Открытое занятие
Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Ромой».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 369.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт открытого занятия на автоматизацию звука [Р]
Участники: один (два) ребёнка подготовительной группы, учитель-логопед.
Направленность: коррекционно-образовательная.
Условия: детское дошкольное учреждение, кабинет логопеда.
Педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие, технологии коррекции звукопроизношения.
Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Ромой».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепление правильного произношения звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях (или чистоговорках);
- уточнение правильной артикуляции звука [Р];
- упражнения в умении определять место звука в слове и соотносить предмет со схемой;
- закрепление зрительного образа буквы [Р].
Коррекционно-развивающие:
- развитие зрительного и фонематического восприятия, памяти, мышления, мелкой, общей и артикуляционной моторики;
- стимулирование развития речевых функций в движении.
Коррекционно-воспитательные:
- формирование положительной установки на участие в занятии;
- формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
- плоскостные фигурки робота Ромы;
- звуковые дорожки;
- таблица с буквами;
- игра « Горная тропа» (игровое поле с кубиком и фишками);
- мольберт;
- таблица – домик с изображением графических схем, показывающих место автоматизированного звука в слове;
- карточки (автоматизированный звук в начале, в середине и в конце слова).
Воспитательное значение: формирование нравственных качеств для совместной работы логопед-ребёнок, формирование мотивации к активному действию.
Планируемые результаты: дети закрепят понятие звука и буквы «Р», научатся произносить слоговые цепочки, слова со звуком [Р], отработают навыки составления предложения и определения места звука в слове.
Ход занятия
Конструкт коррекционно-развивающей совместной деятельности | Содержание деятельности | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей | Условия среды |
Организационный момент. | Активизация внимания. Формирование чувства заботы и ответственности. | - Здравствуйте, сегодня на занятие со мной пришёл Рома, это робот. Он не умеет говорить, Вы поможете мне научить робота говорить? | Дети реагируют на вопрос, высказывают своё мнение | |
Пальчиковая гимнастика «Робот» | Развитие мелкой моторики. | Проводит пальчиковую гимнастику Приложение 1. | Дети повторяют за логопедом | Контроль за правильным выполнением. |
Объявление темы занятия. | Актуализация внимания. | Сегодня вспомним звук – [Р], а поможет нам в этом наш новый друг Рома. Приложение 2. | Дети узнают тему занятия и рассказывают, как звук образуется. | |
Артикуляционная гимнастика. | Развитие органов артикуляцион-ного аппарата. | Предлагает выполнить упражнения Приложение 2. | Дети повторяют за логопедом. | Контроль за правильным выполнением. |
Закрепление зрительного образа буквы «Р». | Развитие зрительного восприятия. Отработка произношения изолированного звука. | Просит детей показать роботу правильную букву «Р». Приложение 3. | Дети находят и обводят букву «Р», произносят звук. | Контроль за правильностью нахождения буквы и произно-шением. |
«Звуковые дорожки». | На дорожках дети отрабатывают произношение слогов со звуком [Р]. | Робот Рома очень любит рисовать звуковые дорожки, давайте вместе нарисуем их. Приложение 4. | Дети проводят линию по дорожке, не отрывая карандаша от листа, произнося слоги (ра-ро-ра-ро-ра-ро). | Контроль за правильным произношением слогов. |
Игра «Поймай звук». | Развитие фонематического слуха. На столе выкладываются 8-10 картинок. | Робот Рома хочет предложить вам игру: «Поймай звук». | Дети внимательно слушают логопеда, поднимают картинку на звук [Р]». | Контроль за правильным выполнением инструк-ции. |
Физкультминутка «Робот» | Помогает автоматизировать звук [Р], развитие общей моторики. | Логопед: стоит робот на дороге, | Дети выполняют движения соответст-венно тексту. | Контроль звуко- произношения, без вмешательства (анализ для специалиста). |
Игра: «Подари подарок роботу». | Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях. | Роботу Роме можно подарить только те предметы, в названии которых слышится звук [Р]. Назовите их, не забудьте правильно произносить звук [Р]. | Дети находят нужную картинку, оречевляют свой выбор. При желании заштриховывают предмет. | Контроль за правильным выбором картинки и звукопроизно-шением. |
Игра «Горная тропа». | Автоматизация звука на примере чистоговорок | Просит провести робота Рому по горной тропе. Старт: Финиш: Приложение 6. | Дети: повторяют чистоговорки на соответствующих картинках. | Контроль за правильным звукопроизно-шением. |
Игра: «Рассели жильцов». | Определение места звука в слове на материале чистоговорок. | Логопед показывает таблицу в виде дома, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» - по 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). Специалист просить назвать картинки, в которых звук в начале, в середине, в конце слова. Приложение 7. | Дети раскладывают картинки по своим «квартирам» (кенгуру, игра, роза, рубашка, помидор). | Контроль сформированности навыка определения места звука в слове |
Рефлексия | Подведение итогов | Спрашивает, какой этап занятия больше запомнился. | Дети отвечают. | Специалист анализирует, что у ребёнка плохо получилось, фиксирует себе, что нужно отработать на следующем этапе. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «РОБОТ»
К нам пришёл сегодня робот | (ритмично сжимать и разжимать кулачки). |
Две руки, две ноги, голова на месте | (стучат по столу кулачками, ногами по полу, повороты головой, руки на ушках) |
В мире звуков поиграть хочет с нами вместе. | (ритмично сжимать и разжимать кулачки, затем \ переплетая пальцы). ПРИЛОЖЕНИЕ 2. |
Вспоминаем звук [Р]. Способ образования звука [Р]:
- губы находятся в положении следующего гласного;
- зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
- кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
- посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
- под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;
- мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
- голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно - теплая прерывистая струя. Для того что бы произносить его правильно, надо выполнять специальные упражнения для языка.
Артикуляционная гимнастика.
«Вкусное варенье»
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.
«Почистим зубы»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с
внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
«Забиваем гвозди»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Открыть рот, кончиком языка стучать у основания верхних зубов под счет от 1 до 10. Следить, чтобы кончик языка не высовывался из-за верхних зубов.
«Грибок»
Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончик языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.
«Гармошка»
Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу, открывать - закрывать рот. Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком.
«Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Игра: «Подари подарок роботу».
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Игра «Горная тропа».
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
Игра: «Рассели жильцов».
Роботы на выбор.





![предметы, в названии который слышится звук [Р]](/sites/default/files/docpreview_image/2025/03/10/otkrytoe_zanyatie.docx_image3.jpg)




