Современные формы и виды контроля знаний учащихся начальной школы на уроке (из опыта работы). Деменкова Юлия Леонтьевна учитель начальных классов первой категории
статья на тему

Юлия Леонтьевна Деменкова

Доклад из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_i_vidy_kontrolya_.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Современные формы и виды контроля знаний учащихся начальной школы на уроке (из опыта работы).

Деменкова Юлия Леонтьевна

учитель начальных классов первой категории

           Жизнь человека – это непрерывный процесс обучения, познания окружающего мира. Начальная школа – важнейшая ступень в развитии ребенка, которая наставляет юного ученика на путь знаний, раскрывает ему двери в науку.

Известно, что результат обучения напрямую зависит от деятельности педагога, от методов его работы. В своей работе стараюсь использовать различные методы и средства обучения с целью усвоения информации. Но, чтобы узнать, насколько понят и освоен материал, можно ли переходить к следующей теме, необходима регулярная проверка знаний обучающихся. Задача проверки – обеспечить высокое качество обучения, а не ловить ученика на незнании, не унижать его достоинства, не формировать комплекса неполноценности и неспособности.

В работе применяю такие виды контроля, как по характеру получения информации: устный, письменный, практический, так и по месту контроля в процессе обучения: входной, текущий, итоговый.

В зависимости от содержания учебного материала, использую на уроках индивидуальные, парные, групповые, фронтальные формы контроля. Чтобы заинтересовать и активизировать деятельность учеников на уроках провожу игры по теме, тесты, кроссворды, работы по дидактическим карточкам, самостоятельные работы по учебнику. Практика работы убеждает в том, что даже небольшое изменение в организации учебной деятельности – создание проблемной ситуации, введение игровых моментов и творческих заданий, благотворно влияют на учеников. Организовать интересную жизнь коллектива нужно для того, чтобы он стал дружнее и сплочённее, чтобы ребята научились спорить и преодолевать трудности.

В своей работе применяю различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся. Приведу некоторые из них.

При принятии детей в 1 класс я провожу контрольно - диагностическую работу по  готовности дошкольников  к школьному обучению под названием «Школьный старт» (демонстрация пособия).  

Данные педагогической диагностики позволяют мне  с первых дней знакомства с ребенком реализовать индивидуальный подход в обучении, определить особенности общения с каждым учеником, наметить содержание коррекционно-развивающей работы, определить работу с классом еще до начала систематического обучения.                                                                                                                                                                              Также в сентябре – октябре в 1 классе   проводится  диагностика  уровня адаптации детей к школе.

На уроках русского языка, математики  применяю такую форму работы , как Устная контрольная работа.

Учащимся раздаю несколько (5 – 6) вариантов карточек, содержащих вопросы по пройденной теме. В течение 5 минут учащиеся обдумывают устные ответы на вопросы. Затем вызывается один из учащихся, а его дополняют те, у кого карточки того же варианта. Этот способ позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством учащихся.

На уроках математики использую в работе Математический диктант.

Каждому  ученику раздаю по тетрадному листку, прошу сложить его пополам. На верхней и нижней частях листа пишется фамилия и номер варианта. Ответы записываются на двух половинах. После окончания диктанта ученики сдают одну часть листа. Сразу начинается проверка. Прошу одного из учеников назвать ответ и записать его на доску (независимо от того, верен ли он). Остальные сигнализируют хлопком, верен ли ответ. Выставленные учениками отметки ставятся в журнал (иногда выборочно можно перепроверить, так как один экземпляр есть у учителя).

Эту форму работы можно использовать как для контроля пройденного материала, так и для актуализации прежних знаний. Иногда включаю один из вопросов по еще не пройденному материалу. Обязательно поощряю того, кто даст на него правильный ответ.

Пожалуй, сейчас не осталось учителей, которые бы не использовали тесты.

Тесты как одна из форм контроля имеет ряд положительных характеристик:

– быстрота поверки выполненной работы;

– оценка достаточно большого количества учащихся;

– возможность проверки теоретического материала;

– проверка большого объема материала малыми порциями;

– объективность оценки результатов выполненной работы.

--способствуют формированию мотива учения.

Учащиеся любят тестовые задания и с удовольствием работают с ними, тем более работа требует внимательности, расторопности, так как рассчитана на непродолжительное время. Тесты провожу на различных этапах урока: в начале урока – с целью проверки знаний, в середине и конце урока – для закрепления изученного на уроке материала. Для отработки и более успешного усвоения учебного материала тестовые задания использую в качестве домашнего задания. Тестовые задания помогают на уроках на этапе актуализации знаний. Так, например, при изучении новой темы предлагаю ребятам тестовые вопросы по изученной теме. В результате выбора букв правильных ответов путём их соединения составляется слово, являющееся темой урока.

Применяю тестовые задания следующих типов:

1.Задания с выбором ответа

2. Задания утвердительной формы с выбором ответа

3. Задания на определение понятия.

* Глагол – это часть речи, которая обозначает…

А) признак; Б) действие; В) предмет; Г) явление природы.

4. Задания, формирующиеся с отрицаниями не, нельзя и т.п.

5.Задания на установление логической последовательности

6.Тестовые задания – «Ловушки»

Это тесты, в которых отсутствует правильный ответ, либо все варианты ответов верны.

Таким образом, можно сделать вывод, что тестирование является одним из наиболее результативных методов контроля знаний учащихся начальных классов.

Очень часто в курсе «окружающий мир» встречается небольшой по объёму учебный материал, но достаточно сложный по содержанию. Он предполагает сочетание парного контроля с фронтальным, или группового с фронтальным. Например, знания о причинно -  следственных связях, сравнительная характеристика природных компонентов, знания о взаимодействии природы и людей.

Если учебный материал недостаточно глубоко усвоен отдельными учащимися, то использую индивидуальные формы контроля.

В целях индивидуального подхода в обучении использую разного уровня задания, а также упражнения, учитывающие различную скорость работы учащихся.

   На мой взгляд, весьма эффективно применять элементы взаимоконтроля, когда сильные, хорошо успевающие ученики контролируют и помогают учителю.

В планировании и организации контроля на уроках чтения есть свои особенности. Контроль может быть текущим (например, контроль домашнего задания), тематическим, итоговым, вспомогательным для учителя.

Формы контроля.

-Фронтальный опрос. Позволяет в ходе беседы с классом определить подготовку по вопросам справочного характера: факты, события, люди, знание произведения;

-Индивидуальный опрос - как в виде устного опроса у доски, так и письменного опроса по индивидуальной карточке-заданию.

письменный контроль;

Взаимоконтроль. Использую работу в парах. Один задает вопрос, а другой отвечает.

Выставка рисунков. Соотнеси строки из произведения и рисунок.

Работа в группах.

Например, назначаю «Команду смекалистых». Они готовят «хитрые» вопросы к уроку.

Лотерея вопросов или вопросы от «Мудрой Совы»

 Задания и вопросы пишутся на листках и помещаются в мешочек или коробку. Можно работать в паре, группе, а также при индивидуальном опросе.

Составление картинного плана.

На уроках чтения большую помощь оказывают в проверке знаний учащихся тетради на печатной основе.

На уроках русского языка

Методы устного контроля – это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы и т.д.
Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, письмо по памяти, контрольное списывание.)

В целях замера обязательных результатов обучения по основным предметам проводятся текущие и итоговые контрольные работы.  Также проводятся  комплексные работы, которые охватывают контроль знаний по рус.яз, чтению, математике, окруж. миру.
Текущие контрольные работы проводятся сразу после изучения важных и крупных тем программы.

Основными критериями оценки работы ученика и учителя  являются итоговые контрольные работы, которые  имеют особое значение для учета успеваемости каждого ученика.

В своей работе использую различные пособия (демонстрация)

С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Такие программы как «Отличник» и другие помогают в работе проверить и оценить знания учащихся.

Таким образом, на различных этапах учебного процесса применяются разные виды, методы, формы контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Там, где контроль случаен, ученики учатся хуже. Поэтому стараюсь осуществлять регулярный контроль, который помогает  воспитывать привычку к системному труду в школе и дома, стимулирует систематическую подготовку ученика к уроку.

Считаю, что контроль должен быть  объективным и требовательным, но в тоже время уважительным, учитывающим индивидуальные особенности ребенка. Даже при доброжелательном к детям отношении многие учащиеся волнуются и отвечают хуже, чем знают, что трудно учесть при выставлении оценки. Следовательно, формы контроля стараюсь разнообразить они должны иметь не запугивающий характер, а стимулирующий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья учителя начальной школы Калугиной Т.Г. Охранительный педагогический режим учебного процесса в начальной школе.

Статья Калугиной Т.Г. содержит практические рекомендации по созданию сохраняющих здоровье условий воспитания и обучения детей. .В их основе - многолетний опыт работы учителя  с детьми с особыми о...

Современные формы и виды контроля учащихся на уроке( из опыта работы)

Контроль и оценка достижений младших школьников является важной составной частью процесса обучения и одной  из...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

Современные формы и виды контроля знаний учащихся на уроке. Из опыта работы.

В статье рассказывается о современных видах и формах контроля на уроке , раскрывается его значение для учителя и ученика....

Тестовые работы по осмыслению содержания сказки А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" как форма проверки и контроля знаний учащихся по литературному чтению

Данные авторские тестовые работы помогут учителю организовать проверку знаний учащихся по осмыслению содержания прочитанной сказки А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"....

"Упражнения и игры на внимание" -занятие по внеурочной деятельности «Тропинки к своему Я» учителя начальной школы МОУ Лицей Павловой Светланы Аркадьевны, работающей по проекту «Эффективная начальная школа», 2 класс.

Цель занятия: развивать познавательные способности, находить и анализировать закономерности, развивать логическое мышление, речь, память, внимание, математические способности.Постановка проблемы вводи...