Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности кружок "Волшебный карандаш" для 3 класса общеобразовательной школы на 2018 – 2019 уч. г.
рабочая программа (3 класс)

Татьяна Михайловна Андросова

 

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.

В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по изобразительному искусству всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная работа по изобразительному искусству – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Эта программа поможет нашим детям освоить азы художественного мастерства, расширить горизонты мировоззрения. Вовсе не обязательно, что каждый из тех, кто посещает занятия в кружке свяжет свою жизнь с творчеством, но согласитесь , понимание гармонии и цвета вполне может пригодиться. Позитивные эмоции и восторг детей – гарантированы! Кроме того, рисование, как и многие другие виды творчества, по мнению психологов, способно объединить родителей и детей духовно. Физиологи же, отмечают , что рисование имеет опосредованное воздействие на развитие определенных центров головного мозга.

     Занятия в кружке  увлекают, будят воображение, интерес к творчеству; большое внимание уделяется развитию художественной наблюдательности у детей. Это помогает ребенку более уверенно излагать на листе свои мысли, идеи  и фантазии. Ведь для первоклассников еще необходимо раскрашивать и перерисовывать.   

     Для гармоничного развития детей, помимо живописи и рисунка, в программе представлены занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. Что выбрать: карандаши или разноцветные мелки, акварель или гуашь? Рисовать кисточками, фломастерами или даже пальцами? Во время занятий кружка дети будут обучаться различным техникам рисования. А лучшие работы смогут занять достойное место в классной картинной галерее.

Художественные  и  музыкальные  знания,  умения  и  навыки  уже  являются  не  целью,  а  основными  средствами  формирования  культуры, композиция,  форма,  ритм,  пропорции,  пространство,  цвет,  звук,  слово,  темп, динамика и др.  группируются вокруг общих  закономерностей художественно-образного языка музыки и изобразительных искусств. В  начальной  школе  важно  показать  ребенку  связь  искусства  с  его личным  миром  его  мыслей  и  чувств. 

         Занятия рассчитаны таким образом, чтобы ребенок лучше запомнил, усвоил материал. Руководитель рисует вместе (параллельно) с детьми , показывает, как правильно держать карандаш, кисть, набирать краску.

        Постепенно на смену первым неуверенным наброскам придут вполне зрелые работы, за каждой из которых стоит душа ребенка, его ощущение окружающего мира, энергетика и эмоции.

Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные спо­собности, заложенные в ребенке. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bez_t3kl_rabochaya_programmvolshebnyy_karandash.docx110.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Михайловская средняя общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»

                               Принята  на                                                     "Согласовано"                                                   " Утверждаю "

    заседании Педагогического                      Зам.директора по УВР                Директор  МКОУ "Михайловская СОШ"

     совета                                                            ___________/Л.Н.Кичигина/                            _________/И.Н.Солохина/                    

   Протокол№_______                                  

  «__»_________2019г                               от      « _»_________2019г                 Приказ   №__от «__»_________2019г

Рабочая  образовательная программа

по внеурочной деятельности

кружок

"Волшебный карандаш"

для 3  класса

общеобразовательной школы

на 2018 – 2019 уч. г.

Срок реализации программы -  1 год

Социальное  направление

Составитель программы

                                                      учитель начальных классов

Андросова Татьяна Михайловна                                                      

                                                            I  Квалификационная категория

     

Сл. Михайловка

2019-2020 учебный год

                                             

Пояснительная записка.

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.

В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по изобразительному искусству всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная работа по изобразительному искусству – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Эта программа поможет нашим детям освоить азы художественного мастерства, расширить горизонты мировоззрения. Вовсе не обязательно, что каждый из тех, кто посещает занятия в кружке свяжет свою жизнь с творчеством, но согласитесь , понимание гармонии и цвета вполне может пригодиться. Позитивные эмоции и восторг детей – гарантированы! Кроме того, рисование, как и многие другие виды творчества, по мнению психологов, способно объединить родителей и детей духовно. Физиологи же, отмечают , что рисование имеет опосредованное воздействие на развитие определенных центров головного мозга.

     Занятия в кружке  увлекают, будят воображение, интерес к творчеству; большое внимание уделяется развитию художественной наблюдательности у детей. Это помогает ребенку более уверенно излагать на листе свои мысли, идеи  и фантазии. Ведь для первоклассников еще необходимо раскрашивать и перерисовывать.    

     Для гармоничного развития детей, помимо живописи и рисунка, в программе представлены занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. Что выбрать: карандаши или разноцветные мелки, акварель или гуашь? Рисовать кисточками, фломастерами или даже пальцами? Во время занятий кружка дети будут обучаться различным техникам рисования. А лучшие работы смогут занять достойное место в классной картинной галерее.

Художественные  и  музыкальные  знания,  умения  и  навыки  уже  являются  не  целью,  а  основными  средствами  формирования  культуры, композиция,  форма,  ритм,  пропорции,  пространство,  цвет,  звук,  слово,  темп, динамика и др.  группируются вокруг общих  закономерностей художественно-образного языка музыки и изобразительных искусств. В  начальной  школе  важно  показать  ребенку  связь  искусства  с  его личным  миром  его  мыслей  и  чувств.  

         Занятия рассчитаны таким образом, чтобы ребенок лучше запомнил, усвоил материал. Руководитель рисует вместе (параллельно) с детьми , показывает, как правильно держать карандаш, кисть, набирать краску.

        Постепенно на смену первым неуверенным наброскам придут вполне зрелые работы, за каждой из которых стоит душа ребенка, его ощущение окружающего мира, энергетика и эмоции.

Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке. 
Задачи: 

1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

— репродуктивный (воспроизводящий);

— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Основной формой работы являются внеурочные занятия. Это могут быть и занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импровизации, занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты. 
Место курса в учебном плане

. В 1 классе – 66 часов,
Ценностные ориентиры содержания курса
Приоритетная цель курса «Волшебный карандаш»—духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. 

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. 

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В результате изучения курса «Волшебный карандаш» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. 

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу «Волшебный карандаш»:


  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать
     с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. 



Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:


  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.



Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Волшебный карандаш»: 


  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства; 

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
     

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; 

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; 

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; 

  • умение рассуждать
     о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; 

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять
     значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; 

  • умение приводить примеры
     произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Цель учебного курса:

  1. Приобщение к искусству
  2. Овладение способами художественной деятельности
  3. Развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка
  4. Формирование чувства  прекрасного, приобщение к культурному наследию
  5. Развитие личности учащихся средствами искусства;
  6. Развитие индивидуальности

Задачи курса:

  1. Воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение            

     нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле;

     развитие нравственных чувств

  1. Развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения        

     подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к

     эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему миру,

  1. Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах:    

     изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне, их роли  

     в жизни человека и общества;

  1. Овладение элементарной художественной грамотой, формирование      

     художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных

видах художественно творческой деятельности;

  1. Совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными

     художественными материалами


Объем программы:

На  освоение данной программы в  4 классе  отводится  68  ч. в год    (   2 часа  в  неделю)

Планируемые результаты:

  1. Личностные универсальные учебные действия:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

  1. Регулятивные универсальные учебные действия:

-  принимать и сохранять учебную задачу;

-  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

  1. Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

-  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-  осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-  формулировать собственное мнение и позицию;

-  задавать вопросы;

Используемая литература:

  1. Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2006                                      
  2. В.С.Кузин,Э.И.Кубышкина Изобразительное искусство в начальной школе.
  3. В.С.Кузин,Э.И.Кубышкина Раскраски.
  4. Серия «Школа рисования для малышей».
  5. Серия «Искусство детям»
  6. А.А.Фатеева. Рисуем без кисточки.
  7. Ф.Левин. Домашние животные. Шаг за шагом.
  8. М. Трофимова «И учеба, и игра. Изобразительное искусство.


  1. Пояснительная записка

        1.1. Нормативно -  правовая база:

Нормативно – правовыми документами программы являются:

1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.    

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010

7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010

8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;

  1. Актуальность и перспективность курса:

Программа «Волшебный карандаш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира  способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.        

Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.  

 Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Основными видами художественной  деятельности учащихся являются:

-  художественное восприятие,

 -  информационное ознакомление,

- изобразительная деятельность,

- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

  • ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 6–7лет;
  • развивающий  –  2 года обучения для обучающихся 8–10 лет;
  • исследовательский  –  1 год обучения для обучающихся 10–11 лет.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети  выполняют  творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
  • допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

1.3.  Возрастная группа учащихся:          

 Программа ориентирована на учащихся 1классов

1.4.  Количество часов

 1 кл – 66 ч.,

1.5 . Продолжительность одного занятия:  

в 1 классе – 35-45 минут

1.6.  Цели и задачи реализации программы:

Цель:  раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.

Задачи:

  • воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;
  • художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру  цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
  • техническая– осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

1.7. Формы и методы работы:

Формы:  

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Основные методы и технологии:

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
  • В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент.
  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
  • Объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.

Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

2 . Структура программы

2.1. Основные разделы

1 класс - «Радужный мир»

2 класс - « Мы учимся быть художниками»

3 класс - «Мы художники»

4 класс - «Мы рисуем и исследуем»

2.2. Перечень УУД

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • учитьсявысказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учитьсяработать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в  иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
  • понимать художественную речь других, понимать то,  что хочет сказать художник своим произведением;
  • учитьсяработать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3.Содержание программы.

 Тематическое планирование.

1-й класс«Радужный мир»

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

Программа состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть:

  • Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
  • Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
  • Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
  • Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме
  • Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.
  • Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.

Прогнозируемые результаты первого года обучения

Должны знать:

-названия основных и составных цветов

-понимать значения терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись

-изобразительные основы декоративных элементов

-материалы и технические приемы оформления

-названия инструментов, приспособлений

Должны уметь:

-пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой

-полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы

-подбирать краски в соответствии с настроение рисунка

-владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов и их смешением

-моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм

-пользоваться материалами.

 

Первый уровень результатов-занятия художественным творчеством, приобретение начальных представлений о материальной культуре как продукте творческой , предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций; начальных знаний и представлений о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; общего представления о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и применения различных материалов и инструментов, об использовании изделий некоторых традиционных ремесел в быту.

Второй уровень результатов-использование приобретенных знаний и умений для творческой самореализации при оформлении своего дома, классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, участие в художественных конкурсах, выставках

Третий уровень результатов –использование приобретенных знаний и умений для творческой самореализации при изготовлении подарков, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий, участие в художественных акциях в окружающем школу социуме.

Календарно-тематический план первого года обучения (Практическая часть)

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

Дата

 по плану

Дата

 по факту

1-2

«Знакомство с королевой Кисточкой».

1

Урок-игра.  Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.)

07.09.2017

3-4

 «Что могут краски?»

1

Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга.

14.09.2017

4-5

«Изображать можно пятном».

1

Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».

21.09.17

6-7

«Изображать можно пятном»..

1

Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку

28.09.17

8-9

«Осень. Листопад».

1

Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному.  Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.

05.10.17

10-11

«Силуэт дерева».

1

Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева  с натуры.

12.10.17

12-13

 «Грустный дождик».

1

Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.

19.10.17

14-15

«Изображать можно в объёме».

1

Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.

26.10.17

16-17

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

1

Наблюдение за окружающим: неживой природой, людьми, жизнью животных и птиц. Обсуждение увиденного.

16.11.17

18-19

«Красоту нужно уметь замечать».

1

Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

23.11.17

20-21

 «Узоры снежинок».

1

Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета  с белилами.

30.11.17

22-23

Рисуем дерево тампованием.

1

Создание творческие работы на основе собственного  замысла с использованием художественных материалов.

07.12.17

24-25

«Зимний лес».

1

Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.

14.12.17

26-27

 «Портрет Снегурочки».

1

Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.

Урок – игра: общение по телефону.

21.11.17

28-29

«К нам едет Дед Мороз»..

1

Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону

28.12.17

30-31

«Снежная птица зимы»..

1

Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция

32-33

«Дом снежной птицы».

1

Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.

34-35

 «Ёлочка – красавица».

1

Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.

36-37

«Кто живёт под снегом».

1

Урок – игра  на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).

38-39

 «Красивые рыбы».

1

Гуашь..Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала

40-41

«Мы в цирке».

1

Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

42-43

«Волшебная птица весны».

1

Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.

44-45

«Моя мама».

1

Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.

46-47

«Цветы и травы»

1

Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра  «Мы.– гномики».

48-49

«Цветы и бабочки».

1

Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.  

50-51

«Орнамент из цветов, листьев и  бабочек для украшения коврика».

1

Понятие «стилизация», переработка природных форм  в декоративно-обобщенные.

52-53

«Моя семья»

1

Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о своей семье.

54-55

«Веселые фигуры»

Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

56-57

«Домашние питомцы»

1

Рисование натюрморта

58-59

«Победителям –Слава!

1

Творческая работа. Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в дни Вов.

60-61

«Весенняя клумба»

1

Тёплая палитра. Гуашь. Рисование первых весенних цветов.

62-63

 «Веселая игра»

1

Урок-игра. Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о любимых играх.

64-65

«Лето, здравствуй!»

1

Фантазия . Творческая работа.

66

«Маленькая галерея»

1

Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев

2-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учитьсявысказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учитьсяработать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в  иллюстрациях, в работах  художников;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.
  • Коммуникативные УУД:
  • оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмамипередачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учитьсяработать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4-й классы

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,  художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении  художника;
  • интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной  форме общения;
  • интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
  • осознание ответственности за выполненное художественное художественное произведение.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельноформулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением);
  • пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, находить ответы.

2-й класс «Мы  учимся быть художниками»

На этом этапе формируется художественно- эстетическое и духовно-нравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия мира.

Теоретическая часть:

  • Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
  • Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
  • Основы рисунка. Роль рисунка  в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
  • Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
  • Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия»,  «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
  • Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
  • Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.

Календарно-тематический план второго года обучения (Практическая часть)

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

Дата

по плану

Дата

по факту

1

  Творческие работы на тему «Мои увлечения»

1

Беседа об увлечениях детей. Рисование по теме.

2

  Рисунки на тему «Я и моя семья»

1

Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме.

3

Конкурс на самый красивый фантик.        

1

Знакомство с акварелью. Орнамент. Сюжет.

4

Портрет Зайчика – огородника.         

1

Работа цветными карандашами. Рисование по воображению.

5

Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель)

1

Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации

6

Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель)

1

Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени

7.

  Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено»  (цв. карандаши)        

1

Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения.        

8.

Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки»

1

Обложка любимой сказки. Герои сказки. Сказочная природа        

9

Конкурс рисунков на тему: «Мамочка любимая моя»

1

Беседа о отношениях детей с родителями, семейных традициях.

10

Рисунки на тему «Братья наши меньшие»        

1

Отношение к животным. Любимое домашнее животное

11

Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы».

1

Беседа  о цветах. Рисование по теме.        

12

Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья».

1

Беседа о жизни птиц зимой. Рисование по теме

13

Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой.

1

Знакомство с народными промыслами. Роспись матрёшки.        

14

Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей».        

1

Представления детей о космосе. Рисование.

15

Изготовление новогодних карнавальных масок.

1

Карнавал. Карнавальная маска.        

16

Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок».        

1

Прослушивание сказки. Иллюстрации.        

17

Былинные богатыри. Илья Муромец.        

1

Знакомство с былинами. Изображение богатырей по представлению.        

18

Рисунки на тему: «Зимние забавы»

1

Рисование по теме

18

Рисование на тему: «Подводное царство»

1

Рисование по представлению на заданную тему.

19

Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»        

1

Прослушивание сказки иллюстрирование.

20

Конкурс рисунков «Слава армии родной!».

1

Беседа о героизме защитников нашей Родины. Рисование по представлению на заданную тему.

21

Конкурс поздравительных открыток «Милой мамочке!»

1

Беседа о б истории праздника 8 марта.

Рисование по представлению на заданную тему.

22

Рисование на тему: « Красота вокруг нас».        

1

Изображение пейзажа родного края.

23

Рисунок-декорация «Сказочный домик»        

1

Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению.

24

Рисунки на тему «Любимые герои»        

1

Изображение человека и животных художественными средствами.

25

Рисование на тему: «Люблю природу русскую»

1

Беседа о важности бережного отношения к природе.

Рисование по представлению на заданную тему.

26

  Рисование на тему «Родина моя».        

1

Передача красоты родного края выразительными средствами.        

27

Изготовление праздничной открытки.        

Создание простого подарочного изделия

28

Конкурс рисунков: «Слава Победе!»

1

Беседа о героизме нашего народа в дни Вов.

Рисование по представлению на заданную тему.

29

Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди».

1

Создание сюжетных композиций.

30

Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполино»        

1

Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов

31

Рисование на тему: «Весенние картины»        

Беседа о весенних изменениях в природе..        

Рисование по представлению на заданную тему.

32

Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кощей – Бессмертный.

1

Изображение сказочных и фантастических персонажей

33

Рисование на тему: «Моя любимая игрушка»

1

Беседа о любимых игрушках детей.

Рисование по теме

34

Рисование на тему: «Лето красное»

1

Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению.

3-й класс «Мы - художники»

Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.

  1. Основы художественной грамоты.

Теоретическая часть.

  • Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
  • Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
  • Основы рисунка. Роль рисунка  в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
  • Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
  • Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия»,  «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
  • Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
  • Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.

  1. Графика.

Теоретическая часть.

  • Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
  • Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики:  линия, штрих, пятно, точка.  
  • Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
  • Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.
  • Гравюра на картоне.
  • Прикладная графика. Открытка,  поздравление, шрифт.
  • Связь с рисунком, композицией, живописью.

        Календарно-тематический план третьего года обучения (Практическая часть)

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание

Дата

по плану

Дата

по факту

Основы художественной грамоты. 16 ч.

1

Вводное занятие.

1

Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.

5.09

2

. Орнаментальная композиция. Организация плоскости.

1

Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг

12.09

3

Натюрморт из трёх предметов.

1

Понятие  «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. Самостоятельное составление натюрморта.

19.09

4

Рисующий свет.

1

Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага.

26.09

5

Холодные цвета. Стихия – вода.

1

Акварель. Рисование по методу ассоциаций.

3.10

6

Теплые цвета. Стихия- огонь

1

.  Акварель. рисование по методу ассоциаций.

10.10

7.

. « Осенние листья».

1

Зарисовки растений с натуры. Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша.

.Линия, штрих, тон, точка.

17.10

8.

Природная форма – лист.  

1

Тоновая растяжка цвета, акварель.

24.10

9

Натюрморт.

1

Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши.

31.10

10 -11

Портрет мамы.

2

Гармония теплых и холодных цветов.  Гуашь. Пропорция человеческого тела.

14.11

21.11

12

 «Дворец Снежной королевы».

1

Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.

28.11

13

«Цветы зимы».

1

Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.

5.12

14

«Прогулка по зимнему саду»

1

 Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.

12.12

15 - 16

 «Здравствуй ,праздник Новый год!»

1

Свободный выбор тем и материалов для исполнения.

19.12

26.12

Графика. 8 ч.

17

Вводное занятие, введение в тему.

1

Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо.

16.01

18

«Листья и веточки».

1

Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.

23.01

19

«Осенние листья»

1

Композиция  и использование листьев гербария в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо.

30.01

20

Натюрморт  

1

Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая . собственная.

6.02

21

Открытка – поздравление «Защитникам Отечества»

1

Использование шаблона и трафарета. Штрих.  Выделение главного

20.02

22

«Село родное»

1

Цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.

27.02

23

Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник»

1

. Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.

6.03

24

«Терема».

1

Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала

13.03

Наше творчество. 1ч.

25

«Мир вокруг нас»

1

Рисование с натуры. Гуашь .

Беседа о экологических проблемах окружающей среды.

20.03

Техники изобразительного искусства.4ч.

26

Волшебные нитки.

1

Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и нити.

3.04

27

Кляксография.

1

Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и зубной щетки.

10.04

28

Выдувание.

1

Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок.

17.04

29

Пальчиковая живопись

1

Практическая работа. Работа выполняется пальцами

24.04

Наше творчество. 5 ч.

30

Рисование по теме: «Победа!»

1

Свободный выбор тем и материалов для исполнения

8.05

31

Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни»

1

Свободный выбор тем и материалов для исполнения

15.05

32

«Мы рисуем бабочку».

1

Свободный выбор тем и материалов для исполнения

22.05

33

Рисование по теме: «Мечты о лете!»

Свободный выбор тем и материалов для исполнения

27.05

34

Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов.

Выставка рисунков. Подведение итогов.

1

29.05

Итого:                                                                                                34 часа

4 -й класс«Рисуем и исследуем»

На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследованиедоступных  им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.

Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.

  1. Основы изобразительной грамоты.

Теоретическая часть.

  • Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.
  • Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
  • Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.
  • Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
  • Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
  • Композиция. Основные правила композиции:
  • объединение по однородным признакам;
  • соблюдение закона ограничения;
  • основа живой и статичной композиции;
  • группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
  • подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).
  • Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.

Календарно-тематический план четвертого года обучения (Практическая часть)

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание

Дата

по плану

Дата

по факту

Основы изобразительной грамоты.26 ч

1

Вводное занятие. Рисунок – тест « Впечатление о лете».

1

Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Фломастеры. 

2

Творческие работы на тему

 «Здравствуй школа...»

1

Беседа о летних каникулах. Рисование по теме. Рисование  цветными карандашами и красками.

3-4

Творческие работы на тему

 «Один день лета...»

2

Беседа о изобразительных  материалах: цветные карандашами, акварельные и  гуашевые краски.

5

Рисующий свет.

1

 Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага.

6

 Холодные цвета. Стихия – вода.

1

 Акварель. Рисование по методу ассоциаций.

7-8

 Теплые цвета. Стихия- огонь

1

 Акварель. рисование по методу ассоциаций.

.  

9-10

Осенние листья».

1

 Зарисовки растений с натуры. Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша.

.Линия, штрих, тон, точка.

11-12

Осенний натюрморт

2

. Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма.

Гуашь, акварель.

13

Небо в искусстве..

1

Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт

14-15

Монотипия. «Отражение в воде».

2

Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки.

16-17

«Зимние забавы».

2

Движение в композиции. Ритм цветочных пятен.

Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь.

18-19

« Цветы и травы осени».

2

Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал.

20

« Скачущая лошадь».

1

Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты.  Гуашь.

21-22

«Улицы моего села».  .

2

Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам

23-24

«Новогодний бал»

2

Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты.  Гуашь.

25-26

Выставки, экскурсии.

2

Обсуждение .

Декоративно – прикладное искусство. 25ч

27

Введение в тему.

1

Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом.

28-29

«Цветы».

2

Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма  - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели».

30

«Цветы и травы».

1

Декоративная роспись. Ассиметричная композиция.

Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра.  Беседа о жостовской  росписи.

31-32

«Цветы и бабочки»

2

Декоративная роспись подготовленной деревянной основы. Творческая работа.

33-34

Плакат – вид прикладной графики.

2

Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах.

35-36

Поздравления к 23 февраля.

2

Эскиз. Работа с материалом в подгруппах, использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи.

37-38

Открытка – поздравление к 8 марта.

2

Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная творческая работа.

39-40

Холодный батик – особенности его как вида декоративно – прикладного искусства.

2

Связь с живописью, композицией,  графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом. Связь с живописью, композицией,  графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом.

41-42

«Осенние листья».

2

Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок.

43-44

«Туманный день»..

2

Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по ткани  без резерва. Связь с живописью, композицией

46

Кукольный антураж.

1

Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над образом.

47-48

Цветоведение.

2

Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком.

49-50

Флористика..

2

Применение основных принципов построения композиции. Объединение и выявление главного. Выражение образа, чувств с помощью природных форм и линий

51-52

Оформление работ, выставки, посещение выставок.

2

        Наше творчество. 5ч        

53-54

«День Победы»

2

Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал

55

Творческая аттестационная работа..

1

Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения.

56

Оформление работ к выставке

1

Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения.

57

«Наша галерея».

1

Выставка творческих работ

Наше творчество. 2ч.

58-59

«Мир вокруг нас»

1

Рисование с натуры. Гуашь .

Беседа о экологических проблемах окружающей среды.

Техники изобразительного искусства.9ч.

60-61

Волшебные нитки.

2

Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и нити.

62-63

Кляксография.

2

Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и зубной щетки.

64-65

Выдувание.

2

Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок.

66

Пальчиковая живопись

1

Практическая работа. Работа выполняется пальцами

67

Рисование по теме: «Мечты о лете!»

1

Свободный выбор тем и материалов для исполнения

68

Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов.

Выставка рисунков. Подведение итогов.

1

Итого                                                                                                     68 часов

 4. Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • названия основных и составных цветов;
  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно,  роспись;
  • изобразительные основы декоративных элементов;
  • материалы и технические приёмы оформления;
  • названия инструментов, приспособлений.

Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
  • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
  • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
  • моделировать художественно  выразительные формы геометрических и растительных форм;
  • пользоваться материалами.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 2-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
  • разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
  • творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
  • правила плоскостного изображения , развитие силуэта и формы в пятне.            ,
  • Обучающиеся должны уметь:
  • пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
  • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
  • рисовать кистью элементы растительного орнамента;
  • выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
  • проявлять творчество в  создании работ.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 3-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
  • разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
  • творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
  • основы графики;

Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
  • пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
  • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
  • рисовать кистью элементы растительного орнамента;
  • выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
  • проявлять творчество в  создании работ.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 4-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • разнообразие возможных выразительных средств изображения;
  • значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
  • различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;
  • основы дизайна;
  • творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
  • правила создания экспозиций, основы прикладной графики.

Обучающиеся должны уметь:

  • работать в определённой цветовой гамме;
  • добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов  несложной формы;
  • передавать пространственные планы способом загораживания;
  • передавать движение фигур человека и животных;
  • сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
  • свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
  • решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.

5. Литература и средства обучения

5.1. Литература

  1. Герчук  Ю.Я.  Что такое орнамент? – М.,1998г.
  2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
  3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
  4. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
  5. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
  6. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
  7. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
  8. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
  9. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
  10. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
  11. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
  12. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
  13. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
  14. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
  15. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
  16. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.

5.2.  Печатные пособия:

Таблицы к основным разделам  материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования.

Репродукции картин.

5.3. Технические средства обучения:

Классная доска с набором  приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Телевизор (по возможности).

Магнитофон ( по возможности).

Компьютер( по возможности).

Сканер ( по возможности).

Принтер ( по возможности).

 Фотокамера цифровая ( по возможности).

5.4. ЭОРы: . 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru

Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»: http://www.rus.1september.ru

Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru

Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru

Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school

Газета «1 сентября»: www.1september.ru

6. Оценка эффективности реализации программы

1. Конкурсы рисунков к общешкольным мероприятиям.

2. Участие в школьных конкурсах.

4. Участие в районных конкурсах.

5.  Портфель достижений школьника

Методические рекомендации

Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений:

  • где работают художники;
  • основные жанры живописи;
  • наш вернисаж;
  • богатства земли Русской;
  • техника безопасности;
  • как прекрасен этот мир;
  • информация.

Стенды должны быть работающими, легко трансформируемыми и часто обновляемыми.

Группа легких стендов по теме «Где работают художники» должна полно отражать разнообразие профессий художников в нашей жизни: архитекторы; дизайнеры посуды; художники-оформители; художники рекламы; художники-модельеры и, наконец, просто художники- творцы прекрасных произведений.

Необходимо отвести достаточное место для стенда «Наш вернисаж», где систематически вывешивать лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.

Стенд по технике безопасности лучше всего сделать в карикатурной веселой форме, в виде наглядных, веселых шаржей.

Стенд для информации должен быть мобильным, желательно чтобы информацию готовили дети.

На следующем стенде «Богатство земли Русской» желательно рассказать о видах народного творчества, о богатстве и выразительности изделий народных умельцев.

Из оборудования в кабинете необходимо иметь посуду для наведения красок; достаточный обтирочный материал; доску школьную; мел школьный белый, мел цветной.

Очень важно оборудовать кабинет ученическими мольбертами. В работе также необходимы палитры для акварели и темперы, гуаши.

Для постановки натуры нужно иметь легкий, переносной столик, к нему несколько видов драпировки, осветительную лампу на штативе.

Кабинет необходимо оснастить ТСО, экраном для демонстрации слайдов, диафильмов. Желательно наличие компьютера и серии дисков о шедеврах живописи во всемирно известных музеях мира; ряд фильмов о живой природе; магнитофона с красивой музыкой на дисках.


Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Виды деятельности

Кол-во

часов

Дата

Творческие работы на тему

 «Здравствуй школа...»

Беседа о летних каникулах. Рисование по теме.

Рисование  цветными карандашами и красками.

1

7.09

Творческие работы на тему

 «Один день лета...»

Беседа о изобразительных  материалах: цветные карандашами, акварельные и  гуашевые краски.

Рисование  цветными карандашами и красками.

1

14.09

  Рисунки на тему «Дары природы»

Рассказ времени года осень. Рисование по теме.

Рисование  цветными карандашами и красками.

1

21.09

Секреты мастера

Знакомство с пальчиковыми красками. Орнамент. Просмотр презентации. Рисование восковыми мелками

Воскография

1

26.09

 Осеннее дерево

Воскография

1

5.10

Кораблик

Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени, а именно дерева с использованием техники аппликация.

РИСОВАНИЕ НА МЯТОЙ БУМАГЕ

1

12.10

Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено»  

Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения.

Конкурс рисунков. Рисование цветными  карандашами.

1

19.10

Мои любимые животные (лепка).

Рассказ о предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.

О конструктивном, скульптурном способах лепки

использование  изобразительных материалов: цветные карандашами, акварельные  и гуашевые краски, пластилин.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

1

26.10

Иллюстрация к сказке

Прослушивание сказки. Рисование медведя кулачками и пальчиками.

Рисование пальчиками и ладошками.

1

9.11

Конкурс рисунков на тему: «Несуществующие животные»

Просмотр презентации. Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов.

Рисование  цветными карандашами и красками.

1

16.11

Рисуем домашних питомцев

Беседа о домашних животных. Просмотр презентации. Рисование по теме.

Рисование  цветными карандашами и красками.

1

23.11

Рисуем диких животных.

Беседа о диких животных. Просмотр презентации. Рисование белым мелом по чёрном фоне.

Рисование белым  мелом.

1

30.11

«Снеговик»

Просмотр презентации. Рисование снеговика ватными палочками.

Рисование ватными палочками.

1

7.12

Новогодняя открытка «Дед Мороз»

Беседа о праздновании Нового года.

Рисование фломастерами  и карандашами  цветными

1

14.12

Конкурс рисунков на тему: «Новогодняя красавица»  

Беседа о праздновании Нового года. Рисование на стекле.

Рисование акварелью.

1

21.12

«Рисуем узоры»

Рисование по представлению на заданную тему.

Рисование гуашью и  свечой.

1

28.12

 «Снежное дерево»  

Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению.  

Рисование ватными палочками.

1

18.01

Знакомство с хохломской росписью.

Знакомство с народными промыслами.

Рисование  цветными карандашами и красками.

1

25.01

Ежик

Прослушивание сказки. Рисование по теме. «Кляксография»

Нанести краску через соломинку и раздувать краску от центра в разные стороны, создавая изображение дорисовать недостающие детали

1

01.02

Рисуем цветы

Беседа о цветах. Загадки.  «Рисование по мокрой бумаге».

Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

1

08.02

Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья»

Беседа о жизни птиц зимой. Рисование птицы.

Рисование  цветными карандашами и красками.

1

15.02

Поздравительная открытка к 23 февраля

Просмотр презентации.

Рисование в технике «граттаж»

1

29.02

 «Моя Родина»

Презентации репродукций картин русских художников.

«Монотопия» Лист бумаги складывается пополам, наносится на одну половину листа - создаётся пейзаж. Получается зеркальное изображение. После получения оттиска исходный рисунок оживить.

1

14.03

Портрет мамы

Видеофильм о цветах. Рисование по теме.

Рисование ватными палочками.  

1

21.03

Конкурс на самый красивый рисунок

Изображение орнамента для фантика  разнымихудожественными средствами.

Конкурс на самый красивый фантик

1

     .03

Рисование на тему:

« Красота вокруг нас» (гуашь)

Рисование цветов методом «кляксография-ниточкой»

Рисование  красками.

1

     .03

Рисунки на тему: «Вселенная и мы» (гуашь,набрызг)

Создание сюжетных композиций на тему Космос». Изображение ракеты.

Рисование  красками в технике набрызг.

1

04.04

Стрекоза и роза

Создание сюжетной композиции. Изображение предметов.

«Фроттаж». Рисование восковыми мелками или карандашами.

1

11.04

«На лугу»

Создание сюжетной композиции. Изображение предметов.

«Фроттаж». Рисование восковыми мелками или карандашами.

1

18.04

Рисование на тему «Родина моя» (У реки…) (гуашь)

Передача красоты родного края выразительными средствами. Рисование кулачками, ладошками и пальчиками.

Рисование  цветными карандашами и красками.

1

25.04

Рисунки на тему: «День победы»

Беседа о празднике День Победы.

Рисование в технике граттаж.

1

16.05

Рисунки на тему: «Скоро лето»

Создание сюжетных композиций разнымихудожественными средствами.

Рисунки на тему: «В предчувствии летних каникул»

23.05

33-34

«Чему мы  научились  за год»

Просмотр с обсуждением работ.

Выставка наших работ.

1

30.05

1.        Список рекомендуемой учебно – методической литературы:

1.        Методическое пособие. Учимся рисовать. Шалаева Г. П., 2007;

2.        Краткий словарь художественных терминов Сокольникова Н. М., 2010;

3.        Методическое пособие. Изобразительное искусство в школе Чарнецкий Я. Я., 2010;

4.        Методическое пособие. Изобразительное искусство и   художественный труд Михайлова Н. М., 2010;

5.        Методическое пособие. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Башаева Т. В., 2008;

6.        Методическое пособие. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования Биляева С. Е., 2006;

7.        Методическое пособие. Русская глиняная игрушка. БогуславскаяИ. Я., 2009;

8.        Методическое пособие. Творчество детей в работе с различными материалами. Брыкин Е. К., 2010.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Всего 68 часов  в год., продолжительность каждого занятия 40- 60 минут.

Ожидаемые результаты освоения программы:

     Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок. В ходе работы дети получат возможность подробнее познакомиться с интересной профессией художника, познакомиться и опробовать различные художественные материалы. Дети научатся обсуждать и анализировать работы художников, видеть      разнообразие цветовых оттенков, составлять и применять на практике свои сочетания. Научатся видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах. Будут работать над развитием зрительной памяти, творческих способностей, воображения, фантазии. Результатом будут организованные выставки в школе.  Учащиеся, общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию. Коллективная деятельность будет формировать расположенность к другим людям, быть чутким, тактичным, терпимым, учить умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться в новых условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект - Программа по внеурочной деятельности английского языка в начальной школе "ABC Planet"

Проект «ABCPlanet» имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности по английскому языку младших школьников. Программа состав...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности КРУЖОК «ТЕАТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» (духовно-нравственное направление)

Данная  рабочая программа  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Программа: создана на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника», автор Е. И. Коротеева, примерные програм...

Внеурочная деятельность общеинтеллектуальной направленности «Мир вокруг нас »  на 2018 – 2019 учебный год

Если хочешь научить меня чему-то,             Позволь мне идти медленно&helli...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы здорового образа жизни» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1-4 классов)

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Основы здорового образа жизни» на 2017-2018 учебный год(для обучающихся 1-4 классов)...