Развитие памяти

Царенко Юлия Александровна

Развитие памяти необходимо для формирования речевых функций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pamyati.docx22.27 КБ
Файл pamyat.pptx87.04 КБ

Предварительный просмотр:

5 УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У РЕБЁНКА 5 –7 ЛЕТ

Хорошая память — важная составляющая успеха в любом деле.

Память бывает разная: образная (слуховая память); семантическая; двигательная; эмоциональная.

Вы хотите, чтобы ваши дети легко запоминали ваши слова, а в школьные годы демонстрировали отличные успехи в учёбе? Тогда советуем вам взять на заметку 5 несложных упражнений на развитие слуховой памяти ребёнка.

Упражнение 1: «Стоп-слова»

Это игровое упражнение прекрасно развивает слуховое внимание и память.

Назовите ребёнку стоп-слово. Попросите его повторить. А теперь вы перечисляете последовательность любых слов, а малыш, услышав сигнальное слово, должен крикнуть «стоп» или хлопнуть в ладоши.

На базе этого упражнения можно предложить несколько вариаций.

Вариант 1. Объявите тематику, которой будет посвящена последовательность слов, и попросите малыша хлопать каждый раз, когда он услышит неподходящее слово.

Например, тема — цветы: мак; роза; тюльпан; гвоздика; зебра (хлопок); ромашка; васильки; лютики; тыква (хлопок)…

Меняйте темы, отрабатывая тренировку слуховой памяти и знания об окружающем мире одновременно.

Вариант 2. Пусть малыш выберет книжку, которую хочет послушать в вашем исполнении. Откройте рассказ, сказку или стихотворение, которое будете читать, и несколько раз вслух прочитайте небольшое предложение ближе к концу произведения. Ребёнок должен запомнить эту фразу, а во время прослушивания обратить на неё внимание, хлопнув в ладоши или крикнув слово «стоп».

При чтении никак не акцентируйте внимание на заветной фразе. Если малыш заслушался и забыл подать оговорённый сигнал, дочитайте текст до конца, а потом напомните и обсудите задание.

Упражнение 2: «Великолепная десятка»

Назовите 10 произвольных слов. Произносите их чётко, медленно, делая между ними небольшие паузы. Попросите ребёнка повторить всё, что ему удалось запомнить с первого раза. Повторите «великолепную десятку» ещё раз, а ребёнок должен называть те слова, которые забыл в первый раз.

Ещё раз произнесите «десятку», а через час малыш должен вспомнить всё, что удалось удержать в памяти за этот период.

Это упражнение для развития слуховой памяти у дошкольников тоже можно разнообразить:

  • можно повторять слова за взрослым в любом порядке (что удалось вспомнить);
  • все слова надо называть строго в том порядке, в котором их произносит взрослый;
  • взрослый называет слова произвольно, а ребёнок должен упорядочить их в алфавитном порядке;
  • слова для «великолепной десятки» можно выбирать произвольно или по одной тематике (цвета, фигуры, столицы, посуда и т.п.);
  • прочитайте «великолепную десятку» один раз, а затем повторите её, но добавьте лишнее слово (конечно, добавлять его лучше в середине последовательности), а малыш пусть ищет затесавшегося новичка;
  • прочитайте «десятку», а затем повторите последовательность, «забыв» назвать одно слово. Сможет ли ребёнок вспомнить «пропажу»?

Упражнение 3: «Цифровая цепочка»

Итак, назовите произвольно 3 числа. Ребёнок должен их повторить. Это легко, если называть числа в пределах первой десятки. Если малыш отлично справляется с заданием, давайте повышать уровень сложности:

  • Называйте двузначные и трехзначные числа, а если и так справляться с заданием очень легко, увеличьте количество разрядов.
  • Постепенно увеличивайте количество чисел в цепочке.
  • Пусть малыш слушает цепочку в прямом порядке, а называет в обратном.

Упражнение 4: «Цветные истории»

    Найдите подходящую по возрасту картинку-раскраску и составьте по ней небольшой рассказ, в котором упоминаются цвета нарисованных предметов. Положите перед ребёнком раскраску и цветные карандаши. Предупредите, что сейчас надо будет внимательно послушать историю и разукрасить рисунок так, как описано.

Чтобы проверить, насколько внимателен малыш и как хорошо у него получается запоминать аудио информацию, придумайте рассказ, в котором цвета использованы неожиданно.

Например:

В зелёном небе из-за красной тучи выглянуло весёлое синее солнышко. Оно послало свои лучики на землю, согрев синие листики старого дуба, лепестки цветика-семицветика и молодую красную травку. Все радуются солнышку. Рад ему и розовый котёнок, и салатовый щенок, и даже маленький фиолетовый кролик прыгает от радости, что увидел тёплое весеннее солнышко.

Упражнение 5: «Графический диктант»

Для этого выбирайте достаточно простые узоры, но диктуйте ребёнку схему не поэтапно, а сразу небольшим алгоритмом.

Например:

  • 2 клетки вверх;
  • 1 клетка вправо;
  • 2 клетки вниз;
  • 1 клетка влево.

Что получилось? Обсудите с ребёнком результат. Не забудьте похвалить за старание, а если что-то не удалось, объясните, в чём ошибка, и помогите её исправить.

Как ещё можно развивать слуховую память ребёнка:

  • учите с ребёнком стихи;
  • читайте вслух интересные сказки и просите малыша пересказать, что он запомнил;
  • чаще играйте в полезные и увлекательные словесные игры;
  • слушайте детские песенки, а в свободное время пойте их весёлым семейным ансамблем;
  • предложите ребёнку дома или на улице прислушаться к миру звуков, определяя, какие источники вносят свой вклад в общий звуковой фон.

Пусть ваши занятия с маленьким непоседой приносят и пользу, и удовольствие


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Под памятью подразумевают способность запоминать любую информацию Она основывается на трех процессах : Запоминание . Первая составляющая представляет собой процесс образования информации в виде нервных импульсов внутри клеток головного мозга . Сохранение. Второй элемент связан с образованием энграммы внутри мозга . Воспроизведение. Третий процесс представляет собой использование информации, которая ранее была сохранена в памяти.

Слайд 2

Существует 2 вида запоминания : Произвольная. Мозгом запоминается информация, которую человек захотел сохранить в голове. Непроизвольная. Механическое запоминание всего, что было воспринято мозгом. По длительности сохранения информации выделяют 2 вида: Кратковременная. Мозг легко сохраняет информацию, но вскоре полностью забывает ее. Долговременная. Для запоминания может понадобиться больше усилий, но информация будет храниться в голове длительное время. По способу восприятия информации выделяют 4 вида памяти: Образная. Запоминание всего, что человек видел, слышал, чувствовал. Словесно-логическая. Сохранение услышанных или прочитанных предложений. Двигательная. Способность быстро запоминать физические движения. Эмоциональная. Воспоминания обо всех событиях, вызвавших сильные эмоции, чувства.

Слайд 3

5 упражнений на развитие слуховой (образной) памяти у ребёнка 5 –7 лет Упражнение 1: «Стоп-слова» Упражнение 2: «Великолепная десятка» Упражнение 3: «Цифровая цепочка» Упражнение 4: «Цветные истории» Упражнение 5: «Графический диктант»

Слайд 4

Как ещё можно развивать слуховую память ребёнка: учите с ребёнком стихи; читайте вслух интересные сказки и просите малыша пересказать, что он запомнил; чаще играйте в полезные и увлекательные словесные игры ; слушайте детские песенки, а в свободное время пойте их весёлым семейным ансамблем; предложите ребёнку дома или на улице прислушаться к миру звуков, определяя, какие источники вносят свой вклад в общий звуковой фон.

Слайд 5

Пусть ваши занятия с маленьким непоседой приносят и пользу, и удовольствие.