Открытое занятие

Царенко Юлия Александровна

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Ромой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx369.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт открытого занятия на автоматизацию звука [Р]

Участники: один (два) ребёнка подготовительной группы, учитель-логопед.

Направленность: коррекционно-образовательная.

Условия: детское дошкольное учреждение, кабинет логопеда.

Педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие, технологии коррекции звукопроизношения.

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Ромой».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепление правильного произношения звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях (или чистоговорках);
  • уточнение правильной артикуляции звука [Р];
  • упражнения в умении определять место звука в слове и соотносить предмет со схемой;
  • закрепление зрительного образа буквы [Р].

Коррекционно-развивающие:

  • развитие зрительного и фонематического восприятия, памяти, мышления, мелкой, общей и артикуляционной моторики;
  • стимулирование развития речевых функций в движении.

Коррекционно-воспитательные:

  • формирование положительной установки на участие в занятии;
  • формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование:

  • плоскостные фигурки робота Ромы;
  • звуковые дорожки;
  • таблица с буквами;
  • игра « Горная тропа» (игровое поле с кубиком и фишками);
  • мольберт;
  • таблица – домик с изображением графических схем, показывающих место автоматизированного звука в слове;
  • карточки (автоматизированный звук в начале, в середине и в конце слова).

Воспитательное значение: формирование нравственных качеств для совместной работы логопед-ребёнок, формирование мотивации к активному действию.

Планируемые результаты: дети закрепят понятие звука и буквы «Р», научатся произносить слоговые цепочки, слова со звуком  [Р], отработают навыки составления предложения и определения места звука в слове.

Ход занятия

Конструкт коррекционно-развивающей совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

Условия среды

Организационный момент.

Активизация внимания. Формирование чувства заботы и ответственности.

- Здравствуйте, сегодня на занятие со мной пришёл Рома, это робот.  Он не умеет говорить, Вы поможете мне научить робота говорить?

Дети реагируют на вопрос, высказывают своё мнение

Пальчиковая гимнастика «Робот»

Развитие мелкой моторики.

Проводит пальчиковую гимнастику

Приложение 1.

Дети повторяют за логопедом

Контроль  за правильным выполнением.

Объявление темы занятия.

Актуализация внимания.

Сегодня вспомним звук – [Р], а поможет нам в этом наш новый друг Рома.

Приложение 2.

Дети узнают тему занятия и рассказывают, как звук образуется.

Артикуляционная гимнастика.

Развитие органов артикуляцион-ного аппарата.

Предлагает  выполнить упражнения

Приложение 2.

Дети повторяют за логопедом.

Контроль  за правильным выполнением.

Закрепление зрительного образа буквы «Р».

Развитие зрительного восприятия. Отработка произношения изолированного звука.

Просит детей показать роботу правильную букву «Р».

Приложение 3.

Дети находят и обводят букву «Р», произносят звук.

Контроль за правильностью нахождения буквы и произно-шением.

«Звуковые дорожки».


На дорожках дети отрабатывают произношение слогов со звуком [Р].

Робот Рома очень любит рисовать звуковые дорожки, давайте вместе нарисуем их.

Приложение 4.

Дети проводят линию по дорожке, не отрывая карандаша от листа, произнося  слоги (ра-ро-ра-ро-ра-ро).

Контроль за правильным произношением слогов.

Игра  

«Поймай звук».

Развитие фонематического слуха. На столе выкладываются 8-10 картинок.

Робот Рома хочет предложить вам игру: «Поймай звук».
Я буду называть картинку, а вы, если услышите звук [Р], возьмите эту картинку в руки.

Дети внимательно слушают логопеда, поднимают картинку на звук [Р]».

Контроль за правильным выполнением инструк-ции.

Физкультминутка «Робот»

Помогает автоматизировать звук [Р], развитие общей моторики.

Логопед:

стоит робот на дороге,
у него не гнутся ноги,
может он махать руками,
может он моргать глазами,
может головой кивать,
раз, два, три, четыре, пять.

Дети выполняют движения соответст-венно тексту.

Контроль звуко-

произношения, без вмешательства (анализ для специалиста).

Игра: «Подари подарок роботу».

Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Роботу Роме можно подарить  только те предметы, в названии которых слышится звук [Р]. Назовите их, не забудьте правильно произносить звук [Р].
Приложение 5.

Дети находят нужную картинку, оречевляют свой выбор. При желании заштриховывают предмет.

Контроль за правильным выбором картинки и звукопроизно-шением.

Игра «Горная тропа».

Автоматизация звука на примере чистоговорок

Просит провести робота Рому по горной тропе.

Старт:
Ра-ра-ра- начинается игра ( на старте).
Ро- ро- ро мы поедем далеко ( картинка автобус и роза).
Ру-ру-ру вижу кенгуру (картинка кенгуру и рубашка).
Ры –ры- ры – добрались до осы ( картинка оса, воробей).

Финиш: 
РА-ра-ра интересная игра ( на финише).

Приложение 6.

Дети: повторяют чистоговорки  на соответствующих картинках.

Контроль за правильным звукопроизно-шением.

Игра: «Рассели жильцов».

Определение места звука в слове на материале чистоговорок.

Логопед показывает таблицу в виде дома, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» - по 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова).  Специалист просить назвать картинки, в которых звук в начале, в середине, в конце слова.

Приложение 7.

Дети  раскладывают

картинки по своим «квартирам» (кенгуру, игра, роза, рубашка, помидор).

Контроль сформированности  навыка определения места звука в слове

Рефлексия

Подведение итогов

Спрашивает, какой этап занятия больше запомнился.

Дети отвечают.

Специалист анализирует, что у ребёнка плохо получилось, фиксирует себе, что нужно отработать на следующем этапе.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «РОБОТ»

К нам пришёл сегодня робот

(ритмично сжимать и

разжимать кулачки).

Две руки, две ноги, голова на месте

(стучат по столу кулачками,

ногами по полу, повороты

головой, руки на ушках)

В мире звуков поиграть хочет с нами вместе.

(ритмично сжимать и

разжимать кулачки, затем \
складывают руки в замок,

 переплетая пальцы).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

 Вспоминаем звук [Р]. Способ образования звука [Р]:

  • губы находятся в положении следующего гласного;
  • зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
  • кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
  • посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
  • под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;


кончик языка начинает вибрировать

  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  • голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно - теплая прерывистая струя. Для того что бы произносить его правильно, надо выполнять специальные упражнения для языка.

Артикуляционная гимнастика.

«Вкусное варенье»

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.

«Почистим зубы»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с

внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

«Забиваем гвозди»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Открыть рот, кончиком языка стучать у основания верхних зубов под счет от 1 до 10. Следить, чтобы кончик языка не высовывался из-за верхних зубов.

«Грибок»

Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончик языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.

«Гармошка»

Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу, открывать - закрывать рот. Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком.

«Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.



 ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Найди и обведи все буквы Р

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.



Изолированное произнесение звука Р

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Игра: «Подари подарок роботу».

предметы со звуком Рпредметы, в названии который слышится звук [Р]

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Игра «Горная тропа».

игра логопедическая

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Игра: «Рассели жильцов».

логопедическая карточка

Роботы на выбор.

https://cdn3.vectorstock.com/i/1000x1000/11/52/jigsaw-puzzle-game-with-robot-characters-vector-18021152.jpg                    https://s.pfst.net/2018.05/1999391367732d3097561c4e4ff6044b537a665f12963_b.jpg                     

http://www.clipartbest.com/cliparts/nTX/xoa/nTXxoa7Kc.png