Проект о традициях народного творчества
Знакомство с русской народной игрушкой
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад комбинированного вида № 144
620072, г. Екатеринбург, ул. Сиреневый бульвар, 21 а; тел./факс: 347-59-40
Проект по развитию творческих способностей воспитанников подготовительной группы.
Для городской интеллектуальной игры - конкурса
«Матрёшка»
Тема мероприятия: «Народное творчество»
Направление «Русская традиционная кукла»
Автор составитель:
Учитель-логопед –
Царенко Юлия Александровна
Екатеринбург, 2022 г.
Введение
Актуальная проблема проекта.
Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала для патриотического воспитания. Применение разнообразных образовательных форм и методов при знакомстве ребёнка с народной культурой позволят приобщить воспитанников к народным традициям, погрузить в быт и культуру своих предков. Новые знания позволят дошкольнику сложить целостный образ Родины. В настоящее время возникает необходимость того, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле.
Актуальность темы.
Проект направлен на развитие художественно – творческих способностей детей, воспитание чувства прекрасного, формирование интереса к самобытной русской культуре, уважение предков и воспитание любви к Отечеству.
Гипотеза
Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу.
Создание фундамента базовых знаний о традициях и обычаях для понимания культурно-исторических традиций позволит воспитать у дошкольников гордость за свой великий народ, развить любовь и уважение к Родине.
План проекта по теме : «Народное творчество»
направлению «Русская традиционная кукла»
Тип проекта:
По количеству участников – коллективный;
По приоритету метода – развивающий;
По продолжительности – долгосрочный.
Направленность проекта: формирование культурно-исторических ценностей и интереса к народным традициям у воспитанников ДОУ.
Этапы работы над проектом:
-Стартовый;
-Этап реализации;
-Рефлексивный;
-Послепроектный.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Этапы | Содержание |
Моделирование | Оценка образовательной ситуации, выявление проблем. Тема: «Народное творчество» Цель проекта: За время реализации проекта познакомить воспитанников подготовительной группы с народным творчеством на примере русской традиционной куклы Задачи: 1.Создать предметно-пространственную развивающую среду для детей подготовительной группы. 2. Познакомить детей с народными традициями предков и сформировать представления о видах русской традиционной куклы. 3. Способствовать развитию навыка культурного речевого общения, развитию связной речи, обогащению словарного запаса. 4.Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости к своему народу. Участники: Дети подготовительной группы. Учитель-логопед: Царенко Юлия Александровна. Воспитатели подготовительных групп, музыкальный руководитель, администрация детского сада, родители. Продолжительность: с 10 декабря 2021 по 13 февраля 2022. Этапы работы по реализации проекта: 1.Подготовительный этап Сбор информации и изучение современных методик по формированию ценности народного творчества. Выбор направления работы. 2.Основной этап Ответ на вопросы: 1.Какие исторические факты доступны для восприятия дошкольниками и вызовут интерес. 2.Какие методы и приёмы можно применить для изучения народного творчества предков? 3.Достигли участники процесса основной цели проекта? Решение поставленных задач совместно с участниками проекта.
3.Заключительный этап Создание видеофильма с кратким описанием проекта. Контроль со стороны педагогов. Ожидаемые результаты: Специалист и воспитатель – решение задач программно-планового характера, активизация активного словаря, развитие лексико-грамматического строя речи и кругозора. Дети:
|
Проектирование | Анализ условий и ресурсов показал, что необходимо:
- развивающие игры; -опытно-экспериментальная деятельность. |
Конструирование | 1.Разработка перспективного плана работы с детьми над проектом. Организация предметно-пространственной среды. 2.Планирование организации проектной деятельности. 3.Методическое обеспечение. |
Этап реализации проекта
отражен в разделе моделирование, в презентации – для личного использования, опыт представлен внутри ДОУ.
Рефлексивный этап:
Поставленные задачи были решены в полном объеме, цель проекта была достигнута в ходе реализации проекта. Полученные результаты соответствуют первоначальному замыслу. Полученный продукт преобразован в видеофильм.
Послепроектный этап:
Для обеспечения интеграции проектной деятельности, необходимо продолжать работу по формированию культурно-исторических ценностей детей дошкольного возраста и разрабатывать и внедрять новые проекты.
Перспективный план работы над проектом Приложение 1.
этап | неделя | мероприятие | задачи | Место проведения |
1 | 1 нед. | Сбор необходимой информации и разработка проекта: «Народное творчество». . | Актуализация знаний | ДОУ |
2 | 1-2 нед. | Беседы с детьми старшего возраста о проведении проекта. | Вызвать интерес детей к воспитательно-образовательному процессу | ДОУ |
3 | 2 нед. | Подготовка мини-докладов с детьми. Выступление педагогов и специалистов по вопросам русской традиционной куклы | Расширение кругозора и словарного запаса воспитанников по теме народного творчества. Развитие творческих способностей. Формирование лексико-грамматического строя. | ДОУ |
4 | 3 нед. | Презентация мини-докладов в детском коллективе | Развитие лексико-грамматического строя речи и ораторских способностей. | ДОУ |
5 | 4-5 нед. | Изготовление тряпичной игрушки | Выбор вида русской традиционной куклы. Изготовление игрушки. Презентация игрушки в группе. | ДОУ |
6 | 6-7 нед. | Посещение музея ДОУ | Закрепление полученных навыков, применение их на практических заданиях. | ДОУ |
7 | 7-8 нед. | Создание видеофильма. | Разработка сценария и съёмка сцен для фильма. | ДОУ |
Организация предметно-пространственной среды
- Знакомство с бытом предков и видами русской традиционной куклы.
- Демонстрация мини-докладов участниками образовательного процесса.
- Знакомство с технологией создания традиционной игрушки.
Приложение 2.
Организация проектной деятельности.
1.Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.
Знакомство детей подготовительной группы с культурными традициями предков. Педагоги и специалисты предлагают детям просмотреть фото и видео материалы, знакомят с бытом и праздничными традициями, веками формировавшимися на Руси. Знакомят с видами традиционной куклы и предлагают составить свой мини-доклад. Возникает вопрос: где можно применить новый опыт? Как же нам это сделать? В этот момент дети предлагают свои варианты. Совместно с детьми принято решение о создании музея.
2.Практические действия по реализации проекта.
2.1.Познавательно-исследовательская.
Актуализируются знания детей о культурных традициях своей родины. Совместно выбран материал для мини-докладов. Для детей проводят игры на закрепление новых знаний. С детьми проводится мастер-класс по изготовлению тряпичной игрушки.
2.2.Речевая деятельность.
Учитель-логопед помогает воспитаннику составить мини-доклады о традиционных игрушках, знакомит с планом-схемой.
План-схема:
- Вид игрушки.
- Её назначение.
- Краткий рассказ об игрушке.
3.Социально-коммуникативная деятельность.
Дети самостоятельно представляют свой мини-доклад в группе. Учатся публичному выступлению и передают полученный опыт воспитанникам.
4.Рефлексия.
Круглый стол: дети обсуждают и выбирают самые интересные куклы, распределяют их по видам. Лучшие экземпляры выставлены в музее. Педагог создаёт видеофайл для совместного просмотра.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013);
- Основная общеобразовательная программа – программа дошкольного образования МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 144;
- Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5-6 лет. Методическое пособие для воспитателей: Москва «Просвещение» 2015 г.
- Русский быт. Н.В. Астахова «Белый город», М.-2006 г.
- Русские обряды и традиции. Народная кукла. И.Н. Котова, А.С.Котова. «Паритет», С.- Петербург. -2006г.
