Городское методическое объединение. Педагогическая гостиная (31.01.23 г)

Царенко Юлия Александровна

Тема: «Развивающие игры для детей раннего дошкольного возраста»

  Первичным звеном в трудностях формирования речевой системы выступает  недостаточное развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики малыша. Таким образом, необходимо развивать все виды моторики у детей с раннего дошкольного возраста, что создаёт возможность для компенсирования речи малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx17.51 КБ
Файл proekt.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение

Педагогическая гостиная (31.01.23 г)

Тема: «Развивающие игры для детей раннего дошкольного возраста»

Спикер: учитель-логопед, Царенко Ю.А.

  1.  Являясь участником образовательного процесса в дошкольном  воспитании и развитии, можно сделать выводы о трудностях формирования речевой системы детей дошкольного возраста, что доказывают результаты мониторинга, где первичным звеном являются недостаточное развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики малыша. Координированная работа всех видов моторики формируется в процессе воспитания и обучения в результате образования ассоциативных связей между осязательными, зрительными и мышечными ощущениями в процессе активного взаимодействия ребенка с окружающей средой. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования сенсорной и моторной сферы и качественно отражается на формировании психического развития, а также речевой деятельности.

   Таким образом, можно сделать вывод о необходимости развития всех видов моторики у детей с раннего дошкольного возраста, что создаёт возможность для компенсирования речи малыша.

   С целью профилактики возникновения речевых нарушений, специалисты рекомендуют применять   в работе с детьми раннего дошкольного возраста игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, правильного речевого дыхания, органов речевого аппарата.

 2. Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата, обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения. Произношение речевых звуков  – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных движений, в том числе языком, губами, нижней челюстью, голосовыми складками.

Развитие основных движений органов артикуляционного аппарата осуществляется на основе  артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, участвующих в речевом процессе.

Во время выполнения артикуляционной гимнастики ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, улучшается кровоснабжение и нервная проводимость органов артикуляционного аппарата. Системные занятия позволяют  сформировать правильный уклад звука; подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом; помогают развивать четкость произношения.

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.

3. В рамках выступления делимся опытом по проведению совместной артикуляционной гимнастики с участием детей разного возраста и  использованием малых мячей. В наши дни мы наблюдаем расцвет формирования личности, на первый план выходят свои собственные интересы, сегодня детям сложно договариваться друг с другом и действовать в интересах коллектива. Актуальным для педагога становится необходимость выводить на первый план активность ребёнка и фокусироваться на поиске возможностей применения компетенций дошкольника, сформировавшихся за время освоения образовательной программы, а также взаимодействия со взрослыми и другими детьми. В педагогической практике, в силу традиционных подходов педагогов всё сделать самому, недооценивается роль детей в передаче приобретённого в различных видах деятельности опыта. Снижение степени доминирования взрослого в передаче информации воспитанникам открывает новые возможности для более качественной социализации старших дошкольников. Самостоятельное взаимодействие дошкольников в рамках детского коллектива и обмен полученным в образовательной деятельности опытом с детьми младшего возраста ведёт к проявлению таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, забота о малышах, желание им помогать.  Плюсы есть и для детей раннего возраста: более старшие дети учат своей детской игровой культуре и являются объектом подражания, у малышей снижается уровень тревожности и эмоционального напряжения, что облегчает период адаптации в условиях ДОУ.

Мы предлагаем не «шефство» старших групп над младшими, а взаимодействие или сотрудничество, в процессе которого старшие дошкольники обучают малышей и одновременно учатся заботиться, любить, поддерживать друг друга.

Рады поделиться нашим опытом и представляем видеоряд.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад комбинированного вида № 144

620072, г. Екатеринбург, ул. Сиреневый бульвар, 21 а; тел./факс: 347-59-40

Проект по развитию моторной (двигательной) сферы детей раннего возраста с участием воспитанников подготовительной группы.

"Развиваемся играя»

Автор составитель:

Учитель-логопед –

Царенко Юлия Александровна

Екатеринбург, 2023 г.

Введение

Актуальная проблема проекта.

     По результатам мониторинга можно сделать вывод о трудностях формирования речевой системы детей дошкольного возраста, где первичным звеном является недостаточное развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики малыша. Работу по развитию моторной (двигательной) сферы рекомендуется начинать в раннем и младшем возрасте.

Актуальность темы.

     Моторная сфера — двигательная активность организма или отдельных органов. Развивать двигательную активность лучше посредством игры. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано.

Гипотеза.

     В наши дни мы наблюдаем расцвет формирования личности, на первый план выходят свои собственные интересы, сегодня детям сложно договариваться друг с другом и действовать в интересах коллектива. Снижение степени доминирования взрослого в передаче информации воспитанникам открывает новые возможности для более качественной социализации старших дошкольников. Самостоятельное взаимодействие дошкольников в рамках детского коллектива и обмен полученным в образовательной деятельности опытом с детьми младшего возраста ведёт к проявлению таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, забота о малышах, желание им помогать. Плюсы есть и для детей раннего возраста: более старшие дети учат своей детской игровой культуре и являются объектом подражания, у малышей снижается уровень тревожности и эмоционального напряжения, что облегчает период адаптации в условиях ДОУ. Мы предлагаем не «шефство» старших групп над младшими, а взаимодействие или сотрудничество, в процессе которого старшие дошкольники обучают малышей и одновременно учатся заботиться, любить, поддерживать друг друга.

План проекта по развитию моторной (двигательной) сферы детей раннего возраста с участием воспитанников подготовительной группы.

Тип проекта:

По количеству участников – коллективный;

По приоритету метода –  развивающий;

По продолжительности – долгосрочный.

Направленность проекта: двигательное развитие воспитанников ДОУ

Этапы работы над проектом:

-Стартовый;

-Этап реализации;

-Рефлексивный;

-Послепроектный.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Этапы

Содержание

Моделирование

        Оценка образовательной ситуации, выявление проблем.

Тема: "Развиваемся играя»

Цель проекта: Развитие всех видов моторики у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику воспитанников.

2. Знакомить детей с различными мячами и развивать тактильную чувствительность.

3. Развивать творческие способности.

5. Формировать лексико-грамматический строй речи.

Участники:

Дети подготовительной группы.

Учитель-логопед: Царенко Юлия Александровна.

Воспитатель ясельной группы.

Продолжительность: с 10 января по 3 февраля 2023.

Этапы работы по реализации проекта:

1.Подготовительный этап  

  Сбор информации о приёмах и методах развития всех видов моторики. Изучение современных методик. Выбор направления работы.

2.Основной этап

Ответ на вопросы:

1.Какие материалы подходят для проведения артикуляционной моторики.

2.Как можно применить малые мячи в образовательно-коррекционном процессе?

3.Достигли участники процесса основной цели проекта?

     Решение поставленных задач совместно с участниками проекта.

  • Совместный поиск игровых приёмов и методов для проведения артикуляционной гимнастики,  получение удовольствия от общения детей с учителем-логопедом.
  • Комбинирование комплексов по развитию всех видов моторики.
  • Составление рассказа-описания об упражнениях на развитие моторики, совместно ребёнок и учитель-логопед.

3.Заключительный  этап

  Демонстрация развивающего игрового комплекса старшими дошкольниками детям раннего возраста. Контроль со стороны педагогов.

Ожидаемые результаты:

Специалист и воспитатель – решение задач программно-планового характера, активизация активного словаря, развитие лексико-грамматического строя речи и моторной сферы дошкольников.

Дети :

  1. Смогут самостоятельно или с помощью педагогов выбрать материалы для проведения комплекса по развитию всех видов моторики.
  2. Научатся составлять рассказ-описание с опорой на план.
  3. Продемонстрируют свой развивающий игровой комплекс воспитанникам раннего возраста.
  4. Получат удовольствие от общения со всеми участниками проекта.

Проектирование

Анализ условий и ресурсов показал, что необходимо:

  1. Подобрать информационно-методическое обеспечение о приёмах и методах развития всех видов моторики.
  2. Разработать и смонтировать видеофильм.
  3. Подобрать материал для обеспечения интегрированного подхода:

- развивающие игры;

-опытно-экспериментальная деятельность.

     4. Подбор методов и приёмов для вовлечения детей раннего возраста в образовательный процесс.

Конструирование

1.Разработка перспективного плана работы с детьми над проектом. Организация предметно-пространственной среды.

2.Планирование организации проектной деятельности.

3.Методическое обеспечение.

Этап реализации проекта

Отражен  в разделе моделирование, в презентации – для личного использования, опыт представлен внутри ДОУ.

Рефлексивный этап:

   Поставленные задачи были решены в полном объеме, цель проекта была достигнута в ходе реализации проекта. Полученные результаты соответствуют первоначальному замыслу. Полученный продукт преобразован в методическую разработку.

Послепроектный этап:

    Для обеспечения интеграции проектной деятельности, необходимо продолжать работу по развитию двигательной сферы, разрабатывать и внедрять новые проекты.

        Перспективный план работы над проектом        Приложение 1.

этап

неделя

мероприятие

задачи

Место проведения

1

1 нед.

Сбор необходимой информации и разработка проекта: «Развиваемся играя»

.

Актуализация знаний

ДОУ

2

1-2 нед.

Беседы с детьми старшего возраста о проведении проекта.

Вызвать интерес детей к коррекционно-образовательному процессу

ДОУ

3

2 нед.

Совместное  разучивание  комплекса упражнений

Развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений. Развитие творческих способностей. Формирование лексико-грамматического строя.

ДОУ

4

2-3 нед.

Подготовка рассказа-описания по комплексу упражнений

Развитие лексико-грамматического строя речи.

ДОУ

5

3 нед.

Самостоятельная демонстрация и рассказ в группе.

Отработка полученных навыков, применение их на практике.

ДОУ

Организация предметно-пространственной         среды

  1. Знакомство с различными вариантами проведения комплекса упражнений по развитию всех видов моторики
  2. Демонстрация подготовленного развивающего игрового комплекса детям раннего возраста.

Приложение 2

Организация проектной деятельности.

  1. Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.

   Знакомство детей подготовительной группы с различными видами упражнений по развитию всех видов моторики. Педагог предлагает детям потрогать  малые мячи и подумать, каким образом их включить в комплекс артикуляционной гимнастики. Комплекс из совместных упражнений по одновременному развитию всех видов моторики получается динамичным и игровым. Возникает вопрос: с кем можно проводить новый комплекс упражнений? Как же нам это сделать? В этот момент дети предлагают свои варианты. Совместно с детьми принято решение о проведении упражнений в ясельной группе.

2. Практические действия по реализации проекта.

2.1 Познавательно-исследовательская.

  Актуализируются знания детей о различных материалах для проведения артикуляционной гимнастики. Совместно выбраны малые мячи, как вспомогательный материал. Для детей проводят игры на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

2.2 Речевая деятельность.

  Учитель-логопед помогает воспитаннику составить рассказ-описание о порядке выполнения упражнений по развитию всех видов моторики.

  План рассказа-описания:

  • Название упражнения.
  • Виды движения.
  • Демонстрация упражнения дошкольником.

  2.4.Социально-коммуникативная деятельность.

    Дети самостоятельно представляют своё упражнение в группе. Учатся публичному выступлению и передают полученный опыт младшим детям

  1. Рефлексия.        

  Круглый стол: дети обсуждают и выбирают лучшие упражнения. Выбранные упражнения вошли в методическое пособие для родителей и педагогов. Педагог создаёт видеофайл для совместного просмотра.

 

Список литературы

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013);
  • Основная общеобразовательная программа – программа дошкольного образования МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 144;
  • Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5-6 лет. Методическое пособие для воспитателей: Москва «Просвещение» 2015 г.
  • Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. Игры для развития речи 4-7 лет: Москва, 2009 г.
  • Шереметьева Е.В. Формирование артикуляционной моторики у детей раннего возраста: Челябинск, 2017 г.
  • Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность: Москва, 2010 г.