Аналитический отчёт 2019-2022 г.г.
Цель деятельности по развитию и коррекции речи: выявление и преодоление нарушений в развитии устной речи детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад комбинированного вида № 144
620072, г. Екатеринбург, ул. Сиреневый бульвар, 21 а; тел./факс: 347-59-40
Аналитический отчёт
Учителя-логопеда
Царенко Юлии Александровны
За 2019-2022 учебные годы.
Я, Царенко Ю.А. работаю в МБДОУ №144, города Екатеринбурга с 2020 года. После окончания УрГПУ, с 2014 года работаю учителем-логопедом на логопункте детского дошкольного образовательного учреждения, прошла аттестацию на подтверждение первой квалификационной категории в …….. Ежегодно логопункт посещают 37 детей дошкольного возраста с нарушениями фонетико-фонематического недоразвития речи и общим недоразвитием речи. Организацию коррекционного процесса осуществляю в соответствии с возрастными потребностями и индивидуальными особенностями развития воспитанников. Работу осуществляю на основании рабочей программы учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта, утверждённой на педагогическом совете детского сада № ,,,,…... Регулярно провожу мероприятия, направленные на распространение знаний по развитию и коррекции речи дошкольников среди педагогов ДОУ, повышаю уровень своего профессионального мастерства на курсах повышения квалификации, участвую в мастер - классах, семинарах, вебинарах. Свою работу выстраиваю согласно принципам ФГОС ДО и ФОП ДО.
Цель деятельности по развитию и коррекции речи: выявление и преодоление нарушений в развитии устной речи детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Задачи деятельности логопедического пункта:
- осуществлять мониторинг речевого развития детей дошкольного возраста;
- развивать психологическую базу речи;
- определять и реализовывать индивидуальный маршрут коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, степени тяжести, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей детей;
- развивать все виды моторики у детей с дизартрическими нарушениями;
-взаимодействовать с психолого-медико-педагогической комиссией «Радугой»;
- организовывать взаимодействие всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;
- распространять логопедические знания среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия.
Результаты коррекционно-образовательной программы на этапе выпуска воспитанников (по результатам итоговой диагностики)
Состояние Звукопроизношения | Доля обучающихся воспитанников (в %), имеющих данные показатели | ||
2019-2020 уч. год | 2020-2021 уч. год | 2021-2022 уч. год | |
Соответствие возрастной речевой норме | 46% | 62% | 60% |
Значительная положительная динамика | 46% | 33% | 35% |
Незначительная положительная динамика | 8% | 5% | 4% |
Отсутствие положительной динамики |
Можно отметить стабильную положительную динамику освоения коррекционно-образовательной программы воспитанниками. Первичную диагностику детей старшей и подготовительной группы осуществляю на основе экспресс-обследования. На психолого-педагогическом консилиуме решается вопрос о зачислении воспитанника на логопункт. Детей с педагогическим диагнозом общее недоразвитие речи направляю на обследование в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию «Радугу». На основании выданных заключений, зачисляю воспитанников для последующей коррекционно-образовательной работы и
заполняю Журнал регистрации детей. Углублённое обследование звукопроизношения провожу при зачислении ребёнка на логопункт, при выпуске из логопункта, а так же в промежуточную диагностику. За основу обследования мною взята речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста Н.М. Трубниковой. К речевой карте прилагается индивидуальный маршрутный лист, на детей с ОНР разрабатывается адаптированная общая образовательная программа.
За отчётный период, большинство детей выпускаются с речевым развитием, соответствующим целевым ориентирам. Остаточные явления в недоразвития речи в единичных случаях характеризуются недостаточным самоконтролем за произношением в свободном речевом потоке, комплексными сочетанными нарушениями в развитии детей. Родителям детей в этом случае даются рекомендации по организации занятий на дому и контролю за произношением поставленных звуков.
Результаты коррекции нарушений фонематического строя речи при выпуске (по результатам итоговой диагностики)
Доля обучающихся воспитанников (в %), имеющих данные показатели | |||
Состояние фонематического строя речи | 2019-2020 уч. год | 2020-2021 уч. год | 2021-2022 уч. год |
Соответствие возрастной речевой норме | 70% | 77% | 79% |
Значительная положительная динамика | 25% | 17%; | 16%; |
Незначительная положительная динамика | 5% | 6% | 5% |
Отсутствие положительной динамики |
У большинства детей фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза сформированы в достаточном объёме. При развитии фонематического строя речи в работе использую игры и упражнения для развития слухового восприятия, речевого внимания, различения слов, близких по звуковому составу, дифференциации фонем и слогов, формированию навыков звукового анализа и синтеза. Изучала и активно использую в работе методику Т.А.Ткаченко «Визуальные символы звуков речи». На её основе провожу анализ звукосочетаний, слогов, сравнения звуков по артикуляции. В результате обучения большинство детей достаточно хорошо различают звуки, правильно выделяют заданный звук на фоне слов, фраз, овладевают языковым анализом и синтезом. Всё это способствует успешному дальнейшему обучению в школе.
Результаты коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи при выпуске (по результатам итоговой диагностики)
Состояние лексико-грамматического строя речи | Доля обучающихся воспитанников (в %), имеющих данные показатели | ||
2019-2020 уч. год | 2020-2021 уч. год | 2021-2022 уч. год | |
Соответствие возрастной речевой норме | 84% | 84% | 75% |
Значительная положительная динамика | 16% | 12% | 21%; |
Незначительная положительная динамика | 4% | 4% | |
Отсутствие положительной динамики |
В работе по формированию лексико-грамматического строя речи использую игры и упражнения ЛА. Комаровой "Автоматизация звуков в играх и упражнениях. Альбом дошкольника».
В процессе коррекционно-образовательной работы придерживаюсь взглядов всестороннего развития личности, особое внимание уделяю патриотическому воспитанию и формированию ораторских способностей воспитанника. В связи с этим активно участвую в проектной деятельности и готовлю воспитанников к выступлению в районных и городских мероприятиях. Мои воспитанники последние три года принимают участие в городском празднике поэзии «Звёздочки», где читают стихи известных авторов. На конкурсе оценивают критерии: владение техникой речи, использование интонационных средств выразительности, понимание и передача смысла стиха, культура исполнения. В 2022 году я подготовила воспитанника, Никиту Потапова, занявшего второе место в городском этапе. Считаю, что при заучивании и декламировании стихов развивается дикция и голос, увеличивается словарный запас, формируется мелодико-просодический компонент речи, развивается чувство прекрасного и любовь к искусству. Таким образом, реализуются цели и задачи коррекционно-образовательной программы.
В 2021-22 годах мною подготовлены победители городской игры - конкурса «Матрёшка» для воспитанников 6-7 лет. Команда МБДОУ №144 дважды занимала вторые места. В задании оценивали: соответствие заявленной теме, структурированность и целостность представленного материала, устную речь воспитанников, детскую творческую деятельность, практическую значимость, оригинальность, нестандартность, творческий подход. Последние два года тематика конкурса патриотическая: «Народное творчество» - 2022 год; «Гордое имя Урал!» - 2023 год. Участие в подобных мероприятиях позволяет расширить представления дошкольников о культурно-исторических традициях своей большой и малой родины, почувствовать значимость своего народа и личности в целом, сформировать свою собственную оценку и привить любовь к Родине.
В 2022 году приняли участие в городской интеллектуальной игре-конкурсе «Грамотейка» для воспитанников 6-7 лет, команда ДОУ стала лауреатом. В критерии оценки входили: полнота раскрытия темы, структурированность, представление педагогических технологий, развивающая и образовательная направленность материала, представление устной речи детей и детской творческой деятельности. Участие в проекте решает вопросы коррекционно-образовательной программы и способствует автоматизации звуков в слове, расширению словарного запаса, развитию лексико-грамматического строя речи.
На протяжении всей практической деятельности я стараюсь обобщать и преобразовывать накопленные знания в методических разработках. Все предложенные мною технологии апробируются на воспитанниках и представлены на городских методических объединениях. В 2021 году делилась опытом по развитию мелкой моторики, опыт представлен на РМО логопедов Кировского района. В 2022 году разработала и представила методическое пособие «Использование тактильных палочек в коррекционно-педагогическом процессе». Посредством проектной деятельности дети старшей и средней групп в течение года изготовили по учебному видео тактильные палочки. Позже, за круглым столом, детьми были предложены игры и упражнения с применением тактильных палочек. На основе практического и теоретического материала разработано методическое пособие и представлен педагогический опыт.
31.01.2023 года на городском методическом объединении, в педагогической гостиной, поделилась опытом по теме: «Развивающие игры для детей раннего дошкольного возраста». Работа осуществлялась в два этапа. В рамках консультационной работы с педагогами ДОУ в октябре 2022 года мною предложено опробировать методику проведения утренней гимнастики с применением малых мячей. В ходе проектной деятельности с детьми подготовительной группы в январе 2023 года изучались упражнения по проведению артикуляционной гимнастики с использованием малых мячей. Дети активно предлагали свои упражнения, по итогам работы был составлен комплекс упражнений. Опробировали новую методику на группе раннего возраста. Дети подготовительной группы проводили новый комплекс самостоятельно с детьми раннего возраста, педагоги осуществляли контроль. Малыши положительно реагировали и правильно выполняли все правила. Таким образом, новая методика была опробирована и признана успешной.
Большое внимание в своей трудовой деятельности уделяю вопросам самообучения и повышения профессиональных компетенций:
2019-2020 годы получила второе высшее образование в УрГПУ г. Екатеринбурга по специальности «Дефектолог»;
2020-2022 проходила обучение в ООО Центр «Белый Слон» по дополнительной профессиональной программе «Интеграция нейропсихологического подхода в процессе воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
С 2023 года являюсь магистрантом УРГЭУ г. Екатеринбурга по направлению стратегическое планирование в сфере государственного и муниципального управления;
Активно посещаю все мастер-классы и семинары.