Проект о традициях народного творчества

Царенко Юлия Александровна

Знакомство с русской народной игрушкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matreshka_narodnoe_tvorchestvo.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад комбинированного вида № 144

620072, г. Екатеринбург, ул. Сиреневый бульвар, 21 а; тел./факс: 347-59-40

Проект по развитию творческих способностей воспитанников подготовительной группы.

Для городской интеллектуальной игры - конкурса

«Матрёшка»

Тема мероприятия: «Народное творчество»

Направление «Русская традиционная кукла»

Автор составитель:

Учитель-логопед –

Царенко Юлия Александровна

Екатеринбург, 2022 г.

Введение

Актуальная проблема проекта. 

  Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала для патриотического воспитания. Применение разнообразных образовательных форм и методов при знакомстве ребёнка с народной культурой позволят приобщить воспитанников к народным традициям, погрузить в быт и культуру своих предков. Новые знания позволят дошкольнику сложить целостный образ Родины.   В настоящее время возникает необходимость того, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле.

Актуальность темы.

  Проект направлен на развитие художественно – творческих способностей детей, воспитание чувства прекрасного, формирование  интереса к самобытной русской культуре, уважение предков и воспитание любви к Отечеству.

 

Гипотеза 

Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу.

  Создание фундамента  базовых знаний о традициях  и обычаях для  понимания культурно-исторических традиций  позволит воспитать у дошкольников гордость за свой великий народ, развить  любовь и уважение к Родине.

План проекта по теме : «Народное творчество»

направлению «Русская традиционная кукла»

Тип проекта:

По количеству участников – коллективный;

По приоритету метода –  развивающий;

По продолжительности – долгосрочный.

Направленность проекта: формирование  культурно-исторических ценностей и интереса к народным традициям у  воспитанников ДОУ.

Этапы работы над проектом:

-Стартовый;

-Этап реализации;

-Рефлексивный;

-Послепроектный.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Этапы

Содержание

Моделирование

        Оценка образовательной ситуации, выявление проблем.

Тема: «Народное творчество»

Цель проекта:  За время реализации проекта познакомить воспитанников подготовительной группы с народным творчеством на примере русской традиционной куклы

Задачи:

1.Создать предметно-пространственную развивающую среду для детей подготовительной группы.

2. Познакомить детей с народными традициями предков и сформировать представления о  видах русской традиционной куклы.

3. Способствовать развитию навыка культурного речевого общения, развитию  связной  речи, обогащению словарного запаса.

4.Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости к своему народу.

Участники:

Дети подготовительной группы.

Учитель-логопед: Царенко Юлия Александровна.

Воспитатели подготовительных групп, музыкальный руководитель, администрация детского сада, родители.

Продолжительность: с 10 декабря 2021 по 13 февраля 2022.

Этапы работы по реализации проекта:

1.Подготовительный этап  

  Сбор информации и изучение современных методик по формированию ценности народного творчества. Выбор направления работы.

2.Основной этап

Ответ на вопросы:

1.Какие исторические факты доступны для восприятия дошкольниками и вызовут интерес.

2.Какие методы и приёмы  можно применить для изучения народного творчества предков?

3.Достигли участники процесса основной цели проекта?

     Решение поставленных задач совместно с участниками проекта.

  • Совместный поиск интересных фактов о традиционной кукле.
  • Знакомство детей с разновидностями русской традиционной куклы.
  • Выступление детей в детском коллективе и презентация своих рассказов.
  • Изготовление своей куклы в домашних условиях.
  • Создание музея по теме: «Русская традиционная кукла», экскурсия и знакомство воспитанников с традициями предков.

3.Заключительный  этап

  Создание видеофильма с кратким описанием проекта. Контроль со стороны педагогов.

Ожидаемые результаты:

Специалист и воспитатель – решение задач программно-планового характера, активизация активного словаря, развитие лексико-грамматического строя речи и кругозора.

Дети:

  1. Смогут самостоятельно или с помощью педагога выбрать материалы для подготовки мини-докладов по региональному компоненту образовательной программы.
  2. Научатся составлять рассказ-описание с опорой на план.
  3. Продемонстрируют свой опыт участникам образовательного процесса.
  4. Изготовят свою куклу.
  5. Сформируют свой взгляд на культурно-исторические ценности русской традиционной куклы.
  6. Получат удовольствие от общения со всеми участниками проекта.

Проектирование

Анализ условий и ресурсов показал, что необходимо:

  1. Подобрать информационно-методическое обеспечение о приёмах и методах развития мотивационного интереса к народному творчеству.
  2. Создать презентацию об изготовлении русской традиционной куклы.
  3. Разработать сценарий и смонтировать видеофильм.
  4. Подобрать материал для обеспечения интегрированного подхода:

- развивающие игры;

-опытно-экспериментальная деятельность.

Конструирование

1.Разработка перспективного плана работы с детьми над проектом. Организация предметно-пространственной среды.

2.Планирование организации проектной деятельности.

3.Методическое обеспечение.

Этап реализации проекта

отражен  в разделе моделирование, в презентации – для личного использования, опыт представлен внутри ДОУ.

Рефлексивный этап:

   Поставленные задачи были решены в полном объеме, цель проекта была достигнута в ходе реализации проекта. Полученные результаты соответствуют первоначальному замыслу. Полученный продукт преобразован в видеофильм.

Послепроектный этап:

    Для обеспечения интеграции проектной деятельности, необходимо продолжать работу по формированию культурно-исторических ценностей детей дошкольного возраста и разрабатывать и внедрять новые проекты.

        Перспективный план работы над проектом        Приложение 1.

этап

неделя

мероприятие

задачи

Место проведения

1

1 нед.

Сбор необходимой информации и разработка проекта: «Народное творчество».

.

Актуализация знаний

ДОУ

2

1-2 нед.

Беседы с детьми старшего возраста о проведении проекта.

Вызвать интерес детей к воспитательно-образовательному процессу

ДОУ

3

2 нед.

Подготовка мини-докладов с детьми. Выступление педагогов и специалистов по вопросам русской традиционной куклы

Расширение кругозора и словарного запаса воспитанников по теме народного творчества. Развитие творческих способностей. Формирование лексико-грамматического строя.

ДОУ

4

3 нед.

Презентация мини-докладов в детском коллективе

Развитие лексико-грамматического строя речи и ораторских способностей.

ДОУ

5

4-5 нед.

Изготовление тряпичной игрушки

Выбор вида русской традиционной куклы. Изготовление игрушки. Презентация игрушки в группе.

ДОУ

6

6-7 нед.

Посещение музея ДОУ

Закрепление полученных навыков, применение их на практических заданиях.

ДОУ

7

7-8

нед.

Создание видеофильма.

Разработка сценария и съёмка сцен для фильма.

ДОУ

Организация предметно-пространственной         среды

  1. Знакомство с бытом предков и видами русской традиционной куклы.
  2. Демонстрация мини-докладов участниками образовательного процесса.
  3. Знакомство с технологией создания традиционной игрушки.

Приложение 2.

Организация проектной деятельности.

1.Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.

    Знакомство детей подготовительной группы с культурными традициями предков. Педагоги и специалисты предлагают детям просмотреть фото и видео материалы, знакомят с бытом и праздничными традициями, веками формировавшимися на Руси. Знакомят с видами традиционной куклы и предлагают составить свой мини-доклад. Возникает вопрос: где можно применить новый опыт? Как же нам это сделать? В этот момент дети предлагают свои варианты. Совместно с детьми принято решение о создании музея.

2.Практические действия по реализации проекта.

2.1.Познавательно-исследовательская.

    Актуализируются знания детей о культурных традициях своей родины. Совместно выбран материал для мини-докладов. Для детей проводят игры на закрепление новых знаний. С детьми проводится мастер-класс по изготовлению тряпичной игрушки.

2.2.Речевая деятельность.

    Учитель-логопед помогает воспитаннику составить мини-доклады о традиционных игрушках, знакомит с планом-схемой.

  План-схема:

  • Вид игрушки.
  • Её назначение.
  • Краткий рассказ об игрушке.

           3.Социально-коммуникативная деятельность.

    Дети самостоятельно представляют свой мини-доклад в группе. Учатся публичному выступлению и передают полученный опыт воспитанникам.

       4.Рефлексия.        

     Круглый стол: дети обсуждают и выбирают самые интересные куклы, распределяют их по видам. Лучшие экземпляры  выставлены в музее. Педагог создаёт видеофайл для совместного просмотра.

Литература:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013);
  • Основная общеобразовательная программа – программа дошкольного образования МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 144;
  • Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5-6 лет. Методическое пособие для воспитателей: Москва «Просвещение» 2015 г.
  • Русский быт. Н.В. Астахова «Белый город», М.-2006 г.
  • Русские обряды и традиции. Народная кукла.  И.Н. Котова, А.С.Котова. «Паритет», С.- Петербург. -2006г.