Автоматизация звука Л

Царенко Юлия Александровна

Скороговорки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skorogovorki_na_l_dlya_sayta.docx646.71 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

На сегодняшний день большинство детей, занимающихся на логопункте уже могут правильно произносить трудный звук [Л].

Правильное положение органов артикуляции:

губы в улыбке, рот открыт, широкий язык прижат за верхними зубами

                                                             http://ouint.pol.obr55.ru/images/1286644891_screenhunter_07-oct.-09-21.20.gif                    http://detki.guru/wp-content/uploads/2016/07/bukva-i-zvuk-l.jpg 

или кончик широкого языка «прикусить» зубами.                      http://trainer.filolingvia.com/_ph/1/2/784089397.png

Напоминаю, что для бОльшей эффективности проводимой коррекции, необходима слаженная работа логопеда и родителей. В связи с этим, предлагаю Вам речевой материал для автоматизации звука [Л] в речи Ваших детей.

Как правильно применять скороговорки на звук [Л]

в развитии речи детей дошкольного возраста

Первое правило. Главное правило применения скороговорки в развитии речи детей: в тексте скороговорки, которую мы предлагаем ребенку, должны быть те звуки, которые ребёнок уже умеет произносить правильно. В этом случае мы закрепляем правильное произношение звука [л] и развиваем дикцию ребенка.

Если же мы включим в скороговорку те звуки, которые ребенок произносит неправильно, то мы не развиваем речь ребенка, а наоборот, закрепляем в его речи неправильное произношение звуков! Поэтому так важен правильный отбор скороговорок индивидуально для каждого ребенка с учетом особенностей его речевого развития.

Второе правило. Взрослый внимательно наблюдает за произнесением ребенком звука [Л] в скороговорках и поправляет ребёнка в случае необходимости. Когда ребенок произносит скороговорку, то он может ошибаться и начать снова неправильно произносить звук [Л]. В этом случае нужно ему напомнить правильное произношение, сказать скороговорку более медленно и четко, по слогам. А далее постепенно ускорять ее темп.

Третье правило. Если в скороговорке встречаются старинные слова и выражения, то мы уточняем их значение в беседе с ребенком. Например, в скороговорке «Вол попал в логово волка» нужно побеседовать с ребенком о том:

- кто такой вол?

- что такое логово?

- страшен ли ему волк и его логово?

- с какой интонацией лучше прочитать эту скороговорку?

Четвертое правило. Скороговорки — это языковая игра, а игра — это всегда весело и интересно. Именно так мы и занимаемся со скороговорками со звуком [Л]! Вам поможет следующий список заданий и игр.

Варианты заданий и игр со скороговорками

на звук Л для детей

- Найти в скороговорке слова со звуком Л (Ль).

- Найти в скороговорке слова, в которых звук Л (или Ль) стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова.

- Придумай свое смешное предложение с данным словом (небылицу — путаницу).

- Слово заблудилось! (Взрослый заменяет слово из скороговорки другим неподходящим по смыслу словом, ребёнок отгадывает, какое слово заблудилось и какое слово нужно поставить в скороговорку).

- Взять из скороговорки два слова со звуком Л и соединить их в одно предложение.

- Сказать скороговорку весело, грустно, изумленно, восхищенно, устало и с другими интонациями. Поиграть в «Скажи, как я» — ребенок повторяет интонацию, паузы ведущего (взрослого) в произнесении скороговорки.

- Отгадать, с какой интонацией произнес скороговорку партнер по игре.

- Сказать скороговорку вслух правильно сначала медленно (так бы ее произнесла черепаха Тортилла), потом в среднем темпе (так бы ее сказал бы Артемон), затем быстро-быстро (так говорит скороговорки Торопыжка).

- Поймать мяч, в ответ повторить скороговорку и перебросить мяч обратно.

Выбирайте понравившиеся скороговорки и учите вместе с детьми.

Успехов!

Перечень скороговорок со звуком Л

для развития речи детей

В уголок Аленка села.

У Алёнки много дела.

Свёкла у Фёклы мокла и сохла,

сохла и мокла,

мокла и сохла,

сохла и мокла,

пока не поблёкла.

Мама мыла Милу мылом.

Мила мыло не любила.

Лом ломает толстый лед,

лом ломать не устает.

Иван молоко болтал - болтал,

болтал - болтал, да не выболтал.

Мила мыла мылом стол,
Половину не домыла…
Мила мылом моет пол!

Голубь, гусь и галка -
Вот и вся считалка.

              (Г. Сапгир)

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.

                          (М. Бородицкая)

Петя был мал и траву мял.
Увидела мать - не велела мять.

Няня на ночь Милу мыла,
Мила мыло не любила.
Но не ныла Мила,
Молодчина — Мила.

Маланья - болтунья

целый день болтала - болтала,

болтала - болтала,

да всё не выболтала!

Сел сокол на голый ствол.

Вол попал в логово волка.

У быка бела губа была тупа.

Клади в угол уголь.

Вале велики бальные туфли.

Мал, да удал.

Мели, Емеля! Твоя неделя.

Что за колокольня без колоколов?

У елки иголки колки.

Около кола — колокола.

Вкусна халва, халве хвала!

Над лугом летели белые лебеди.

У клуба на клумбе клубок.

Всякое дело делай умело.

Наш Полкан попал в капкан.

Палку толкал лапкой Полкан.

Ходят волки возле ёлки.

В Луку Клим луком кинул.

На мели мы налима ловили.

Галдела галка на елке.

Далеко до калитки маленькой улитке.

Коля любит мультики, а Любаша — лютики.

Камбала болтала без умолку о белых бакланах.

Пилит толстый ствол пила, раскалилась добела.

Колпак на колпаке, под колпаком — колпак.

Какова Маланья, таковы у нее и оладьи!

Коля под тополем пил топленое молоко.

У Вали — лейка, у Коли — линейка.

Волк-то на воле, да и воет доволе.

Вы малину мыли ли? Мыли, да не мылили!

Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела!

Юля маленькой была, и вертелась как юла.

От топота копыт пыль по полю летит.

На плато полно палаток, платок в палатке, на платке заплатки.

Для маленькой Аленки Галя гладила пеленки.

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.