Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса
    рабочая программа (2 класс) по теме

          Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавлевская СОШ» составлена на основе авторской программы по внеурочной деятельности Л.В. Петленко, В.Ю.Романова  «Удивительный мир слов»(Сборник  программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2012, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта второго поколения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vneurochka_2_klass_udivitelnyy_mir_slov.docx43.13 КБ

    Предварительный просмотр:

          Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавлевская СОШ» составлена на основе авторской программы по внеурочной деятельности Л.В. Петленко, В.Ю.Романова  «Удивительный мир слов»(Сборник  программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2012, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта второго поколения

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

    Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

    осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

    Знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

    овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

    В курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

    Общая характеристика курса.

     «Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

    Место факультатива в учебном плане.

    Изучение курса целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 33 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе).

    Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

    В рабочую программу внесены изменения: авторская программа рассчитана на 33 часа, но в соответствии с учебным планом школы, ориентированным на 35 учебных недель, в рабочую программу добавлено 2 часа, которые отведены в раздел «Секреты правильной речи».,для культурного развития детей Программа рассчитана на  1 ч в неделю, итого 35 часов в год.                                 Ценностные ориентиры содержания курса.

     Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:

    развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

    формирование представлений о языке как универсальной ценности;

    изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

    развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

    формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

    развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

    включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.

     В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания:

    об истории русского языка,

    рассматривают памятники древней письменности,

     знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка,

    осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.

    Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

    Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику словообразование и грамматику.

    Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.

    Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

    Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

    Особенности содержания обучения.

     Объектом изучения курса являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

    Содержание курса строится на основе деятелъностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

    Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

    обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

    уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

    использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

    Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

    Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры

    Календарно- тематическое планирование

                                                                                                                                                                                                                                           

    Дата факт

    ТЕМА ЗАНЯТИЙ

    Кол-во

    часов теория

    Кол-во

    часов практика

    Воспитательная работа

    Мир полон звуков

    1

    5

    Звуки вокруг нас.

    1 час

    Чувство дружбы, понимания

    Фабрика речи. Проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

    1 час

    Чувство дружбы, товарищества

    Бессмыслица + бессмыслица = смысл. Анаграммы, шарады, кроссворды

    1 час

    Чувство дружбы, умение общаться

    Полоса препятствий. Игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат»,

    1 час

    Уситчивость, любовь к труду

    Рисуем звуками. Мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

    1 час

    Любовь к окружающему

    Трудности словесного ударения.

    1 час

    Любовь к родному языку

    Азбука, прошедшая сквозь века

    1

    4

    Буквы старые и новые. Чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей

    1 час

    Уважение к родному языку

    Так считали наши предки.

    1 час

    Уважение к предкам

    Страницы древних книг. Экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

    1 час

    Любовь к прекрасному

    Живая и весёлая буква алфавита. Конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);

    1 час

    Любовь к прекрасному

    Загадки русской графики. Рисование: «Весёлая буква Ё».

    1 час

    Любовь к родному языку

    Всему название дано

    2

    3

    Рождение языка.

    1 час

    Любовь к прекрасному

    Сколько слов в языке?

    1 час

    Чувство коллективизма

    Имена, имена, имена... проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

    1 час

    Чувство гордости за свое имя

    Увлекательные истории о самых простых вещах. Мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен...»;

    1 час

    Любовь к прекрасному

    Словари — сокровищница языка. Игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

    1 час

    Уважение к труду товарища

    Как делаются слова

    2

    5

    «Дальние родственники».

    1 час

    Уважение к труду товарища

    Слова «готовые» и «сделанные». Игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото»,

    1 час

    Гордость за красоту и величие русского языка

    Есть ли «родители» у слов?

    1 час

    1 час

    Любовь к прекрасному

    Внимание, корень! Лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

    1час

    Любовь к прекрасному

    Такие разные суффиксы. Конструирование слов по словообразовательным моделям;

    1 час

    Любовь к родному языку

    Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?

    1 час

    Любовь к прекрасному

    Что нам стоит слово построить? Проект «Как конфеты получают свои названия».

    1 час

    Любовь к прекрасному

    Секреты правильной речи

    12

    Словарное богатство русского языка.

    1 час

    Гордость за красоту и величие русского языка

    Словарное богатство русского языка.

    Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик».

    1 час

    Гордость за красоту и величие русского языка

    Выбираем точное слово. Игры: «Табу», «Не повторяться»,

    1 час

    Гордость за красоту и величие русского языка

    Выбираем точное слово. Игры: «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»

    1 час

    Гордость за красоту и величие русского языка

    Одно или много?

    1 час

    Любовь к труду писателей

    Когда у слов много общего?

    1 час

    Гордость за красоту и величие русского языка

    Когда значения спорят?

     1час

    Гордость за красоту и величие русского языка

    Слова одинаковые, но разные. Составление мини-словариков: «Собираю синонимы»

    1 час

    Гордость за красоту и величие русского языка

    Слова одинаковые, но разные. Составление мини-словариков: «Собираю антонимы»,

    1 час

    Гордость за красоту и величие русского языка

    «Местные жители» и «иностранцы». Составление шуточных рассказов и стихов.

    1 час

    Любовь к прекрасному

    Как рождаются фразеологизмы?

    1 час

    Любовь к прекрасному

    Выбор фразеологизма в речи. Составление мини-словариков: «Собираю фразеологизмы»;

    1 час

    Гордость за красоту и величие русского языка

    Содержание программы

    № п/п

    Тема курса

    Универсальные учебные действия

    Практическая и игровая деятельность

    1

    Мир полон звуков (6 часов)

    Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

    Для чего служит человеческая речь?

    Как устроен речевой аппарат.

    Звуки и слова.

    Связаны ли между собой звуки и смысл?

    Такие разные гласные и согласные.

    Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

    Звукопись как приём художественной речи.

    Правильное ударение и произношение слов.

    участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать
    собственное мнение и аргументировать его;

    анализировать информацию, представленную на рисунке;

    сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

    наблюдать за функцией и ударением в слове;

    контролировать правильность постановки ударения в словах;

    осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

    находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

    разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

    игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

    проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

    мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

    2

    Азбука, прошедшая сквозь века  (5 часов)

    Солунские братья.

    Как появились буквы современного русского алфавита.

    Кириллица, название букв древней азбуки.

    Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).

    Как появилась буква «Ё». Особенности использования букв.

    Строчные и прописные буквы.

    сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

    интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

    наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

    чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также
    чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;

    экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

    конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);

    рисование: «Весёлая буква Ё».

    3

    Всему название дано(5часов)

    Какие слова появились первыми.

    Звукоподражательные слова у разных народов.

     Лексическое богатство языка. Как выбирают имя человеку? Как улицы получают свои названия?

    Какие русские имена встречаются на карте мира?

     О чём может рассказать слово «борщ»?

    Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка.

    «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

    формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

    составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

    воспринимать на слух и понимать информационный текст;

    сравнивать толкование слова в различных словарях;

    самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

    оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

    игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

    мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен...»;

    проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

    конкурс «Придумываем название для новых конфет».

    4

    Как делаются слова(7 часов)

    История происхождения слов.

    Поиск информации о происхождении слов.

    Словообразовательные связи слов. Корень — главная часть слова. Группы однокоренных слов.

    Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению.

    Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.

    моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

    самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

    наблюдать образование слов в русском языке;

    анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;

    анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

    наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

    группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

    взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

    находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание

    игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;

    лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

    конструирование слов по словообразовательным моделям;

    проект «Как конфеты получают свои названия».

    5

    Секреты правильной речи (12 часов)

    Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.

    Сочетание слов по смыслу.

    Ограничения сочетаемости слов.

    Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.

    Нарушение сочетаемости слов.

    Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

    Исправление ошибок в словоупотреблении.

    Многозначные слова.

    «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).

    Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.

    Стилистическая окраска слов.

    Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

    Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.

    Слова исконно русские и заимствованные.

    История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

    Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

    наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

    выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;

    различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

    подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

    оценивать уместность использования слов в тексте;

    наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

    соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

    самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

    игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;

    решение кроссвордов;

    составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;

    составление шуточных рассказов и стихов.

    Формы и средства контроля

    №п/п

    Форма контроля

    Количество

    Дата проведения

    1

    Проекты

    3

    Как я говорил, когда был маленьким

    1

    проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

    1

    Проект «Как конфеты получают свои названия».

    1

    2

    рисунок

    1

    «Весёлая буква Ё».

    1

    3

    Мини- исследования

    1

    Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

    1

    4

    конкурсы

    1

    «Самая красивая буква»

    1

    5

    Мини - сочинение

    1

    «Я — сын, ученик, спортсмен...»;

    1

    6

    Мини - словарики

    3

    «Собираю синонимы»

    1

    «Собираю антонимы»,

    1

    «Собираю фразеологизмы»;

    1

    Материально – техническое обеспечение по внеурочной деятельности

    Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

    Количество детей в кружке

    Имеется в наличии

    % оснащенности

    КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М –во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. -48 с.

    11

    1

    !00%

    Сборник программ по внеурочной деятельности. Начальная школа, часть 1  - М. Просвещение, 2011. – 230 с.

    11

    1

    100%

    Планируемые результаты начального общего образования. – М. Просвещение, 2011. -119 с.

    11

    1

    100%

    МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ,

    Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы.Вып.2/авт. – сост.Т.М. Анохина. – Волгоград: Учитель,2007

    11

    1

    100%

    Русский язык.2-4 классы: сочинения и изложения /авт. – сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград:Учитель,2008

    11

    1

    100%

    Дидактические карточки-задания по русскому языку: для 2класса/Е.А. Нефодова. М.: Астрель: АСТ, 2009

    11

    1

    100%

    Развитие творческого мышления детей./СимановскийА.Э. – Ярославль,1998

    11

    1

    100%

    ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

    Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки./Тарабарина Т.И. – Ярославль: Академия развития,2007

    11

    1

    25%

    Былины, старины, старинки…: Начальная школа,1998

    11

    1

    25%

    Кто я? Беседы с мудрецами в кругу семьи: Н.Н.Светловская, Начальная школа,1999

    11

    1

    25%

    Культура общения. Книга для учащихся 2 класса. Сост.Н.А. Лемяскина. – Воронеж,2005

    11

    1

    25%

    Пословицы, поговорки и крылатые выражения:Ушакова О.Д.Словарик школьника. – СПб.:Издательский Дом «Лира»,2007

    11

    1

    25%

    Орфографический словарь: для учащихся  1-4 классов. С необходимыми пояснениями /Сост. Н.Г.Кушакова – Волгоград: Учитель,2003

    11

    1

    25%

    Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся /М.С.Лапатухина; Под ред.Ф.П.Филина. – М.:Просвещение,1981

    11

    1

    25%

    ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

    Ноутбук

    11

    1

    100%

    Мультимедийный проектор

    11

    1

    100%

    Экран

    11

    1

    100%

    Магнитная доска

    11

    1

    100%


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления

    Рабочая программа для развития когнитивных способностей детей....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' 3 класс

    Рабочая программа общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой О. А. , содержит развёрнутое тематиче...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Окно в компьютерный мир" 2 класс

    Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.Обучение информатики в начальной школе – это объективная необходимость...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Окно в компьютерный мир" 2 класс

    Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.Обучение информатики в начальной школе – это объективная необходимость...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" для 3 класса

    Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Волшебный карандаш" для 3 класса

    Актуальность и значимость программы внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» в том, что предполагает в большом объёме творческую деятельность, связ...