Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)
рабочая программа (4 класс) на тему

Лисовая Ольга Петровна

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности

по  духовно-нравственному направлению развития личности:

 

«Я- Петербуржец»

(«Город на Неве – наш дом»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Гимназия №63 Калининского района

  Санкт-Петербурга

«РЕКОМЕНДОВАНО»

                                                                                                                                                 

М) учителей ________________________

Протокол №______ от ___.______________20….г.

Руководитель МО ________ /_______________/

«ПРИНЯТО»

Педагогический совет

Образовательного учреждения

Протокол № __от _____________20…..г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ Гимназии №63

Туманова О.Г. ____________

Приказ № __ от_________________20….г.

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности

по  духовно-нравственному направлению развития личности:

«Я- Петербуржец»

(«Город на Неве – наш дом»)

для 4 «А» класса

(1 час в неделю, 34 часа в год)

Учитель-составитель:

Лисовая Ольга Петровна

2016 - 2017 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учеников начальной школы (4 класс) по направлению «духовно-нравственное воспитание».

Цель программы: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации подростков при формировании общекультурных и нравственных ценностей с использованием ресурсной базы и познавательного потенциала музейно-экскурсионного пространства города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Программа направлена на:

  • Воспитание патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
  • Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
  • Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) -  для формирования здорового образа жизни.  
  • Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Задачи:

  • Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся совместно с общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями обучающихся.
  • Включение обучающихся в разностороннюю деятельность.
  • Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  • Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
  • Организация информационной поддержки учащихся.

Общие принципы деятельности учителя

При реализации цель и задач программы учитель: проводит входную диагностику личностного роста школьников (определяет развитие гуманистических ценностей, отношений ученика к миру, другим людям, самому себе, фиксирует жизненные приоритеты и предпочтения ученика), подбирает такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результатов определённого уровня, выстраивает логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого, проводит текущую диагностику сформированности универсальных учебных действий, в конце курса диагностирует результативность и эффективность внеурочной деятельности

Особенности реализации программы

  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
  • Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий, так и организацию внешкольных поездок и пешеходных экскурсий.

Структура программы

Программа построена на основе применения модульной системы, где содержание обучения структурируется в организационно-методические блоки, предусматривающие определённую степень вариативности распределения часов учителем в зависимости от конкретной ситуации, складывающейся в процессе работы.

Ориентировочные формы организации внеурочной деятельности

  • Беседы.
  • Экскурсии:
  • а) разработанные и проведённые преподавателем
  • б) разработанные преподавателем и проведённые учащимися
  • в) разработанные и проведённые профессиональными экскурсоводами
  • Участие и подготовка к мероприятиям.
  • Разработка проектов.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Квесты и другие

Форма и критерии достижения предметных результатов

В течение года ученики проводят работу над краткосрочными проектами, призванными закрепить конкретные образовательные результаты. В конце учебного года ученики представляют результаты своей деятельности над проектом «Город на Неве – наш дом», работа над которым носит постоянный характер и охватывает все подготовительные, музейный и экскурсионные занятия, индивидуальные консультации с учителями.

Предполагаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп;; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе; о способах ориентирования на местности и в городской среде.

2. Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности и  позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений; опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

Условия реализации программы

Нормативно-правовая основа

  • Закон Российской Федерации « Об образовании» (2012 г.)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.)

Учебно-методический комплекс

Литература для учителя:

  • Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014 г.
  • Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб., 1999
  • Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Санкт-Петербург. Вопросы и задачи по истории города. (История и культура Санкт-Петербурга в проблемно-познавательных задачах). – СПб: КОРОНА Принт, 2005

Литература для учащихся:

  • Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Пособие по истории города с заданиями и тестами. – СПб: КОРОНА Принт, 2010

Интернет-ресурсы:

Информационно-техническая оснащенность

  • материалы для оформления и творчества учащихся,
  • наличие канцелярских принадлежностей,
  • компьютер
  • колонки
  • проектор
  • доступ в сеть Интернет

Музейно-экскурсионное и театральное сотрудничество

Осуществляется при участии образовательной организации, школьного родительского комитета и руководства музеев, театров и экскурсионных фирм.

Действующие договоры с Государственным Русским музеем и Государственным Эрмитажем обеспечивают посещение учащимися указанных музейных площадок на регулярной основе.

Для участия в автобусных экскурсиях предлагается сотрудничество с такими экскурсионными фирмами, как «Союз путешественников» (http://www.ipetersburg.ru/), «Прогулки по Петербургу» (http://www.excurspb.ru/),  «Агентство путешествий «Эклектика» (http://www.eclectica.spb.ru/).

Театры Петербурга предлагают репертуар, отвечающим поставленной цели и задачам программы:

  • Александринский театр (Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина) (http://www.alexandrinsky.ru/)
  • Мариинский театр (http://www.mariinsky.ru/)
  • Михайловский театр (http://www.mikhailovsky.ru/)
  • Театр юных зрителей им. А.А. Брянцева (http://www.tyuz-spb.ru/)

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Программа носит тематический характер («Город на Неве – наш дом»), составлена с учётом психолого-педагогических рекомендаций для организации работы с учениками начальной школы и устанавливает метапредметные связи с литературным чтением, окружающим миром, ОРКСЭ в рамках учебных программ по указанным предметам для 4-го класса.


Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Дата

Рекомендуемая форма деятельности

Основное содержание

Модуль 1. Введение в учебный курс

Знакомство с новым учебным курсом. Проведение деловой игры на тему «Место, где я живу»

1

Познавательная беседа

Цель курса. Ознакомление с правилами поведения на занятиях. Разработка, обсуждение и принятие правил проведения дискуссий и обсуждений. Входная диагностика личностного роста

Подведение итогов игры. Разработка итогового проекта «Город на Неве – наш дом»

1

Этическая беседа. Социально-образовательный проект

Анализ результатов игры. Самоанализ. Рефлексия. Выводы. Что такое «проект». Цель и задачи проекта. Распределение команд. Капитаны и их функция. Выбор темы. Правила работы над проектом

Модуль 2. Организационные мероприятия

Подготовка к экскурсии «Я иду в музей/на экскурсию/в театр». Что знаю? Что хочу узнать?

9

Познавательная беседа

Правила поведения во время экскурсии. Разработка и утверждение «Листа экскурсии». Первичная диагностика знаний учащихся по обозначенной теме

Рефлексия после внешкольного мероприятия. Что узнал? Какие чувства испытал? Что понравилось больше всего?

9

Беседа. Проект.

Подведение итогов экскурсии. Проверка полученных знаний. Самоанализ поведения. Работа над ошибками

Заключительное занятие

1

Игра

Подведение итогов изучения курса. Самоанализ деятельности. Планы на следующий учебный год

Модуль 3. Методическое сопровождение итогового проекта

Презентация и защита итогового проекта

2

Игра по станциям

Организация представления учебного проекта перед аудиторией. Оценка проекта

Модуль 4. Посещение экскурсий

Автобусная экскурсия «Петербург, Петроград, Ленинград»

1

сентябрь

Экскурсия(обзорная)

Вводное занятие о том, что такое «музей», что хранится в музее

Обзорная экскурсия по Эрмитажу

1

апрель

Экскурсия(обзорная)

Вводное занятие о том, что такое «музей», что хранится в музее

Экскурсия. Кунсткамера.

1

февраль

Экскурсия

 Обзорная экскурсия по экспозиции.

Музей гигиены. «Развитие медицины в Санкт-Петербурге»

1

январь

Экскурсия  

Гигиена и её место в жизни каждого человека. Заболевания, связанные с нарушением правил личной гигиены. Правила гигиены

Новогоднее представление – Губернаторская ёлка

1

декабрь

Концерт

Ледовый дворец. Праздничная новогодняя программа для младших школьников

Детский исторический музей

«Гимназия 19 века»

1

октябрь

Интерактивная экскурсия (заочная)

К какой жизни готовила городских детей гимназия, и почему мальчиков и девочек учили раздельно? Как поощряли за хорошую учебу и наказывали за плохую? Зачем детям «мертвые языки», естествознание и форма? Обо всем этом и многом другом расскажет старая гимназия.

Детский исторический музей «Празднование Масленицы»

1

март

Игра (по станциям)

Русские народные традиции на примере Масленицы. Песни, хороводы

Автобусная экскурсия. Музей связи. «Путешествие почтовой марки»

1

ноябрь

Экскурсия  

Петербург – родина российского радиовещания. Первые телефоны. Телефонные станции

Модуль 5. Пешеходные экскурсии

Автобусная экскурсия в Кронштадт /крепость Орешек

1

май

Квест  

Подвижно-интеллектуальная игра

Модуль 6. Посещение театра

Театр  «Зазеркалье»

1

октябрь

Культпоход

Спектакль

Мариинский театр. «Золушка»

1

март

Культпоход

Балет

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса

Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавле...

«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации Программы «Воспитательной компоненты»

«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации  Программы «Воспитательной компоненты»...

Основные направления и содержательное наполнение воспитательной деятельности по направлениям развития личности учащихся 1 класса

Основные направления воспитательной работы учащихся 1-го класса и содержательное наполнение воспитательной деятельности по направлениям развития личности...

Статья "Здоровый образ жизни – одно из основных направлений развития личности ребенка"

Статья "Здоровый образ жизни - одно из основных направлений развития личности ребенка"...

Программа внеурочной деятельности "Академия добра". Духовно - нравственное направление развития личности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Академия добра» позволяет расширить и обогатить содержание предметной области  «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции социогуманитарного комп...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Я – исследователь» по направлению развития личности школьника - общеинтеллектуальное учителя Дементьевой Наталии Владимировны учителя начальных классов, первая категория

Представлена разработанная рабочая  программа по внеурочной деятельности   "  Я - исследователь" по программе развивающего обучения системы Л.В. Занкова. В материале есть...

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление развития личности) «Волшебный мир оригами» для 1 класса.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир Оригами» для 1 класса разработана в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта началь...