Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности « Я – исследователь» по направлению развития личности школьника - общеинтеллектуальное учителя Дементьевой Наталии Владимировны учителя начальных классов, первая категория
    рабочая программа (1 класс) на тему

    Дементьева Наталия Владимировна

    Представлена разработанная рабочая  программа по внеурочной деятельности   "  Я - исследователь" по программе развивающего обучения системы Л.В. Занкова. В материале есть  планируемы результаты , содержание программы, тематическое и календарно-тематическое планирование для 1 класса 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа

    по внеурочной деятельности  « Я – исследователь»

    по направлению развития личности школьника - общеинтеллектуальное

    учителя Дементьевой Наталии Владимировны

    учителя начальных классов, первая категория

    1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

    ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА.

    Личностные универсальные учебные действия

    У обучающегося будут сформированы:

    _ положительное отношение к исследовательской деятельности;

    _ широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно -_познавательные и внешние мотивы;

    _ интерес к новому содержанию и новым способам познания;

    _ ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

    _ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

    Обучающийся получит возможность для формирования:

    _ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

    _ выраженной познавательной мотивации;

    _ устойчивого интереса к новым способам познания;

    _адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

    _ морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    _ принимать и сохранять учебную задачу;

    _ учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

    _ планировать свои действия;

    _ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

    _ адекватно воспринимать оценку учителя;

    _ различать способ и результат действия;

     

    _ оценивать свои действия на уровне ретрооценки;

    _ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

    _ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    _ проявлять познавательную инициативу;

    _ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

    _ преобразовывать практическую задачу в познавательную;

    _ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

    Познавательные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    _ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

    _ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

    _ высказываться в устной и письменной формах;

    _ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

    _ владеть основами смыслового чтения текста;

    _ анализировать объекты, выделять главное;

    _ осуществлять синтез (целое из частей);

    _ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

    _ устанавливать причинно-следственные связи;

    _ строить рассуждения об объекте;

    _ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

    _ подводить под понятие;

    _ устанавливать аналогии;

    _ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

    _ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    _ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

    _ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

    _ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

    _ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

    _ оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,

    возможность, невозможность и др.;  использованию исследовательских методов обучения

    в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    _ допускать существование различных точек зрения;

    _ учитывать разные мнения, стремиться к координации;

    _ формулировать собственное мнение и позицию;

    _ договариваться, приходить к общему решению;

    _ соблюдать корректность в высказываниях;

    _ задавать вопросы по существу;

    _ использовать речь для регуляции своего действия;

    _ контролировать действия партнера;

    _ владеть монологической и диалогической формами речи.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    _ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

    _ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

    _ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

    _ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

    _ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    _ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

    2.Содержание курса в первом классе 1 класс (31 час).

            Занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются не с начала учебного года, а только со второй четверти. Дети к этому времени в основном адоптировались к школе и освоили ряд общих учебных навыков (начинают читать, писать, считать и др.).

    Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не  предусмотрена (это возможно только для одарённых детей). Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.

            Результаты собственной исследовательской работы первоклассник представляет только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований.

    Подпрограмма «Тренинг».(12 часов)

     

    Подпрограмма «Исследовательская практика» (13 часов).

     

    Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).

     

                       Подпрограмма  «Тренинг» (12ч.)

     Тема «Что такое исследование»

    Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

    Как и где человек проводит исследования в быту?

    Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

    Что такое научные исследования?

    Где и как используют люди результаты научных исследований?

    Что такое научное открытие?

    Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

    Тема «Наблюдение и наблюдательность»

    Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

    Тема «Что такое эксперимент»

    Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

    Тема «Учимся вырабатывать гипотезы»

    Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

    Тема «Знакомство с логикой»

    Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.

    Тема «Как задавать вопросы»

    Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

    Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»

    Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».

    Тема «Как делать схемы»

    Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.

    Тема «Как работать с книгой»

    Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.

    Тема «Что такое парадоксы»

    Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

    Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»

    Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).

    Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»

    Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

    Подпрограмма  «Исследовательская  практика» (13ч.)

     Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»

    Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.

    Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

    Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.

    Тема «Экспресс-исследование»

    Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.

    Тема «Семинар по итогам экскурсии»

    Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.

    Тема «Коллективная игра-исследование»

    Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.

    Тема  «Коллекционирование»

    Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.

    Тема  «Экспресс – исследование  «Какие коллекции собирают люди»

    Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.

    Тема «Сообщения о своих коллекциях»

    Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникул  Подпрограмма  «Мониторинг» (6ч.)

       2 часа отводятся на мини-конференции по итогам экспресс - исследований; 2 часа на мини-конференции по итогам собственных исследований и 2 часа на участие в защите работ учащихся вторых-четвертых классов.

    Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований»

    Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

    Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований»

    Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

    Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов»

    Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

    На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные.

    3.Тематическое планирование

    №\п

    Тема.

    Основные виды деятельности.

    Тренинг. 12ч

    1

    Что такое исследование?

     

     Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

    Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

    Формулировать собственное мнение и позицию.

    2

    Наблюдение и наблюдательность.

     Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию.

    3

    Что такое эксперимент.

    Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

    Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию.

    4

    Учимся вырабатывать гипотезы.

     Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

     Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

    5

    Знакомство с логикой.

     Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

    Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

    Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

    6

    Как задавать вопросы.

     Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

     Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

    Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

    7

    Учимся выделять главное и второстепенное.

     Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

    Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    8

    Как делать схемы.

     Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

    Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формулировать собственное мнение и позицию.

    9

    Как работать с книгой.

    Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

    Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

    Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

    10

    Что такое парадоксы.

     Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

     Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

    Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

    11

    Мыслительные эксперименты и эксперименты на моделях.

     Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

     Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    12

    Как сделать сообщение о результатах исследования.

     Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

    Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Исследовательская работа. 13 ч

    13

    Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.  

    Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

     Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

     Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    14

    Индивидуальная работа по методике проведения самостоятельных исследований.  

     Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

     Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

     Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

    15

    Экспресс-  исследование.

    Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

     Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

     Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

    16

     Семинар по итогам экскурсии.

     Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

    Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

     Задавать вопросы.

    17

    Коллективная игра – исследование.

     Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

     Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

     Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

    18-19

    Коллекционирование.

     Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

     Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

            договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

    20-22

    Экспресс  - исследование, «Какие коллекции собирают люди».

     Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

    Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

     Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

    23-25

    Сообщения о своих коллекциях.

     Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

    Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

    Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

    Мониторинг. 6ч

    26-27

    Мини  конференция по итогам экспресс – исследований.

     Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

     Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

     Формулировать собственное мнение и позицию.

    28-29

    Мини  конференция по итогам собственных исследований.

    Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

     Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

     Формулировать собственное мнение и позицию.

    30-31

    Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвертых классов.

     Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

     Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

    Формулировать собственное мнение и позицию.

    Календарно-тематическое планирование занятий по программе «Я - исследователь»

    1 класс (31 час по 30 минут)

    Основные особенности программы первого класса:

    • Самостоятельная исследовательская практика в 1 классе не предусмотрена (это возможно только для одаренных детей).
    • Результаты собственных исследовательских работ первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс - исследований.

    Дата

    Тема занятия

    Цель занятия

    Результаты

    Компетенции

    Предметные

    Общеучебные.

    Тренинг(12часов)

    1

     06.09

    Что такое исследование.

     

    Познакомить с понятием исследование, коллективно обсудить, где использует человек свою способность исследовать, используют результаты, научное открытие.

    Знать понятие исследование, что такое открытие, где и как использовать научные открытия.

    Уметь наблюдать, провести эксперимент (солнечный луч)

    Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

    Планирование и поиск информации. Продуктивная групповая коммуникация. Из представленной учителем информации выбирает ту, которая необходима для решения поставленной задачи.

    2

     13.09

    Наблюдение и наблюдательность.

     

     Учить вести наблюдение фиксировать данные по наблюдению.

    Уметь вести наблюдение фиксировать данные по наблюдению.

    Определение сущностных характеристик изучаемого объекта самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

     

    Использует предложенные ресурсы, для выполнения алгоритма действий. Излагает полученную информацию по заданным вопросам.

    3

     20.09

    Что такое эксперимент.

     

    Как провести эксперимент и что такое эксперимент.

    Уметь проводить простые эксперименты и фиксировать данные.

    Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

    Ищет ответы на вопросы, сформулированные учителем.

    4

     27.09

    Учимся вырабатывать гипотезы.

     

    Формулировка гипотез.

    Уметь выдвигать  гипотезы осуществлять их проверки.

     

     Выдвижение гипотез осуществление их проверки.

     

     Излагает письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам.

    5

    04.10

    Знакомство с логикой.

     

    Познакомить с логикой исследования.

    Уметь работать по алгоритму.

    Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

     

    Находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации.

    6

     11.10

    Как задавать вопросы.

     

    Научить строить и задавать вопросы.

    Уметь строить и задавать вопросы.

    Формулирование полученных результатов.

     

     Излагает полученную информацию по заданным вопросам.

    7

     18.10

    Учимся выделять главное и второстепенное.

     

    Научиться выделять главное и второстепенное из предложенного учителем.

    Уметь выделять главное и второстепенное из предложенного учителем.

    Отделение основной информации от второстепенной.

    Воспринимает основное содержание, определяя основную мысль, отношение говорящего к событиям и действующим лицам, основные факты и события, их последовательность.

    8

     25.10

    Как делать схемы.

     

    Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок.

    Уметь строить схемы объектов.

    Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график)

    Переводит информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот.

    9

    08.11

    Как работать с книгой.

    Научиться работать  с книгой.

    Уметь  работать с книгой.

    Извлечение необходимой информации из книг.

    Воспринимает основное содержание, определяет основную мысль,

    10

    15.11

    Что такое парадокс.

    Знакомство с понятием парадокс.

    Уметь определять парадокс.

    Формулирование полученных результатов.

    Излагает полученную информацию по заданным вопросам.

    11

    22.11

    Мысленный эксперимент.

    Как провести мысленный эксперимент и что такое мысленный эксперимент.

    Уметь проводить простые мысленные эксперименты и фиксировать данные.

    Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

    Ищет ответы на вопросы, сформулированные учителем.

    12

    29.11

    Как сделать сообщение.

    Как создавать сообщения.

    Уметь составлять сообщения  по заданному плану.

    Извлечение необходимой информации из различных источников.

    Создаёт сообщение по заданному плану.

    Исследовательская практика (13 часов)

    13

    06.12

    Тренировочное  занятие.

     Учить вести исследование.

    Уметь вести исследование, фиксировать данные по исследованию.

    Определение сущностных характеристик изучаемого объекта самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

     

    Использует предложенные ресурсы, для выполнения алгоритма действий. Излагает полученную информацию по заданным вопросам.

    14

     13.12

    Экспресс-исследование.

     

    Учить проводить экспресс-исследование.

    Уметь провести экспресс-исследование.

    Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

    Извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы.

     

    15

     20.12

    Экскурсия в парк. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. 

    Познакомить с методом исследования -наблюдением, со способами фиксации результатов наблюдений.

    Уметь фиксировать результат работы.

    Определение сущностных характеристик изучаемого объекта самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

     

    Отстаивает собственную позицию, аргументировано отвечая на вопросы. Излагает полученную информацию по заданным вопросам.

    16

    27.12

    Семинар по итогам экскурсии.

    Познакомить с методом исследования -наблюдением, со способами фиксации результатов наблюдений.

    Уметь фиксировать результат работы.

    Определение сущностных характеристик изучаемого объекта самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

    Отстаивает собственную позицию, аргументировано отвечая на вопросы. Излагает полученную информацию по заданным вопросам.

    17

     10.01

    Коллективная игра-исследование. 

     Учить групповому исследованию.

    Уметь   следовать заданной процедуре группового исследования.

    Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.

     

    Самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с задачей, поставленной перед группой.

    18-19

     17.01

    24.01

    Коллекционирование.

     

    Показать разнообразное коллекционирование и алгоритм демонстрации.

     

    Уметь   следовать заданной процедуре демонстрации коллекционирования.

    Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

     

    Готовит план выступления на основе заданных целей.

    20-22

     31.01

    07.02

    21.02

    Экспресс - исследование, «Какие коллекции собирают люди».

     

    Учить проводить экспресс-исследование.

     

    Владеть приемом экспресс- исследовательской деятельности.

     

     

    Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

     

    Излагает письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам.

    23-25

    28.02

    07.03

    14.03

    Сообщение о своих коллекциях.

     

    Познакомить с алгоритмом сообщения.

    Уметь по алгоритму строить сообщение.

    Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

     

    Готовит план выступления на основе заданных целей, целевой аудитории и жанра выступления.

    Мониторинг (6 часов)

    26-27

     21.03.

    04.04

    Мини-конференция по итогам экспресс-исследований.

     

       Демонстрация результатов исследования.

    Уметь демонстрировать результаты исследования.

    Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

     

    Самостоятельно формулируют цели групповой коммуникации, высказывают идеи, называют области совпадения и расхождения мнений, выявляя суть разногласий, дают сравнительную оценку предложенных идей относительно целей групповой работы.

    28-29

     11.04

    18.04

    Мини - конференция по итогам собственных исследований.

     

       Демонстрация результатов исследования

    Уметь демонстрировать результаты исследования.

    Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

     

    Использует вербальные средства (интонация, связующие слова…) для логической связи и выделения смысловых блоков своего выступления.

    Использует невербальные средства (жесты, мимика…) или готовые наглядные материалы.

    30-31

     25.04.

    16.05

    Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов уч.2 кл.

     

       Демонстрация результатов исследования уч-ся 2 классов.

    Уметь слушать, принимать другое мнение и отстаивать своё.

      Владение основными видами публичных выступлений.

    Согласно заданным рамкам обсуждения, высказывают свои суждения и относятся к высказываниям других членов группы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

    Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стил...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 3 класса

    Рабочая программа  внеурочной деятельности " Я- исследователь" для 3 класса...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" 1 класс.

    Программа внеурочной деятельности в начальных классах...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

    Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – исследователь» для начальной школы

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – исследователь» рекомендована педагогам начальной школы и педагогам дополнительного образования....

    рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)

    Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...