Современные формы и виды контроля знаний учащихся на уроке. Из опыта работы.
учебно-методический материал на тему

Николашина Галина Борисовна

В статье рассказывается о современных видах и формах контроля на уроке , раскрывается его значение для учителя и ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные формы и виды контроля знаний учащихся на урокеИз опыта работы.

Николашина Галина Борисовна

                                                                     учитель начальных классов

                                                                    МОАУ  Лицей г. Бронницы

              Контроль и оценка достижений младших школьников является важной составной частью процесса обучения и одной  из важных задач педагогической деятельности учителя. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. За время существования обучения, как формы передачи опыта подрастающему поколению, отношение к контролю и оценке менялось. Об уровне подготовки учащихся должен знать не только учитель, но и ученик, и его родители.

 Существуют разные подходы к классификации видов контроля. В учебной работе применяю такие виды контроля, как по характеру получения информации: устный, письменный, практический, так и по месту контроля в процессе обучения: вводный, текущий, итоговый.

Выбор форм контроля знаний, умений, навыков зависит от специфики учебного материала, его сложности, объёма, доступности. В зависимости от содержания учебного материала, использую на уроках индивидуальные, парные, групповые, фронтальные формы контроля. Чтобы заинтересовать и активизировать деятельность учеников на уроках провожу игры по теме, тесты, кроссворды, работы по дидактическим карточкам, самостоятельные работы по учебнику. Практика работы убеждает в том, что даже небольшое изменение в организации учебной деятельности – создание проблемной ситуации, введение игровых моментов и творческих заданий, благотворно влияют на учеников. В ходе таких занятий, у детей появляется самостоятельная, инициативная, активная позиция по отношению к окружающим. Организовать интересную жизнь коллектива нужно для того, чтобы он стал дружнее и сплочённее, чтобы ребята научились спорить и преодолевать трудности.

  Пожалуй, сейчас не осталось учителей, которые бы не использовали тесты – систему заданий специфической формы, позволяющей оценить степень овладения школьниками учебным материалом. Тестовые задания в определённой мере способствуют формированию мотива учения.

Контроль знаний с помощью тестов помогают учащимся разобраться в том, что они знают, а чего не знают. При неправильных ответах у детей сразу же обнаруживается потребность уточнить и отыскать верный ответ. Учащиеся любят тестовые задания и с удовольствием работают с ними, тем более работа требует внимательности, расторопности, так как рассчитана на непродолжительное время. Тесты провожу на различных этапах урока: в начале урока – с целью проверки знаний, в середине и конце урока – для закрепления изученного на уроке материала. Для отработки и более успешного усвоения учебного материала тестовые задания использую в качестве домашнего задания.

       Каждая форма контроля, имея свои преимущества, не является вместе с тем универсальной. Ту или иную форму контроля выбираю в зависимости от целей и задач обучения и воспитания на данном этапе. Их определяет тип урока, специфика проверяемого материала, уровень подготовленности класса и возрастные особенности учащихся. С помощью контроля, я стараюсь устанавливать обратную связь, позволяющую вести наблюдения за усвоением учащимися знаний, умений, навыков, а также обнаруживать проблемы восприятий, осознаний, осмыслений, запоминаний.

        На мой взгляд, воспитывающая роль проверки знаний учащихся дисциплинирует и повышает ответственность. Проверка есть форма закрепления, осмысления и систематизации знаний. Слушая ответы товарища, ученики вновь повторяют.

         Организационные формы контроля взаимосвязаны и допустимы разнообразные их сочетания. Если учебный материал сложный, хорошо усвоенный большинством учащихся класса, но с большим объёмом фактических знаний, то он требует сочетания фронтального и группового контроля. Фронтальный контроль осуществляется в том случае, если материал объёмный, но не сложный. Вопросы не должны быть слишком сложные. Они должны обращаться ко всему классу, но отвечать должен на них один определённый ученик по назначению учителя.

        Важно учитывать и оценивать не только ответ, но добавления и исправления, внесённые другими учениками, так как это приучает внимательно следить за ответом, быстро формулировать свою мысль.

       Очень часто в курсе «окружающий мир» встречается небольшой по объёму учебный материал, но достаточно сложный по содержанию. Он предполагает сочетание парного контроля с фронтальным, или группового с фронтальным. Например, знания о причинно -  следственных связях, сравнительная характеристика природных компонентов, знания о взаимодействии природы и людей.

             Если учебный материал недостаточно глубоко усвоен отдельными учащимися, то необходимо использовать индивидуальные формы контроля.

Проверка сложных теоретических вопросов осуществляется при индивидуальном виде контроля.

          В целях индивидуального подхода в обучении использую разного уровня задания, а также упражнения, учитывающие различную скорость работы учащихся. В образовательной системе «Школа России»в соответствии с требованиями ФГОС  проверочные работы, предназначенные для проведения тематического контроля и контрольные работы , как одна из форм итогового контроля, составлены на трех уровнях успешности.

          Необходимый уровень- решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего соответствующие государственному стандарту, что необходимо всем по любому предмету. Это «хорошо», но не «отлично».

    Программный уровень –решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо « старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности личности – «отлично».

    Максимальный(необязательный) уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам –«превосходно».

    При оценивании учитель должен учитывать то, что за задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, т.к. в процессе овладения знаниями и умениями по теме он имеет право на ошибку.

   На мой взгляд, весьма эффективно применять элементы взаимоконтроля, когда сильные, хорошо успевающие ученики контролируют и помогают учителю. Для такого сочетания я использую вопросы и задания проблемного характера, исследовательские.

     Я думаю, человек должен учиться давать всему правильную оценку и отличать хорошее от плохого, а также развивать способность учиться. Поэтому, контроль знаний, умений, навыков сопровождаемый справедливой оценкой, совершенно необходим, как необходима вообще проверка исполнения во всяком коллективном общественном деле.

       03.11.2017

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках. Из опыта работы.

Этот материал содержит методические рекомендации по проблеме активизации познавательной деятельности учащихся на уроках....

Современные формы и виды контроля учащихся на уроке( из опыта работы)

Контроль и оценка достижений младших школьников является важной составной частью процесса обучения и одной  из...

Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроке (из опыта работы).

  Подразумевается, что приемы и методы, которыми владеет современный педагог, должны научить ребенка быть максимально самостоятельным в процессе обучения и взросления. Со временем,  д...

Организация учителем этапа " открытия" нового знания обучающимися на уроке ( из опыта работы)

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с  современными детьми говорить на  современном языке? Каждый решает эту проблему по-своему. потому ...

Тестовые работы по осмыслению содержания сказки А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" как форма проверки и контроля знаний учащихся по литературному чтению

Данные авторские тестовые работы помогут учителю организовать проверку знаний учащихся по осмыслению содержания прочитанной сказки А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"....

Организация учителем этапа « открытия» нового знания обучающимися на уроке (из опыта работы)

Организация учителем этапа « открытия» нового знания обучающимися на уроке (из опыта работы)Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с совр...