий и работу с интерактивным электронным учебником, творческую деятельность. Выполнение заданий происходит индивидуально и в парах, в парах и группах. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения предусмотрены физкультминутки.

    На основе предоставляемых к занятиям дополнительных материалов можно организовать проектную и творческую деятельность в классе, либо вместе с родителями провести домашние эксперименты или подготовиться к творческому мероприятию в классе.

    Игровая деятельность в классе реализуется в Программе с использованием интерактивного электронного учебника.

    Самостоятельная деятельность учащихся на портале.

    Организация самостоятельной деятельности учащихся осуществляется с использованием образовательно-игровых порталов

     

    Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

                 В заключительной части программы основное внимание уделяется развитию творческого проектного мышления и проектной деятельности детей. Творческое проектное мышление сочетает способность рассматривать любую проблемную ситуацию как задачу и умение осуществлять поиск наиболее оптимального решения, создавая принципиально новые идеи, обходя стандарты и шаблоны.

    Если творческое мышление отличает поисковое начало, способность создавать новые идеи, воспринимать действительность в необычных сочетаниях, с необычной стороны, то проектное мышление методологично, что означает знание способов, приёмов и методов преобразования действительности, рефлексивность, способность абстрагироваться от наблюдаемых процессов и явлений. 42


    Таким образом, творческое проектное мышление сочетает живое воображение, системность и умение структурировать и переструктурировать информацию об объекте, прогнозировать ситуации его будущего состояния.

    Содержание курса

    Введение в программу.

     1.1. Вводное занятие «Полёт в Небесный город»

    Игра на актуализацию знаний о сюжете программы. Запуск «космического портала», виртуальный «перелёт» в Небесный город. Первое знакомство с понятием «мир», игра на ассоциации. Встреча с главным героем программы — Миронитом, упражнение на расшифровку послания Миронита.

    1.2. Знакомство с Мироцентром

    Знакомство с Небесным городом и его главной проблемой. Расширение понятия «мир», игра «Готовые миры с планеты Земля». Понятие выбора выбор темы для дальнейшей разработки. Деление на команды в соответствие с интересами. Настольная игра «Планирование маршрута по лабораториям мастеров».

    Раздел II. Проектирование решения

    2.1. Лаборатория мастера Та Лантыча

    Понятие о фантазировании. Интеллектуально-творческая разминка на развитие воображение. Легко ли придумывать? Что мешает придумывать? Метод научного прогнозирования Жюля Верна. Понятия «инерция» и «инерция мышления». Поиск оригинального решения для своей темы при помощи приёмов «мозгового штурма». Игра «Вход в экспертный совет». Оценка идей, понятие «критерии оценки», выбор лучшего решения.

    2.2. Лаборатория мастера Новатики

    Понятия свойств и функций объектов. Игра «Лиловая груша прямоугольной формы». Поиск нужных свойств для своего решения. Игра «Нано-, мото-, робо-». Упражнение «Хорошо-плохо». Оформление концепции своего решения.

    2.3. Лаборатория мастера Он Лайныча

    Знакомство с понятием «аналоги» и инструментами поиска в сети Интернет. Практическая работа по поиску в сети Интернет. Знакомство с профессией «аналитик», анализ аналогов своих решений из мультфильмов, фильмов, книг. Уточнение требований к своему решению.

    2.4. Лаборатория мастера Новатики

    Знакомство с понятием «эскиз», «эскиз 2D, 3D». Составные части и масштаб объекта. Практическая работа по созданию эскиза своего устройства исходя из разработанной ранее концепции и анализа аналогов.

    2.5. Внеклассное мероприятие

    Образовательная экспедиция в организацию, использующую методы генерации идей в своей деятельности (кейс).

    2.6. Лаборатория мастера Он Лайныча

    Знакомство с понятиями «моделирование» и «компьютерное моделирование». Изучение инструментов компьютерного моделирования с помощью программы по 3D-лепке (практическая работа). Построение алгоритма работы своего решения.

    2.7. Лаборатория мастера Бат Рейкина

    Практическая работа по созданию реальной модели (макета) своего решения с помощью разных ресурсов. Понятия «ресурсы», «материалы». Знакомство с разными видами современных инновационных материалов.

    2.8. Внеклассное мероприятие. Игра «живого действия»

    Открытое мероприятие с участием родителей. Подготовка: поиск и формулирование проблем и сложностей, связанных со своим решением. Проведение: Демонстрация созданных решений. Решение спонтанных изобретательских задач в командах. Улучшение свойств решений командами друг другу.

    2.9. Подведение итогов полугодия

    Занятие в формате акселератора. Практические упражнения «Моя команда», «Моя роль в команде». Сборка и оформление общего портфолио проекта команды на материале индивидуальных карточек проекта портала.

    Раздел III. Проектирование «мира»

    3.1. Лаборатории мастера Системыча

    Знакомство с профессией «футуролог», прогнозирование перемен в окружающем мире, исследование последствий созданных решений. Приём «Системный оператор», рассмотрение объ-ектов во времени и пространстве. Практическая работа «Локации мира», выбор локации с наибольшими прогнозируемыми изменениями. Упражнение «Элементы локации».

    3.2. Лаборатория мастера Та Лантыча

    Приём фантазирования «Метод фокальных объектов». Игра «Невпопад». Практическая работа по усовершенствованию элементов выбранной ранее локации мира.

    3.3. Лаборатория мастера Новатики

    Практическая работа по созданию эскиза всех элементов будущей локации «мира», анализ и подбор необходимых ресурсов для создания макета. Изготовление чертежа «мира».

    3.4. Лаборатория Бат Рейкина 46

    Образовательная экспедиция в организацию, использующую 3D-принтинг при производстве различных объектов (кейс).

    3.6. Лаборатория мастера Озарины

    Знакомство с видами представления проекта. Нестандартные форматы презентаций. Практическое упражнение «Навыки презентации». Знакомство с приёмами борьбы со страхом при публичных выступлениях. Выбор формата представления своего «мира», анализ и подбор нужных ресурсов.

    3.7. Лаборатория мастера Электронии

    Знакомство с видами мультимедиа-презентаций. Инструменты создания мультимедиа-презентаций. Практическая работа по созданию мультимедиа-презентации для представления своего «мира».

    3.8. Подведение итогов полугодия

    Занятие в формате акселератора. Практические упражнения «Моя команда», «Моя роль в команде». Сборка и оформление общего портфолио проекта команды на материале индивидуальных карточек проекта портала.

    Раздел IV. Подведение итогов

    4.1. Внеклассное мероприятие «Фестиваль миров»

    Итоговое открытое мероприятие. Конкурс-презентация созданных «миров» при участии педагогов 5 классов, родителей, внешних экспертов.

    4.2. Игра живого действия «Тайна Небесного города»

    Переводное мероприятие. Командная игра на осмысление результатов работы в течение года и её значение. Внедрение своих «миров» в Небесный город, запуск систем Небесного города — производство, транспорт, здоровье, наука, культура и отдых, энергетика. Задания «Первый контакт», «Профессии», «Охота за артефактами», «Чрезвычайное происшествие», «Ключи Миронита». Награждение команд по номинациям.

    Планируемые результаты  освоения обучающимися

    программы внеурочной деятельности

    Выпускник научится:

      Выполненять задания и работу с интерактивным электронным учебником, заниматься творческой деятельностью. Выполненять задания   индивидуально и в парах, в парах и группах.

     - активно использовать метод  проектов, самостоятельно выбирать  темы (подтем) проекта, приобретению опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

     

    Получит возможность научиться

     - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

     - осуществлять проектную деятельность

    - получать  самостоятельный социальный  опыт.  

    - участвовать в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

                                          Учебно-тематический план  (4 класс)

     Раздел, тема

    Количество

    часов

    Из них

    Виды деятельности обучающегося

    теор.

    прак.

    1  Введение .

    1.1.

    Вводное занятие «Полёт в Небесный город»

    2

    1

    1

      Первое знакомство с понятием «мир», игра на ассоциации. Встреча с главным героем программы — Миронитом, упражнение на расшифровку послания Миронита.

    1.2.

    Знакомство с Мироцентром.

    4

    2

     2

    Раздел II. Проектирование решения

    2.1.

    Лаборатория мастера Та Лантыча

    6

    3

    3

    Интеллектуально-творческая разминка на развитие воображение. Легко ли придумывать? Что мешает придумывать? Метод научного прогнозирования Жюля Верна. Понятия «инерция» и «инерция мышления». Поиск оригинального решения для своей темы при помощи приёмов «мозгового штурма». Игра «Вход в экспертный совет». Оценка идей, понятие «критерии оценки», выбор лучшего решения.

    2.2.

    Лаборатория мастера Новатики

    2

    1

    1

    2.3

    Лаборатория мастера Он Лайныча

    4

    2

    2

    2.4.

    Лаборатория мастера Новатики

    2

    1

    1

    2.5.

    Внеклассное мероприятие

    2

    1

    1

    2.6.

    Лаборатория мастера Он Лайныча

    4

    2

    2

    2.7.

    Лаборатория мастера

    Бат Рейкина

    4

    2

    2

    2.8.

    Внеклассное мероприя-тие

    4

    2

    2

    2.9.

    Подведение итогов по-лугодия

    1

    1

    Раздел III. Проектирование «мира»

    3.1.

    Лаборатория мастера Системыча

    6

    3

    3

     . Практическая работа «Локации мира», выбор локации с наибольшими прогнозируемыми изменениями. Упражнение «Элементы локации».

    Знакомство с видами мультимедиа-презентаций. Инструменты создания мультимедиа-презентаций. Практическая работа по созданию мультимедиа-презентации для представления своего «мира».

      Нестандартные форматы презентаций. Практическое упражнение «Навыки презентации».   Выбор формата представления своего «мира», анализ и подбор нужных ресурсов.

    3.2.

    Лаборатория мастера Та Лантыча

     2

    1

    1

    3.3.

    Лаборатория мастера Новатики

    2

    1

    1

    3.4.

    Лаборатория мастера Бат Рейкина

     6

    3

    3

    3.5.

    Внеклассное мероприя-тие

    2

    1

    1

    3.6.

    Лаборатория мастера Озарины

    4

    2

    2

    3.7.

    Лаборатория мастера Электронии

    4

    2

    2

    3.8.

    Подведение итогов по-лугодия

    1

    1

                                                         Раздел IV. Подведение итогов

    Занятие в формате акселератора. Практические упражнения «Моя команда», «Моя роль в команде». Сборка и оформление общего портфолио проекта команды на материале индивидуальных карточек проекта портала.

    Итоговое открытое мероприятие. Конкурс-презентация созданных «миров» при участии педагогов 5 классов, родителей, внешних экспертов.

    4.1.

    Фестиваль миров

     2

     

    4.2.

    Игра живого действия «Тайна Небесного города»

    2

    1

    1

    всего

    68

    34

    34

    Материально-техническое обеспечение

     

    В состав учебно-методического комплекта (УМК) Программы входит:

    Интерактивный электронный учебник для работы в классе (4 шт.: один учебник на один курс).  

    Технологические карты занятий в классе, включая комплекты дидактических мате- риалов и методические рекомендации для учителя.

     Рабочие тетради для каждого учащегося (одна тетрадь на один курс).  

    Образовательно-игровые порталы.

    Литература для учителя:

     

    1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
    2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
    3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.  
    4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
    5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
    6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Суслов. -  М.: Просвещение, 2010. 68 с.
    7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
    8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
    9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
    10.  Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

    Литература для учеников:

    1. Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
    2. Я познаю мир: Дет. энцикл.:  История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
    3. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.

    Смета на 1 ученика

    Наименование

    Количество

    Бумага А 4

    1

     Ватман

    Клей

    гуашь

    1

    1

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Дорогою добра" для 3 класса

    Программа по внеурочной деятельности "Дорогою добра" для 3 класса. Программа содержит 4 раздела: "Правила общения", "Этика отношений в коллективе", "Школьный этикет", "Доброе слово, что ясный день"....

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» направление: общеинтеллектуальное 2 класс

    Личностными результатами изучения курса во втором классе является формирование следующих умений.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения ...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности « Я – исследователь» по направлению развития личности школьника - общеинтеллектуальное учителя Дементьевой Наталии Владимировны учителя начальных классов, первая категория

    Представлена разработанная рабочая  программа по внеурочной деятельности   "  Я - исследователь" по программе развивающего обучения системы Л.В. Занкова. В материале есть...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Здоровейка» (спортивно-оздоровительное направление) 1 класс

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности«Здоровейка»(спортивно-оздоровительное направление)1 класс...

    Образовательная программа по внеурочной деятельности "Необычное в обычном" 1 класс

    Программа является начальным этапом комплексной образовательной программы интеллектуального развития учащихся   и базисом для последовательного развития проектного и технического мышления, н...