Артикуляционная гимнастика
Развитие артикуляционной моторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 425.38 КБ |
![]() | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного артикуляционного уклада звука [Р]
- Резцы сомкнуты, губы растянуты в широкой улыбке и открыты таким образом, чтобы были максимально видны и верхние и нижние зубы.
- Широкий распластанный язык без напряжения лежит на нижней губе; зубы приоткрыты так, чтобы верхние резцы не касались языка: губы улыбаются.
- Ребёнок удерживает на нижней губе расслабленный широкий язык, затем поднимает боковые края языка, образуя «желобок» (следим за неподвижностью кончика языка).
- Обнимаем широким кончиком языка верхнюю губу, при этом губы находятся в положении улыбки (следим чтобы, верхняя губа не втягивалась внутрь ротовой полости; кончик языка был ровный и закруглённый; язык зубами не прикусывался). Облизываем верхнюю губу языком сверху вниз.
- Рот приоткрыт, губы в положении улыбка, широкий закруглённый кончик языка помещается за верхние зубы и удерживается в таком положении 5-10 сек. Затем выполняется упражнение 2.
- Широкий язык движется вверх-вниз: за верхние зубы - за нижние зубы; на верхнюю губу – на нижнюю губу.
- Прищёлкивание языком.
- Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, широким кончиком языка ребёнок многократно постукивает по альвеолам, получается звук «д-д-д-д-д».
«Чашечка» «Вкусно» «Качели»
Комплекс упражнений для звука [Л]
«Индюк» - приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — поглаживая ее. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на «песенку» индюка бл-бл-бл (как индюк говорит).
«Качели» - улыбнувшись, отрыть рот и напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к нижним и верхним зубам. Качели раскачиваются сначала быстро, а затем медленнее, стараясь удержать язык в верхнем или нижнем положении несколько секунд.
«Иголочка» - откроем рот и выдвинем вперед узкий длинный язычок. Удерживаем язык в таком положении под счёт от 2 до 10.
«Лошадка» - улыбнувшись, широко открываем рот и «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, затем опускаем язык вниз. Темп убыстряется по мере совершенствования данного упражнения.
«Грибок» - улыбнувшись, широко открываем рот, «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.
«Гармошка» - улыбнувшись, широко открываем рот, «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Далее, не отрывая язык от нёба, с силой оттягиваем нижнюю челюсть вниз.
«Барабанщик» - улыбнувшись, широко открыть рот и постучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам), многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук [д]: д-д-д…Сначала звук [д]: произносим медленно, постепенно убыстряя темп.
«Барабанщик» «Качели»
Комплекс упражнений для звука [С]
«Заборчик» - губы ребёнка растянуты в естественной улыбке. Зубы сжаты. Все передние зубы, клыки и несколько коренных зубов хорошо видны. Удерживать это положение не менее 10 секунд.
«Трубочка» - сомкнуть зубы и округлить губы, вытянуть их вперед. Удерживать под счет от 1 до 10.
«Открыть – закрыть заборчик» - улыбнуться, сделать
«Заборчик». Открыть рот, язык лежит внизу «на дне ротовой полости», кончик языка упирается в нижние зубы, он абсолютно неподвижным. Закрыть рот.
«Накажем непослушный язычок» - немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».
«Блинчик» - рот приоткрыт, улыбнуться, губы не
напряжены и расслаблены. Широкий язык лежит неподвижно, касаясь углов рта, верхние зубы видны.
«Почистим нижние зубки» - рот приоткрыть, улыбнуться. Кончик языка ставится на самый дальний нижний коренной зуб и совершает движения по верхушкам всех зубов сначала в одну, а затем в другую сторону.
«Блинчик» «Трубочка»
Комплекс упражнений для звука [Ш]
«Слоник пьёт» - вытянуть вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слона».«Набирать водичку», слегка при этом причмокивая.
«Окошко» - широко открыть рот – «жарко» Закрыть рот - «холодно».
«Чистим зубки» - улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочерёдно нижние и верхние зубы.
«Индюки болтают» - кончик языка обнимает верхнюю губу и быстро двигается по ней - «бл-бл-бл…»
«Орешки» - рот закрыт, кончик языка с напряжением поочерёдно упирается в щёки, на щеках образуются твёрдые шарики - «орешки». «Качели» - улыбнуться, открыть широко рот. Кончик языка поочерёдно перемещается то за верхние, то за нижние зубы.
«Блинчик» - улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу.
«Месим тесто» - улыбнуться, пошлёпать язык между губами – «пя-пя- пя…»; покусать кончик языка зубами.
«Чашечка» - улыбнуться, открыть широко рот. Высунуть широкий язык и придать ему
форму «чашечки» (слегка приподнять кончик и боковые края языка)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционная гимнастика это комплекс упражнений, выполняемый для развития речевого аппарата, органов дыхания, мимических мышц. Она способствует: постановке звука; коррекции нарушений артикуляторного аппарата; развитию силы и двигательной активности у органов, отвечающих за артикуляцию (небо, язык, губы).
Занятия полезны для всех детей с явно выраженными нарушениями звукопроизношения ( дислалия , дизартрия, картавость); с нарушенным темпом и скоростью речи; с неразборчивой связной речью (даже если по отдельности звуки произносятся правильно). Противопоказания к проведению артикуляционной гимнастики – временные.
Задачи гимнастики разнятся в зависимости от органа артикуляции. Упражнения на губы способствуют укреплению их подвижности и способности удерживать определенное положение. Задания на язык укрепляют и развивают подвижность мышц, растягивают уздечку, усиливают кончик и способствуют удержанию органа в различных положениях (широком – лопатка, узком – иголочка). Щеки – в основном способствуют развитию координации и укреплению мускулатуры. Упражнения на нижнюю челюсть развивают ее подвижность. Задания на мягкое небо способствуют его подвижности и контролируемом поднимании и опускании.
Основа качественных занятий – регулярность.
Упражнения для губ Улыбка без зубов. Улыбка-заборчик, с зубами. Волчонок – улыбнуться и слегка приоткрыть рот, чтобы были видны и нижние, и верхние зубы. Трубочка – губы вытягиваются вперед, но зубы при этом сомкнуты. Окошко – выполняется также как и трубочка, но с приоткрытым ртом. Трубадур – вытянув губы в трубочку, нужно пошевелить ими вправо и влево. Чмоканье. Статическое удержание губами карандаша или трубочки.
"Заборчик" «Трубочка»
Упражнения для губ и щек Шарик – надуть обе щеки одновременно. Перекатывание шарика – надувать поочередно то одну, то другую щеку. Шарик сдувается – втянуть щеки как можно сильнее.
Упражнения для языка Лопатка – широкий распластанный язык статично лежит на нижней губе. Иголочка – узкий язычок находится посередине открытого рта. Наказать непослушный язычок – высунуть и положить на нижнюю губу, при этом потихоньку покусывать его верхними зубами. Качели – широко открыть рот и двигать языком вверх-вниз. Маятник – принцип тот же, что и у предыдущего упражнения, но направление движения влево-вправо . Лошадка – поцокать . Варенье – облизать языком сначала верхнюю губу, затем нижнюю. Маляр – «покрасить» сначала нижние зубы с внутренней стороны, затем верхние. Горочка – упереть язык в нижние зубы, а середину прижать к верхнему небу. Чашечка – язычок прижат к верхним зубам, середина прогибается вниз, образуя форму чашечки. Пулемет – улыбнуться, кончик языка прижать к верхним зубам, и на выдохе произносить « д-д-д ».
"Лопатка« "Щеточка" ("Чистим зубки")
"Чашечка« "Горка"
"Маляр« "Грибок"
" Качель " "Дятел"