ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЁ ОРЕНБУРЖЬЕ» (1 – 4 КЛАССЫ)
рабочая программа на тему

Сидорова Наталья Ивановна

1.      Актуальность и новизна программы - важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

          В младшем школьном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению родного села, края, как окружающего ребёнка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение  «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1»

«Рассмотрено»

На заседании МО учителей начальных классов

Протокол № 1 от 24.08.2017г.

Негматуллина Г.Р. /_______________/

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ«Красногвардейская СОШ№ 1»  Бобылева Д.П. /_________________/

от 24.08.2017г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Красногвардейская СОШ № 1»  Григорян С.Е.. /____________________/

Приказ № ___ от  24.08.2017г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЁ ОРЕНБУРЖЬЕ» (1 – 4 КЛАССЫ)

Разработана: учителем начальных классов,

Сидоровой Н.И. МБОУ «КСОШ№1»

С. Плешаново 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана с учетом требований нормативно-правовых документов.

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, 29.12.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
  3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. №1726-р)
  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года  (Утверждена распоряжением Правительства РФ  от 29 мая 2015 г. N 996-р)
  5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008)
  6. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования РФ от 11.06.2002 г. № 30-51/433/16;
  7. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
  8. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
  9. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
  10. Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
  11. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
  12. Устав МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»

  1.  Актуальность и новизна программы - важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

          В младшем школьном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению родного села, края, как окружающего ребёнка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.

         Отличительная черта программы, ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.

        Программа «Моё Оренбуржье» призвана дать представление об историческом прошлом нашего края, и нацелена на выработку у учащихся навыка работы с различными источниками информации. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов, усиливают эффективность всех аспектов воспитания - нравственного, гражданского, эстетического.

           Программа позволяет включить учащихся в социально-полезную деятельность, осуществлять связь школы с жизнью, обогащать учащихся опытом социализации и создавать ресурс их гражданского становления.

  1. Цель реализации программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.

Для достижения цели должны решаться следующие задачи:

Обучающие:

  •  формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего села; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие села, края, страны; о природных богатствах своего края, о мерах по охране природных и исторических объектах;
  •  прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
  • сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, район, школу, семью.
  • способствовать развитию эстетических чувств и художественного вкуса на основе знакомства с культурно-историческими ценностями родного края.
  • способствовать расширению кругозора, развитию коммуникативных способностей, познавательной и творческой активности.                                                                                                                                                                    

Воспитательные:

  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным ценностям своего края;
  • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками, взрослыми;
  • содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

3. Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы:

- беседа;

-экскурсии в школьный музей, в краеведческий музей, по улицам села, к памятникам, памятным местам села, заочные экскурсии по историческим местам нашего района;

-работа с источниками информации в модельной библиотеке, в библиотечном информационном центре;

-встречи с жителями села, ветеранами труда, с интересными людьми своего села;

- сбор различных предметов старины нашего края, собирание коллекций;

- оформление выставок рисунков, поделок, фотографий, творческих работ;

- создание электронных презентаций;

- работа над исследовательскими и творческими проектами;

-  просмотр и обсуждение видеоматериала; заочных путешествий.

             Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, , досугово-развлекательная деятельность , художественное творчество, туристско-краеведческая деятельность, общественно-полезная деятельность.

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  • Одним из результатов обучения краеведению является осмысление обучающимися системы ценностей.
  • Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
  • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
  • Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
  • Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

5. Сроки реализации программы и режим занятий.

                 Данная программа курса  «Моё Оренбуржье» рассчитана  на 4 года, на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 34 часа  для обучающихся  2 – 4 классов. Продолжительность занятий     35 минут  (1-е полугодие 1 класс)   и 40 мин  (2-е полугодие 1 класс, 2-4 классы),  в рамках вне учебного компонента. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-10 лет.

6. Система оценки достижений учащихся

  • На занятиях курса «Моё Оренбуржье»  отметки не ставятся. Учащиеся могут отвечать на поставленный вопрос, так как его понимают, чувствуют и видят. Задача учителя – с уважением принять ответ.
  • Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворенности и радости, помогать в приобретении знаний, которые будут способствовать воспитанию чувства патриотизма, чувства гордости за свою малую родину.
  • За время работы по данному курсу необходимо установить его положительное влияние, на рост духовной культуры обучающихся, сформировать довольно высокий и устойчивый интерес к истории и культуре своей малой родины, стремлению осознавать сопричастность к прошлому, настоящему и будущему.
  • Изучение каждого раздела включает очные и заочные экскурсии, творческие работы, мини-проекты, презентации проектов учащихся,  с помощью которого учитель определяет эффективность обучения по данному курсу.

7. Ожидаемые предметные результаты:

К концу изучения курса дети должны знать:

-значение своего имени и фамилии;

-знать своих предков, об их занятиях, увлечениях;

-иметь представление о профессиях своих родителей;

-иметь представления об истории возникновения своей улицы, своей школы, своего села;

-иметь представление о творческих людях своего района;

-иметь представление о растениях нашего края и животных нашего края;

-знать правила поведения в природе;

-знать национальный состав своего края, обычаи предков, игры, праздники.

Уметь:

-уметь рассказывать и представлять свою семью;

-уметь составлять рассказ о своей школе;

-уметь уважать старших и помогать им;

-уметь играть в народные игры;

-уметь распознавать растения, животных, птиц нашей местности;

-уметь соблюдать правила поведения в природе, на экскурсии;

-уметь самостоятельно собирать материал и творчески представлять его перед своими одноклассниками.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • эстетические чувства на основе знакомства с культурой, природой посёлка и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД(регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности по критериям;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире,         в том

числе с помощью ИКТ;

  • выражать речь в устной и письменной форме;
  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Обучающийся научится:
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

          Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.

         Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) - 1 класс.

Обучающиеся узнают о достопримечательностях родного села, постигают этику поведения в музее, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе Оренбургской области.

        Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс.

Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

        Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) - 4-й класс.

Учащиеся приобретают знания о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; опыт исследовательской и проектной деятельности, осуществляют благотворительную деятельность. Они имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе и опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

 Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, педагогов школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей.  

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

-    ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

-   характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

-  индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

 Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

  Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.  Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой, морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями  (рассказами, стихами и т.д.).

Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения  и навыки при составлении кроссвордов.

8. Формы подведения итогов

Формы подведения итогов реализации данной программы:

- участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального),

- участие в социальных акциях,

 - выставки рисунков;

- защита проектов;

- создание и пополнение папки «История моей семьи»;

- выпуски тематических стенгазет, оформление тематических выставок;

- оформление страниц Портфолио ученика.

- конференции  (участие  обучающихся в классных, школьных  мероприятиях) и т.п.

9. Структура программы

     № темы

Название темы

Всего часов

  1.

Моя маленькая родина. Наш район, наше село.

         64ч

  2.

Наша область

53ч

  3.

Люди нашего края

14ч

  4.

Итоговое занятие

Итого

135 часов

Программа содержит три  основных раздела: «Моя маленькая родина. Наш район, наше село», «Наша область», «Люди нашего края».  Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться  и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.  Таким образом, программа дает материал по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком уровне. 

Широко используются местные ресурсы: культурные учреждения и предприятия села, Подольский народный историко - краеведческий музей, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности

 Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живешь, району, области. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности села, района). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа  предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Красногвардейского района и Оренбургской области, о богатстве растительного и животного мира.    

В рамках реализации программы в каждом классе проводятся экскурсии по туристическим маршрутам посещения исторических и географических памятников, достопримечательных мест села, района, области.       

Тематическое планирование программы «Моё Оренбуржье»1 класс -33часа

п/п

Тема занятия

Кол-

во

часов

Содержание занятия (теория и практика)

Форма организации деятельности

1

Введение. Что изучает краеведение. Понятия Родина, малая родина.

1

Знакомство с особенностями курса, формами занятий, правилами безопасного поведения на занятиях.

Знакомство с понятиями «Родина», «Малая родина»

Беседа

(презентация)

2

«Моя школа»

1

Знакомство со зданием школы

Экскурсия

3-4

Традиции школы

2

Знакомство с традициями школы

5-7

«Улицы моего села»

3

Знакомство с селом и его растительным миром.

Экскурсия

8-9

История возникновения моего села

2

Знакомство с историей с.Плешаново

Беседа

10-

12

Моя улица.

3

Работа над творческим проектом «На свете много улиц разных».

Групповая работа

13-

15

Я, ты, он, она вместе дружная семья.

3

Представление визитной карточки своей семьи.

16-17

Заглянем в семейный альбом

2

Составление фото-рассказа о своей семье, презентаций

18

Школьная библиотека

1

Знакомство со школьной библиотекой.

Экскурсия

19

20

Модельная библиотека

2

Знакомство с модельной библиотекой

Экскурсия

21

22

Школьный музей

2

Знакомство со школьным музеем

Экскурсия

23

24

Почта

2

Знакомство с почтой

Экскурсия

25

30

Все работы хороши, выбирай на вкус.

6

Знакомство с профессиями своих родителей. Встречи с родителями. Конкурс рисунков о профессиях своих родителей.

Творческие работы, беседы

31

32

Мой вклад в процветание моего села.

2

Операции «Чистый школьный двор»

Субботник

33

Мой край

1

Итоговое занятие

Викторина

2 класс-34 часа

п/п

Тема занятия

Кол-

во

часов

Содержание занятия (теория и практика)

Форма организации деятельности

1-2

Оренбургская область на карте России.

2

Знакомство с географическом положением Оренбургской области. Знакомство с картой и историей образования Оренбургской области.

Просмотр видеофильма

3-4

Оренбург-столица Оренбургской области.

2

Знакомство с историей образования Оренбурга с его историческими и культурными достопримечательностями.

Просмотр презентации

5-6

Символика

Оренбургской области - Герб, Флаг, гимн. История их создания.

2

Знакомство с выставочными стендами школы «Символика» Знакомство с историей создания государственной символики.

Беседа, презентация.

7-8

Красногвардейская земля - ростки и корни.

2

Познакомить с историей возникновения Красногвардейского района

Беседа, презентация.

9

10

Символика Красногвардейско района- герб, гимн, флаг. Истрия их создания.

2

Знакомство с выставочными стендами школы «Символика» Знакомство с историей создания символики Домбаровского района»

Просмотр презентации «Символика Красногвардейского района»

11 12

Создание символики Красногвардейского района

2

Творческая деятельность по составлению символики Красногвардейского района

Творческая работа в группах

13

Жизнь и творчество поэта-земляка С.М.Муллабаева.

1

Знакомство с жизнью и творчеством поэта-земляка С.М.Муллабаева.

Беседа, презентация.

14

Жизнь и творчество поэта-земляка В.Г.Вильмс.

1

Знакомство с жизнью и творчеством поэта-земляка В.Г.Вильмс.

Беседа, презентация.

15 16

Религиозные праздники. Рождество Христово.

2

Знакомство с историей Рождества, с особенностью его празднования в родном крае.

Беседа.Просмотр фильма «Рождество Христово» Праздник.

17-

20

«Зимние забавы»

4

Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. Наблюдение в природе.

Экскурсия в зимний парк.

Подвижные игры

21

22

Широкая масленица.

2

Знакомство с историей праздника «Масленица», с особенностью его празднования в родном краю. Подготовка к проведению праздника.

Беседа.Просмотр видео-фильма «Широкая масленица»

23

24

Народные песни

2

Знакомство с разнообразием народных песен родного края. Разучивание русских народных песен.

Круглый стол с приглашением  музыкального руководителя  школы

25

26

Благовещение.

2

Знакомство с историей праздника, с особенностью его празднования в родном крае.

Изготовление птичек из солёного теста.

27-

29

Игры наших дедушек и бабушек.

3

Индивидуальная исследовательская деятельность «Интервью» Знакомство и разучивание игр, в которые играли предки.

Круглый стол с приглашением бабушек и дедушек»

30-

33

Труд людей нашего села.

4

Знакомство с занятиями людей родного края. Знакомство с жителями села, которые прославили своим трудом наш край.

Экскурсии: пекарня, больница, магазины.

34

Мой край

1

Итоговое занятие

Викторина

3 класс-34 часа

п/п

Тема занятия

Кол-

во

часов

Содержание занятия (теория и практика)

Форма организации деятельности

1-3

Моя семья в годы ВОВ

3

Индивидуальная исследовательская поисковая работа по сбору информации о своей семье в годы ВОВ, о своих героях.

Исследовательская

деятельность

4-5

Вечная память героям.

2

Знакомство с жизнью села в годы ВОВ, с Книгой Памяти погибших героев.

Экскурсия.

6

Конкурс рисунков «Война глазами детей»

1

Индивидуальная работа.

Конкурс

7-

10

Красная книга Оренбургской области.

3

Знакомство с Красной книгой.

Беседа, презентация, проект.

11

12

Водоемы родного края. Природные памятники района: водопад Шум, Моховое, Лебяжье, Кочкарное болота.

2

Знакомство с водоемами.

Беседа, презентация, экскурсии.

13

14

Стихи о родном крае.

2

Чтение стихотворений о родном крае.

Конкурс

15-17

Труд людей нашего села

3

Знакомство с занятиями людей родного края. Знакомство с жителями села, которые прославили своим трудом наш край

Экскурсия. Круглый стол с приглашением  

18-21

Памятники природы Красногвардейского района.

4

Знакомство с природными памятниками района: водопад Шум, Моховое, Лебяжье, Кочкарное болота, Ямангульская Урема, Моховой лес, Подольский дендросад, Ивановские дубовые колки, Ванякина Шишка,гора Меркедоновка, Ермаковский лесопарк, КУтерлинский парк, лес Узкий.

Беседа, презентация, экскурсии.

Исследовательская

деятельность

22 23

Экологические проблемы рек и родников своей местности.

2

Изучение проблем водоемов Оренбургской области.

Беседа, экскурсия на р.Ток.

24

25

Опасные явления в природе.

2

Знакомство с правилами поведения в природе.

Круглый стол.

26-

28

Лекарственные

растения

3

Знакомство с лекарственными растениями Красногвардейского  района.

Заочная экскурсия, проекты.

2-9

31

«Моя малая родина»

3

Представление творческих работ по выбору учащихся.

Творческие работы.

32

33

Мой вклад в процветание моего села.

2

Операции «Чистый школьный двор».

Субботник

34

Мой край.

1

Итоговое занятие.

Викторина

4 класс- 34 часа

п/п

Тема занятия

Кол-

во

часов

Содержание занятия (теория и практика)

Форма организации деятельности

1-2

Погода и климат Оренбургской области.

2

Знакомство с сезонными изменениями в природе, климатом и погодой в нашем крае, влиянием климата на труд и здоровье людей.

Беседа, презентация.

3-6

Население

Оренбургской области.

4

Знакомство с коренными жителями области, многообразием

национальности, численностью населения, с национальными костюмами.

Беседа с приглашением гостей разных национальностей

7-

10

Зелёная аптека Оренбургской области.

4

Знакомство с лечебными растениями. Правилами сбора лечебных трав. Знакомство с видами растений, нуждающимися в особой охране. Красная книга Оренбургской области.

Экскурсия в природу, работа в библиотеке.

11-

14

Животный мир Оренбургской области.

4

Знакомство с разнообразием животного мира. Выявление отрицательного влияния деятельности человека на животных. Знакомство с заповедниками Оренбургской области.

Беседа, презентация.

15-

18

Водоёмы нашего края.

4

Знакомство с водоёмами Оренбургской области. Выявление экологических проблем. Охрана и восстановление водоёмов.

Беседа, презентация.

19-22

Природные ресурсы

Оренбургской области.

4

Знакомство с полезными ископаемыми области. Основные свойства полезных ископаемых.

Работа с физической картой и образцами полезных ископаемых Оренбургской области.

24-

27

Промышленность Оренбургской области.

4

Знакомство с крупными предприятиями области. Выявление практического значения предприятий для области и страны. Влияние предприятий на окружающую среду.

Заочные экскурсии на крупные предприятия Оренбургской области

28-

30

Экология

Оренбургской области.

3

Выявление экологических проблем Оренбургской области. Влияние загрязнения окружающей среды на человека. Решение задач по экологии.

Создание проекта «Экологические проблемы «Оренбургской области»

31-

33

Культурные центры области.

3

Посещение краеведческого музея с.Подольск, заочные экскурсии в музеи г. Оренбурга

Экскурсия

34

Мой край.

1

Итоговое занятие.

Викторина

Литература, используемая педагогами:

  1. «Край степной - Оренбуржье». М., «Планета», 1983г.
  1. Ветров А.С. География Оренбургской области. Челябинск, ЮУКИ, 1996г.
  2. Гаранькии Ю.Д., Дорофеев В.В., Жилин А.Н. – Оренбург
  3. Жилин А.Н. Оренбургское книжное издательство. 1995. - 160 с
  4. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина М.: творческий центр, 2003.76с
  5. Мансуров И.З., И.Я. Скутин. Путеводитель-справочник – Челябинск: Южно- Уральское книжное издательство, 1977. - 204 с 151
  6. Масленникова О.М., А.А. Филиппенко. Экологические проекты – Волгоград: Учитель, 2011
  7. Оренбуржье» (http://www.orenobl.ru)
  8. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и среднее образование/В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под. ред. В.А. Горского.– 2-изд.– М.: Просвещение, 2011
  9. Сайгин, Н.И. История культуры Оренбуржья (XVIII — XXI вв.) / Н.И. Сайгин. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. — 480 с.
  10. Сайт «Оренбургская область», раздел «Стихи оренбургских поэтов про Оренбуржье» (http://www.orenobl.ru)
  11. Свобов Ю., О. А. Колдина Энциклопедия «Оренбуржье» / и др.- Оренбург, Оренбургское литературное агентство «Золотая аллея», 2010
  12. Чибелёв А.А. Природное наследие Оренбургской области – Учебное пособие. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996г.
  13. Чибилев, А.А. Географический атлас Оренбургской области / А.А.Чибилёв.-научн.ред. и.- М.: Издательство ДИК. 1999. - 96 с.
  14. Юлаев И. Встретимся летом. Оренбург, 1999г.

Литература для детей:

  1. Разувин В. «К Оренбургу».
  2. Букалов А.. Загадки, чтение «Как машины хлеб берегут»; пословицы и поговорки о хлебе.
  3. Сухомлинский В. «Моя мама пахнет хлебом», О.Зыкова «Хлебороб».
  4. Семикозова Н. «Родина», загадки о профессиях, пословицы и поговорки о труде.
  5. Некрасов Н.А., Колосья. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
  6. Прусс А. «Рассказы по истории Оренбуржья.
  7. Романовский С., Родина. — Москва, Издательство «Детская литература», 2001
  8. Стихотворение «Мой Оренбург»,
  9. Михалков С. «Улица моя».
  10. Топелиус З., Три ржаных колоса. – Москва, Издательство «Детская литература», 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов «Здоровое питание школьников»

Цель программы : формирование у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.Задачи: формировать у школьников знания о правилах рационального  питания, направленных на со...

Авторская дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов «Волшебный мир книг»

Актуальность программы.Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы обществ...

Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности «В мире книг» ( 3 класс)

Дополнительная образовательная программапо внеурочной деятельности«В мире книг»               ( 3 класс)...

Образовательная программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» 4 класс

Программа курса «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеуСодержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и пред...

Авторская дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов «Мир, в котором я живу»

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно...

Программа по внеурочной деятельности "Моё Оренбуржье".

Программа по внеурочной деятельности....

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...