Главные вкладки

    Образовательная программа по внеурочной деятельности "Необычное в обычном" 1 класс
    электронный образовательный ресурс

    Волкова Наталья Павловна

    Программа является начальным этапом комплексной образовательной программы интеллектуального развития учащихся   и базисом для последовательного развития проектного и технического мышления, начиная от стимулирования исследовательского интереса, развития понятийного мышления и когнитивных способностей, развития абстрактно-логического и образного мышления.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    «Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»

    Рассмотрено

    на заседании МО учителей  начальных классов

    Протокол

    от «  »       2019 г. №

    руководитель МО

    _______Г.А. Зайцева

    Согласовано

    Зам. директора по ВР

    ______О.В. Ядрышникова

    «  »       2019 г.

    Утверждено

    Приказом директора

    Салемальской школы-интерната

    от « »       2019 г. №

    _______И.А. Огородникова

    Рабочая программа по внеурочной деятельности

    Необчное в обычном

    Направление «общеинтеллектуальное»

    1 класс

    Продолжительность занятия

    Периодичность в неделю

    Количество часов

    Количество часов в год

    40 минут

    1 раза

    1 час

    33 часа

     

    Салемал,

    2019 г.

    Пояснительная записка

              Программа внеурочной деятельности по курсу «Необычное в обычном» составлена на основе программы  Уразбаева С. У., Конова Н. Г., Вьюгова Т. С. «Мир моих интересов. Комплексная образовательная программа» / под ред. Н. Г. Коновой. - Томск: АНО ДПО  «Открытый молодёжный университет»,  2016. - 50 с.

      Программа «Необычное в обычном» (далее - Программа) предназначена для организации внеурочной деятельности по направлению общеинтеллектуального развития учащихся 1  класса.  

    Программа обеспечена учебно-методическим комплексом (УМК), который состоит из технологических карт занятий, интерактивного электронного учебника, рабочей тетради, методических рекомендаций, и системой сопровождения всех участников образовательного процесса. Возрастающие требования к инновационной составляющей современного техникотехнологического развития России делают актуальными формирование мотивации детей и молодёжи к интеллектуальному развитию и научно-техническому творчеству, поддержку их исследовательской деятельности, реализацию собственных идей и задумок учащихся, формирование проектного и технического мышления.

    Программа является начальным этапом комплексной образовательной программы интеллектуального развития учащихся   и базисом для последовательного развития проектного и технического мышления, начиная от стимулирования исследовательского интереса, развития понятийного мышления и когнитивных способностей, развития абстрактно-логического и образного мышления.

    Актуальность. Актуальность программы обусловлена общественной необходимостью в поддержке в ребёнке любопытства и тяги к созиданию, творческого отношения к окружающей действительности, интереса к экспериментаторству и изобретательству, которые в будущем станут реальной профессией инноватора и приведут к формированию поколения инновационно-ориентированной молодёжи как базового ресурса развития страны.

    Новизна. Многолетний опыт работы по созданию мотивирующей интерактивной информационно-образовательной среды для начальной школы позволил создать пространство, в которое вовлечены все участники образовательных отношений: родитель, обучающийся и учитель. В связи с этим разработан полный комплект учебных, методических и сопроводительных материалов (интерактивный электронный учебник, рабочие тетради, планы конспектов занятий, кейсы для проведения конкурсов, экспериментов, образовательных экспедиций) и образовательно-игровые порталы. Программа состоит из содержательных блоков, обеспечивающих полное погружение обучающихся в игровую атмосферу и позволяющих на различном материале, доступном детям младшего школьного возраста, раскрывать их интересы, развивать мышление, формировать навыки исследовательской деятельности и навыки решения открытых творческих задач, создавать мотивацию к научно-техническому творчеству.

    Целью Программы является побуждение и закрепление творческого отношения к окружающей действительности, выражающееся в активной исследовательской, а затем и научнотехнической (изобретательской) деятельности.

    Задачи:

    1. Развитие познавательного и исследовательского интереса, формирование мотивации к исследовательской деятельности и научно-техническому творчеству.

    2. Развитие понятийного мышления и когнитивных способностей.

    3. Удовлетворение важных потребностей учащихся - в уважении, признании, общественном одобрении, возможности реализовать свои способности, сохранении и повышении самооценки, в активной деятельности.

    4. Достижение метапредметных результатов, освоение универсальных учебных действий через опору на предметные аспекты информационно-образовательной среды и практическое взаимодействие с её технологиями.

    5. Развитие у разных субъектов информационно-образовательной среды - детей, педагогов, родителей - навыков организации и осуществления сотрудничества в совместной деятельности.

    Связь содержания программы

      с другими предметами

      Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей.

    В содержании Программы рассматриваются аспекты из разных учебных предметов, таких как: «Окружающий мир», «Труд», «Изобразительное искусство», «Математика».

    Особенности реализации программы

    Занятия проводятся в разнообразных формах, в которых новые знания детей возникают в результате совместной творческой деятельности обучающихся и педагога;

    В основе программы - единый игровой сюжет, погружению в атмосферу которого способствует «общение» с озвученными персонажами, а также оригинальная графика интерактивного электронного учебника и портала.

     Погружение задаёт иной стиль общения и правильно организованное занятие может стать событием в жизни учащихся, шансом для многих проявить свои таланты и способности, не находящие выход в рамках обычного урока.

            Описание места программы   в учебном плане

    Занятия по курсу  «Необычное в обычном» проходят вне учебных занятий во второй половине дня. На изучение программы отводится 1 ч в неделю (33 ч. - в 1 классе (33 учебные недели).

    Программа внеурочной деятельности «Необычное в обычном» основывается на принципах доступности, системности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалогичности.

    Принцип доступности осуществляется путём такого распределения материала в течение учебного года и всего курса в целом, что младшие школьники на основе программы «Необычное в обычном» закрепляют и углубляют знания по изученным предметам, знакомятся с научными знаниями с учётом психофизических и возрастных особенностей. Связь занятий по данной программе с изучаемыми предметами поможет усилить межпредметные связи, расширить сферу получаемой информации, подкрепить мотивацию обучения.

    Принцип системности. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

    Принцип диалогичности.  В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

    Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение идентификации младших школьников себя с Россией, народами России, российской культурой, природой родного края.

    Принцип коллективности предполагает воспитание и образование младшего школьника в детско-взрослых коллективах, даёт опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими.

    Принцип проектности предусматривает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку младшего школьника к проектной деятельности, развёртываемой в логике замысел - реализация - рефлексия. В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. При работе над проектом появляется возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

    Методическая основа занятий - деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей, начиная с первого класса.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты

    К концу учебного года у выпускника программы «Необычное в обычном»  предполагается развитие и формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

    Личностные: готовность и способность к саморазвитию, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности по направлению научно-технического творчества, изобретательства; формирование ценностного отношения к окружающему миру.

    Регулятивные: формирование умения формулировать цель деятельности, планировать пути её достижения, соотносить свои действия с планируемыми результатами; формирование умений удерживать правила, инструкции во времени, следовать простейшим алгоритмам, прогнозировать возможные варианты ответа.

    Познавательные: формирование умения осмыслять и интерпретировать информацию, выделять главное, фиксировать выводы в словесной, изобразительной, схематичной, модельной формах; умения решать проблемные познавательные задачи, видеть их в системе взаимосвязей с разными факторами; умения оценивать свою деятельность.

    Коммуникативные: формирование умения организовывать деятельность внутри группы с распределением между собой ролей, умения слушать и понимать собеседника, осознавать и аргументировать своё мнение.

    В технологических картах всех форм занятий Программы указаны УУД, формируемые на этапах занятий.

    Личностными результаты:

    -развитие любознательности, сообразительности при выполненииразнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

    -развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, уменияпреодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельностилюбого человека;

    -воспитание чувства справедливости, ответственности;

    -развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартностимышления.

    Метапредметные результаты:

    - учиться работать по предложенному учителем плану.

    - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

    - слушать и понимать речь других.

    - читать и пересказывать текст.

    - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Предметные результаты:
    -обобщать, делать несложные выводы;

    -классифицировать свойства, предметы;

    -определять последовательность событий;

    -судить о противоположных явлениях;

    -давать определения тем или иным понятиям;

    Предметными результатами изучения курса «Необычное в обычном» является формирование следующих знаний и умений:

    Знать:

     -  как работать с учебной программой в копьютере;

     -  функциональные отношения между понятиями;

     -  закономерности и проводить аналогии.  

     -  как отличать верно выполненное задание от неверного.

    Уметь:

    -делать выводы в результате  совместной  работы всего класса. - Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, интернет ресурсы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

    - перерабатывать полученную информацию

    - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  химические и физические свойства.

    -донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    Формы занятий: 

    В программе предусмотрены разные формы организации деятельности:

    . в классе:

    . занятия-исследования, занятия-путешествия, тематические (настольные) игры, викторины;

    . в школе, за пределами школы: внеклассные мероприятия, в том числе в формате посвящений, праздников; образовательные экспедиции и др.

    . дома: самостоятельная деятельность на портале.

    Занятия в классе

    Занятие в классе предполагает чередование различных видов деятельности: выполнение заданий на бумажном носителе (рабочая тетрадь), выполнение заданий и работу с интерактивным электронным учебником, творческую деятельность. Выполнение заданий происходит индивидуально и в парах, в парах и группах. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения предусмотрены физкультминутки.

    На основе предоставляемых к занятиям дополнительных материалов можно организовать проектную и творческую деятельность в классе, либо вместе с родителями провести домашние эксперименты или подготовиться к творческому мероприятию в классе.

    Игровая деятельность в классе реализуется в Программе с использованием интерактивного электронного учебника.

    Самостоятельная деятельность учащихся на портале.

    Организация самостоятельной деятельности учащихся осуществляется с использованием образовательно-игровых порталов:

    1 класс - «Кувырком» (Kuvirkom.com).

    Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

     1. В программе определены виды организации деятельности учащихся, направленной на достижение личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий) и предметных результатов освоения учебного курса.

    2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

    3. Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

    4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, психологом, администрацией.

    5. В основу оценки личностных и метапредметных результатов освоения программы положены методики, предложенные А.Г. Асмоловым, Н.А. Криволаповой, О.А. Холодовой.

    6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме. В ходе решения проектных задач дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, строить предположения в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться их достижения.

               Проводя работу над проектом, ребенок больше узнает о себе, о своих возможностях, сформирует компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную, а также сможет развить качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.

    Содержание курса

    Введение в программу.

    Знакомство с содержанием курса, интерактивный электронный учебник. Рабочая тетрадь.

    Игровой образовательный портал «Кувырком».

    Раздел 1. Природа и естествознание.

    Природные явления и жизнь животных в различных условиях. Особенности человека и создаваемых им продуктов. Занятие с помощью интерактивного электронного учебника и самостоятельная работа в рабочей тетради, на портале «Кувырком».

    Раздел 2. Гуманитарная сфера

    Спортивные достижения и любимые литературные произведения. Персонажи сказок и русские богатыри. Традиции встречи праздников и их истоки. Как оформить и создать своё портфолио. Занятие с помощью интерактивного электронного учебника и самостоятельная работа в рабочей тетради, на портале «Кувырком».

    Раздел 3. Математика и техника.

    Особенности числа «3». Известные нам системы счёта и меры веса и длины. Что такое головоломки, для чего они нужны и кому полезны. Время и часы. Занятие с помощью интерактивного электронного учебника и самостоятельная работа в рабочей тетради, на портале «Кувырком».

    Раздел 4. Художественно-изобразительное.

    Знакомство с понятием «мода» и её историей. Какие узоры бывают и для чего служат. Занятие с помощью интерактивного электронного учебника и самостоятельная работа в рабочей тетради, на портале «Кувырком».

    Праздник Портфолио

    Сценарий включает: подготовку и проведение выставки творческих работ учеников, выполненных в течение учебного года; выполнение творческих заданий и присвоение номинаций;

    создание общего портфолио класса; чаепитие; вручение сертификатов ученикам.

    Посвящение в исследователи

    «Посвящение в исследователи» является связующим звеном между первой и второй ступенями Комплексной образовательной программы «Мир моих интересов» и представляет собой познавательную командную игру с участием главных героев программы 2 класса «Другой взгляд-другой мир».

    Планируемые результаты  освоения обучающимися

    программы внеурочной деятельности «Необычное в обычном»

    Выпускник научится:

      Выполненять задания и работу с интерактивным электронным учебником, заниматься творческой деятельностью. Выполненять задания   индивидуально и в парах, в парах и группах.

     - активно использовать метод  проектов, самостоятельно выбирать  темы (подтем) проекта, приобретению опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

     

    Получит возможность научиться

     - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

     - осуществлять проектную деятельность

    - получать  самостоятельный социальный  опыт.  

    - участвовать в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

                                          Учебно-тематический план  (1 класс)

     Раздел, тема

    Количество

    часов

    Из них

    Виды деятельности обучающегося

    теор.

    прак.

     Раздел1. Природа и естествознание

     Различают  предметы по цвету, форме, размеру.

    Описывают  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

    Составляют и преобразовывают фигуры.

    Объяснять  значение слов и выражений.

    Различают  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

    Выделяют закономерности, завершать схемы.

    Анализируют ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

    Называют  предметы по описанию.

    Демонстрируют способность переключать, распределять внимание

    Объясняют значение слов и выражений.

    Составляют  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

    Демонстрируют  целенаправленное и осмысленное наблюдение.

    Демонстрируют  чувство времени, веса, расположенности в пространстве

     

    1

    Пузыри

    1

    1

    2

    Жизнь в океане

    1

    1

    3

    Мыши

    1

    1

    4

    Камни

    1

    1

    5

    Органы чувств

    1

    1

    6

    Собака-друг человека

    1

    1

    7

    Необычные природные явления

    1

    1

    8

    Океаны

    1

    1

    9

    Времена года

    1

    1

    10

    Стекло

    1

    1

    11

    Вода

    1

    1

    12

    Расения-экстремалы

    1

    1

    13

    Космос

    1

    1

    14

    Самые-самые

    1

    1

    Раздел 2. Гуманитарная сфера.

    1

    15

    Леший и Ко

    1

    1

    16

    Книжки

    1

    1

    17

    Портфолио

    1

    1

    18

    Новогодние приключения

    1

    1

    19

    8 марта

    1

    1

    20

    Бумага

    1

    1

    21

    Спортивные игры

    1

    1

    22

    Слова иностранцы

    1

    1

    23

    Олимпийские игры

    1

    1

    24

    Фразеологизмы

    1

    1

    25

    Богатыри

    1

    1

    26

    Бюджет

    1

    1

    Раздел 3. Математика и техника.

    1

    27

    Узоры

    1

    1

    28

    Мода

    1

    1

    29-32

    Подведение итогов Творческая мастерская

    3

    2

    1

    33

    Посвящение в исследователи

    1

    1

     

    33

    14

    19

    Материально-техническое обеспечение

     

    В состав учебно-методического комплекта (УМК) Программы входит:

    Интерактивный электронный учебник для работы в классе (4 шт.: один учебник на один курс).  

    Технологические карты занятий в классе, включая комплекты дидактических мате- риалов и методические рекомендации для учителя.

     Рабочие тетради для каждого учащегося (одна тетрадь на один курс).  

    Образовательно-игровые порталы.

    Литература для учителя:

     

    1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
    2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
    3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.  
    4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
    5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
    6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Суслов. -  М.: Просвещение, 2010. 68 с.
    7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
    8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
    9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
    10.  Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

    Литература для учеников:

    1. Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
    2. Я познаю мир: Дет. энцикл.:  История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
    3. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.

    Смета на 1 ученика

    Наименование

    Количество

    Бумага А 4

    1

     Ватман

    Клей

    гуашь

    1

    1

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательная программа по внеурочной деятельности «Профилактическая гимнастика»

    Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Профилактическая гимнастика» рассчитана на один год обучения, 33 учебных часа....

    Авторская дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов «Здоровое питание школьников»

    Цель программы : формирование у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.Задачи: формировать у школьников знания о правилах рационального  питания, направленных на со...

    Авторская дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов «Волшебный мир книг»

    Актуальность программы.Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы обществ...

    Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности «В мире книг» ( 3 класс)

    Дополнительная образовательная программапо внеурочной деятельности«В мире книг»               ( 3 класс)...

    Образовательная программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» 4 класс

    Программа курса «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеуСодержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и пред...

    Авторская дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов «Мир, в котором я живу»

    Рабочая программа  внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно...

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЁ ОРЕНБУРЖЬЕ» (1 – 4 КЛАССЫ)

    1.      Актуальность и новизна программы - важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, отв...