Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1-2 классе "Хор", 2016-2018 уч. год
рабочая программа (1, 2 класс)

Любовь Валентиновна Усанина

Календарно- тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hor_1_kl.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа №2

Принята на  заседании ШМО

      26 августа  2016 года

(протокол № 3  от 26.08.2016)

Утверждаю

Директор школы

________ Т.А. Паршакова

«  26   »    августа        2016 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

по художественно-эстетическому направлению
«Хор» 1 - 2 класс

(2016-18 учебный год)

 (срок реализации программы 2 года)

        Программу составила:

Усанина Любовь Валентиновна

учитель начальных классов  МНОШ №2,

высшей квалификационной категории. 

г. Красновишерск, 2016 г.

Пояснительная записка

    Данная рабочая учебная программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы «Хоровое пение» авторов В.И.Адищева и П.П.Останина.

Хоровое исполнение музыки - исторически сложившаяся форма музицирования русского народа. Пение сопровождало русских людей в течение всей их жизни. Н.В.Гоголь справедливо замечал, что "под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек". Правомерно говорить о хоровом пении как российской национальной традиции. В ее поддержании и развитии исключительно велика роль общеобразовательной школы. Крылатая фраза "запоет школа - запоет народ" очень точно передает суть вопроса.

Правильно поставленное школьное хоровое пение - одно из самых доступных и эффективных средств приобщения детей к музыке. Будучи по своей сути искусством активным, оно очень близко природе детей, особенно младших школьников, стремящихся активно действовать, творить. Благодаря эмоциональной увлекательности совместного музицирования, хоровое пение способствует воспитанию у школьников интереса к музыке, потребности в ней.

При грамотной хоровой работе у детей с наибольшей силой происходит развитие музыкальных способностей, певческого голоса, творческих качеств. Совместное хоровое музицирование создает прекрасные возможности для нравственного и эстетического воспитания школьников, развития у них трудолюбия, ответственности за общее дело, чувства правды, красоты.

Особая роль в программе хоровых занятий отводится вопросам патриотического воспитания и развития творческого начала у учащихся, что является неотъемлемой частью программы МОУ Речицкой средней общеобразовательной школы.

В основу настоящей программы положены методические материалы по организации занятий хоровым пением в общеобразовательных школах под редакцией Адищева В.И.

Форма проведения занятий – групповое занятие. Режим занятий: один раз в неделю классный хор.

Актуальность программы  - приобщение детей к вокальной и музыкальной культуре. В настоящее время уровень певческого развития детей неуклонно снижается, поэтому необходимо обучение детей хоровому пению с ранних лет жизни, и, в особенности, в младшем школьном возрасте.

Цель обучения хоровому пению - воспитание у детей первоначальных основ музыкально-певческой культуры, развитие личности школьников средствами хорового искусства и на этой основе создание условий для формирования и развития интеллектуальных, творческих способностей, гражданских и коммуникативных компетенций учащихся с учетом индивидуально-дифференцированного подхода в обучении и воспитании.

 

Задачи обучения:

♫    пробуждение и развитие у учащихся интереса к пению, музыке, хоровым занятиям;

♫    развитие у детей певческого голоса, музыкальных способностей, творческих качеств;

♫    формирование у школьников первоначальных исполнительских умений и навыков, развитие у них способности чувствовать, понимать образное содержание музыки и эмоционально, выразительно передавать его в собственном исполнении;

♫    решение вопросов воспитания личности школьников, их нравственно-эстетического развития, патриотического воспитания, обучение общению в неоднородном коллективе.

Содержание программы внеурочной деятельности «Пою мое Отечество», реализуемой в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства, поэтому программа отвечает требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:

  • общим целям образования - ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  • задачам образования - развитию способностей к художественно- образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Планируемые результаты

научится

Получит возможность научиться

Личностные

1.Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

  • размышлять об истоках возникновения   музыкального искусства;                        
  • наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы.
  • расширять   музыкальный  кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума.

2.Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

  • участвовать в коллективном пении, вовремя начинать  и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты.
  • участвовать  в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи.

Предметные

  1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии
  • проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;
  • понимать  степень значения роли музыки в жизни человека.
  • пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
  • воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению внимательно слушать;
  • узнавать на слух основную часть произведений.

  1. Сформированность основ музыкальной культуры на материале музыкальной культуры родного края
  • ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве родного края, сопоставлять  различные  образцы музыки;
  • пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью.

  • осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к  природе, добрым отношением к ней.
  • реализовывать      творческий     потенциал,  осуществляя собственные   музыкально - исполнительские   замыслы   в   различных   видах   деятельности.

3.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности

  • накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса
  • понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения..
  • обогащению индивидуального музыкального опыта;
  • воплощению собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов.

4.Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению

  • внимательно слушать музыкальные  фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших  литературных фрагментах;
  • определять  смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»;
  • узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным  музыкальным сочинениям, явлениям.
  • определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
  • эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление

5.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнения вокально-хоровых произведений, в импровизации

  • определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
  • принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;
  • участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук;
  • выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.
  • передавать настроение музыки в пении;
  • откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.
  • исполнять, инсценировать песни.
  • передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.

Метапредметные

  1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; 
  • выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
  • приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.

  • выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
  • выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;
  • приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание; найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни;
  • владеть элементами алгоритма сочинения мелодии.

2.Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

  • самостоятельно   выполнять упражнения;
  • участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных  явлениях жизни;
  • участвовать в коллективном пении, вовремя начинать  и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.

Основное содержание программы

Тема 1. «Любимая школа»  (9 ч.)

Знакомство с песнями и стихотворениями, посвященными Речицкой школе.

Тема 2. «Гжель моя старинная» (7 ч.)

Разучивание песен, посвященных Гжели, промыслу, знакомство с историей родного края.

Тема 3. «Раменье» (10 ч.)

Разучивание песен о Раменском. Знакомство с творчеством раменских поэтов и композиторов.

Тема 4. «Отечество мое - Россия» (7 ч.)

Знакомство с государственной символикой: гимном, гербом, флагом. Стихи русских поэтов о России. Разучивание песен о Родине.

Календарно-тематическое планирование

1 год обучения

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

фактически

1 четверть «Любимая школа» (9 ч.)

1

Знакомство с творчеством В.П.Стрелкова. Слушание произведений.

1

2,3

Песни о Речицкой школе. «Любимая школа». Разучивание песни

2

4,5

«Речицкая школа моя».Разучивание песни.

2

6

Картинная галерея. Рисование иллюстраций к песням о школе

1

7,8

«Учительница первая» Разучивание песни

2

9

Урок-концерт «Школа, тебе пою»

1

2 четверть «Гжель моя старинная» (7 ч.)

10  (1)

Знакомство с песней «Гжель моя старинная» Разыгрывание сюжета песни

1

11,12 (2,3)

Разучивание песни «Гжель моя старинная»

2

13  (4)

Знакомство с песней «Моя родная Гжель»

1

14,15 (5,6)

Разучивание песни «Моя родная Гжель»

2

16 (7)

Картинная галерея «Гжельские узоры»

1

3 четверть «Раменье» (10 ч.) 

17 (1)

Поэты и композиторы о городе Раменском

1

18 (2)

Знакомство с песней «Город мой»

1

19,20 (3,4)

Разучивание песни «Город мой»

2

21  (5)

Знакомство с песней «Край наш Раменский»

1

22,23 (6,7)

Разучивание песни «Край наш Раменский»

2

24  (8)

Знакомство с песней «Наш край»

1

25,26  (9,10)

Разучивание песни «Наш край»

2

4 четверть  «Отечество мое - Россия»(7 ч) 

27 (1)

Стихи и песни о Родине

1

28 (2)

Знакомство с песней «Моя Россия» (Г.Струве)

1

29,30 (3,4)

Разучивание песни «Моя Россия»

2

31 (5)

Слушание Гимна Российской Федерации и беседа о нем

1

32 (6)

Подготовка к отчетному концерту

1

33 (7)

Отчетный концерт

1

Разделы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в программу.

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

Беседа

2.

«Чему учат в школе».

5

1

4

Беседы

Песни о школе.

Творческие задания

Музыкальны й ринг

3.

Песни в военной шинели. Песни о войне.

3

1

2

Конкурсная программа на лучшее исполнение

Устный опрос

4.

Новогодняя сказка. Новогодние песни.

4

1

3

Творческий тренинг

Беседы

Когда мои друзья со мной.

4

1

3

Музыкальны

е игры,

5.

Песни о дружбе, друзьях, родителях.

Творческие задания

Викторина

КВН

6.

Край родной на век любимый.

10

2

8

Беседы, игровые

тренинги

Песни о Родине, о природе, русские народные песни

7.

Хорошо, что есть каникулы.

Песни об интересах, увлечениях ребят

6

2

4

Творческий кастинг на лучшее исполнение песен

8.

Итоговое занятие.

Заключительный концерт для родителей «До, ми, солька»

1

1

Выступлени е на концерте

Всего занятий за год:

34

9

25

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

  1. Лысек Ф. Мутация. Материалы конференции по проблемам развития голоса. - Чехословакия, г.Брю, 1983.

  1. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Уч.пособие для студентов высших педагогических учеб.заведений.  – М.Изд.центр Владос, 2002.

  1. Стулова Г.П. Хоровой класс. Учеб.пособие для студентов пед.институтов по спец. «Музыка». – М.: Просвещение, 1988.

  1. http://school21.permedu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=112

  1. http://rudocs.exdat.com/docs/index-145214.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...