Городское методическое объединение. Педагогическая гостиная (31.01.23 г)
Тема: «Развивающие игры для детей раннего дошкольного возраста»
Первичным звеном в трудностях формирования речевой системы выступает недостаточное развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики малыша. Таким образом, необходимо развивать все виды моторики у детей с раннего дошкольного возраста, что создаёт возможность для компенсирования речи малыша.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.51 КБ | |
| 27.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Городское методическое объединение
Педагогическая гостиная (31.01.23 г)
Тема: «Развивающие игры для детей раннего дошкольного возраста»
Спикер: учитель-логопед, Царенко Ю.А.
1. Являясь участником образовательного процесса в дошкольном воспитании и развитии, можно сделать выводы о трудностях формирования речевой системы детей дошкольного возраста, что доказывают результаты мониторинга, где первичным звеном являются недостаточное развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики малыша. Координированная работа всех видов моторики формируется в процессе воспитания и обучения в результате образования ассоциативных связей между осязательными, зрительными и мышечными ощущениями в процессе активного взаимодействия ребенка с окружающей средой. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования сенсорной и моторной сферы и качественно отражается на формировании психического развития, а также речевой деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости развития всех видов моторики у детей с раннего дошкольного возраста, что создаёт возможность для компенсирования речи малыша.
С целью профилактики возникновения речевых нарушений, специалисты рекомендуют применять в работе с детьми раннего дошкольного возраста игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, правильного речевого дыхания, органов речевого аппарата.
2. Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата, обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения. Произношение речевых звуков – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных движений, в том числе языком, губами, нижней челюстью, голосовыми складками.
Развитие основных движений органов артикуляционного аппарата осуществляется на основе артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, участвующих в речевом процессе.
Во время выполнения артикуляционной гимнастики ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, улучшается кровоснабжение и нервная проводимость органов артикуляционного аппарата. Системные занятия позволяют сформировать правильный уклад звука; подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом; помогают развивать четкость произношения.
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.
3. В рамках выступления делимся опытом по проведению совместной артикуляционной гимнастики с участием детей разного возраста и использованием малых мячей. В наши дни мы наблюдаем расцвет формирования личности, на первый план выходят свои собственные интересы, сегодня детям сложно договариваться друг с другом и действовать в интересах коллектива. Актуальным для педагога становится необходимость выводить на первый план активность ребёнка и фокусироваться на поиске возможностей применения компетенций дошкольника, сформировавшихся за время освоения образовательной программы, а также взаимодействия со взрослыми и другими детьми. В педагогической практике, в силу традиционных подходов педагогов всё сделать самому, недооценивается роль детей в передаче приобретённого в различных видах деятельности опыта. Снижение степени доминирования взрослого в передаче информации воспитанникам открывает новые возможности для более качественной социализации старших дошкольников. Самостоятельное взаимодействие дошкольников в рамках детского коллектива и обмен полученным в образовательной деятельности опытом с детьми младшего возраста ведёт к проявлению таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, забота о малышах, желание им помогать. Плюсы есть и для детей раннего возраста: более старшие дети учат своей детской игровой культуре и являются объектом подражания, у малышей снижается уровень тревожности и эмоционального напряжения, что облегчает период адаптации в условиях ДОУ.
Мы предлагаем не «шефство» старших групп над младшими, а взаимодействие или сотрудничество, в процессе которого старшие дошкольники обучают малышей и одновременно учатся заботиться, любить, поддерживать друг друга.
Рады поделиться нашим опытом и представляем видеоряд.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад комбинированного вида № 144
620072, г. Екатеринбург, ул. Сиреневый бульвар, 21 а; тел./факс: 347-59-40
Проект по развитию моторной (двигательной) сферы детей раннего возраста с участием воспитанников подготовительной группы.
"Развиваемся играя»
Автор составитель:
Учитель-логопед –
Царенко Юлия Александровна
Екатеринбург, 2023 г.
Введение
Актуальная проблема проекта.
По результатам мониторинга можно сделать вывод о трудностях формирования речевой системы детей дошкольного возраста, где первичным звеном является недостаточное развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики малыша. Работу по развитию моторной (двигательной) сферы рекомендуется начинать в раннем и младшем возрасте.
Актуальность темы.
Моторная сфера — двигательная активность организма или отдельных органов. Развивать двигательную активность лучше посредством игры. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано.
Гипотеза.
В наши дни мы наблюдаем расцвет формирования личности, на первый план выходят свои собственные интересы, сегодня детям сложно договариваться друг с другом и действовать в интересах коллектива. Снижение степени доминирования взрослого в передаче информации воспитанникам открывает новые возможности для более качественной социализации старших дошкольников. Самостоятельное взаимодействие дошкольников в рамках детского коллектива и обмен полученным в образовательной деятельности опытом с детьми младшего возраста ведёт к проявлению таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, забота о малышах, желание им помогать. Плюсы есть и для детей раннего возраста: более старшие дети учат своей детской игровой культуре и являются объектом подражания, у малышей снижается уровень тревожности и эмоционального напряжения, что облегчает период адаптации в условиях ДОУ. Мы предлагаем не «шефство» старших групп над младшими, а взаимодействие или сотрудничество, в процессе которого старшие дошкольники обучают малышей и одновременно учатся заботиться, любить, поддерживать друг друга.
План проекта по развитию моторной (двигательной) сферы детей раннего возраста с участием воспитанников подготовительной группы.
Тип проекта:
По количеству участников – коллективный;
По приоритету метода – развивающий;
По продолжительности – долгосрочный.
Направленность проекта: двигательное развитие воспитанников ДОУ
Этапы работы над проектом:
-Стартовый;
-Этап реализации;
-Рефлексивный;
-Послепроектный.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Этапы | Содержание |
Моделирование | Оценка образовательной ситуации, выявление проблем. Тема: "Развиваемся играя» Цель проекта: Развитие всех видов моторики у детей дошкольного возраста. Задачи: 1.Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику воспитанников. 2. Знакомить детей с различными мячами и развивать тактильную чувствительность. 3. Развивать творческие способности. 5. Формировать лексико-грамматический строй речи. Участники: Дети подготовительной группы. Учитель-логопед: Царенко Юлия Александровна. Воспитатель ясельной группы. Продолжительность: с 10 января по 3 февраля 2023. Этапы работы по реализации проекта: 1.Подготовительный этап Сбор информации о приёмах и методах развития всех видов моторики. Изучение современных методик. Выбор направления работы. 2.Основной этап Ответ на вопросы: 1.Какие материалы подходят для проведения артикуляционной моторики. 2.Как можно применить малые мячи в образовательно-коррекционном процессе? 3.Достигли участники процесса основной цели проекта? Решение поставленных задач совместно с участниками проекта.
3.Заключительный этап Демонстрация развивающего игрового комплекса старшими дошкольниками детям раннего возраста. Контроль со стороны педагогов. Ожидаемые результаты: Специалист и воспитатель – решение задач программно-планового характера, активизация активного словаря, развитие лексико-грамматического строя речи и моторной сферы дошкольников. Дети :
|
Проектирование | Анализ условий и ресурсов показал, что необходимо:
- развивающие игры; -опытно-экспериментальная деятельность. 4. Подбор методов и приёмов для вовлечения детей раннего возраста в образовательный процесс. |
Конструирование | 1.Разработка перспективного плана работы с детьми над проектом. Организация предметно-пространственной среды. 2.Планирование организации проектной деятельности. 3.Методическое обеспечение. |
Этап реализации проекта
Отражен в разделе моделирование, в презентации – для личного использования, опыт представлен внутри ДОУ.
Рефлексивный этап:
Поставленные задачи были решены в полном объеме, цель проекта была достигнута в ходе реализации проекта. Полученные результаты соответствуют первоначальному замыслу. Полученный продукт преобразован в методическую разработку.
Послепроектный этап:
Для обеспечения интеграции проектной деятельности, необходимо продолжать работу по развитию двигательной сферы, разрабатывать и внедрять новые проекты.
Перспективный план работы над проектом Приложение 1.
этап | неделя | мероприятие | задачи | Место проведения |
1 | 1 нед. | Сбор необходимой информации и разработка проекта: «Развиваемся играя» . | Актуализация знаний | ДОУ |
2 | 1-2 нед. | Беседы с детьми старшего возраста о проведении проекта. | Вызвать интерес детей к коррекционно-образовательному процессу | ДОУ |
3 | 2 нед. | Совместное разучивание комплекса упражнений | Развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений. Развитие творческих способностей. Формирование лексико-грамматического строя. | ДОУ |
4 | 2-3 нед. | Подготовка рассказа-описания по комплексу упражнений | Развитие лексико-грамматического строя речи. | ДОУ |
5 | 3 нед. | Самостоятельная демонстрация и рассказ в группе. | Отработка полученных навыков, применение их на практике. | ДОУ |
Организация предметно-пространственной среды
- Знакомство с различными вариантами проведения комплекса упражнений по развитию всех видов моторики
- Демонстрация подготовленного развивающего игрового комплекса детям раннего возраста.
Приложение 2
Организация проектной деятельности.
- Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.
Знакомство детей подготовительной группы с различными видами упражнений по развитию всех видов моторики. Педагог предлагает детям потрогать малые мячи и подумать, каким образом их включить в комплекс артикуляционной гимнастики. Комплекс из совместных упражнений по одновременному развитию всех видов моторики получается динамичным и игровым. Возникает вопрос: с кем можно проводить новый комплекс упражнений? Как же нам это сделать? В этот момент дети предлагают свои варианты. Совместно с детьми принято решение о проведении упражнений в ясельной группе.
2. Практические действия по реализации проекта.
2.1 Познавательно-исследовательская.
Актуализируются знания детей о различных материалах для проведения артикуляционной гимнастики. Совместно выбраны малые мячи, как вспомогательный материал. Для детей проводят игры на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
2.2 Речевая деятельность.
Учитель-логопед помогает воспитаннику составить рассказ-описание о порядке выполнения упражнений по развитию всех видов моторики.
План рассказа-описания:
- Название упражнения.
- Виды движения.
- Демонстрация упражнения дошкольником.
2.4.Социально-коммуникативная деятельность.
Дети самостоятельно представляют своё упражнение в группе. Учатся публичному выступлению и передают полученный опыт младшим детям
- Рефлексия.
Круглый стол: дети обсуждают и выбирают лучшие упражнения. Выбранные упражнения вошли в методическое пособие для родителей и педагогов. Педагог создаёт видеофайл для совместного просмотра.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013);
- Основная общеобразовательная программа – программа дошкольного образования МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 144;
- Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5-6 лет. Методическое пособие для воспитателей: Москва «Просвещение» 2015 г.
- Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. Игры для развития речи 4-7 лет: Москва, 2009 г.
- Шереметьева Е.В. Формирование артикуляционной моторики у детей раннего возраста: Челябинск, 2017 г.
- Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность: Москва, 2010 г.
