Развитие памяти
Развитие памяти необходимо для формирования речевых функций
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.27 КБ | |
| 87.04 КБ |
Предварительный просмотр:
5 УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У РЕБЁНКА 5 –7 ЛЕТ
Хорошая память — важная составляющая успеха в любом деле.
Память бывает разная: образная (слуховая память); семантическая; двигательная; эмоциональная.
Вы хотите, чтобы ваши дети легко запоминали ваши слова, а в школьные годы демонстрировали отличные успехи в учёбе? Тогда советуем вам взять на заметку 5 несложных упражнений на развитие слуховой памяти ребёнка.
Упражнение 1: «Стоп-слова»
Это игровое упражнение прекрасно развивает слуховое внимание и память.
Назовите ребёнку стоп-слово. Попросите его повторить. А теперь вы перечисляете последовательность любых слов, а малыш, услышав сигнальное слово, должен крикнуть «стоп» или хлопнуть в ладоши.
На базе этого упражнения можно предложить несколько вариаций.
Вариант 1. Объявите тематику, которой будет посвящена последовательность слов, и попросите малыша хлопать каждый раз, когда он услышит неподходящее слово.
Например, тема — цветы: мак; роза; тюльпан; гвоздика; зебра (хлопок); ромашка; васильки; лютики; тыква (хлопок)…
Меняйте темы, отрабатывая тренировку слуховой памяти и знания об окружающем мире одновременно.
Вариант 2. Пусть малыш выберет книжку, которую хочет послушать в вашем исполнении. Откройте рассказ, сказку или стихотворение, которое будете читать, и несколько раз вслух прочитайте небольшое предложение ближе к концу произведения. Ребёнок должен запомнить эту фразу, а во время прослушивания обратить на неё внимание, хлопнув в ладоши или крикнув слово «стоп».
При чтении никак не акцентируйте внимание на заветной фразе. Если малыш заслушался и забыл подать оговорённый сигнал, дочитайте текст до конца, а потом напомните и обсудите задание.
Упражнение 2: «Великолепная десятка»
Назовите 10 произвольных слов. Произносите их чётко, медленно, делая между ними небольшие паузы. Попросите ребёнка повторить всё, что ему удалось запомнить с первого раза. Повторите «великолепную десятку» ещё раз, а ребёнок должен называть те слова, которые забыл в первый раз.
Ещё раз произнесите «десятку», а через час малыш должен вспомнить всё, что удалось удержать в памяти за этот период.
Это упражнение для развития слуховой памяти у дошкольников тоже можно разнообразить:
- можно повторять слова за взрослым в любом порядке (что удалось вспомнить);
- все слова надо называть строго в том порядке, в котором их произносит взрослый;
- взрослый называет слова произвольно, а ребёнок должен упорядочить их в алфавитном порядке;
- слова для «великолепной десятки» можно выбирать произвольно или по одной тематике (цвета, фигуры, столицы, посуда и т.п.);
- прочитайте «великолепную десятку» один раз, а затем повторите её, но добавьте лишнее слово (конечно, добавлять его лучше в середине последовательности), а малыш пусть ищет затесавшегося новичка;
- прочитайте «десятку», а затем повторите последовательность, «забыв» назвать одно слово. Сможет ли ребёнок вспомнить «пропажу»?
Упражнение 3: «Цифровая цепочка»
Итак, назовите произвольно 3 числа. Ребёнок должен их повторить. Это легко, если называть числа в пределах первой десятки. Если малыш отлично справляется с заданием, давайте повышать уровень сложности:
- Называйте двузначные и трехзначные числа, а если и так справляться с заданием очень легко, увеличьте количество разрядов.
- Постепенно увеличивайте количество чисел в цепочке.
- Пусть малыш слушает цепочку в прямом порядке, а называет в обратном.
Упражнение 4: «Цветные истории»
Найдите подходящую по возрасту картинку-раскраску и составьте по ней небольшой рассказ, в котором упоминаются цвета нарисованных предметов. Положите перед ребёнком раскраску и цветные карандаши. Предупредите, что сейчас надо будет внимательно послушать историю и разукрасить рисунок так, как описано.
Чтобы проверить, насколько внимателен малыш и как хорошо у него получается запоминать аудио информацию, придумайте рассказ, в котором цвета использованы неожиданно.
Например:
В зелёном небе из-за красной тучи выглянуло весёлое синее солнышко. Оно послало свои лучики на землю, согрев синие листики старого дуба, лепестки цветика-семицветика и молодую красную травку. Все радуются солнышку. Рад ему и розовый котёнок, и салатовый щенок, и даже маленький фиолетовый кролик прыгает от радости, что увидел тёплое весеннее солнышко.
Упражнение 5: «Графический диктант»
Для этого выбирайте достаточно простые узоры, но диктуйте ребёнку схему не поэтапно, а сразу небольшим алгоритмом.
Например:
- 2 клетки вверх;
- 1 клетка вправо;
- 2 клетки вниз;
- 1 клетка влево.
Что получилось? Обсудите с ребёнком результат. Не забудьте похвалить за старание, а если что-то не удалось, объясните, в чём ошибка, и помогите её исправить.
Как ещё можно развивать слуховую память ребёнка:
- учите с ребёнком стихи;
- читайте вслух интересные сказки и просите малыша пересказать, что он запомнил;
- чаще играйте в полезные и увлекательные словесные игры;
- слушайте детские песенки, а в свободное время пойте их весёлым семейным ансамблем;
- предложите ребёнку дома или на улице прислушаться к миру звуков, определяя, какие источники вносят свой вклад в общий звуковой фон.
Пусть ваши занятия с маленьким непоседой приносят и пользу, и удовольствие
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Существует 2 вида запоминания : Произвольная. Мозгом запоминается информация, которую человек захотел сохранить в голове. Непроизвольная. Механическое запоминание всего, что было воспринято мозгом. По длительности сохранения информации выделяют 2 вида: Кратковременная. Мозг легко сохраняет информацию, но вскоре полностью забывает ее. Долговременная. Для запоминания может понадобиться больше усилий, но информация будет храниться в голове длительное время. По способу восприятия информации выделяют 4 вида памяти: Образная. Запоминание всего, что человек видел, слышал, чувствовал. Словесно-логическая. Сохранение услышанных или прочитанных предложений. Двигательная. Способность быстро запоминать физические движения. Эмоциональная. Воспоминания обо всех событиях, вызвавших сильные эмоции, чувства.
5 упражнений на развитие слуховой (образной) памяти у ребёнка 5 –7 лет Упражнение 1: «Стоп-слова» Упражнение 2: «Великолепная десятка» Упражнение 3: «Цифровая цепочка» Упражнение 4: «Цветные истории» Упражнение 5: «Графический диктант»
Как ещё можно развивать слуховую память ребёнка: учите с ребёнком стихи; читайте вслух интересные сказки и просите малыша пересказать, что он запомнил; чаще играйте в полезные и увлекательные словесные игры ; слушайте детские песенки, а в свободное время пойте их весёлым семейным ансамблем; предложите ребёнку дома или на улице прислушаться к миру звуков, определяя, какие источники вносят свой вклад в общий звуковой фон.
Пусть ваши занятия с маленьким непоседой приносят и пользу, и удовольствие.
