Артикуляционная гимнастика

Царенко Юлия Александровна

Развитие артикуляционной моторики

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка артикуляционного аппарата к   формированию правильного артикуляционного уклада звука [Р]

  1. Резцы сомкнуты, губы растянуты в широкой улыбке и открыты таким образом, чтобы были максимально видны и верхние и нижние зубы.
  2. Широкий распластанный язык без напряжения лежит на нижней губе; зубы приоткрыты так, чтобы верхние резцы не касались языка: губы улыбаются.
  3. Ребёнок удерживает на нижней губе расслабленный широкий язык, затем поднимает боковые края языка, образуя «желобок» (следим за неподвижностью кончика языка).
  4. Обнимаем широким кончиком языка верхнюю губу, при этом губы находятся в положении улыбки (следим чтобы, верхняя губа не втягивалась внутрь ротовой полости; кончик языка был ровный и закруглённый; язык зубами не прикусывался). Облизываем верхнюю губу языком сверху вниз.
  5. Рот приоткрыт, губы  в положении улыбка, широкий закруглённый кончик языка помещается за верхние зубы и удерживается в таком положении 5-10 сек. Затем выполняется упражнение 2.
  6. Широкий язык движется вверх-вниз: за верхние зубы - за нижние зубы; на верхнюю губу – на нижнюю губу.
  7. Прищёлкивание языком.
  8. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, широким кончиком языка ребёнок многократно постукивает по альвеолам, получается звук «д-д-д-д-д».              

          Описание: http://ppt4web.ru/images/581/20237/310/img6.jpg                Описание: http://ppt4web.ru/images/581/20237/310/img6.jpg               Описание: http://ppt4web.ru/images/581/20237/310/img6.jpg

        «Чашечка»               «Вкусно»                 «Качели»

                              Комплекс упражнений для звука [Л]

«Индюк» - приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — поглаживая ее. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на «песенку» индюка бл-бл-бл (как индюк говорит).

«Качели» - улыбнувшись, отрыть рот и напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к нижним и верхним зубам. Качели раскачиваются сначала быстро, а затем медленнее, стараясь удержать язык в верхнем или нижнем положении несколько секунд.

«Иголочка» - откроем рот и выдвинем вперед узкий длинный язычок. Удерживаем язык в таком положении под счёт от 2 до 10.

«Лошадка» - улыбнувшись, широко открываем рот и «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, затем опускаем язык вниз. Темп убыстряется по мере совершенствования данного упражнения.

«Грибок» - улыбнувшись, широко открываем рот, «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.

«Гармошка» - улыбнувшись, широко открываем рот, «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Далее, не отрывая язык от нёба, с силой оттягиваем нижнюю челюсть вниз.

«Барабанщик» - улыбнувшись, широко открыть рот и постучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам), многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук [д]: д-д-д…Сначала звук [д]:  произносим медленно, постепенно убыстряя темп.

 «Барабанщик»                                «Качели»                                                         Описание: http://img-fotki.yandex.ru/get/6518/102699435.7b6/0_9a19f_4f27dc84_orig.jpgОписание: http://img-fotki.yandex.ru/get/6518/102699435.7b6/0_9a19f_4f27dc84_orig.jpg

  Комплекс упражнений для звука [С]

  «Заборчик» - губы ребёнка растянуты в естественной улыбке. Зубы сжаты. Все передние зубы, клыки и несколько коренных зубов хорошо видны. Удерживать это положение не менее 10 секунд.

  «Трубочка» - сомкнуть зубы и округлить губы,  вытянуть  их вперед. Удерживать под счет от 1 до 10.

  «Открыть – закрыть заборчик» - улыбнуться, сделать

«Заборчик». Открыть рот, язык лежит внизу «на дне ротовой полости», кончик языка упирается в нижние зубы, он абсолютно неподвижным. Закрыть рот.

   «Накажем непослушный язычок» - немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

  «Блинчик» - рот приоткрыт, улыбнуться, губы не

напряжены и расслаблены.  Широкий язык лежит неподвижно, касаясь углов рта, верхние зубы видны.

   «Почистим нижние зубки» - рот приоткрыть, улыбнуться. Кончик языка ставится на самый дальний нижний коренной зуб и совершает движения по верхушкам всех зубов сначала в одну, а затем в другую сторону. Описание: http://xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/images/stories/IMG_1381.jpg

  «Блинчик»                                           «Трубочка»                                      Описание: http://xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/images/stories/IMG_1349.jpg

                           

                         

Комплекс упражнений для звука [Ш]

         

 «Слоник пьёт» - вытянуть вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слона».«Набирать водичку», слегка при этом причмокивая.

  «Окошко» - широко  открыть  рот – «жарко» Закрыть рот  - «холодно».

  «Чистим зубки» - улыбнуться, открыть рот, кончиком  языка с внутренней стороны «почистить» поочерёдно нижние и верхние зубы.

  «Индюки болтают» - кончик языка обнимает верхнюю губу и быстро двигается по ней  - «бл-бл-бл…»

  «Орешки» - рот закрыт, кончик языка с напряжением поочерёдно упирается в щёки,  на щеках образуются твёрдые шарики - «орешки».                                                                                «Качели» - улыбнуться, открыть широко рот. Кончик языка поочерёдно перемещается то за верхние, то за нижние зубы.

 «Блинчик» - улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу.

 «Месим тесто» - улыбнуться, пошлёпать язык между губами – «пя-пя- пя…»; покусать кончик языка зубами.

 «Чашечка» - улыбнуться, открыть широко рот. Высунуть широкий язык и придать ему

форму «чашечки» (слегка приподнять кончик и боковые края языка)

Описание: http://free-be.ru/wp-content/pageflip/images/i_8EIzeeIe9GE.jpgОписание: http://free-be.ru/wp-content/pageflip/images/i_8EIzeeIe9GE.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика это комплекс упражнений, выполняемый для развития речевого аппарата, органов дыхания, мимических мышц. Она способствует: постановке звука; коррекции нарушений артикуляторного аппарата; развитию силы и двигательной активности у органов, отвечающих за артикуляцию (небо, язык, губы).

Слайд 3

Занятия полезны для всех детей с явно выраженными нарушениями звукопроизношения ( дислалия , дизартрия, картавость); с нарушенным темпом и скоростью речи; с неразборчивой связной речью (даже если по отдельности звуки произносятся правильно). Противопоказания к проведению артикуляционной гимнастики – временные.

Слайд 4

Задачи гимнастики разнятся в зависимости от органа артикуляции. Упражнения на губы способствуют укреплению их подвижности и способности удерживать определенное положение. Задания на язык укрепляют и развивают подвижность мышц, растягивают уздечку, усиливают кончик и способствуют удержанию органа в различных положениях (широком – лопатка, узком – иголочка). Щеки – в основном способствуют развитию координации и укреплению мускулатуры. Упражнения на нижнюю челюсть развивают ее подвижность. Задания на мягкое небо способствуют его подвижности и контролируемом поднимании и опускании.

Слайд 5

Основа качественных занятий – регулярность.

Слайд 6

Упражнения для губ Улыбка без зубов. Улыбка-заборчик, с зубами. Волчонок – улыбнуться и слегка приоткрыть рот, чтобы были видны и нижние, и верхние зубы. Трубочка – губы вытягиваются вперед, но зубы при этом сомкнуты. Окошко – выполняется также как и трубочка, но с приоткрытым ртом. Трубадур – вытянув губы в трубочку, нужно пошевелить ими вправо и влево. Чмоканье. Статическое удержание губами карандаша или трубочки.

Слайд 7

"Заборчик" «Трубочка»

Слайд 8

Упражнения для губ и щек Шарик – надуть обе щеки одновременно. Перекатывание шарика – надувать поочередно то одну, то другую щеку. Шарик сдувается – втянуть щеки как можно сильнее.

Слайд 9

Упражнения для языка Лопатка – широкий распластанный язык статично лежит на нижней губе. Иголочка – узкий язычок находится посередине открытого рта. Наказать непослушный язычок – высунуть и положить на нижнюю губу, при этом потихоньку покусывать его верхними зубами. Качели – широко открыть рот и двигать языком вверх-вниз. Маятник – принцип тот же, что и у предыдущего упражнения, но направление движения влево-вправо . Лошадка – поцокать . Варенье – облизать языком сначала верхнюю губу, затем нижнюю. Маляр – «покрасить» сначала нижние зубы с внутренней стороны, затем верхние. Горочка – упереть язык в нижние зубы, а середину прижать к верхнему небу. Чашечка – язычок прижат к верхним зубам, середина прогибается вниз, образуя форму чашечки. Пулемет – улыбнуться, кончик языка прижать к верхним зубам, и на выдохе произносить « д-д-д ».

Слайд 10

"Лопатка« "Щеточка" ("Чистим зубки")

Слайд 11

"Чашечка« "Горка"

Слайд 12

"Маляр« "Грибок"

Слайд 13

" Качель " "Дятел"