Аттестация 2020. 1.5. Соответствие планируемого самообразования, повышения квалификации или переподготовки профилю профессиональной деятельности, стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе.

Богославская Ирина Валерьевна

     Важнейшим условием успешности педагогической деятельности является готовность к непрерывному педагогическому образованию. В феврале 2010 года в округе были разработаны основные направления деятельности Правительства по реализации Стратегии социально экономического развития ХМАО - Югры до 2020 года. Система образования рассматривается как ресурс развития территории, направленный на формирование человеческого потенциала округа, поэтому оно должно быть доступным, эффективным, качественным и при этом обеспечивать успешную социализацию молодого поколения.

    Курсы повышения квалификации способствовали развитию моего профессионального мастерства, освоению новых профессиональных компетентностей, обновлению теоретических и практических знаний в связи с возросшими требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Самообразование способствовало практической реализации моей методической темы «Формирование универсальных учебных действий обучающихся начальной школы как основа успешности обучения в условиях ФГОС». Тема является актуальной в наше время, так как современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовить учеников, критически мыслящих, умеющих видеть возникающие проблемы и самостоятельно искать пути их рационального решения, творчески мыслить, быть коммуникабельным, мотивированными на достижение поставленных целей, владеть информационными технологиями, что показало очень хорошо дистанционное обучение в условиях по коронавирусу.

   Система образования непрерывно и динамично развивается, поэтому педагогу необходимо быть мобильным, критически мыслить и непрерывно самообразовываться.

   Мое самообразование непосредственно связано с проблемами и задачами учебного учреждения и отвечает запросам Стратегии развития образования ХМАО-Югры, в соответствии с задачами современного образования, отражёнными:

  • в ФЗ «Об образовании в РФ» https://depobr-molod.admhmao.ru/dokumenty/rf/

  • НОИ «Наша новая школа» http://base.garant.ru/6744437/

  • Национальном проекте "Образование" https://edu.gov.ru/national-project/

  • Целевой программе «Развитие образования в ХМАО - Югре на 2014-2020 гг.»,

  • Программе ХМАО – Югры "Развитие образования в ХМАО - Югре на 2019 - 2025 и на период до 2030 года"  https://depobr-molod.admhmao.ru/gosudarstvennye-programmy/gosudarstvennaya-programma-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry-razvitie-obrazovaniya-vstupae/1952058/gosudarstvennaya-programma-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry-razvitie-obrazovaniya-vstupae

  • Программе развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии г. Советский на 2018-2023 годы http://86gmz-sov.edusite.ru/p100aa1.html,

  •   «Дорожной  карте" по развитию шахматного образования в образовательных организациях ХМАО – Югры» от 19.07.2016г. №1145/210

  • Постановлению № 543-п от 13.12.2013 г. Правитльства ХМАО-Югры "ОБ организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ в ХМАО-Югре"

  • Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников,  разработанной в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» - ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»; проектмм Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленным Российской академией образования.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к распоряжению Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 № 91-рп

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДО 2020 ГОДА

ВВЕДЕНИЕ

Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года (далее - Стратегия) - система мер управления образованием, которая опирается на долгосрочные приоритеты и направлена на развитие интеллектуального и кадрового потенциала, повышение качества жизни населения в результате осуществления позитивных структурных изменений в экономике, высокого уровня социальной и профессиональной мобильности населения.

Документ разработан в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р; Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р; Федеральной целевой программой развития образования на 2006–2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803; Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 ноября 2008 г. № 491-рп; Основными направлениями деятельности Правительства автономного округа по реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты- Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, утвержденными распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31 марта 2009 г. N 116-рп.

В определении стратегических направлений развития учтены также программные документы Министерства образования и науки Российской Федерации, ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, бюджетные послания Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Данная Стратегия призвана сформировать систему образования автономного округа, которая соответствует инновационной модели развития региональной экономики и обеспечивает выполнение ключевых показателей системы образования: доступность, эффективность, качество.

Стратегия направлена на определение и реализацию долгосрочных приоритетов развития системы образования автономного округа, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными и региональными стратегическими приоритетами. Разработка Стратегии является важным этапом 2 дальнейших системных изменений в образовательном пространстве Ханты- Мансийского автономного округа - Югры.                                   Стратегия исходит из целевого ориентира признания образования как стратегического для Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ресурса устойчивого инновационного развития. Она определяет опережающую роль системы образования в решении задач социально-экономического развития автономного округа, долгосрочный вектор развития интеллектуального потенциала Югры.

В Стратегии определены приоритеты для реализации стратегической цели в рамках реализации единой государственной политики в области образования и науки, представлен анализ состояния и развития системы образования Ханты- Мансийского автономного округа - Югры за последние 6 лет, определены важнейшие проблемы и цель её развития. В рамках приоритетов обозначены основные задачи, ключевые направления и механизмы их реализации. В приложении приведена система индикативных показателей эффективности реализации стратегии развития образования.

Стратегия служит основой для разработки программы «Развитие образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2011-2015 гг.», следующей программе до 2020 года, других целевых программ по развитию отрасли, муниципальных целевых программ в области образования, перспективных и краткосрочных прогнозов развития системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре и соответствующих законодательных инициатив.

        IY.ПРИОРИТЕТЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ И КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ДО 2020 ГОДА

Конкурентоспособность, потенциал развития и инвестиционная привлекательность региона в условиях современной экономики в значительной степени определяются образованием. Ведущий элемент политики Правительства Югры - превращение автономного округа из территории временного пребывания в территорию постоянного места жительства через улучшение качества и повышение уровня жизни населения. В этих условиях система образования рассматривается как ресурс развития территории, направленный на формирование человеческого потенциала округа, адекватный задачам его социально-экономического развития. Для этого система образования округа должна постоянно обновляться как содержательно, так и организационно, быстро адаптироваться к запросам и требованиям динамично развивающейся экономики Югры.

Возможность получения качественного образования является не только одной из наиболее важных жизненных ценностей для каждого жителя округа, но и неким лифтом, обеспечивающим социальную мобильность представителям всех слоев общества. Стратегическое планирование развития образовательной сферы Ханты- Мансийского автономного округа - Югры основывается на признании образования одним из приоритетных направлений социально-экономического развития округа. При определении долгосрочных перспектив развития образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в качестве исходного принимается инновационный сценарий развития территории, предусмотренный в Стратегии социально-экономического развития Ханты- Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 ноября 2008 г. № 491-рп.

В рамках развития данного сценария особое внимание уделено формированию территориальной системы образования как 41 целостного объекта управления: от дошкольного до высшего и послевузовского профессионального образования, с учетом внешних и внутренних условий и факторов. Среди внешних условий наибольшее значение для образования имеет переход к экономике, основанной на знаниях. К ее ключевым характеристикам относится усиление востребованности компетентностей на рынке труда. Это, в свою очередь, требует повышения качества человеческого капитала путем формирования системы непрерывного профессионального образования.

К внутренним условиям, влияющим на развитие образования, относятся следующие факторы:

• дальнейшая активизация инновационной деятельности, реализация крупных инновационных проектов в сфере образования;

• развитие сектора образовательных услуг;

• маркетинговый подход к развитию образования;

• реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации, переход к принятию управленческих решений на основе мониторинга качества, доступности и эффективности образовательных услуг. Использование принципов программно- целевого управления. Эффективность развития региональной системы образования должна и в дальнейшем обеспечиваться на основе принципов проектной деятельности, таких как открытость к внешним запросам, «деньги в обмен на обязательства», адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

Стратегическая цель в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества и каждого жителя Югры. Система образования Югры должна стать основой динамичного экономического роста и социального развития региона, фактором его благополучия и безопасности. Реализация этой цели предполагает выделение следующих приоритетов развития регионального образования:

1. Создание на всех уровнях образования системы образовательных ресурсов (организационно-управленческих моделей для реализации обновленного содержания образования, технологических средств, инфраструктурных единиц), соответствующей требованиям современной экономики, обеспечивающей доступность качественных образовательных услуг вне зависимости от места жительства.

2. Повышение эффективности управления образованием через использование новых организационно-экономических механизмов, внедрение региональной системы оценки качества образования с обеспечением информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы общественного мониторинга (с участием общественных объединений и представителей работодателей).

3. Повышение эффективности системы воспитания и социализации обучающихся и воспитанников на основе компетентностного подхода и индивидуализации образования.

4. Большинство направлений модернизации должны быть сквозными и реализовываться в масштабах всей системы образования округа, детализируясь по уровням образования. Соответствие системы образования перспективам инновационного развития экономики и общественным потребностям, повышение инвестиционной привлекательности отрасли будет обеспечено путем обновления организационно- экономических механизмов (нормативно-подушевое финансирование, новая система оплаты труда, повышение самостоятельности образовательных учреждений через переход в новые организационно-правовые формы, др.) на всех ее уровнях.

Повышение качества образовательных услуг, их практико-ориентированность обеспечивается активным участием в управлении образованием общественных организаций и профессиональных ассоциаций.

Массовость дошкольного этапа образования - основа успешного обучения в школе и позитивной социализации.

Гибкие образовательные программы, многообразие форм предоставления услуг дошкольного образования (включая развитие негосударственного сектора, вариативных групп, др.) обеспечат поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.

Компетентностный подход к образованию, его индивидуализация, развитие системы дополнительного образования и воспитания будут определять развитие системы общего образования, а расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса - развитие системы профессионального образования. Вовлечение студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные научные исследования станет одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования.

В результате сформируется новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний, со сформированными компетентностями поиска, анализа, освоения и обновления информации. Внедрение национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ повысят эффективность использования человеческого потенциала и создадут условия для самореализации жителей округа в течение всей жизни. Настоящая Стратегия определяет новую роль системы образования и ответственность государства перед обществом в сфере образования.

Трансформационные процессы, уже сейчас происходящие в системе образования, и те, которые возникнут в будущем, свидетельствуют о том, что на смену традиционной системе обучения, когда базовым процессом было воспроизводство знаний, а способом контроля – сравнение с идеалом, в технологической модели обучения - постепенно придет новое образование, которое, сохраняя некоторые ценности традиционного и технологического обучения, будет стремиться к индивидуализации обучения, подбору образовательных технологий, адекватных возрасту, к построению образовательной среды, «оживляющей» знания.

Это станет условием получения новых образовательных результатов в соответствии с ценностями будущего общества. Для достижения стратегической цели определены задачи и ключевые направления их реализации в соответствии с уровневой организацией системы образования.

Школьное образование

Задача 1. Обеспечение доступности качественного общего образования независимо от социального положения и места жительства

Направления деятельности:

  • создание условий для функционирования эффективной сети и различных форм получения общего среднего образования (ресурсные центры, базовые школы, школы-ступени, экстернат, семейное образование, самообразование, дистанционное обучение и др.); развитие системы дополнительного образования школьников;
  • создание условий для интеграции (инклюзии) обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях. создание системы интегрированного (инклюзивного) школьного образования, включая в качестве ее элементов индивидуальное, надомное, дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;

Задача 2. Обновление содержание и технологий образования, развитие вариативности образовательных программ.

Направления деятельности:

  • расширение использования современных образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися компетентностей; создание условий для обучения школьников по индивидуальным образовательным программам (в т.ч. профессиональной подготовки) с учетом особенностей психофизиологического развития детей;
  • внедрение новых стандартов образования, основанных на компетентностном подходе и обеспечивающих повышение функциональной грамотности школьников автономного округа;
  • разработка и внедрение моделей сетевого взаимодействия учреждений, предоставляющих образовательные услуги, в т.ч. по реализации образовательных программ предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Задача 3. Формирование механизмов оценки качества школьного образования

Направления деятельности:

  • создание и внедрение системы объективного учета внеучебных достижений обучающихся;
  • внедрение на всех ступенях общего образования системы объективной оценки качества путем использования процедур, технологий, инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследований на основе апробированных российских и зарубежных аналогов, включая международные исследования (PISA, TIMSS и др.);
  • разработка и внедрение комплекса мер по участию общественности в оценке качества образования.

Задача 4. Обеспечение непрерывного сопровождения детей с учетом их особенностей, индивидуальных потребностей и способностей.

Направления деятельности:

  • разработка и внедрение индивидуальных программ психолого- педагогического сопровождения каждого школьника; внедрение установленных федеральных государственных образовательных стандартов для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающих необходимые достижения как в сфере образования, так и в жизненной компетенции;
  • создание системы взаимодействия с семьей для оказания компетентной помощи ребенку;
  • развитие системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи с участием научных школ, бизнес-структур и других институтов гражданского общества.

Задача 5. Создание условий для формирования толерантной, поликультурной личности, с высоким уровнем экологической культуры, самосознания, уважающей национальные традиции и культуру народов мира.

Направления деятельности:

  • развитие всестороннего сотрудничества педагогов, обучающихся, родителей, обновление института классного руководства;
  • развитие механизмов интеграции системы образования, семьи, институтов гражданского общества для формирования толерантной, поликультурной личности, с высоким уровнем самосознания, способной к саморазвитию и изменению качества жизни своего этноса и общества в целом;
  • развитие инновационных форм ученического самоуправления, детских общественных объединений для приобретения обучающимися правового, гражданского, экологического и социального опыта, умения принять осознанный самостоятельный выбор;
  • совершенствование организации изучения языка, истории и культуры малочисленных народов Севера;
  • сохранение и развитие позитивных форм детской субкультуры на основе регионально-этнической направленности воспитания в условиях миграционных процессов и поликультурной среды автономного округа.

Задача 6. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни.

Направления деятельности:

  • создание безопасной среды в образовательном учреждении путем обеспечения соблюдения стандартов, регламентирующих необходимые и достаточные материально-технические нормы и правила организации образовательной деятельности;
  • осуществление мер по оптимизации учебной, психической и физической нагрузки школьников путем изменения содержания образования, введения многообразия форм организации образовательного процесса, создания разнообразной учебной среды, гибких графиков работы школ и т.д.;
  • внедрение инновационных образовательных технологий сохранения и развития здоровья детей и молодежи, основанных на самоорганизации здорового образа жизни;
  • повышение удельного веса и качества занятий физической культурой и спортом;
  • внедрение оптимальных схем организации высококачественного питания школьников;
  • реализация системы мер по организации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей.

Задача 7. Развитие информационного обеспечения современных образовательных технологий, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения.

Направления деятельности:

  • создание современной образовательной среды для повышения эффективности организации управления системой образования и качества образовательных услуг;
  • создание условий для подключения каждого рабочего места обучающихся и педагогов к широполосному Интернету;
  • разработка и внедрение инновационных учебно-методических комплексов и цифровых образовательных ресурсов;
  • создание Центра дистанционного образования и организация на его базе профильного обучения, дополнительного и непрерывного образования, обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием социальных сервисов сети Интернет;
  • создание для участников образовательного процесса единой системы доступа к информации.

Задача 8. Разработка системы мер, направленных на формирование новых высококвалифицированных педагогических кадров.

 Направления деятельности:

  • внедрение системы мер по мотивации роста профессионального уровня педагогов путем введения системы оплаты труда за качество и результаты, инновационных моделей аттестации, системы «социальных пакетов» и др.;
  • создание системы качественного сетевого непрерывного образования и повышения квалификации педагогических кадров, включая создание «стажировочных» площадок на базе инновационных школ округа;
  • создание условий для формирования ассоциаций работников системы образования, советов руководителей образовательных учреждений и других институтов гражданского общества, а также эффективных механизмов их участия в управлении образованием и оценке его качества;
  • институционализация новых специальностей «учитель-менеджер», «сетевой учитель», «учитель-тьютор», «менеджер образования» и др.

Задача 9. Внедрение организационно-экономических моделей и механизмов, повышающих экономическую и социальную эффективность функционирования школ.

Направления деятельности:

  • расширение программно-целевых методов финансирования, концентрация бюджетных средств на реализации стратегических приоритетов развития общего образования;
  • развитие экономической самостоятельности школ;
  • повышение средней заработной платы работников образования с учетом качества и результативности их труда до уровня средней заработной платы в целом по экономике в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре;
  •  развитие многоканального финансирования; внедрение новых организационно-правовых форм образовательных учреждений (автономные учреждения и др.);
  • развитие механизмов частно-государственного партнерства в реализации перспективных проектов, направленных на развитие школьного образования;
  • переход от финансирования образовательных учреждений к финансированию индивидуальных образовательных потребностей личности в рамках образовательных программ.

Задача 10. Развитие институтов общественного участия в образовательной деятельности. Направления деятельности:

  • внедрение системы мер по обеспечению открытости школьного образования;
  • развитие эффективного института органов государственно-общественного управления на всех уровнях (школьный, муниципальный, региональный), создание условий для наделения их широкими управленческими полномочиями по определению программ развития, организации образовательного процесса, решению кадровых вопросов, укреплению материально-технической базы и др.;
  • введение государственно-общественной системы лицензирования, аккредитации образовательной деятельности и образовательных программ; разработка и внедрение механизмов привлечения общественности к процедуре аттестации педагогических работников; создание эффективной системы межотраслевого, межмуниципального сотрудничества.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» - ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»; проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленным Российской академией образования.

Концепция включает обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся.

Содержание Концепции

Введение 
1. Национальный воспитательный идеал 
2. Цель и задачи воспитания школьников 
3. Духовно-нравственное развитие гражданина России 
4. Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования 
5. Система воспитательной работы общеобразовательной школы 
6. Управление воспитательным процессом 
7. Взаимодействие школы, традиционных российских религиозных организаций, институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании школьников 
8. Примерные требования к условиям воспитания и социализации учащихся 
Заключение

Введение

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации   Президент назвал важнейшие   ценности:  СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий;

ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА;            МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР;

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ;           ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ;

 ЗАБОТА о младших и старших;            ПАТРИОТИЗМ;

ВЕРА в РОССИЮ;            ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ.

 Духовная дезинтеграция общества, девальвация ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что современная Россия среди стран -лидер по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалось у черты, за которой может начинаться физическое вырождение нации.

         Президент выделил две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, — Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу.  

Свободной и законопослушной может быть нравственная личность, располагающая ценностями и убеждениями. Нравственность в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье — во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет.

Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов.

 Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

          Наиболее системно, последовательно и глубоко  ценности  могут воспитываться всем укладом школьной жизни. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы.    

Если школа не выполняет своей задачи формирования ценностей и основ гражданского самосознания, то у обучающегося в условиях открытого информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала семьи может формироваться   искажение в ценностных ориентациях.  

1. Национальный воспитательный идеал

  Воспитание - это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем.  

Национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, абсолютно нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.  

В определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох.

Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Наличие такой личности делает возможными частное и коллективное преуспевание и развитие. При этом надо помнить, что человек становится личностью только в обществе.    

В условиях, когда государство и общество стоят перед необходимостью модернизировать страну, большое социальное и политическое значение приобретают солидарная устремленность в будущее, нацеленность на достижение качественно нового общественного состояния, наполненность личной жизни социальными смыслами. Модернизация России не самоцель, а способ сделать жизнь в нашей стране нравственнее, гуманнее, человечнее, комфортнее.  

 Преумножение российского народа в численности, повышение качества его жизни и труда, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие культуры и творчества — важнейшая национальная задача.

В соответствии с ней определяется и современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

2. Цель и задачи воспитания школьников

Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования   процесс образования понимается  как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и др. ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач.  

Личностная культура:

готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию  — «становиться лучше»;

сформированность   нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие и др.;

развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;

готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию;  

  целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

осознание ценности человеческой жизни;

Социальная культура

  принятие учащимися национальных духовных и нравственных ценностей;

вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;

готовность молодых россиян солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;

развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению;

доверие к другим людям, общественным и государственным институтам;

забота о преуспевании и целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.

Семейная культура

сформированность отношения к семье как к основе российского общества;

приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;

бережное отношение к жизни человека, продолжение рода;

3. Духовно-нравственное развитие гражданина России

Характер организации современного воспитательного процесса определен Законом «Об образовании». Ст. 9. п. 6.  устанавливает, что «...основные общеобразовательные программы   общего образования  включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Таким образом, духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.

Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Обеспечение духовно-нравственного развития личности россиянина — ключевая задача современной государственной политики, направленной на модернизацию страны.  

Сферу педагогической ответственности можно обозначить двумя положениями.

1. программы воспитания и социализации должны обеспечивать духовно-нравственное развитие гражданина России.

2. Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания.

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое   школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности.

Следующая ступень развития гражданина - осознанное принятие школьником традиций, ценностей  культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным содержанием   понятия «Родная земля», «Отечество», «Малая Родина».

Более высокая ступень духовно-нравственного развития россиянина — принятие культуры и духовных традиций народа или народов, в среде которых он родился и продолжает жить.    

Открытость миру, толерантность к другим культурам — важная ступень и характеристика духовно-нравственного развития гражданина России.

4. Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования

Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять человеческое в человеке, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.

          Само слово «воспитание (вос-питание)» восходит к значению «духовное питание», «питание человека из духовного источника».    

         Источники человечности открываются на российской почве как сокровищницы национальных и общечеловеческих духовных ценностей:

  ПАТРИОТИЗМ

— чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан — богаче и счастливее. Патриотизм — это источник силы народа. Он выражается в ценностях:

Любовь к России;

Любовь к своему народу;

Любовь к своей малой родине;

Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

  СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

  Социальная солидарность -  возможность личности развиваться в неагрессивной, благоприятной социальной среде.  Социальная солидарность раскрывается в ценностях:

Свобода личная и национальная;

Доверие на всех уровнях общества;

Справедливость;

Милосердие;

Доброта;

Честь и честность;

Достоинство.

  ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

Российские народы образуют российскую гражданскую нацию. Их объединяет общая историческая судьба, культура, ментальность, русский язык.   Гражданственность основана на ценностях:

Правовое государство;

Гражданское общество;

Долг;

Закон;

Правопорядок;

Межэтнический мир.

  ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ

Традиционные российские религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм, - это источники национальной духовности. Духовно-нравственное развитие личности чаще всего происходит в душевной сопричастности человека ценностям, которые лежат в их основе.  В общеобразовательной школе ценности российских религий   представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности. В таком, культурологическом, контексте школьники могут усваивать системные представления о:

Вере в Бога;

Религиозных организациях;

Святости и благочестии

  СЕМЬЯ

Россия начинается с российской семьи. Здесь впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он неслучаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны ему, чтобы стать человеком. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми:

Любовь и верность;

Здоровье и благополучие;

Почитание родителей;

Забота о старших и младших;

Продолжение рода;

  ТРУД И ТВОРЧЕСТВО

Нет средства более важного, чтобы стать человеком, личностью, семьянином и гражданином, сделать себя и окружающий мир лучше, чем свободное творчество и каждодневный труд. Это возможно, если человек принимает ценности:

Познание и истина;

Креативность и инновационность;

Целеустремленность и настойчивость;

Трудолюбие;

Бережливость

ПРИРОДА И ИСКУССТВО

Россияне вправе гордиться своей страной, ее славной историей, великой культурой, традиционной духовностью, великолепной природой. Открыть для себя красоту российской земли, ее уникальные природные и культурные ландшафты школьники могут, приобщаясь к ценностям:

Жизнь;

Родная земля;

Красота;

Гармония

 ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

У россиянина необходимо воспитывать способность к духовно-нравственному развитию через обращение к другим национальным культурам и мировому культурному наследию. В то же время он сам должен быть понятен представителям других народов, открыт и дружелюбен по отношению к ним, что возможно через принятие ценностей:

Планета Земля;

Мир во всем мире;

Многообразие культур и народов;

Прогресс человечества;

Международное сотрудничество

Система ценностей   определяет самосознание российского народа, расставляет приоритеты общественного и личностного развития, определяет характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смыслы человеческой жизни. Воспитательное пространство школы, составляющей основу государственно-общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности выражают суть общенациональной концепции: «Мы — российский народ».  

5. Система воспитательной работы общеобразовательной школы

       Национальный воспитательный идеал — воспитание гражданина России — является главной педагогической задачей, задает смыслы и характер воспитательного процесса. Базовые ценности определяют содержание, качество и количество воспитательных программ в общеобразовательной школе.

      Воспитание в российских школах должно начинаться с широкого, повсеместного употребления понятий «гражданин России», «россиянин», «российский народ», «Россия» непосредственно в образовательном процессе и вне его.

    Понятие «россияне», уходя своими корнями в давнюю отечественную историю, начиная от М.В.Ломоносова, Н.М.Карамзина и А.С.Пушкина, является собирательным и относится к единой российской нации

    Первоочередная задача воспитания в общеобразовательной школе — развитие личности гражданина России. Для ее осуществления необходима гражданская позиция педагогического коллектива школы. Российская идентичность не будет сформирована у школьников, если она отсутствует или имеет формальный, отчужденный характер у учителей, руководителей образовательных учреждений, родителей, иных лиц, чья деятельность определенным образом влияет на воспитание школьников.  

           Духовно-нравственное развитие российских школьников в общеобразовательной школе обеспечивается программами воспитания и социализации. Их может быть восемь, в соответствии с теми источниками человечности, которые были определены выше:

1. ПАТРИОТИЗМ; 
2. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ; 
3. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ; 
4. ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ; 
5. СЕМЬЯ; 
6. ТРУД И ТВОРЧЕСТВО; 
7. ПРИРОДА И ИСКУССТВО; 
8. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

      Программы воспитания и социализации имеют комплексный характер. Каждая разделяется на ряд подпрограмм согласно соответствующей системе ценностей. Подпрограмма получает свое название от той базовой ценности, принятие которой школьником она должна обеспечить. Например, воспитательная программа «Гражданственность» включает в себя подпрограммы: «Правовое государство», «Долг», «Закон», «Правопорядок», «Гражданское общество», «Межнациональное согласие». Таким же образом структурируются и иные воспитательные программы.

        Содержание воспитания в общеобразовательной школе группируется вокруг базовых национальных ценностей.   Каждая из базовых ценностей  превращается в ключевую воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

общеобразовательных дисциплин;

произведений искусства и кино для детей и юношества;

периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;

традиционных российских религий;

фольклора народов России;

истории своей семьи;

жизненного опыта своих родителей и прародителей;

общественно полезной и личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

других источников информации и научного знания.

           Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности.  

Целостное воспитательное пространство общеобразовательной школы структурируется множеством воспитательных программ и подпрограмм. Каждая воспитательная программа (подпрограмма) осуществляется по пяти направлениям:

1. Урочная деятельность; 
2. Внеурочная деятельность (культурные практики); 
3. Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики); 
4. Семейное воспитание; 
5. Изучение культурологических основ традиционных российских религий.

Урочная деятельность. Воспитательные программы и содержащиеся в них воспитательные задачи должны быть интегрированы в содержание учебных предметов.  

Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования.  

Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д.   Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика.   

Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума.    Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

Изучение культурологических основ традиционных российских религий. Приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий рассматривается как важный вариативный компонент программ воспитания и социализации школьников. Обязательным требованием изучения определенной традиционной российской религии является сохранение целостного воспитательного пространства общеобразовательной школы.  

6. Управление воспитательным процессом

      Основным инструментом государственно-общественного управления процессами воспитания и социализации школьников является Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.    

     Стандарт как общественный договор, его разработка, принятие и исполнение консолидирует российское общество по основным задачам государственно-общественного воспитания детей и молодежи.

     Духовно-нравственное воспитание учащихся не может полноценно осуществляться силами одной только общеобразовательной школы. Необходимо активно включать в этот процесс семью, традиционные российские религиозные организации, общественные организации, СМИ, учреждения культуры, спорта, социальной работы.

             Базовая система ценностей определяет процессы воспитания и социализации в рамках инвариантной части базисного учебного плана. Участники образовательного процесса в границах вариативной части учебного плана могут разрабатывать и осуществлять дополнительные программы воспитания и социализации школьников.

           В основе педагогического управления процессами духовно-нравственного развития личности обучающегося лежит убеждение педагогов в том, что школа — это не только место, где можно получить новую информацию, а затем — и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося.   интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

           Воспитание в школе — это    вся школа, открытая для жизни и открывающая перед учащимся настоящую Россию в ее историческом и духовном величии, широте социальных, культурных, экономических возможностей. Воспитывает весь уклад школьной жизни.  

               Классный руководитель является  основным организатором школьной жизни учеников.   Большое педагогическое значение отводится  проводимому раз в неделю классному часу. Он становится классным воспитательным часом и уже не столько возможностью реагировать на спонтанно возникшие педагогические ситуации, сколько системой планомерной организации жизни детского коллектива.  

          Оценка личностных достижений школьников в процессе духовно-нравственного развития может осуществлять с помощью портфолио.  Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития.  Портфолио — нечто большее, чем папка школьных и семейных работ, отчетов о выполнении культурных и социальных практик. Оно представляет собой педагогически спроектированную и методически организованную индивидуальную подборку материалов, последовательность которых демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в освоении определенных духовных ценностей в рамках воспитательной программы. Технология портфолио делает процесс духовно-нравственного развития школьника открытым, объективным и корректируемым со стороны педагогов и родителей.  

7. Взаимодействие школы, традиционных российских религиозных организаций, институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании

              Воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты: научный, художественный, религиозный и др., — а также виды образовательной деятельности: учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и др. — согласованно обеспечивали воспитание человека, гражданина и патриота.

              Школа и традиционные российские религиозные организации совместно с другими общественными организациями: ветеранскими, национально-культурными, экологическими и др., — а также учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта призваны создавать единое пространство духовно-нравственного развития россиянина.

           Следовательно,  религиозная организация должна участвовать в воспитании и социализации школьников  в силу того, что это часть ее миссии в мире. Религия способна  обеспечить чистоту, основательность и устойчивость нравственности и общественной морали.

           Воспитание патриотизма и гражданственности, развитие духовности и нравственности есть надежный способ пробуждения и укрепления в народе религиозного чувства.          

8. Примерные требования к условиям воспитания и социализации учащихся

            Требования к условиям воспитания и социализации школьников должны быть реализованы в каждой государственной и муниципальной общеобразовательной школе, которая позиционирует себя в едином федеральном воспитательном пространстве.

В числе таких требований:

создание (наличие) культурно-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности (символы) российской нации, народов РФ, территориально-регионального и местного сообщества;

создание (наличие) социально-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображения лидеров государства и знаменитых людей российской истории, государственные праздники, памятные даты национальной истории и другие;

создание (наличие) эколого-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своей жизни, жизни других людей, природы, планеты в целом;

создание (наличие) эстетической среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы;

создание (наличие) школьной воспитательной среды, воссоздающей историю данного образовательного учреждения, его культурные, педагогические и другие традиции, портреты и биографии замечательных педагогов и выпускников, другие события ее прошлого и настоящего;

работа школы с семьей, систематическое привлечение родителей и прародителей обучающихся к разработке и осуществлению школьных программ воспитания и социализации обучающихся;

взаимодействие общеобразовательного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с социальными субъектами воспитания: ветеранскими, экологическими, национально-культурными и иными общественными организациями, традиционными российскими религиозными организациями, армией, органами охраны правопорядка;

взаимодействие общеобразовательного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;

установление и совершенствование системы межпредметных связей, содержательно раскрывающих базовые национальные ценности, на освоение которых обучающимися направлены программы воспитания и социализации;

интеграция учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно- полезной деятельности в рамках программ воспитания и социализации обучающихся;

направленность программ воспитания и социализации обучающихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни, а также проблем поселка, района, города, области, республики, края, России;

педагогическая поддержка детско-юношеских и молодежных организаций и движений, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина России

Заключение

               Последняя редакция Закона  «Об образовании», принятая в конце 2007 г., отдает духовно-нравственному развитию, воспитанию личности обучающегося безусловный приоритет на всех уровнях образования. В настоящее время воспитание рассматривается как одна из важнейших государственных задач. В России начинает возрождаться государственно-общественная система воспитания.

           Этот процесс идет уже в новой ситуации.  Государство вернуло себе роль основного организатора общественной жизни и начало последовательно проводить курс на модернизацию страны, несмотря на трудности в связи с мировым экономическим кризисом.        

          Духовное-нравственное развитие личности гражданина России является одним ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его  жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.         Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.