Родительское собрание
Развитие речи у младшего дошкольника
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 620.79 КБ | |
| 19.05 КБ | |
| 56.9 КБ | |
| 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Плохо развитая речь – это… не только плохое произношение звуков ребенком, но и то, как он строит предложение, может ли последовательно выразить свои мысли, какими словами он пользуется при общении, задает ли вопросы, как отвечает на вопросы взрослого и т.д.
3 – 4 года 4 – 5 лет Активная речь Владеет словарем примерно 1500 слов, который содержит все части речи. Обладает словарным запасом около 3000 слов, который содержит все части речи. Начинает употреблять сложные предложения. Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными. Говорит предложениями из 4-5 слов. Пользуется предложениями из 5-6 слов. Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени. Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем. Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают. Звукопроизношение полностью соответствует норме Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) Составляет рассказы при помощи взрослого. Может составить рассказ по картинке или серии картинок. Умеет пересказать. Начало формирования внутренней (планирующей) речи Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?» Использует выражения типа: «я думаю, что....», «я надеюсь, что....» Знает свой адрес. Определяет право-лево у себя, но не у других. Знает простые антонимы ( большой - маленький , твердый - мягкий) Считает до 10. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.
Любое нарушение легче предотвратить, чем исправить Чем могут помочь своему ребенку родители?
Речевая среда дома: общайтесь с ребенком, разговаривайте обо всем что видите, о том, чем вы заняты в данный момент, о том, чем ребенок занят, не думайте, что он глупее вас; читайте книжки и по картинкам пересказывайте содержание прочитанного; смотрите мультфильм, опять же обсуждайте содержание, поведение героев.
Развитие артикуляционного аппарата Развитие мышц языка, губ, щек, челюстного аппарата с помощью специальных упражнений, игр
Развитие мелкой моторики «Речь на кончиках пальцев» Выдающийся русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что "натуральное побуждение к действованию над вещами" у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки - она дала возможность путем указывающих, очерчивающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью (эта связь дает себя знать и у нас). Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.
Мнения ученых Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение "созидательной работе рук" для развития мышления и речи детей. В настоящее время учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова) и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук. Бехтерев В. М. академик, психиатр, невролог, физиолог (1857 — 1927)
двигательная проекция кисти руки в человеческом мозге Величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне говорят о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Двигательный центр движения пальцев рук и моторный центр речи в мозге человека
Мария Монтеросси, жившая в прошлом веке, работая с детьми отстающими в развитии, заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата заторможенность развития мелкой моторики, что в последующем было подтверждено учеными-биологами. Ей была разработана программа по восстановлению мелкой моторики рук. Задержка речевого развития у ребенка особенно опасна, это не позволяет ему полноценно общаться со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, нарушает психологическое состояние ребенка. Российский физиолог Бехтерев В.М. в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь.
Определение уровня развития тонкой моторики рук Дети до 3-х лет: «Сделай как я» - покажи один пальчик, потом два пальчика, три пальчика; Дети старше трех лет: - «Колечко» - соединить указательный и большой пальцы на одной руке, - «Гусь» - указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец соединить с большим пальцем, изображая голову гуся; - «Кошечка» - две ладони одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальцы и прижать ладони к столу, - «Зайчик» - указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем,
Результаты теста Говорящие дети : удаются все или почти все упражнения; изолированные движения пальцев рук не вызывают затруднений Не говорящие или плохо говорящие дети: пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе или пальцы вялые
Массаж кистей рук и пальцев - поглаживать и растирать ладони вверх-вниз; - разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек; растирать пальчики спиралевидными движениями Пассивное выполнение упражнений (взрослый сгибает и разгибает пальцы ребенка, совершает ими энергичные движения): - сжимать пальцы в кулачок и разгибать; - сгибать и разгибать каждый пальчик по отдельности
Упражнения с использованием различных предметов (начиная с 10 месяцев и старше) катать между ладошками и пальцами шарики разного размера, палочки, специальные массажные мячики, карандаши с гранями, круглую расческу для волос и т.д.) сделайте «Сухой бассейн», насыпьте в глубокую миску горох, спрячьте в нем мелкие игрушки и предложите ребенку их найти
перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирать разноцветную фасоль, горох и т.д.); открывать и закрывать разные коробочки, спичечные коробки, откручивать и закручивать крышки на флаконах, на баночках из-под крема; раскладывать счетные палочки, строить картинки из них; лепить из пластилина;
застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии на одежде, шнурует ботинки, засучивает рукава; завязывать и развязывать шнурки; рисовать карандашами, гуашью, пальцами; нанизывает на леску пуговицы или крупные бусы; навинчивает гайки на винтики; разбирает крупу; играет мозаикой; складывает очень полезные игрушки – пазлы; работа с ножницами. И не важно, сколько вам лет – развивать руки необходимо в любом возрасте – как малышам, так и взрослым людям!
Упражнения для кистей рук
Выполнение фигурок из пальцев
Динамические упражнения для пальцев рук
Рекомендации Пальчиковую гимнастику необходимо выполнять регулярно, по несколько минут в день и тогда она будет эффективной Игры и упражнения с пальчикам не только стимулируют речевое развитие, но и развивают память, внимание, воображение, готовят руку ребёнка к овладению письмом
Установлено, что если к пяти годам речь ребенка развита хуже, чем у его сверстников, то в 80% случаев это отставание "переползает" в школу и превращается в то или иное нарушение школьных навыков, в первую очередь отражаясь, как правило, на успеваемости по письму и чтению, а в дальнейшем - по русскому языку и всем устным гуманитарным предметам. Я уверена, что такой перспективы для своего ребенка ни один родитель не желает.
Желаем успехов
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей:
Развитие речи ребенка 3 – 4 лет
Ребенок 3-4 лет овладевает сразу и грамматикой речи (согласовывать части речи в роде, числе, падеже, времени), и произношением звуков, и умением связно произносить свои мысли. Правильное произношение звуков идет параллельно с развитием фонематического слуха — как слышит, так и говорит. Поэтому ни в коем случае нельзя сюсюкать с ребенком, взрослый должен говорить четко, внятно.
Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Дети свободно пользуются речью, легко вступают в контакт не только со знакомыми, но и с посторонними людьми. Потребность в общении побуждает малышей к проявлению инициативы, они сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательные потребности увеличиваются. Детей интересуют явления природы, взаимоотношения между людьми, незнакомые предметы. Нужно поддержать этот интерес, так как он лежит в основе дальнейшего развития речи и других высших психических функций ребенка.
Словарь, которым пользуется ребенок, доходит в этом возрасте до 2000 слов. Среди них все еще преобладают существительные и глаголы, также появляются в речи местоимения, наречия, числительные. Именно в 3-4 года начинается период детского словотворчества: малыши пытаются по-своему обозначать предметы и явления, используя слова, которых нет в родном языке.
Ребенок 3-4 лет еще не всегда регулирует свое речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах. А ведь от правильного речевого дыхания зависит красота и плавность звучания речи. Следите за здоровьем лор-органов ребенка (уши, нос), а также за состоянием его ротовой полости: здоровые зубы, гибкая подъязычная уздечка, своевременное предотвращение хронических ларингитов. Обращайте внимание, как ребенок ест – хорошо ли пережевывает твердую пищу (глотает, отказывается), не давится ли питьем и т.д.
Уметь правильно слышать и произносить звуки родного языка (в этом возрасте — кроме л, р, ш, щ) помогут специальные игры и упражнения.
Идеальный вариант развития речи ребёнка – это развитие через игру.
Сказка про Язычок
Цель игры — познакомишь ребенка с органами речи: язычок, губы, зубы, нёбо, гортань.
Необходимый инвентарь: зеркало.
◈ Как играем: расскажите сказку про Язычок. Он жил во рту и был очень любопытным. Он любил высовываться изо рта и смотреть по сторонам (движения языка влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения и т. д.). Он любил играть в прятки: высовываться и прятаться за зубами, за верхними и нижними. А еще он любил дразниться — делался то широким, то узким.
◈ Покривляйтесь с ребенком перед зеркалом, постройте рожицы.
◈ Наверняка ему понравится также помогать себе произносить согласные звуки. Язычку помогают в этом зубы, небо, гортань. Произнесите звуки в, ф, с, з, д, н, к, б, п. Пропойте звуки м, н, с, з. Пусть малыш приставит руку к горлу во время произнесения этих согласных, он почувствует, что в горле что-то вибрирует — там рождаются звуки.
◈ Гласные звуки произносятся без помощи языка. Их можно петь голосом. Пропойте: А-О-Э-И-У-Ы.
Артикуляционная гимнастика
«Вкусное варенье»
◈ Как играем: ребенок должен слегка приоткрыть рот и облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. При этом нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала.
«Непослушный язычок»
Игра помогает выработать умение расслаблять мышцы языка, удерживать его широким и расслабленным.
◈ Как играем: ребенок должен приоткрыть ротик, положив язычок на нижнюю губу и, шлепая («наказывая») его губами, произносить: «Пя-пя-пя» или «Пь-пь-пь».
«Лошадка»
◈ Как играем; предложите ребенку поцокать, как лошадка. Цокать нужно только язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов. Нижняя челюсть не двигается.
«Вредные советы»
Игра тренирует мышцы, челюсти языка.
◈ Как играем: ваш ребенок облизал палочку от мороженого, слизал крошки с тарелки, взял в рот шарик и катает его во рту, выдул пузырь от жевательной резинки или показал язык? Простите ему эту шалость. Только напомните, что при чужих людях этого делать нельзя.
Можно положить ребенку на кончик языка ириску или витаминку, и ребенок должен держать ее столько, сколько он выдержит. А вы считайте в это время.
Язычок балуется
Игра помогает учить произносить короткие чистоговорки.
◈ Как играем: дети 3-4 лет любят играть словами. Сочиняйте вместе с ребенком, например,
Ба-ба-ба — загудела труба,
Бо-бо-бо — белка села в дупло,
Бу-бу-бу — сидит ворон на дубу. И т. д.
◈ Такие чистогоровки можно придумать на любой звук.
Используйте парные согласные, например, по твердости - мягкости:
На-на-на — в небе светит луна,
Ня-ня-ня — к нам идет Нафаня. И т. д.
◈ Произносим их тихо - громко, быстро - медленно. Такие речевые упражнения желательно делать каждый день по 5-7 минут, используя любую свободную минутку - по дороге в детский сад, в магазин.
Повторяй-ка
Игра помогает научить четко произносить слова.
Необходимый инвентарь: картинки.
◈ Как играем: показывайте картинку и называйте слова, в которых есть определенный звук, например, [с]:
♦ Саша, санки, суслик, самолет, слон, сушка, носки и т. д.
◈ Ребенок должен внятно произносить их, скорость здесь не нужна.
«Досказалка»
Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление.
◈ Как играем: произносите вместе с ребенком:
Ко-ко-ко — в пакете моло... (ко).
Бя-бя-бя – я люблю те… (бя).
Ва-ва-ва – зеленая тра…(ва)
Чу-чу-чу — педаль кру... (чу).
◈ Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «До-», — вы досказываете: «-мик».
◈ Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, но-ги, но-ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.
Дыхательные упражнения
«Лопнул, хлопнул, вот и всё»
◈ Как играем: предложите ребенку стать шариком, который будут надувать и сдувать. Вы надуваете шар — ребенок разводит руки в стороны и делает глубокий вдох через нос, вы сдуваете шарик — ребенок обнимает себя руками и говорит на длительном выдохе: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш». Такое упражнение можно делать по несколько раз в день.
◈ Закрепляем: как шипит змея? — длительное ш-ш-ш-ш- ш-ш, как гудит комар? — длительное з-з-з-з-з-з, как дует ветер? – длительное в-в-в-в-в-в-в-в и т. д.
«Пузырьки»
Игра помогает развивать речевое дыхание.
Необходимый инвентарь: вода, стакан, соломинки.
◈ Как играем: предложите ребенку посоревноваться — подуть в соломинку, опущенную в воду. У кого больше пузырей, тот и победил. Попробуйте взять длинную и короткую соломинки: повлияет ли это на результат? А теперь выиграет тот, кто сможет дольше дуть в соломинку.
◈ Сдувайте с руки листики, лепестки, перышки.
«Воздушные ватки»
Игра помогает развивать речевое дыхание, учит регулировать его силу.
Необходимый инвентарь: цветные ватки или диски для косметики.
◈ Как играем: подуйте на ватные шарики, лежащие на столе. У кого шарик улетит дальше, тот и победил. А может, их сдуть со стола в тазик, стоящий на стуле? Или разделить стол ниточкой (шнурком) пополам и дуть на ватку так, чтобы не сдуть на другую половину. Кто перешел границу — тот проиграл. Сдувать ватки можно и с ладони — у кого дальше улетит, тот и победитель.
◈ Хорошо помогают в развитии направленной воздушной струю различные свистульки и дудочки.
Предварительный просмотр:
Речевое развитие соответствует возрасту 4 лет если ребёнок:
- считает себя самостоятельным и активно интересуется всем происходящим,
- задаёт много вопросов, как элементарных, так и довольно сложных даже для родителей,
- активно общается с другими детьми и взрослыми,
- в идеале, малыш 4-х лет обязан владеть словарным запасом в пределах 3 000 слов,
- уже говорит сложными предложениями:
- сложносочиненными (“Солнышко спряталось, и пошел дождик”.);
- сложноподчиненными (“Мы подрались, потому что Егор меня стукнул”.)
- отличается рассудительностью, умеет объяснять свои поступки,
- использует слова обобщения: овощи, фрукты, одежда, обувь и др.,
- может пересказать сказку или прочитать наизусть несложные стихи – с выражением, передавая интонацию, темп текста и имитирует разную тональность голоса.
Отклонением речи ребенка в 4 года считают:
- Не сформированность звуков раннего онтогенеза (гласные и все звуки кроме свистящих, шипящих, сонаров),
- словарный запас четырехлетнего малыша беден, состоит из слов, которые придуманы им самим и непонятны для других,
- предложения малыша простые, чаще состоят из 2-3 слов,
- «речевой материал» (сказки, стихи) не вызывают интереса.
Материал подготовлен учителем-логопедом
Царенко Юлией Александровной
Речевое развитие соответствует возрасту 4 лет если ребёнок:
- считает себя самостоятельным и активно интересуется всем происходящим,
- задаёт много вопросов, как элементарных, так и довольно сложных даже для родителей,
- активно общается с другими детьми и взрослыми,
- в идеале, малыш 4-х лет обязан владеть словарным запасом в пределах 3 000 слов,
- уже говорит сложными предложениями:
- сложносочиненными (“Солнышко спряталось, и пошел дождик”.);
- сложноподчиненными (“Мы подрались, потому что Егор меня стукнул”.)
- отличается рассудительностью, умеет объяснять свои поступки,
- использует слова обобщения: овощи, фрукты, одежда, обувь и др.,
- может пересказать сказку или прочитать наизусть несложные стихи – с выражением, передавая интонацию, темп текста и имитирует разную тональность голоса.
Отклонением речи ребенка в 4 года считают:
- Не сформированность звуков раннего онтогенеза (гласные и все звуки кроме свистящих, шипящих, сонаров),
- словарный запас четырехлетнего малыша беден, состоит из слов,
которые придуманы им самим и непонятны для других,
- предложения малыша простые, чаще состоят из 2-3 слов,
- «речевой материал» (сказки, стихи) не вызывают интереса.
Материал подготовлен учителем-логопедом
Царенко Юлией Александровной
Предварительный просмотр:
Городское методическое объединение
Педагогическая гостиная (31.01.23 г)
Тема: «Развивающие игры для детей раннего дошкольного возраста»
Спикер: учитель-логопед, Царенко Ю.А.
1. Являясь участником образовательного процесса в дошкольном воспитании и развитии, можно сделать выводы о трудностях формирования речевой системы детей дошкольного возраста, что доказывают результаты мониторинга, где первичным звеном являются недостаточное развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики малыша. Координированная работа всех видов моторики формируется в процессе воспитания и обучения в результате образования ассоциативных связей между осязательными, зрительными и мышечными ощущениями в процессе активного взаимодействия ребенка с окружающей средой. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования сенсорной и моторной сферы и качественно отражается на формировании психического развития, а также речевой деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости развития всех видов моторики у детей с раннего дошкольного возраста, что создаёт возможность для компенсирования речи малыша.
С целью профилактики возникновения речевых нарушений, специалисты рекомендуют применять в работе с детьми раннего дошкольного возраста игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, правильного речевого дыхания, органов речевого аппарата.
2. Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата, обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения. Произношение речевых звуков – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных движений, в том числе языком, губами, нижней челюстью, голосовыми складками.
Развитие основных движений органов артикуляционного аппарата осуществляется на основе артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, участвующих в речевом процессе.
Во время выполнения артикуляционной гимнастики ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, улучшается кровоснабжение и нервная проводимость органов артикуляционного аппарата. Системные занятия позволяют сформировать правильный уклад звука; подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом; помогают развивать четкость произношения.
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.
3. В рамках выступления делимся опытом по проведению совместной артикуляционной гимнастики с участием детей разного возраста и использованием малых мячей. В наши дни мы наблюдаем расцвет формирования личности, на первый план выходят свои собственные интересы, сегодня детям сложно договариваться друг с другом и действовать в интересах коллектива. Актуальным для педагога становится необходимость выводить на первый план активность ребёнка и фокусироваться на поиске возможностей применения компетенций дошкольника, сформировавшихся за время освоения образовательной программы, а также взаимодействия со взрослыми и другими детьми. В педагогической практике, в силу традиционных подходов педагогов всё сделать самому, недооценивается роль детей в передаче приобретённого в различных видах деятельности опыта. Снижение степени доминирования взрослого в передаче информации воспитанникам открывает новые возможности для более качественной социализации старших дошкольников. Самостоятельное взаимодействие дошкольников в рамках детского коллектива и обмен полученным в образовательной деятельности опытом с детьми младшего возраста ведёт к проявлению таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, забота о малышах, желание им помогать. Плюсы есть и для детей раннего возраста: более старшие дети учат своей детской игровой культуре и являются объектом подражания, у малышей снижается уровень тревожности и эмоционального напряжения, что облегчает период адаптации в условиях ДОУ.
Мы предлагаем не «шефство» старших групп над младшими, а взаимодействие или сотрудничество, в процессе которого старшие дошкольники обучают малышей и одновременно учатся заботиться, любить, поддерживать друг друга.
Рады поделиться нашим опытом и представляем видеоряд.

