Выступление на городском объединении учителей-логопедов
Предварительный просмотр:
Инновационные методы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта.
Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка. Алексей Николаевич Леонтьев установил, что своевременное развитие ручных умений ребёнка положительно влияет на развитие его психических процессов. Ильва Эллнеби очень подробно изучила онтогенез мелкомоторного развития ребенка и выделила несколько этапов развития моторики руки:
ЭТАПЫ | ПРИМЕЧАНИЕ |
Хватательный рефлекс (0 – 4 месяца). | Это хватательное движение, являющееся вначале нескоординированным. Примерно в возрасте 2 месяцев рука начинает открываться и большой палец выходит из руки. |
Локтево-ладонная хватка (3 месяца); | Начинает формироваться координация между обеими половинами мозга. Вначале ребенок очень сильно хватается за предмет и только позже он может научиться соразмерять силу хватки с предметом. К 4 месяцам хватательный рефлекс должен быть настолько заторможен, что ребенок должен начать осознанно хватать и отпускать различные предметы. К 6 месяцам ребенок хватает прямо ладонью и сгибает пальцы вокруг предмета. |
Радиально-ладонная хватка (6 месяцев); | |
Хватка с помощью пальцев (8 месяцев); | Переходы между сгибательными и разгибательными движениями сильно затруднены. Ребенок держит предмет четырьмя или пятью пальцами. В 11 – 12 месяцев ребенок держит предмет с помощью большого и указательного пальцев. |
Щипающая хватка (11-12 месяцев); | |
Верхняя хватка (1 и 2 года); | Получает удовольствие от игр типа "дай – возьми", малыш прислушивается к звуку упавшего предмета. Ребенок хватает предмет сверху, тыльной стороной кисти вверх. |
Хватка крест-накрест (2 года); | Держит ручку или ложку перекрестной хваткой. Это большое моторное движение совершается с участием плеча и локтя. |
Хватка щетки (3 и 4 года); | Ребенок пользуется только пальцами для того, чтобы удержать предмет. Рука все еще повернута наклонно внутрь, но уже начинается движение в запястье. |
Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами (5 лет); | Движение теперь становится все более ограниченным и включает только предплечье, запястье и пальцы. Карандаш начинает удерживаться низко с помощью большого, указательного и среднего пальцев. Рука в этом случае становится вращающейся наружу, расслабленная (инертная) хватка. |
Противостояние большого пальца (5 лет); | Большой палец становится настолько подвижным, что с его участием можно сформировать кольцо и ребенок может согнуть его поперек ладони ногтем вверх. Большой палец в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. |
Скоординированные движения обеими руками (6-7 лет); | В возрасте 6-7 лет ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом и, например, есть ножом и вилкой. |
Когда движения пальцев достаточно точны, начинает развиваться словесная речь. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования психической деятельности.
Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми в раннем, среднем и старшем дошкольном возрасте:
Возраст | Мероприятия |
7 – 8 месяцев | Массаж: поглаживание кисти рук от кончиков пальцев к запястью, брать каждый пальчик ребёнка и по отдельности сгибать и разгибать в течение 2 – 3 минут ежедневно. |
С 10 месяцев | Активные динамические упражнения для пальцев рук, вовлекают в движение больше пальцев с хорошей амплитудой. Можно давать ребенку перебирать сначала более яркие и крупные предметы, затем более мелкие. |
В раннем и младшем дошкольном возрасте | Можно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. |
В старшем дошкольном возрасте | Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. |
Рука ребенка – дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. У одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий, у других, наоборот, повышенный, и в этом случае рука ребенка устает быстро, он не может закончить работу без дополнительного отдыха. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений. Готовность руки во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки и др. Ребенку-дошкольнику предстоит научиться правильно распределять мышечную нагрузку на руки, что подразумевает под собой быстрое чередование силового напряжения и расслабления. Формированию мелкой моторики способствуют инновационные методы. Инновационные методы в логопедической практике – это дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям. Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка. Любая инновация, используемая в логопедической практике, не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь изменяет её методическую составляющую и повышает эффективность коррекционного воздействия. Важно отметить, что игры и упражнения с нетрадиционным материалом в своем многообразии не менее детально прорабатывают тонкие движения пальцев, чем традиционные.
ЦЕЛЬ: Развивать движения кистей рук и пальцев
ЗАДАЧИ:
- Развивать точность и координацию движений руки, гибкость рук, ритмичность
- Формировать и совершенствовать пространственные представления: ориентация на листе, рабочем столе, учебном пособии, собственном теле
- Формировать навыки учебной деятельности: умение действовать по инструкции, самостоятельно выполнять поставленную задачу, контролировать собственные действия
- Развивать психические процессы: произвольность внимания, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
А теперь мы хотела бы представить материал, который сделан моими руками. Игры, пособия и тренажёры разработаны мною, некоторые из них дополнены и созданы родителями. Я регулярно пополняю свою РППС для мелкой моторики, всё то, что я создала, использую на занятиях с детьми. Заметила, что дети очень любят заниматься именно теми пособиями и играми, что сделаны моими руками, а это даёт возможность не только повысить интерес к логопедическим занятиям, но и решать коррекционные задачи.
Тактильная чувствительность:
1.Сенсорные карты. Детям предлагается с закрытыми глазами на ощупь найти парные карты.
2. Зубные щётки – использую для массажа и самомассажа ладоней и пальцев рук.
3. Тактильные шары – воздушные шарики, наполненные различными материалами (крупы, песок, камешки)
4. Шарики – «антистресс», сквиш – как расслабляющий этап в конце занятия. Или в начале занятия, сочетая с пальчиковой гимнастикой и речевым сопровождением.
5. «Веселые щелчки» - пощелкивание кнопочками на полиэтиленовых упаковках — сжатие подушечек пальцев по два одновременно.
Точность движений
1.Тренажёр «Ловкие пальчики» - дети с опорой на шаблон воспроизводят рисунок на доске (резиночками или шнурком)
3. Лабиринты – прокатить шарик по «трубе» и не сойти с дороги. Протянуть шнурок по тоннелю, самостоятельно определив направление движения.
4. Тренажёр «Крышечки» - подобрать подходящие по цвету и форме крышечки.
5. Баночки – подобрать каждой баночке свою крышечку, закрутить или закрыть баночки крышками.
6. Спички – детям предлагается построить фигуру из спичек по предложенному шаблону.
7. Пуговицы – несколько вариантов заданий. Дети могут самостоятельно выкладывать узор или фигуру из пуговиц или дополнить готовый рисунок недостающим элементом.
8. Палочки – из деревянных палочек детям предлагается построить башню или колодец.
9. Игры с ватными палочками – заполнить карту подходящими по цвету палочками; найти каждой палочке домик, подходящий по цвету.
10. Конструкторы – представлены как варианты из магазина, так и самостоятельно изготовленные (резиновый конструктор, конструктор-кирпичик)
Ловкость и координация
1.Тренажёр «Резиночки и пальцы» - надеть на пальцы резинки в соответствие с шаблоном.
2. Тренажёр «Крабики» - надеть на резинки заколку – крабик.
3. Туматропы - игрушка, основанная на оптической иллюзии: при быстром вращении кружка с двумя рисунками, нанесёнными с разных сторон, они воспринимаются как один. При вращении игрушки происходит массаж ладони.
4. Тренажёр «Рубашка» - за определённое время ребёнок должен застегнуть пуговицу, молнию и кнопку на рубашке.
5. Тренажёр «Трубы» - за отведённое время ребёнок должен надеть на трубу как можно больше резинок.
Для развития мелкой моторики и заинтересованности в тренировке тонких движений пальцев начала использовать спирографы. Спирограф, по сути — это линейка, прямоугольная, с вырезами-кругами и фигурными вставками, которая позволяет делать удивительные орнаменты, легко и просто. Данный вид деятельности провожу с детьми подготовительных групп.
Песочная терапия так же является одной из видов нетрадиционных технологий развития мелкой моторики детей с нарушениями речи. В нашей стране песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. У меня в кабинете есть песочный стол, на котором дети не просто рисуют, но и в ходе выполнения игровых заданий, автоматизируют поставленные звуки.
Большим интересом пользуется пальчиковый бассейн, который помогает мне в процессе игры прорабатывать лексические темы.
В этом учебном году начала применять в своей работе гидрогель (маленькие разноцветные шарики, увеличивающиеся в воде). Очень полезный материал, который дарит приятные тактильные ощущения. Дети с удовольствием ищут среди гидрогеля разнообразные предметы по теме занятия, выполняют пальчиковую гимнастику.
Кинетический песок также позволяет не только разнообразить логопедические занятия, но и позволяет решать коррекционные задачи: закреплять лексические темы, автоматизировать звуки, развивать силу пальцев рук, развивать творческие способности и воображение.
ВЫВОД: Развитие мелкой моторики руки у детей тесно связано с уровнем развития речевой деятельности, поэтому недостатки в развитии этого навыка влекут за собой недостатки речевой артикуляции. Кроме того, совершенствование ручной моторики способствует активизации различных зон головного мозга. Развитие пальцев рук, способствует развитию мышления и речи ребенка. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только систематическая коррекционно-развивающая работа способствует достижению положительного результата.
