Автоматизация звука Л
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
На сегодняшний день большинство детей, занимающихся на логопункте уже могут правильно произносить трудный звук [Л].
Правильное положение органов артикуляции:
губы в улыбке, рот открыт, широкий язык прижат за верхними зубами
или кончик широкого языка «прикусить» зубами.
Напоминаю, что для бОльшей эффективности проводимой коррекции, необходима слаженная работа логопеда и родителей. В связи с этим, предлагаю Вам речевой материал для автоматизации звука [Л] в речи Ваших детей.
Как правильно применять скороговорки на звук [Л]
в развитии речи детей дошкольного возраста
Первое правило. Главное правило применения скороговорки в развитии речи детей: в тексте скороговорки, которую мы предлагаем ребенку, должны быть те звуки, которые ребёнок уже умеет произносить правильно. В этом случае мы закрепляем правильное произношение звука [л] и развиваем дикцию ребенка.
Если же мы включим в скороговорку те звуки, которые ребенок произносит неправильно, то мы не развиваем речь ребенка, а наоборот, закрепляем в его речи неправильное произношение звуков! Поэтому так важен правильный отбор скороговорок индивидуально для каждого ребенка с учетом особенностей его речевого развития.
Второе правило. Взрослый внимательно наблюдает за произнесением ребенком звука [Л] в скороговорках и поправляет ребёнка в случае необходимости. Когда ребенок произносит скороговорку, то он может ошибаться и начать снова неправильно произносить звук [Л]. В этом случае нужно ему напомнить правильное произношение, сказать скороговорку более медленно и четко, по слогам. А далее постепенно ускорять ее темп.
Третье правило. Если в скороговорке встречаются старинные слова и выражения, то мы уточняем их значение в беседе с ребенком. Например, в скороговорке «Вол попал в логово волка» нужно побеседовать с ребенком о том:
- кто такой вол?
- что такое логово?
- страшен ли ему волк и его логово?
- с какой интонацией лучше прочитать эту скороговорку?
Четвертое правило. Скороговорки — это языковая игра, а игра — это всегда весело и интересно. Именно так мы и занимаемся со скороговорками со звуком [Л]! Вам поможет следующий список заданий и игр.
Варианты заданий и игр со скороговорками
на звук Л для детей
- Найти в скороговорке слова со звуком Л (Ль).
- Найти в скороговорке слова, в которых звук Л (или Ль) стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова.
- Придумай свое смешное предложение с данным словом (небылицу — путаницу).
- Слово заблудилось! (Взрослый заменяет слово из скороговорки другим неподходящим по смыслу словом, ребёнок отгадывает, какое слово заблудилось и какое слово нужно поставить в скороговорку).
- Взять из скороговорки два слова со звуком Л и соединить их в одно предложение.
- Сказать скороговорку весело, грустно, изумленно, восхищенно, устало и с другими интонациями. Поиграть в «Скажи, как я» — ребенок повторяет интонацию, паузы ведущего (взрослого) в произнесении скороговорки.
- Отгадать, с какой интонацией произнес скороговорку партнер по игре.
- Сказать скороговорку вслух правильно сначала медленно (так бы ее произнесла черепаха Тортилла), потом в среднем темпе (так бы ее сказал бы Артемон), затем быстро-быстро (так говорит скороговорки Торопыжка).
- Поймать мяч, в ответ повторить скороговорку и перебросить мяч обратно.
Выбирайте понравившиеся скороговорки и учите вместе с детьми.
Успехов!
Перечень скороговорок со звуком Л
для развития речи детей
В уголок Аленка села.
У Алёнки много дела.
Свёкла у Фёклы мокла и сохла,
сохла и мокла,
мокла и сохла,
сохла и мокла,
пока не поблёкла.
Мама мыла Милу мылом.
Мила мыло не любила.
Лом ломает толстый лед,
лом ломать не устает.
Иван молоко болтал - болтал,
болтал - болтал, да не выболтал.
Мила мыла мылом стол,
Половину не домыла…
Мила мылом моет пол!
Голубь, гусь и галка -
Вот и вся считалка.
(Г. Сапгир)
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.
(М. Бородицкая)
Петя был мал и траву мял.
Увидела мать - не велела мять.
Няня на ночь Милу мыла,
Мила мыло не любила.
Но не ныла Мила,
Молодчина — Мила.
Маланья - болтунья
целый день болтала - болтала,
болтала - болтала,
да всё не выболтала!
Сел сокол на голый ствол.
Вол попал в логово волка.
У быка бела губа была тупа.
Клади в угол уголь.
Вале велики бальные туфли.
Мал, да удал.
Мели, Емеля! Твоя неделя.
Что за колокольня без колоколов?
У елки иголки колки.
Около кола — колокола.
Вкусна халва, халве хвала!
Над лугом летели белые лебеди.
У клуба на клумбе клубок.
Всякое дело делай умело.
Наш Полкан попал в капкан.
Палку толкал лапкой Полкан.
Ходят волки возле ёлки.
В Луку Клим луком кинул.
На мели мы налима ловили.
Галдела галка на елке.
Далеко до калитки маленькой улитке.
Коля любит мультики, а Любаша — лютики.
Камбала болтала без умолку о белых бакланах.
Пилит толстый ствол пила, раскалилась добела.
Колпак на колпаке, под колпаком — колпак.
Какова Маланья, таковы у нее и оладьи!
Коля под тополем пил топленое молоко.
У Вали — лейка, у Коли — линейка.
Волк-то на воле, да и воет доволе.
Вы малину мыли ли? Мыли, да не мылили!
Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела!
Юля маленькой была, и вертелась как юла.
От топота копыт пыль по полю летит.
На плато полно палаток, платок в палатке, на платке заплатки.
Для маленькой Аленки Галя гладила пеленки.
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.



